Продолжительность урока 80 минут. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Продолжительность урока 80 минут.

2017-12-13 358
Продолжительность урока 80 минут. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Продолжительность урока 80 минут.

Слайд № 1

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы начинаем изучение темы «Политическое развитие индустриальных стран в 20-30-е гг. ХХ века». Прежде чем я озвучу тему нашего открытого урока и поставлю цель нашего сегодняшнего занятия, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

Слайд № 2

2. Актуализация знаний учащихся:

- Международные отношения между 2 мировыми войнами подразделяются на 2 периода, которые соответственно охватывают 20-е и 30-е годы. Чем отличаются эти периоды?

1924 – 1929 гг. – «эра пацифизма», стабилизация социально – экономических отношений, международной ситуации (ответ возникает на доске после ответа учащегося).

1929 – 1939 – обострение экономических и социальных противоречий, политическое противостояние, международная напряженность.

-О первом периоде мы говорили на прошлом уроке. Почему он был назван «эрой пацифизма»?

- Версальско – Вашингтонская система была идеальной системой международных отношений?

- В 1929 году эта «эра» закончилась, началось десятилетие, на протяжении которого мир неминуемо скатывался ко второй мировой войне. А толчком послужил мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году.

 

Экономический кризис 1929—1933 гг. был самым глубоким кризисом перепроизводства за всю историю капитализма. Около четырех лет экономика капиталистических стран находилась в состоянии полнейшей дезорганизации. По своему характеру и происхождению в целом мировой экономический кризис начала 30-х гг. был циклическим кризисом перепроизводства. Однако его исключительная разрушительная сила объяснялась тем, что к действию традиционного механизма циклического развития капиталистического хозяйства присоединились новые факторы долговременного характера, отражавшие глубокие сдвиги в капиталистическом способе производства на стадии империализма. Главным из них был общий кризис капитализма, начавшийся в годы первой мировой войны.

Война нанесла большой урон капиталистической экономике. Ускорив развитие одних отраслей промышленности и затормозив развитие других, она деформировала сложившуюся хозяйственную структуру капиталистических стран. В годы войны оказались нарушенными мирохозяйственные связи, существенной перестройке подверглись торговые и финансовые отношения капиталистического мира.

Ускоренное первой мировой войной развитие государственно-монополистического капитализма повлекло за собой быстрый рост концентрации производства и капитала. На этой основе произошло новое громадное усиление позиций монополий и их роли в хозяйственной жизни, что обусловило невозможность восстановления в полном объеме довоенных экономических отношений даже после ликвидации военного механизма государственного регулирования экономики. В обстановке кризиса начала 30-х гг. вполне проявились как отрицательные последствия анархии нерегулируемого капитализма, так и результата засилья монополий в экономике.

Таким образом, уникальность мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг. вследствие действия всех вышеперечисленных факторов была выражена в редком сочетании ряда черт: 1) его необычайной глубины, 2) его продолжительности и 3) всеобщего характера.

Продолжительность кризиса была невиданной. Возникнув осенью 1929 г., он достиг пика своего развития лишь к середине 1932 г., но и после этого потребовалось два - три года, а в отдельных странах - и более продолжительный срок для возврата к докризисному уровню.

Общество - система, за изменениями в экономической сфере неминуемо следуют изменения в социальной, политической и духовной сфере общества: «бытие определяет сознание», ведь ещё Маркс говорил об экономике, как базисе общества.

В каждой из развитых стран в это период встал вопрос о путях выхода из кризиса, это тем более актуально в наши дни, когда современное общество переживает похожие проблемы. И модели выхода из кризиса, продемонстрированные индустриальными странами, оказались различными.

Слайд № 3

Общество – это система, и кризис в экономике повлиял и на обострение международных отношений, и на изменение политических режимов в индустриальных странах. В условиях кризиса, страны продемонстрировали 2 модели развития общества в условиях кризиса.

1. Страны, в которых были осуществлены экономические и социальные реформы (США, Великобритания, Франция)

2. Страны в которых были установлены авторитарные и тоталитарные режимы (Италия, Германия, Восточная Европа)

При изучении блока мы должны понять, почему это случилось, отчего зависело, какую модель выбрала та или иная страна.

- Не видите ли вы уже определенной закономерности в предложенной схеме?

(страны 1 эшелона – 2 эшелона, победители – обиженные).

Слайд № 4

Среди ниже перечисленных положений выберите те, которые, по вашему мнению, обусловили мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. В случае необходимости внесите в этот перечень дополнительные обстоятельства и аргументируйте свой ответ:

А) несовершенство Версальско – Вашингтонской системы послевоенного урекгулирования международных отношений;

Б) восстановление международных кредитно – финансовых и торговых отношений на основе «плана Дауэса»;

В) структурная перестройка экономики ведущих капиталистических стран Европы и США в 1920 – е гг.;

Г) усиление неравномерности темпов экономического развития капиталистических стран в 1920 – е гг;

Д) противоречия между массовым производством товаров и низкой платежеспособностью населения;

Е) ваш вариант ответа.

Новая тема

- Откройте документ №1. Перед Вами статистическая таблица. В какой из стран кризис оказался наиболее глубоким? В какой – менее? Почему? В какой начался раньше? Правильно, в США.

!!! Итак, я прошу записать тему нашего сегодняшнего урока: «Новый курс Ф. Рузвельта: путь к тоталитаризму или расширение демократии?» Цель нашего занятия определить особенности мирового экономического кризиса 30-х годов и его проявлений в США, самой процветающей стране мира, проанализировать модель развития американского общества в условиях кризиса и дать оценку «новому курсу», предложенному президентом США Ф.Д. Рузвельтом.

- О проявлениях мирового экономического кризиса в США нам расскажут Мирасова Мария, Агибалова Юлия и Пушная Дарья.

!!! Прошу записать первый вопрос нашего урока.

Презентация №1

1. США в годы Великой депрессии. Особенности мирового экономического кризиса в стране процветания.

Открываем документ №2. Из данных таблицы сделайте не менее двух выводов об отличиях этого кризиса от всех других.

!!!Запись: 1) продолжительность,

2) глубина

3) всеобщий характер

Всего за 1930 - 1932 гг. в стране бастовало около 850 тыс. рабочих. Еще более интенсивно развивалось в этот период движение безработных. Что интересно, что именно Коммунистическая партия взяла в свои руки организацию масс, хотя в то время она насчитывала не более десятков тыс. членов. За время «великой депрессии» усилились социалистические воззрения людей на волне безработицы, нищеты. Рядовые американцы разочаровывались в капиталистической идеологии, которая пока не смогла помочь им. В июле 1930 г. прошел первый общеамериканский съезд безработных. Съезд создал Национальный совет безработных, который объединил деятельность советов безработных на местах. Летом же 1930 г. Коммунистическая партия предложила законопроект о социальном страховании, получивший название «рабочего билля». Он предусматривал выплату пособий по безработице, старости или болезни в размере средней заработной платы промышленного рабочего. Эти требования нашли отклик у людей, т.к. выражали желания большого количества людей.

Другим важным событием социальных движений стал поход ветеранов первой мировой войны летом 1932 г. Бывшие солдаты потребовали выплаты бонуса, т.е. компенсации за их службу в армии во время военных действий. В июне 1932 г. в Вашингтоне собралось по разным оценкам около 25 тыс. ветеранов и членов их семей. Палата представителей решила удовлетворить их требования. По настоянию президента сенат отверг билль о выплате бонуса. Это всколыхнуло движение ветеранов - они стали требовать еще и введения системы социального страхования. Тогда по приказу Гувера войска разогнали ветеранов. Участников похода разогнали, а их лагерь сожгли.

Молодежь проявила также исключительную активность. В основном ее борьба сосредоточилась вокруг закона о молодежи, который был внесен в конгресс, но так и не был принят. Центром молодежного движения стал Конгресс американской молодежи, в котором руководящую роль играл Коммунистический союз молодежи.

Президент и члены его кабинета, основываясь на идеологии «твердого индивидуализма», решительно возражали против использования государства для непосредственного регулирования экономики и социальных отношений. Они отвергали все предложения о государственной помощи безработным и тем более введении федеральной системы страхования. В лучшем случае деятели республиканской администрации соглашались с тем, что в экстраординарных условиях кризиса для помощи безработным могут быть использованы средства муниципалитетов и штатов, обычно же они возлагали эти функции исключительно на частную благотворительность. Вся практическая деятельность республиканского правительства в этой сфере свелась к организации в небольших размерах общественных работ.

В этой обстановке развернулась избирательная кампания 1932 г. Каждая партия хотела притянуть на свою сторону людей. Но республиканцы не предложили что-нибудь существенно новое. В отличие от них, платформа демократической партии содержала в себе программу так называемого «нового курса» и, что немаловажно, обещание отменить «сухой закон», действовавший тогда в США. Поэтому некоторые политические аналитики того времени просто делили республиканцев и демократов на «сухих» и «мокрых». К тому же у демократов было большое поле для критики, что помогло им одержать победу на выборах 1932 г. За Рузвельта проголосовали 22,8 млн. человек, что дало ему 472 выборщика, тогда как Гуверу удалось получить только 15,8 млн. голосов и всего лишь 59 выборщиков. Демократы получили также большинство в обеих палатах конгресса. После 12-летнего перерыва власть снова оказалась в их руках.

Человек, победивший на выборах 1932 года – кандидат от демократической партии США – Ф.Д. Рузвельт. Давайте познакомимся с этим человеком.

Презентация №2 (готовят учащиеся) Зубенко Юлия

А) Кейнсианская модель экономики – идеология социально ориентированного либерализма.

 

Презентация №3 Потапова Юля и Шведова Татьяна

 

·!!! Усиление роли государства в экономике

· Стимулирование потребительского спроса

«Перегрев экономики», «накачка спроса», принцип «Стой! Иди!»

Возникла идеология социально ориентированного либерализма, сочетавшая государственное регулирование экономикой с демократическими ценностями. Согласно ей большая роль государства в экономике не только не угрожает правам и свободам граждан, но, напротив, укрепляет их.

Открываем документ №3

1. в тексте источника подчеркните ценности, которые поддерживает Дж. Кейнс (три и более)

2. в чем, по мнению ученого – экономиста, заключается главное зло «гомогенного, тоталитарного государства»?

3. каков, на основании этого высказывания, политический идеал Дж. Кейнса?

4. Как вы поняли, почему кейнсианская теория оказалась самой популярной в демократических странах Европы и Америки?

5. Как вы считаете, актуальна ли эта теория в современном обществе?

Б) Реформы Ф. Рузвельта

Презентация №4 Мой рассказ

По ходу объяснения учителя учащиеся заполняют таблицу

Финансовые Социальные Экономические Внешняя политика
       

Слайд

ЦЕЛИ:

а) восстановить расстроенную финансово-банковскую систему;

б) поддержать потрясенную кризисом промышленность при помощи крупных займов и субсидий;

в) поднять низкие цены путем поощрения инфляционных тенденций;

г) преодолеть перепроизводство сельскохозяйственных продуктов путем сокращения посевных площадей и уничтожения излишков зерна;

д) ликвидировать безработицу и повысить покупательскую способность населения путем организации общественных работ;

е) обеспечить минимальную помощь голодающим безработным.

Слайд

Финансовые

· Банки

Был принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен дифференцированный подход к открытию банков. Меры по "очищению" банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков, то через год — 4890. В целом за 1933—1939 гг. при сокращении числа банков на 15% объем их активов вырос на 37 %. В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) долла­ра. В январе 1934 г. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не счи­тал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномас­штабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г.золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно сни­зило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, прирав­ненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. Был принят закон о золотом резерве, уста­навливающий новую цену на золото — 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.золотое содержание доллара снизилось на 41%.Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях хозяйства.

Первоочередной проблемой, которой вынужден был заняться новый кабинет, был банковский кризис. 5 марта декретом президента было объявлено о четырехдневном принудительном закрытии всех банков. Одновременно правительство наложило запрет на вывоз золота, серебра и бумажных денег из страны. 9 марта, в первый же день работы специальной сессии конгресса, был поставлен проект закона о банках. В тот же день билль был принят и подписан президентом. По условиям этого закона разрешение на открытие и получение правительственных займов давалось только «здоровым», т.е. наиболее крупным банкам. Операции Реконструктивной финансовой корпорации, начатые Гувером, были значительно расширены. За первые два года «нового курса» сумма займов РФК превысила 6 млрд. долл. Результатом этой политики была дальнейшая концентрация банковской системы. К середине 30-х гг. из 25 тыс. банков, функционировавших в США в 1929 г., осталось только 15 тыс.

Слайд

 

Экономические

· Создание национальной администрации восстановления промышленности

Председате­лем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бой­котировало. Админис­трация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономис­ты, деятели Американской федерации труда. созда­валась современная инфраструктура — строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и так далее. Закон о восстановлении национальной промышленнос­ти вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений.\

Слайд

· Закон НИРА

Важнейшей частью «нового курса» стал закон о восстановлении промышленности, или NIRA, вступивший в силу 16 июня 1933 г. В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной промышлен­ности (НИРА). Закон о восстановлении промышленности вводил систе­му государственного регулирования этого подразделения эконо­мики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматри­вал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Он вводил систему государственного регулирования промышленности. Ассоциациям предпринимателей было предписано выработать так называемые «кодексы честной конкуренции». После утверждения их президентом они приобретали силу закона. В кодексах определялись условия и объем производства, а также минимальный уровень цен. На основании НИРА администрация Рузвельта санкционировала 750 кодексов во всех отраслях промышленности. Кодексами для каждого пред­приятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация чле­нов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (ми­нимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законо­дательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкциониро­вала 746 кодексов, охвативших 99% американской индус­трии и торговли. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд. Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и цен­трализацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производ­ство промышленной продукции резко пошло вверх. В це­лях предотвращения радикального развития «Нового кур­са» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935г., когда президент Руз­вельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти

«государственный социализм». 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась. Это укрепило положение монополий. Результатом этого было вытеснение более слабых компаний и принудительное картелирование промышленности. Закон предусматривал также либеральные реформы в области трудовых отношений. В разделе 7а НИРА провозглашалось право рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов.

Слайд

· Закон о регулировании с/х

Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирова­ния сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодо­ления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе:1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компен­сации и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.2. Чрезвычайные меры по финансированию государст­вом фермерской задолженности,которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл. фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась. Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе – доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600тыс.) разорились и были проданы с молотка.

· Организация общественных работ

Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ,

которую возглавил министр внутренних дел Г.Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были — создание трудовых лагерей для безра­ботной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечива­лись бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. человек. Работами руководили офицеры резерва ВС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очи­щала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаж­дением, ремонтировала дороги. В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростан­цией Теннеси. Работы были предоставлены 40 тыс. чело­век.

Слайд

Социальные

· Закон Вагнера о трудовых отношениях

Признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона.

Слайд

· Закон о справедливом найме рабочей силы

Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабо­чими. Для предпринимателей имела значение отмена ан­титрестовского законодательства. В то же время профсо­юзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за счет рабочих в пункте 7а «Кодекса честной конкурен­ции» за рабочими признавалось не только право объеди­нения в профессиональные союзы, но и заключения кол­лективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы. В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которымзапрещалось использование детского тру­да, на предприятиях федерального значения устанавлива­лись единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжи­тельности рабочей недели — 44 часа.

Слайд

 

· Закон о социальном страховании

Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятыйнесколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пособий по безработице. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. Администрация чрезвы­чайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организо­ванных американским правительством, следует признать значительными — на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

Слайд

· Закон о пенсиях

Пенсии устанавливались с 65 лет;оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались извзносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспеченияустанавливались едиными для всей страны.

Слайд

Внешнеполитические

· Закон о нейтралитете

СлайД

· Политика «большой дубинки» сменяется политикой «доброго соседа»

- Что принципиально нового провозгласил Ф. Рузвельт по сравнению со своими предшественниками? Почему «новый курс» воспринимался как революционный и подрывающий основы американского общества? Почему Рузвельт был вынужден пойти на этот шаг и не воспользовался «обычными методами», использовавшимися в ХIХ веке?

 

«Обычные» методы выхода из кризиса Причины их неэффективности в 1920 – 1930 – е гг.
1. Закрытие предприятий, сокращение объема производства, массовые увольнения рабочих  
2. Политика поддержания цен на прежнем уровне  
3. Протекционизм  
4. Милитаризация экономики и внешняя экспансия  
5. Внешние займы  
6. Завоевание новых рынков сбыта  

Открываем документ № 4,5,6

  1. Какой главный тезис кейнсианства стал основой политики «нового курса»? Аргументируйте свой ответ, используя приведенные тексты законов.
  2. Какие меры предусматривались в законах для увеличения покупательной способности населения?
  3. Какие пути борьбы с безработицей были предложены в законах?
  4. Почему обеспечение прав лиц, работающих по найму, на самоорганизацию в профсоюзы и на заключение коллективных договоров об уплате и условиях труда придавалось столь большое значение?
  5. Какое место занимали в рамках «нового курса» создание системы социального обеспечения и расширение социальных выплат? Какие цели преследовали эти меры?

3. Оценка результатов «нового курса».

В 1930 – гг. Американцы высказывали весьма разноречивые мнения о «новом курсе» Ф. Рузвельта.

Известный публицист И.Ф. Стоун: «Политику Рузвельта можно привести к единому знаменателю только на базе одной гипотезы…мистер Рузвельт намерен идти к фашизму».

Партийный деятель М. Лернер:

«Логика, лежащая в основе нового курса, очевидна – во все возрастающей степени вырисовывается обнаженный кулак капиталистического государства».

О некоторых появившихся тогда оценках упоминал в своим выступления и сам Ф. Рузвельт:

«Вы, видящие меня в первый раз, читали в газетах и слышали по радио, что я по меньшей мере людоед – сговариваюсь с коммунистами, уничтожаю богачей, разрушаю древние традиции…»

· Как вы думаете, почему появились такие оценки курса Ф. Рузвельта? Чем вы объясните их значительный «разброс», противоречивость?

· Что в мероприятиях «нового курса» было нетрадиционным для американцев, могло вызвать их настороженное отношение? Почему в упомянутых высказываниях проводятся аналогии: а) с фашизмом? б) с коммунизмом?

РОЛЕВАЯ ИГРА

Во многом оценка «нового курса» Ф. Рузвельта зависела от политических воззрений того, кто её высказывал. В США – 2 партии, Рузвельт был представителем демократов. Противниками его политики выступали республиканцы, которые проиграли выборы демократам в 1932 и 1936 гг.

(Класс делится на 2 части – «ДЕМОКРАТЫ» И «РЕСПУБЛИКАНЦЫ», ИМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ – ПОЛИТИЧЕСКИЕ МАНИФЕСТЫ ИХ ПАРТИЙ)

Открываем документы №7, 8

Вопросы и задания.

1. Какие традиции и ценности отражает программа республиканской партии США?

2. Выделите общее и особенное в программах политических партий США. Определите четыре главные положения, по которым позиции двух партий диаметрально противоположны.

3. Почему республиканцы проиграли выборы 1936 г. и последующие выборы 1940 и 1944 г.? Почему востребованной оказалась логика «нового курса» демократической партии США во главе с Ф. Рузвельтом?

 

 

ВЫВОД: Президент Ф. Рузвельт в 1933 году заявлял, что «в 1933 г. американский народ требовал не урезание демократии, а её расширения. Именно этого я и добился»? Как вы считаете, итоги социально экономического и общественно – политического развития США в 1930 – е гг. подтверждают или опровергают это заявление? «Новый курс» для забытого человека – это сохранение демократии?

Закрепление

Выстраиваем логические цепочки. 1 цепочка дается «ДЕМОКРАТАМ»

А) Составьте цепочки причинно – следственных связей, соответствующих логике кейнсианской программы демократической партии.

Расширение государственного регулирования экономических и социальных процессов

регулирование конкуренции

поощрение покупательной способности населения

право на самоорганизацию работающих по найму и их право на заключение коллективных договоров об оплате и условиях труда

увеличение заработной платы

расширение социальных выплат

рост благосостояния населения

увеличение спроса

рост производства и деловой активности создание новых рабочих мест

уменьшение безработицы (один из предложенных элементов лишний).

 

Б) 2 цепочка дается «РЕСПУБЛИКАНЦАМ»

Составьте цепочки причинно – следственных связей, соответствующих логике консервативной программы республиканской партии

Продолжительность урока 80 минут.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.