Оценка сформированности произвольной регуляции ВПФ (Этап 2.) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Оценка сформированности произвольной регуляции ВПФ (Этап 2.)

2017-12-13 276
Оценка сформированности произвольной регуляции ВПФ (Этап 2.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задача: оценка произвольной регуляции высших психических функций

На этом этапе анализируется возможность целенаправленной организации собственной деятельности в определенном “русле” (мнестические процессы, речемыслительная деятельность и т.п.), или произвольной регуляции ребенком своей познавательной активности, в том числе и в смысле возможности ограничения (или даже прекращения) собственной деятельности.

С этой целью необходимо исследовать, в первую очередь:

1. возможность удержания программы выполнения тех или иных заданий;

2. возможность удержания алгоритма, созданного самим ребенком.

 

Примечание. Подобная регуляция может быть сформирована несколько лучше, чем произвольность двигательной активности в силу речевого опосредования и, наоборот, может значительно страдать из–за отсутствия такого опосредования, в том числе и в случаях парциальной несформированности речевого развития.

На данном этапе предусматривается качественный анализ определенных параметров, свидетельствующих об уровне произвольного владения собственной деятельностью. Прежде всего анализируется возможность:

· удержания инструкции (не удерживает; удерживает при повторении инструкции; удерживает самостоятельно);

· удержание программы выполнения заданий: невербального или вербального характера (не удерживает; удерживает при вынесении программы вовне; удерживает самостоятельно);

· распределение внимания по ряду признаков одновременно (способен “удержать” только одни признак; способен к распределению внимания и “работе” с двумя признаками при незначительной помощи взрослого; способен к распределению внимания и продуктивной работе с двумя и более признаками самостоятельно);

 

Методы оценки произвольной регуляции высших психических функций

Подобная оценка возможна при анализе выполнения ребенком большинства известных диагностических методик и заданий, в том числе таких как:

- Прогрессивные Матрицы Дж.Равена;

1. Методика Пьерона–Рузера;

2. Методика В.М. Когана;

3. Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву;

4. Установление последовательности событий;

5. Выделение существенных признаков;

6. Подбор по аналогии и т.п.

 

3.2. Ориентировочные нормативные показатели характера выполнения

предлагаемых заданий

1. к 6,5-7-летнему возрасту ребенок может удерживать инструкцию, при выполнении сложных заданий иногда нуждается в ее повторении;

2. к этому же возрасту ребенок способен удержать программу выполнения вербального или невербального характера. На фоне утомления может потребоваться небольшая организующая помощь взрослого. Доступно распределение внимания по двум признакам (и удержание этой программы);

3. после 7-ми лет доступно распределение внимания по трем признакам одновременно.

 

Сформированность произвольной регуляции экспрессивного поведения (Этап3.)

Задача: оценка сформированности произвольной регуляции экспрессивного поведения

В данном случае специального исследования произвольной регуляции не предусматривается.

Оценка сформированности эмоциональной регуляции может быть произведена посредством наблюдения за эмоциональной экспрессией ребенка, его поведенческими реакциями в процессе обследования, так и наблюдения за игрой ребенка, а также при анализе жалоб родителей, изучения истории развития (анамнеза).

 

Оценивается:

1. наличие или отсутствие импульсивности;

2. степень выраженности аффективной экспрессии;

3. преобладающий “знак” эмоциональных реакций;

4. возможность сдерживать и/или анализировать свои эмоции, переживания и поведение (в том числе и речевую активность).

 

Методы оценки сформированности произвольной регуляции экспрессивного поведения

Метод наблюдения является наиболее адекватным для поставленных задач. Рекомендуется наблюдение не только в процессе диагностики, но и в других ситуациях.

 

По результатам диагностики составляется примерный план дальнейшей развивающей или коррекционной работы в соответствии с предлагаемой ниже технологией проведения коррекционно-развивающей работы.

 

Литература к 1-й части

1. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1991.

2. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма – М.: Центр лечебной педагогики, 2000.

3. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: Когито-Центр, 1996.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. (Б-ка психолога-практика).

5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М.: Изд-во АПКиПРО, 2001.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.