Второй этап статистического исследования (статистическая сводка, группировка, таблицы) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Второй этап статистического исследования (статистическая сводка, группировка, таблицы)

2017-12-09 286
Второй этап статистического исследования (статистическая сводка, группировка, таблицы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Содержание темы

Понятие о статистической сводке, её значение и задачи в экономико-статистическом исследовании. Понятие о статистической группировке и группировочном признаке. Значение метода статистических группировок. Задачи статистических группировок, их виды. Принципы выбора группировочных признаков. Группировка по атрибутивным и количественным признакам.

Статистическая сводка предполагает систематизацию и группировку цифровых данных, подсчет соответствующих итогов и представление результатов в виде таблиц или графиков. Примером статистической сводки являются входные формы статистической отчетности, заполняемые на таможне.

Изучаемые статистикой массовые явления и процессы протекают в качественно однородных совокупностях. Однако качественная однородность единиц, составляющих совокупность, не является чем-то абсолютным, навсегда и на все случаи заданным. Единицы, качественно однородные в одном отношении, оказываются разнородными в другом. Это позволяет делить статистическую совокупность на частные подсовокупности — использовать методы группировки.

Таким образом, группировка — это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка — это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

Устойчивое разграничение объектов выражается классификацией. Классификация — это как бы стандарт, в котором каждая атрибутивная запись может быть отнесена лишь к одной группе или подгруппе. Классификация основывается на самых существенных признаках, которые практически не меняются. (например, классификация отраслей народного хозяйства, классификация товаров, классификация территорий (субъекты, города, районы, населенные пункты) и т. д.). Таким образом, классификация — это общепринятая, нормативная группировка.

Метод группировки основывается на двух категориях - группировочном признаке и интервале.

Группировочный признак — это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы. Классификация и группировка должны производиться на основании вполне объективных и легко распознаваемых признаков. При этом последние могут носить как атрибутивный, так и количественный характер. Следует иметь в виду, что в ряде случаев классификация, которая представ­ляется чисто качественной, в конечном итоге оказывается основанной на количественном признаке. Такова, например, классификация промышленных предприятий по отраслям. Поскольку одно и то же предприятие выпускает продукцию разных видов, статистика решает этот вопрос по количественному преобладанию того или иного вида.

Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между макси­мальными и минимальными значениями признака в группе.

Интервалы бывают:

Ø равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова;

Ø неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;

Ø открытые, когда имеется только либо верхняя, либо нижняя граница. Например, товарооборот предприятия свыше 50 тыс. долл.;

Ø закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы. Например, товарооборот предприятий от 10 до 50 тыс. долл.

В зависимости от числа положенных в их основание признаков различают простые и многомерные (сложные) группировки.

Группировка, выполненная по одному признаку, называется простой.

Многомерная (сложная) группировка производится по двум и более признакам. Частным случаем многомерной группировки является комбинационная группировка, базирующаяся на двух и более признаках, взятых во взаимосвязи, в комбинации.

По отношениям между признаками выделяют иерархические и неиерархические группировки.

Иерархические группировки выполняются по двум и более признакам, при этом значения второго признака определяются областью значений первого (например, классификация отраслей промышленности по подотраслям, товарных групп по тварным позициям и т.д.).

Неиерархические группировки строятся, когда строгой зависимости значений второго признака от первого не существует (например, группировка по товарным группам в разрезе таможен или стран и т.д.).

Среди простых группировок особо выделяют ряды распределения.

По очередности обработки информации группировки бывают первичные (составленные на основе первичных данных) и вторичные, являющиеся результатом перегруппировки ранее уже сгруппированных данных.

При проведении группировки приходится решать ряд задач:

1) выделение группировочного признака;

2) определение числа групп и величины интервалов;

3) при наличии нескольких группировочных признаков описание того, как они комбинируются между собой;

4) установление показателей, которыми должны характе­ризоваться группы, т. е. сказуемого группировки.

Рассмотрим методологические вопросы построения различных видов группировок.

Статистические группировки и классификации преследуют цели выделения качественно однородных совокупностей, изучения структуры совокупности, исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).

Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов. Важнейшим содержанием типологических группировок является выделение из множества признаков основных типов в качественно однородные. К таким группировкам следует отнести, например, группировку участников ВЭД по категориям или инвестициям, товаров по товарным группам ТН ВЭД и т.д.

По способу формирования типологических групп различают:

1) способ последовательных разбиений, заключающийся в формировании таких групп, все объекты которых имеют одинаковые значения классификационных признаков;

2) способ многомерной классификации. В этом случае объекты, образующие группы, могут иметь различные значения классификационных признаков.

Первый способ является исторически более ранним. Он включает в себя два метода. Во-первых, это типичный для него метод комбинационной группировки, при которой формирование групп производится путем последовательного разбиения сначала всей совокупности по одному признаку, затем полученных частей — по другому и т. д. причем строго соблюдается принцип иерархии групп. Во-вторых, это многошаговый метод последовательных разбиений совокупности. Способ многомерной классификации, когда группы формируются на основе близости объектов одновременно по большому числу признаков, получил широкое применение с разработкой методов распознавания образов и появлением ЭВМ.

 

Приведем пример типологической группировки.

Таблица 3.1


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.