Общая теория права (экзамен) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общая теория права (экзамен)

2017-11-27 801
Общая теория права (экзамен) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая теория права (экзамен)

Предмет и метод теории государства и права.

Предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

 

Общая теория права в системе юридических и общественных наук.

ОТП теснейшим образом связана с другими науками. Сообразно своему предмету она с одной стороны общая теория, основана для их существования и развития, выполняя по отношению к ним определенную методологическую роль. С другой стороны ОТП способна успешно развиваться лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных юридических наук, используя и обобщая их методы. Все отраслевые юридические науки (конституционное право, административное, трудовое, гражданское и т.д.) руководствуются выработанными ОТП положениями о сущности, типе, формах и функционирования государства и права, нормы права, нормативные акты, акты применения права. ОТП органично связана не только с правоведением, но и гуманитарными науками: историей, экономической наукой, политологией. Объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения, ОТП играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружая их правильными научными подходами к специальности, предохраняя от опасности стать узкими специалистами, активно способствуя формированию профессиональной подготовке юридических кадров. Тесное соотношение ОТП с другими гуманитарными науками обогащает ее содержанием и позволяет ей воздействовать на расширение кругозора и развития интеллектуального потенциала.

 

Функции государства: понятие и классификация.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на:

- постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая);

-временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение);

В зависимости от принципа разделения властей –на:

- законодательные (правотворческие);

- исполнительные (управленческие);

- судебные;

В зависимости от значения –на:

- основные (например, функция охраны общественного порядка);

- неосновные (например, функция рассмотрения споров);

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются–на:

- внутренние;

- внешние.

Форма правления.

Основными формами правления являются:

1) монархия – верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие.

Существуют два вида монархий:

а) абсолютная – власть монарха ничем не ограничена;

б) ограниченная – одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др);

2) республика – такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок.

Виды республик:

а) президентская – полномочия по формированию правительства принадлежат президенту, который реализует их при незначительном парламентском контроле. При этом президент выполняет функции как главы государства, так и главы правительства;

б) парламентская – президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность.

в) смешанная – характеризуется тем, что в таких республиках правительство подотчетно в своей деятельности и правительству, и парламенту, которые в той или иной мере делят свой контроль над ним.

 

Политический режим.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

 

Виды правовых норм.

Основные виды правовых норм.

Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам.

Нормы права классифицируются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют, т.е. по предмету и методу правового регулирования. Например, законодатель, когда издает акт, формулирует отрасли законодательства, соответствующие отраслям права нормы: конституционного, гражданского, уголовного, семейного права и т.д.

По юридической силе нормы права делятся на нормы закона и подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация. В зависимости от субъекта, издавшего нормы, следует различать законодательные и подзаконные акты.

По времени действия нормы права подразделяются на постоянные и временные. Первые действуют до их отмены, вторые - только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого они прекращают свое действие.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм права, они классифицируются на общие и специальные. К первым относятся нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т. п.).

По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных норм права и выражают социальное содержание всех норм данной группы. В ряде случаев такие нормы регулируют те общественные отношения, которые не были урегулированы конкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права. В отличие от норм-принципов общие нормы - это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах.

По характеру предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, уполномочивающими и запрещающими.

По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права можно делить на обычные и поощрительные. Поощрительные нормы чаще всего направлены на стимулирование правомерной деятельности (например, правила выплаты премий).

По способу установления правил поведения нормы права делятся на категорические (императивные) и диспозитивные. Категорические нормы формулируют определенные правила поведения, исключая выбор (т.е. содержат властное предписание), от которых не допускается отступление. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам выбор установленных правил поведения. При отсутствии такой договоренности вступает в действие второе предписание, которое содержится в ней.

В зависимости от целевого назначения нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные представляют собой предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Охранительные регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения. Они еще называются нормами процессуального права.

 

Структура правовой нормы.

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях.

Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают:

1) управомочивающие;

2) обязывающие;

3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Существует следующая классификация санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

 

Законодательный процесс.

Правотворчество как особый вид деятельности представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных этапов — стадий. В юридической науке также существует понятие «законодательный процесс», под которым понимается порядок принятия и вступления в действие законов как важнейших нормативных актов, процедура принятия которых строго регламентирована. Таким образом, законодательный процесс является частью правотворческого процесса, но имеет и отличительные особенности, обусловленные большой общественной значимостью законов. Особая процедура их принятия установлена нормами Конституции Республики Беларусь (ст. 99—101).

В обобщенном виде можно выделить следующие этапы (стадии) правотворческого процесса:

1. Принятие решения о подготовке проекта акта (правотворческая инициатива). Данный этап предполагает осознание назревшей потребности урегулирования каких-либо общественных отношений при помощи правовых норм, а также обращение в правотворческий орган с предложением принять тот или иной нормативный правовой акт. Применительно к законотворческому процессу эта стадия носит наименование законодательной инициативы. Конкретные субъекты законодательной инициативы, как правило, определяются в конституции государства (ст. 99 Конституции Республики Беларусь).

2. Подготовка проекта акта. На данном этапе происходит разработка текста; формулируются положения будущего нормативного акта; осуществляется привлечение необходимых специалистов; проводятся процедуры согласования текста проекта акта с иными государственными органами, имеющими непосредственное отношение к разработанному проекту. При работе над проектами нормативных актов большой общественной значимости возможно их предварительное обсуждение в средствах массовой информации с целью максимального учета общественного мнения, рецензирование проекта научно-исследовательскими организациями и иными учреждениями и др. Данная стадия завершается внесением проекта акта на рассмотрение правотворческого органа.

3. Обсуждение и принятие нормативного акта. Содержание данной стадии зависит от того, какой способ принятия управленческих решений — единоначальный или коллегиальный - предусмотрен в отношении конкретного вида нормативного правового акта. При единоначальном способе принятие нормативного акта может происходить и без обсуждения, путем подписания соответствующего документа руководителем. Однако предварительное обсуждение в коллегиальном органе (комитете, комиссии) возможно даже при данном способе. Обсуждение проекта акта осуществляется с целью наиболее глубокого и тщательного его анализа. Поступившие в ходе обсуждения замечания и предложения учитываются в дальнейшей работе над проектом акта. В отношении законодательного процесса в Республике Беларусь содержание данной стадии достаточно подробно регламентировано нормами Конституции Республики Беларусь (ст. 100).

4. Опубликование акта и введение его в действие. Для того, чтобы обеспечить гражданам возможность знакомства с принятыми нормативными правовыми актами, последние подлежат обязательному официальному опубликованию — помещению подлинного текста акта в печатных изданиях. В Республике Беларусьданные издания определены Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь от 10.12.1998 г. (в ред. от 04.11.2008 г.). Наряду с понятием «официальное опубликование» существует также понятие «обнародование нормативных правовых актов» — доведение содержания нормативных актов до сведения населения любым способом (помещение в любых печатных изданиях, передача содержания нормативного акта по радио или телевидению, оглашение путем вывешивания его текста на информационных стендах, щитах и т. д.). Однако в Республике Беларусь неофициальное обнародование допускается только после официального опубликования. Введение нормативного правового акта в действие связано также с процедурой его обязательной регистрации в Министерстве юстиции и последующим включением в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Конкретные сроки вступления в юридическую силу зависят от вида нормативных правовых актов.

 

Содержание правоотношения.

Правоотношения обладают материальным и юридическим содержанием. Материальное содержание - это фактическое поведение, которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Иными словами, - это те фактические общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Юридическое содержание правоотношения - это субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения.

Субъективное право и юридическая обязанность определяют конкретную меру юридической свободы в осуществлении интересов и регулировании поведения участников правоотношения.

Термин "субъективное" означает принадлежность права конкретному субъекту как участнику правоотношения. Субъективное право производно от объективного. При этом права человека признаются как явление, объективно присущее обществу, стремящемуся осуществить принцип: "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех". Существуют различные философские и юридические концепции, в которых человек и его права рассматриваются как нечто независимое от изменений, происходящих в обществе. Такова, например, классическая школа "естественного права".

Субъективное право - предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения. Первая и самая главная черта, которая характеризует субъективное право, - это возможность использования его по собственному усмотрению. Этим субъективное право отличается от юридической обязанности. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением тех случаев, когда субъективное право одновременно является и юридической обязанностью (полномочия органов государства и должностных лиц).

Юридически возможное поведение имеет две формы своего проявления. Во-первых, юридически возможным является любое поведение личности, если только такое поведение не запрещено законом. Это не регулируемое правом поведение. В правовом государстве вмешательство и государства, и его органов в жизнедеятельность общества, и особенно в индивидуальную свободу граждан, имеет четко очерченные границы.

Юридическое дозволение - эта сфера незапрещенного. Существует множество поступков человека, которые не регулируются правом. Они подпадают под действие принципа, применяемого к гражданам в правовом государстве: "Все, что не запрещено, дозволено". Есть дозволения иного рода. Они нуждаются в соответствующем правовом оформлении и обеспечении государством. Их предусматривают в нормах права. Им корреспондируют обязанности других субъектов. Это как раз то, что называется субъективным правом.

В отличие отпростойнезапрещенности субъективное право юридически обозначено и закреплено в правовой норме как вид и определенная мера поведения. Оно имеет формальную определенность. Норма может предусматривать несколько вариантов возможного поведения.

Субъективное право включает несколько правомочий независимо от его содержания и отраслевой принадлежности: во-первых, правомочие обладать определенным благом (например, право собственности включает такие специфические для него правомочия, как владение, пользование и распоряжение определенным имуществом); во-вторых, правомочие на совершение определенных действий (лицо обладает правомочием вести себя определенным образом); в-третьих, правомочие, которое позволяет субъекту потребовать от другого участника правоотношения юридической обязанности (например, арендодатель имеет право потребовать от арендатора выполнения обязанностей, обусловленных договором аренды); в-четвертых, в случае нарушения субъективного права, невыполнения другой стороной своих обязанностей, обусловленных правоотношением, возникает правомочие обратиться за защитой в судебный орган (если арендатор не вносит арендную плату, а требования этого оказывается недостаточно, арендодатель имеет право обратиться с иском в суд или арбитражный суд).

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника правоотношения. В отличие от субъективного права нельзя отказаться от исполнения юридической обязанности. Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно относится к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъективное право, юридическая обязанность является мерой поведения субъекта правоотношения. Мера - это те границы осуществления обязанности, которые предусмотрены в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательство на субъективное право другого участника правоотношения. Основой юридической обязанности является социальная необходимость. Социальная необходимость в определенном поведении людей порождается системой сложившихся общественных отношений.

В зависимости от того, какой вид поведения предусматривается диспозицией правовой нормы, юридические обязанности бывают либо активные, либо пассивные. Активные обязанности закрепляют необходимость действия, а пассивные - необходимость воздержания от действий, запрещенных нормами права.

 

Объекты правоотношений.

Объект правоотношения – это то, на что непосредственно направлено действие правоотношения.

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, а именно то, для чего возникает само правоотношение. В юридической литературе можно найти различные трактовки объекта правоотношения.

Два основных подхода к пониманию объекта правоотношения:

1) монистический. Согласно монистической теории объектом правового отношения выступает поведение субъектов, так как именно их поступки могут подвергаться регулированию юридическими нормами и только поведение людей способно реагировать на правовое воздействие;

2) плюралистический. Эта теория считается более реалистичной, ее сторонниками являются большинство ученых. Она разделяет объекты правоотношений:

– на материальные блага. Материальные блага – вещи, деньги, ценности, иное имущество и т. п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Материальные блага могут являться объектом и в иных отраслях права (в частности, быть объектом уголовно-правовой защиты);

– нематериальные блага – это жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его безопасность и свобода, неприкосновенность личности и др. Нематериальные блага – объекты охраны в уголовно-правовых отношениях, а также они характерны для процессуальных, трудовых и отдельных других правоотношений;

– культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческой деятельности, а именно: произведения искусства, литературы, научные изобретения, различные услуги, т. е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания. Все они являются как объектами гражданско-правовых, трудовых и других отношений, так и объектами уголовно-правовой защиты;

– ценные бумаги, документы – паспорта, акции, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий и т. п. Данные объекты более типичны для административных и процессуальных отношений;

– поведение субъектов – это правоотношения, которые складываются на основе норм административного права в сфере бытового обслуживания, управления хозяйственной, культурной деятельностью и т. д.

Сегодня в качестве объекта как такового не может выступать человек как таковой. Он может являться только субъектом правоотношений.

 

Правоприменительный акт.

Акт применения права — индивидуальный юридический акт государственно-властного характера, принятый компетентным органом на основе действующих правовых норм в отношении конкретных жизненных обстоятельств и персонально определенных лиц.

Как правило, акты право применения — это письменные документы, имеющие формализованное внешнее выражение и определенную структуру. Однако наряду с актами-документами выделяют и менее распространенные акты-действия. Акты-действия делятся на словесные и конклюдентные (совершаемые посредством сочетания определенных жестов).

Акты-документы могут иметь различную структуру. Их можно подразделить следующим образом:

1. Акты, включающие 4 составные части - вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда).

2. Акты, включающие 3 части — вводную, описательную и резолютивную (следственные и административные протоколы).

3. Акты, включающие 2 части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий).

4. Акты, имеющие только резолютивную часть (резолюции, наложенные должностным лицом на соответствующих документах).

 

Виды толкования норм права.

Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.

Виды толкования права:

1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;

2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;

3) казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.

Виды неофициального толкования:

1) обыденное;

2) профессиональное;

3) научное.

Обыденное толкование – пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения.

Профессиональное толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным.

Научное (доктринальное толкование) – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно-исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Доктринальное толкование отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание правовых норм.

Неофициальное толкование по форме выражения делят: 1) на устное (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам); 2) письменное (в периодической печати, в ответах на письма, жалобы и др.).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

(ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА, ОЗО 6 ЛЕТ, преп. ШИМАНСКАЯ Е. П.)

1. Предмет и метод теории государства и права.

2. Общая теория права в системе юридических и общественных наук.

3. Общая характеристика догосударственной эпохи.

4. Концепции происхождения государства и права.

5. Типология государства и права.

6. Понятие и структура политической системы общества.

7. Понятие и сущность государства как особой организации власти в обществе.

8. Функции государства: понятие и классификация.

9. Форма правления.

10. Форма государственного устройства.

11. Политический режим.

12. Правовое государство в историко-правовой мысли, его основные принципы.

13. Механизм государства: понятие и структура.

14. Орган государства и его компетенция. Виды органов государства.

15. Право в системе социального регулирования.

16. Понятие и признаки права. Объективное и субъективное право.

17. Различные концепции правопонимания.

18. Понятие и виды принципов права. Общеправовые принципы.

19. Понятие правового регулирования, его предмет и методы.

20. Способы и типы правового регулирования.

21. Механизм правового регулирования: понятие и структура.

22. Понятие и признаки правовой нормы.

23. Виды правовых норм.

24. Структура правовой нормы.

25. Понятие источника (формы) права. Основные источники права.

26. Нормативный правовой акт, его юридическая сила и виды.

27. Понятие закона. Место закона в системе нормативных актов. Подзаконные нормативные акты.

28. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

29. Понятие, виды, субъекты и принципы правотворчества.

30. Законодательный процесс.

31. Систематизация нормативных правовых актов. Виды систематизации.

32. Юридическая техника. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

33. Понятие и структура правовой системы.

34. Основные правовые системы мира.

35. Понятие системы права и ее структура. Отрасли национального права.

36. Понятие и структура правового отношения.

37. Субъекты правовых отношений.

38. Содержание правоотношения.

39. Объекты правоотношений.

40. Предпосылки правоотношения. Юридические факты: понятие и классификация.

41. Понятие и формы реализации права.

42. Применение права как особая форма реализации права.

43. Основные стадии правоприменительной деятельности.

44. Правоприменительный акт.

45. Коллизии правовых норм и их разрешение.

46. Пробелы в праве и способы их преодоления.

47. Понятие и субъекты толкования права. Приемы толкования норм права.

48. Виды толкования норм права.

49. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

50. Классификация прав личности. Гарантии прав и свобод личности.

51. Понятие, структура и виды правосознания.

52. Правовая куль<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.