Мифологич-е, религиозное, художест-е, натуралистское, обыденное. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Мифологич-е, религиозное, художест-е, натуралистское, обыденное.

2017-12-09 188
Мифологич-е, религиозное, художест-е, натуралистское, обыденное. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выделяют четыре вида бытия:

1 бытие вещей и процессов;

2 бытие человека;

3 бытие духовного, идеального;

Бытие социального, общественного.

Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.

В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, вкл в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие".

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, поскольку он, как живое существо, вклв мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.

Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится общественным бытием, понимается все существующее вне сознания.

Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии.

Существующие уровни бытия: - существующее возможности (потенциальное бытие) - существующее в действительности (актуальное бытие).

Онтология - философское учение о бытии (о сущем) как таковом, о наиболее общих его характеристиках независимо от его частных форм (видов) в отвлечении от логико-гносеологических и методологических вопросов, связанных с его постижением. Под Онтологией в домарксистской философии понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. В эпоху позднего средневековья философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое служило бы философским доказательством истины религии. В новое время (16в.) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего. Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения; духовная жизнь — также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку положит-е содержание этих учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с др стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). В западной философии 20в. предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую О.» («трансцендентная О.» Гуссерля, критическая О. Гартмана). В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. По способу существования бытие разделяется на2 мира, 2 способа существования: мир физических состояний (материальный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека). Оба эти мира характеризуются понятием бытия, но их способы существования различны. Физический мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир чел сознания существует субъективно, т.к. зависит от воли и сознания людей. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот.

Единство мира как философская проблема. Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Ед-во мира заключается в его материальности, т.к. в мире нет ничего, что не было бы конкретной ф. материи, ее свойств или проявлений св-в и взаимосвязей. Ед-во мира проявляется в всеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; наличии у всех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; процессах превращения одних форм матери в другие; в локальном масштабе ед-во мира – общность физико-химического строения различных тел/ законов/ и т.д.

Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты, есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам связей и взаимод-ий на уровне объективн и субъективн реальности


Самосознание

Подсознательное

Бессознательное:

1.особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольностью возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Лейбниц, Фехнер)

2.первичный регулятор поступков человека. Некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Юнг, Фрейд)

3.основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания.


Критерии научности

1. Воспроизводимость,2. Проверяемость, 3. Проблемность, 4. Мобильность, 5. Критичность, 6. Практичность, 7. Имперсональность, 8. Системность

Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, имеет собственные источники и средства познания. Многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

1. ненаучное, понимаемое как несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

2. донаучное, выступающее предпосылочной базой научного;

3. паранаучное -несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности

4 лженаучное -сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, Лженаука - это ошибочное знание

5 квазинаучное -знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика, власть

6. антинаучное -утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

7 псевдонаучное -представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств.

Другая особенность вненаучного знания - бесписьменный характер. Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода.


Философия Платона

Платон стал первым греч философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей приз в качестве первичного по отношению к миру вещей.

Существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постиг только умом. Этот мир есть идеи в себе или для себя, которые находятся поверх физического космоса. Мир идей вечен, то есть непорожден и неизменен, т.е. неразложим.

Материальное создается Творцом, Мастером (Демиургом) наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует материальный мир как гармоническую систему. Он создает мир по образцам идей, идея – чистая форма Прекрасного в себе, гармонический и совершенный мир. Материальный мир создается из хаоса, бесформенное движение, которое противопоставлено идеям и самому Демиургу. Космос представляется в виде шара, в центре которого наша планета, а вокруг нее другие планеты и звезды, приводим в движение их душами. Бессмертной душой сотворен и человек, у него она соединена со смертным телом, душа – основа разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир.

Теория познания: человек имеет врожденные идеи, припоминая которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех ее проявлениях, следует знать смысл вещи, нужно умом созерцать идеи. Стимулом к знанию является любовь (к красивому телу, к душе, к знанию). Знание не может быть ощущением, должно быть знание со смыслом.

Теория познания связана с учением о душе. Платон говорит, что знание возможно не для всякого: оно невозможно для всеведущего Бога и для невежды, непонимающего, что он не знает ничего. Знание возможно для того, кто между ними, для философа. Знание – это не ощущение, его нельзя получить эмпирическим путём, оно ограничено от чувственного опыта. Истинное знание уже содержится в нас. В познании необходима интуиция (например, интуиция прекрасного). В земной жизни душа проходит через испытания, и если она их вынесла, то возвращается в мир Абсолюта, если же оскверняется – следует в мир материи.

Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей, делится на 2 этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо до рождения тела она это видела. Вселившись в тело, душа сохраняется, но не осознает свои знания, в процессе развит душа вспоминает знания, которые видела раньше. Основным средством воспоминания является метод диалектики - беседа.

Человек – единство души и тела, в основе которого лежит душа, тело – тюрьма для души, от которой душа может погибнуть, нужно очищать душу путем рацион познания.

3 типа души – разум, страсть, вожделение, соответственно, 3 типа людей в государстве – мудрецы; стражники; крестьяне, торговцы.

Так как чувственные вещи преходящие, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на себя идеи и превращение их во множество чувственных вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага.

Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности). Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир чувственных вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.

Знание есть припоминание. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Человеческая душа независима от тела и бессмертна.

Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами.

Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. Платон Перенял у Сократа идею о том, что задача философии – действительное делание блага. Миру идей противостоит мир небытия, материи. Материя – это начало и условие пространственной разделённости, множественности вещей чувственного мира. Чувственный мир есть нечто среднее между бытием и небытием, он порождение этих двух миров.

Космос – цельность единичностей, он живет, дышит, пульсирует. Он полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных и нетленных. Мир по природе двойственен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. До Платона греческая мысль не знала понятие «идеальное». Он же приписал идеям отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это явл-ся удвоения бытия, что составляет суть объективного идеализма.

 


Философия Аристотеля

Учение Аристотеля - объективный идеализм.

Оно сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что Платон отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей.

3. Утверждая, будто идеи относятся к другим идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, так как сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.

4. Платоновское учение о сущности идей независимых по отношению к вещам чувств мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например человек и кроме соответствующих ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи человека и для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна - третья - идея...

5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.

По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Форма есть действительность того возможностью чего является материя. Например, если кирпич, является формой глины, рассматриваемой как материю, то формой этой материи будет дом. Предельной формой является перводвигатель или Бог.

Идеализм. Исходная точка - существование независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов внешнего мира. Таким образом источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия.

Логика по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания.

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - Бог (перводвигатель).

Одним из важнейших принципов является учение о целесообразном в природе. Этот принцип распространяется на все бытие и даже на Бога. Эта целесообразность является внутренней и бессознательной целесообразности природы.

Аристотель перенял у Платона идею о том, что подлинное знание содержится в понятиях, так как это знание логическое. Но, по Аристотелю, оно находится не только в сверхчувственном мире, но и в мире чувственном. Таким образом, Аристотель признаёт необходимость явлений чувственного мира для знания → реализм.

Аристотель эмпирик, он сначала исследует частные явления, а затем переходит к общему. Аристотелю принадлежит теория о научном доказательстве:

В основе всех наук лежит начало, которое познаётся непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома. С Аристотеля начинается разработка формальной логики. Познание направлено на постижение сущности вещей, но, по Аристотелю, общее познаётся из частного.

Источник знания – в способности разума усматривать всеобщее.

Всякое развитие – переход от возможности к реализации.

Материя – пассивное начало, материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия).

Форма – это сумма свойств, отличающих один предмет от другого. Сущность и вещь, также как материя и форма, не существуют в отрыве друг от друга (как у Платона). Форма является конечной целью, к которой стремится всё существующее.

Душа человека дает смысл и направленность жизни. Душа есть причина и начало живого тела, ведь душа – причина как источника движения, как сущность одушевленного тела. Тело – материя органического вещества. Как форма господствует над материей, так и душа над телом, разум над чувствами.

Теория познания строится с позиции эмпиризма, суть вещей познается с помощью ощущений.

Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречий, с которыми сталкивается знание на уровне единичного. Сущность не может быть противоречивой, поэтому на уровне сущностной диалектика исчезает. Диалектика – низший уровень логики, она связана с движением от знания единичного к знанию общего. Формами истинно научного знания явл-ся понятия, постигающие сущность вещи. Сформулировал логические законы: з-н тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждения); з-н противоречия (не противоречь сам себе) и з-н исключенного третьего (А или не-А истинно, третьего не дано).

Этика. Добродетель – то, что служит интересам об-ва, что укрепляет социальный порядок.

Основные направления.

Славянофилы (Л. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра I за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX в. славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н. Данилевский и др.).

Западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России, а многие затем пересмотрели свои взгляды и отказались от них (Чаадаев, Герцен).

Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.). В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Чернышевский, исповедовавший антропологический материализм, считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. С точки зрения Чернышевского, познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика у него определялась как деятельность людей по преобразованию природы. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория "разумного эгоизма", отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей.

Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Плеханов. Он становится первым пропагандистом и теоретиком марксизма в России. Высоко оценивая диалектику Гегеля, он считает ее аналогом объективного мира, отражением его законов в сознании человека. В теории познания Плеханов отстаивает принцип познаваемости мира и существование объективной истины, которую он представляет как процесс, полагает, что наши ощущения есть лишь "условные знаки", "иероглифы", которые доводят до нашего сведения то, что происходит в действительности. В понимании истории Плеханов разделяет взгляды К. Маркса, считая всеобщей причиной общественного движения, развитие производительных сил, изменение которых обусловливает изменения в общественных отношениях людей. Творец истории для Плеханова – народные массы. Однако, с его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории. Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах основателя политического течения, названного большевизмом. Теоретическая разработка В. Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практикой революционной деятельности. Он занимается разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата. В. Ленин обращается к решению философских проблем, имеющих отношение к диалектике природы, исследует причины философско-методологического кризиса в естествознании, возникшего на рубеже XIX-XX вв, выдвигает положение о неисчерпаемости материи, исследует ряд проблем теории познания (проблема истины, диалектика относительной и абсолютной истины, ее критерий и др.).

Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявл в общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

Всеединство понималось в трех аспектах:

-гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания;

-социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

-аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей добра, истины и красоты, при условии примата добра.

Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Бердяев и др.). Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Все пороки человека - следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности. Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять "царство Божие" внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием (Толстой).

Кроме указанных направлений русской философии XIX-XX вв., в ней выделяют нередко философию русского космизма и эсхатологическую философию.

Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (В. Соловьев).Распространение деятельности человека на весь космос, овладение пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров).

Эсхатологическая философия возникает в России в связи с апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьёв, Леонтьев). Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Н. Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум (судьба). Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.


мифологич-е, религиозное, художест-е, натуралистское, обыденное.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научн сфере обществ-го сознания.

Мировоззренческие функции философии:

гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная, отражательно-информационная.

Мировоззренческие идеи “заключают в себе все, что мы можем думать и предполагать о смысле жизни и назна­чении человечества; они дают нашему бытию направление и сообщают ему ценность”.

Существенное значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, норм, идеалов и т.д. Основа Мировоззрения - знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения.

В структуру Мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. Т. е. Мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в Мировоззрение в виде убеждений и идеалов. Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Идеалы - основа духовной жизни личности.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

В структуре мировоззрений можно выделить 4 основных компонента:

1 – познавательный -базируется на обобщенных знаниях повседневных, профессиональных и научных.

2 – ценностно-нормативный -включает в себя ценности, идеалы, убеждения и т.д. Ценность – это свойство какого-то предмета, явления, удовлетворять потребности, желания людей.

3 – эмоционально-волевой -для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды убеждения и верования.

4 – практический.

Следовательно, мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. По характеру формирования и способам функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Философия – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это теоретический уровень мировоззрения, след-но, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.

Две стороны мировоззрения:

Объективная – позиция в мире, которую человек занимает объективно. На мировоззрение влияет соц среда, привычки, угол зрения на мир.

Субъективная – человек относится к своему позиции в мире. Эти две стороны находятся во взаимодействии.

Эти две стороны находятся во взаимодействии Мировоззрение – феномен развивающийся и проходит стадииразвития:
1. нулевая стадия – человек не разделяет себя и внешний мир, окружающее не воспринимается чем-то внешним, не воспринимает себя как что-то отдельное.

2. мироощущение. Оказывается, человек может не всегда реализовать свои потребности. Человек фокусирует свои ощущения от внешних предметов и окрашивает его.

3. мировосприятие. Складывается, когда комплексы мировоззрения становятся устойчивыми. руководствуется представлениями. Представления более систематизированы.

4. миропонимание. Ориентирован понятиями, понятия формируются на основе представлений, понятия – тоже обобщения, но носят формальный характер. Проникновение в сущность предмета с помощью разума.

Мировоззрение имеет определенную структуру:

Мироощущение – чувственное восприятие окр мира (напр, оптимист и пессимист).

Мировосприятие – опирается на мироощущение окр мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное).

Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

 

Философия – форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика.
2. Философия и наука. Проблема научности философского знания.

Наука и философия. Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных отношений между субъектом и объектом, а рост естественно-научной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (о мире в целом и об отношении человека к этому миру) и ответ на него обрел научную форму. История развития философии в плане отношения всеобщего и частно-научного знания о природе тоже свидетельствует о неразрывной связи Философии и науки. Таким образом, на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития Философское знание оказывалось переплетенным с естественно-научным. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания.

Система знания считается научной, если она отвечает специальным критериям:

1) объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного.

2) рациональность, доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания.

3)эссенциалистская направленность -нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта

4)особая систематичность знания -упорядоченность в форме теории.

5)проверяемость -научная истина характеризует знания, кототрые в принципе проверяемы и оказываются подтвержденными.

Все отмеченные критерии применяемы к части содержания Философского знания. Таким образом, Философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и потому она есть наука. Ее предмет - вопросы мировоззрения. Философия есть и естественная наука и обществоведческая дисциплина, т.к. изучает и общество, но при этом она не сводима ни к той, ни к другой.

Философия ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения.

3. Предмет философии. Специфика философского познания. Структура философского знания. Функции философии в системе духовной культуры общества, её значение в жизни человека.

Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Философия – это все сущее во всей полноте формы и содержания. Философия пытается найти ответы на такие вопросы, как: «Что такое Душа?», «Что такое Бог?», «Что такое Истина?». Понятие «философия» ввел Пифагор в VI в. до н.э. Для него философ – рассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (т.е. творческим путем).

Философия является наукой, потому что имеет свой категориальный аппарат, язык, опирается на систему научного знания.

Предметом философии является наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься, как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также изучали проблемы теории познания. Объектом их изучения выступал и сам человек, его ум, чувства, искусство, мораль, религия и т. д.

Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах.

Знание – это результат познания.

Та или иная система знания считается научной, если она отвечает определенным критериям:

1.Объективность -природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного.

2. Рациональность, доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания

3. Системность знания -упорядоченность в форме теории.

4. Проверяемость -научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и оказываются подтвержденными

Предметом Философии является всеобщее в системе мир-человек. Эта система распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы: мир и человек.

Каждая из сторон подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами делятся на 4 аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.