История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Фольклор Великой Отечественной войны: проблематика и поэтика.

2017-12-13 837
Фольклор Великой Отечественной войны: проблематика и поэтика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) процессы создания и бытования устного народного творчества протекали особенно быстро.

Фольклор периода Великой Отечественной войны — это про­изведения различных жанров:

· песенные

· прозаические

· афорис­тические

Они создавались самими участниками событий и боев, тружениками фабрик и заводов, колхозных полей, партизанами, жителями временно оккупированных районов, узниками фашистских концлагерей и тюрем, девушками, насильно угнанными в гитлеровскую Германию. В этих произведениях нашли худо­жественное отображение жизнь и борьба народов нашей стра­ны, героизм защитников отечества, вера в победу над фашистс­кими захватчиками, горечь отступления, радость победы, пре­данность Родине и предательство, верность в любви и любов­ные измены.

Фронтовой фольклор — произведения народного поэтичес­кого творчества, созданные на фронтах Великой Отечественной войны воинами всех национальностей СССР. Он бытовал пре­имущественно на языке межнационального общения — русском.

Основные жанры фронтового фольклора

o Песни

o час­тушки

o предания

o устные рассказы

o анекдоты,

o пословицы

o пого­ворки

o загадки

Особенно распространено было песенное творчество фрон­товиков. Их песни в жанровом отношении многообразны: мар­ши, баллады, песни юмористические, лирические песни-письма и песни-ответы, сатирические песни-пародии, высмеивавшие фа­шистов и их главарей.

Фронтовой фольклор — своеобразная поэтическая летопись войны. Главная тема фронтового фольклора — защита Родины, русской земли, которую в песнях называли свя­щенной, родной, любимой. Народ особенно дорожил песнями, в которых возникали индивидуализированные образы безымян­ных героев: танкист, связист, летчик, моряк Черноморского фло­та. Фольклорный образ советского солдата представал в герои­ке подвига и в лирике чувств.

Наряду с песнями, в годы войны продолжала свою жизнь традиционная сказка. Сказки, а также многочисленные анекдо­ты часто исполнялись в госпиталях и непосредственно на фрон­те — во время кратковременного отдыха бойцов. Среди них были большие мастера-рассказчики, каждый со своей манерой и со своим репертуаром.

Партизанский фольклор и фольклор населения временно ок­купированных врагом территорий — другая яркая страница уст­ного народного творчества в годы войны. В жанровом отноше­нии он имел сходство с фольклором фронтовым, однако отли­чался тематическим своеобразием. Партизанский фольклор ото­бражал боевые подвиги партизан, подневольную жизнь населе­ния, бесчинства захватчиков. Подобно фронтовикам, партизаны с песней шли в бой, воз­вращались с боевого задания; с песней же вступали в освобожденные села. Пели во время марша и отдыха, в минуты радости и печали, тоски по родным местам и семьям, по любимым де­вушкам. Попав в безвыходное положение, партизаны нередко умирали с песней на устах.

Партизаны рассказывали сказки, анекдоты (особенно сати­рические — о врагах), всевозможные истории, легенды, пели частушки. Сочувствие населения, оказавшегося на оккупирован­ной врагом территории, было на стороне партизан. Многие про­изведения, созданные по ту сторону линии фронта, осуждали старост, полицаев, других прислужников врага.

Фашисты жестоко расправлялись с авторами и исполнителя­ми произведений устной народной поэзии.

Особый раздел фольклора военных лет — фольклор полоня­нок: произведения, созданные девушками в фашистской нево­ле. В них выражена острая тоска по Родине. В песнях девушки жаловались на подневольную жизнь.

Фольклор тыла — произведения народного поэтического твор­чества, созданные и бытовавшие среди рабочих, колхозников и других тружеников тыла. Его жанры:

§ песни

§ причитания

§ час­тушки

§ легенды

§ предания

§ сказки

Фольклор тыла отразил пат­риотическое чувство народа. Лирические произведения запечат­лели проникновенные образы девушек и женщин, стойко вы­держивающих трудности военного времени.

Фольклор периода Великой Отечественной войны, несмотря на проведенную огромную исследовательскую и публикаторскую работу, изучен еще недостаточно.

Многие поэтические произведения тех, кто ковал великую победу на фронте и в тылу, продолжают жить в устном реперту­аре нашего народа.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.