Глава 1. Иконография Богоматери в византийском искусстве (5-6 стр). — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 1. Иконография Богоматери в византийском искусстве (5-6 стр).

2017-12-13 305
Глава 1. Иконография Богоматери в византийском искусстве (5-6 стр). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-Общие сведения об иконографии Богоматери (Оранта, Одигитрия, Елеуса)

-Особенности синайской иконографии Богоматери (в связи с образом Неопалиой купины)

 

Глава 2. Синайские иконы Богоматери, особенности их стиля и иконографии (6-7 стр.).

Описание и сравнение синайских икон Богоматери (Киккотисы / или Богоматери с пророками) с другими подобными иконами в Византии или Древней Руси (например, «Богоматерь Белозерская» XIII в. с пророками из ГРМ, или «Умиление» («Акафистная») из Успенского собора Московского Кремля нач. XIII в., «Богоматерь Старорусская» из ГРМ XIII в.).

 

Заключение (1,5-2 ср.).

Особенности художественного стиля синайской живописи и наиболее распространенные иконографические изводы образа Богоматери в иконописи Синая.

 

Библиография

Труды по христианской иконографии

Кондаков 1911. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.

Кондаков 1914-15. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-15. То же: СПб., 1998.

Покровский 1892. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. СПб., 1892.

Лихачев 1911. Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. Спб., 1911.

Савина 2001. Савина С.Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. Спб., 2001.

Шалина 2005. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005.

Этингоф 2000. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерк византийской иконографии XI – XIII вв. М., 2000.

 

Искусство Синая

Кондаков Н.П. Синай. СПб., 1900.

Лидов А.М. Византийские иконы Синая. М.; Афины., 1999.

Синай. Византия. Русь. Православное искусство. VI – начало ХХ века. СПб., 2000.

 

Древнерусская икона Богоматери

Древнерусское искусство. М., 1972. (Статья об иконе «Умиление» из Московского Кремля).

«Пречистому образу Твоему поклоняемся»: образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995.

Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / Под ред. А.М. Лидова. М., 1996.

 

 

II. Алтарные изображения в храме Св. Софии в Византии и Древней Руси

Введение (4-5 стр.).

Раскрытие темы: значение храма, посвященного Софии Божественной Премудрости, его общая символика и значение, алтарные изображения как средоточие общей символики храма. Цели и задачи работы.

- Библиографический обзор общих трудов (по искусству Византии), где рассматриваются Софийские храмы Константинополя (и Охрида).

- Издания, посвященные отдельным изображениям Софийских храмов и их символике.

- Труды, в которых рассматриваются общие вопросы храмовой живописи IX-XI вв. (и, в частности, особенности росписи алтаря).

Концепция работы.

 

Глава 1. Традиции византийской алтарной декорации IX-XI вв. (4-6 стр.).

Описать канон возможных алтарных изображений этого периода (Демус 2001, Лазарев 1971). Вопрос происхождения некоторых изображений и их толкование (Лидов 1994, Акентьев 1995).

 

Глава 2. Образ Богоматери в алтаре Софийского храма (6-8 стр.).

Характеристика изображений Богоматери в храмах Софии Константинопольской, Киевской и Охридской: их иконографические особенности, сходство и различие символики и стиля. Каким образом другие изображения влияют на центральный образ, как они дополняют его смысл?

 

Заключение

Общие идеи алтарных изображений IX-XI вв. в Софийских храмах, общая характеристика художественной стилистики разных региональных вариантов софийской алтарной программы.

 

Общие сведения о каноне храмовой живописи и общие вопросы архитектуры и иконографии

Григорий (Евтушенко) 2008. Свящ. Григорий (Евтушенко). Храм Св. Софии в Константинополе. СПб., 2008.

Демус 2001. Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.

Лазарев 1971. Лазарев В.Н. Система живописной декорации византийских храмов IX-XI вв. // Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96-107.

Лазарев 1986. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

Кондаков 1914-15. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-15. То же: СПб., 1998.

Колпакова 2004 (1). Колпакова Г.С.Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М., 2004. С. 392-448.

Штендер 1995. Штендер Г. Сивак С. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения // Византинороссика. Тр. Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. Т.1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995. С. 288-297.

Библиография об изображениях в храмах св. Софии.

Айналов 1899. Айналов Д. Редин Е. Древние памятники искусства Киева. Софийский собор. Златоверхо-Михайловский и Кирилловский монастыри. Харьков, 1899.

Акентьев 1995. Акентьев К.К. Мозаики Киевской Св. Софии и «Слово» митрополита Илариона в византийском литургическом контексте // Византинороссика. Т 1. Литургия, архитктура и искусство византийского мира. СПб., 1995. С.75-94.

Брюсова 1975. Брюсова В.Г. Фрески Софии Новгородской: Автореферат … доктора искусствоведения. Л., 1975.

Грозданов 1980. Грозданов Ц. Охридското sидно сликарство од XIV в. Охрид, 1980.

Древности 1871. Древности Российского государства. Киево-Софийский собор. 1-4. СПб., 1871-1887.

Лазарев 1960. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.

Лидов 1989. Лидов А.М. Образ «Христа-архиерея» в иконографической программе Софии Охридской // Византия и Русь. М., 1989. С. 65-90.

Лидов 1994. Лидов А.М. Схизма и византийская храмовая декорация // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 17-35.

Лидов 1996. Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации. О символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 44-71.

Лифшиц 1994. Лифшиц Л.И. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписей Софийского собора в Новгороде // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 154-171.

Мясоедов 1915. Мясоедов В. Фрески северного притвора Софийского собора в Киеве. Пг., 1915.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.