Условия организации эффективного обучения чтению — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Условия организации эффективного обучения чтению

2017-12-13 254
Условия организации эффективного обучения чтению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой) 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

В трудах Е.И.Заики разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности. Приведем примеры некоторых упражнений: отделение слов от псевлослов (например, дорога, метро, олубет, вунка), поиск в тексте заданных слов, т.е. выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном (слово фломендия, а на карточках встречаются слова фломандия, фломенадия и т.д.).

Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Данный комплекс может использоваться как путь коррекции навыка чтения на всех этапах школьного обучения.

Другой подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.

Выделяются пять основных приемов осмысления текста. Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них являются основным приемом в процессе уяснения содержания и включают вопросы к логическим связям частей текста, связи текста с другими текстами на эту же тему, к отдельным непонятным предложениям и словам. Разновидностью этого приема является

постановка вопроса-предположения, сочетающего в себе вопрос и предположительный ответ на него (например: «А не потому ли…, что…?», «Может быть, это объясняется тем, что…?»). Важными приемами осмысления текста являются также антиципация плана изложения, т.е. предвосхищение того, о чем будет говориться дальше, и антиципация содержания (предвосхищение того, что будет сказано дальше). Реципация – мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли. Самым высоким уровнем осмысления текста является критический анализ, который находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции и отстаивании ее.

Основным приемом эффективного понимания текста исследователь Л.П.Доблаев считает самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, находит у себя темные пятна и пробелы, стремясь их заполнить. В работе с вопросами часто используется классификация Б.Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:

1.Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-тофакты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

2.Уточняющие вопросы.

3.Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?»

4.Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы предположения, фантазии, прогноза.

5.Оценочные вопросы. (Почему что-тохорошо, ачто-топлохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

6.Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»

Такая классификация помогает научить школьников самостоятельно задавать вопросы к тексту.

Помимо постановки вопросов, эффективным приемом работы над текстом является составление плана, т.е. умение выделять логическую и последовательную структуру текста. Приведем последовательные шаги по организации самостоятельной деятельности учащихся с целью составления

плана:

– внимательно прочитать текст;

– выделить главные мысли текста;

– проверить, как они соотносятся между собой;

– сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);

ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ

–по количеству главных мыслей определить количество пунктов плана;

–сформулировать главные мысли кратко (записать их в виде пунктов плана);

–прочитать текст повторно, проверить, не пропущено личто-то.Основными видами чтения в учебной деятельности является изучающее

иусваивающее чтение. Основными приемами изучающего чтения, направленного на понимание учебного текста, являются:

–прием составления плана;

–прием составления граф-схемы;

–прием тезирования (формулирование основных тезисов, положений и выводов текста);

–прием составления свободной таблицы (позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию);

–приемкомментирования (самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста);

–Прием логического запоминания учебной информации (самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект и др.).

Усваивающее чтение включает следующие приемы:

–умение отвечать на контрольные вопросы;

–реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов;

–составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.