Глава 2 Образ коня в русской и казахской литературе. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 2 Образ коня в русской и казахской литературе.

2017-12-13 426
Глава 2 Образ коня в русской и казахской литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще с детских лет все мы помним, сколько славных дел сделал Конёк-горбунок (конёк — уменьшительно-ласкательное слово от «конь») для своего хозяина из сказки Ершова. Он —

Игрушечка-конёк,

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Но, несмотря на такой неказистый вид горбунок, по словам матери-кобылицы:

...на земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет...

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит...

Так оно и было: хорошим помощником, советчиком стал “игрушка-горбунок” для Ивана. И в конце концов спас его от верной смерти, прыгнув в кипяток.

Плата за верность своему хозяину была довольно простой: ему достаточно ласкового слова, хорошего ухода. В произведении Ершова П.П.удивляет преданность Коня человеку!

Так и у вещего князя Олега («Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина) нет никого вернее его коня, который

...не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю...

И холод, и сеча ему ничего...

Поэтому для Олега было страшным ударом пророчество кудесника: “Но примешь ты смерть от коня своего”. Не верит князь, и потому не торопится расстаться с верным слугой, отдаёт приказания о сохранении его здоровья. Прошли годы, но не забыт им товарищ: “Здоров ли? Всё так же ль легок его бег?”. Ужасен был ответ, и подозрительная мысль закралась: “Что же гаданье?..”

Но судьбу нельзя обмануть, к сожалению.

Не мог конь спокойно спать без своего хозяина. Вот она — преданность до гроба и в мирной жизни, и в битвах. В кровавых сечах бились не только люди, но и кони, которые

“чувствовали” приближение врага. У М.Ю.Лермонтова же в стихотворении «Бородино» видим момент атаки:

...Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди...

Жалость сжимает сердце, когда читаешь о том, как гибнут кони, но они до последнего несут своего седока, решают его судьбу — попадёт он в плен или проявит безоглядную смелость в бою.

Петя Ростов перед сражением разговаривает с Карабахом — малороссийской лошадью, целуя и нюхая её ноздри: “Ну, Карабах, завтра послужим”. Лошадь поняла его и даже не укусила его за ногу.

Уже в сражении Петя прокричал:

“—Ура! Ребята... наши!..” — и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперёд по улице, впереди всех... И самое страшное было, когда лошадь, набежав на тлевшийся в утреннем свете костёр, упёрлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Она уже чувствовала смерть своего юного друга. Нет гусара, но конь-то на этот раз остался жив.

К сожалению, говоря об отношении человека к лошадям, встречаем и такое: В.В.Маяковский рассказывает о лошади, “которая на круп грохнулась”. И

...смех зазвенел и зазвякал:

—Лошадь упала!

—Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Но в глазах лошадиных “улица опрокинулась, течёт по-своему...”

...за каплищей каплища по морде катится...

“Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы их плоше?

14

...Каждый из нас по-своему лошадь”.

О, чудо!

Лошадь рванулась,

встала на ноги,

ржанула и пошла...

Вот она — сила любви, надежды, при которой

И стоило жить,

и работать стоило.

В сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» наблюдаем, как сама мать-природа бунтует против жестокого обращения с нею в образе раненого коня (Мальчика). Всё, что произошло в деревне: метель, стужа, неминучий голод, страх за себя и других, — запомнится Фильке, обидевшему раненого коня, на всю жизнь.

Нет ничего ужаснее, чем потерять доверие, расположение живущих рядом, будь то человек или животное. Все мы живём в одном мире, связаны одними кровными нитями. И нельзя доводить природу до такого состояния, чтобы она, мстила человеку за все обиды, которые он ей наносит.

Но может и осчастливить. Например, крестьянских ребятишек, выросших среди бескрайних полей и лугов, когда они выгоняли коней в жаркую летнюю пору на ночь кормиться в поле — “днём мухи и оводы не дали бы им покоя”. Ветер освежает лицо, конь бьёт копытами. Здесь, в ночном, никто ребят не ругал, не попрекал куском хлеба. И мечтают они о “прянике конём”. Это мечта всех деревенских малышей, как и героя рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». “Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, глаза розовые, копыта тоже розовые... Вот он конь-огонь, скачущий по земле с пашнями”, лугами и дорогами... «Пряник конем» должен быть заработан «трудом своим» - мальчик понимает, что даром ничего не достается. «Пряник конём» от бабушки – это тоже своего рода путь: путь к раскаянию. Милосердие, доброта и прощение бабушки сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

Образ «розового коня» встречаем и в стихотворении С.Есенина ("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.) Конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Благодаря дополнительной символике цвета жизнь предстает как "розовый конь" – символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения – благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)

“Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться... И вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони?!”

Остаётся только восхищаться этим “божьим чудом”, их грацией, чуткостью, вдохновлённостью.

“Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?”

Ответ на этот вопрос дают все русские писатели и поэты, которым знакомы дальние пути-дороги, по которым “летит всё, что ни есть на земле...”

В исследовании Р.С.Липец «Образы батыра и его коня в тюркско-монгольском эпосе» отмечается наличие неразрывной почти мистической связи между всадником и его боевым конем, значение для батыра незаменимого, умного, преданного и такого прекрасного животного. В познавательной книге О. Жанайдарова («Мифы Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана» – ред.) описывается что в древнем эпосе волшебный конь, предназначенный для батыра, пока тот не вырастет, находится среди простых лошадей в табуне в виде невзрачного, худого и немощного конька, покрытого язвами и какой-то грязной попоной. А когда батыр наконец-то вырастает, тут и конь его преображается, показывая свой истинный облик.

В сказке «Кендебай на коне Кергула» есть строки, где описывается вся мощь необыкновенного Коня: Кендебай-сал – это я, что таить, Мой верный конь Кергула на привязи не стоит, На скаку развевает ветер гриву коня, И сверкает на солнце броня.

В эпосе «Кобыланды батыр» тулпар батыра удивляет своим напором: «...Когда

 

вперед устремлялся он, В пятьсот саженей был его шаг. Бурыл подпрыгнул до

небес, Взмылился пот на его груди. Скачет, скачет резвый конь, Камни вылетают из-под копыт, Словно пули из ружей кызылбашей. Легче тюбетейки казался ему Сидящий на нем богатырь...». В сказках «Камбар батыр», «Делдаш батыр», «Падишах Абдырахман» также встречаются эпизоды про дивных коней. В сказке «Шубарат» описывается быстрый конь Шубарат, который был быстрее ветра: «Усталые лошади не могли подняться по нему. Добежав до него, они остановились. И пришлось их вести на поводу. Только Шубарат, вытянувшись, как струна, влетела на вершину и стала победительницей. С тех пор гора стала называться Шубарат». В сказке «Тельконур» говорится о невероятно красивом коне. Если играла музыка скакун грациозно танцевал под нее. Здесь также описывается невероятная скорость скакуна: «Тельконур рванулся от седока в сторону и бросился на волны Жайыка. Никто не успел и ахнуть, как конь уже отряхивал с себя воду на другом берегу». А в сказке «Сватовство Едиля и Жайыка» очень четко описывается образ крылатого коня «И она увидела, что конь не простой, а волшебный, крылатый: он держал свои крылья в корытах, одно в воде, другое в молоке, остужая их после полета». В устном народном творчестве образы чудо-коней встречаются часто. Это говорит о значимости коня для казахского народа. По всей территории Казахстана есть холмы и горы, озера и реки, джайлау и равнины, названные в честь легендарных тулпаров – истинных духов Великой степи.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.