Современные социокультурные ситуации развития ребенка — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Современные социокультурные ситуации развития ребенка

2017-11-27 1316
Современные социокультурные ситуации развития ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени, это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому, детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро и макро-проектов, коллекционирование, импровизация современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в программе.

Социокультурная среда образования - это совокупность взаимосвязанных экономических, социальных и культурных отношений к образованию, наличие и содержание которых позволяет ему продуктивно действовать и самоорганизовываться, саморазвиваться, обновляться, изменяться и, в свою очередь, влиять на социальные процессы.

Социокультурная среда современного ребенка, таким образом, понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы:

Ø Большая открытость мира и доступность его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек) // агрессивность доступной для ребенка информации.

Ø Культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с многоязычностью // разностность иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру.

Ø Сложность окружающей среды с технологической точки зрения // нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям // формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка.

Ø Быстрая изменяемость окружающего мира //новая методология познания мира //овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира.

Ø Быстрая изменяемость окружающего мира // понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации // отбор содержания дошкольного образования // усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания.

Ø Агрессивность окружающей среды и ограниченность механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов // негативное влияние на здоровье детей –как физическое, так и психическое возрастание роли инклюзивного образования // влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

 

1.2.1 Целевые ориентиры дошкольного образования

Ø ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ø ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ø ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

Ø ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Ø у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ø ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Ø ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

1.3. Промежуточные результаты освоения Программы на основе Программы «Истоки»5-6 ЛЕТ

Образовательные области Достижения детей
Физическое развитие Проявления в психическом развитии: • хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить; • стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость; • стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами). Проявления в физическом развитии: • развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила); • сохраняет статическое равновесие (от 15 с), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой); • подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз); • прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия; • бегает свободно, быстро и с удовольствием, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их; • бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок удобной рукой на 5—8 м; • хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку; • накапливается резерв здоровья (снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений); • активен, хорошо ест и спит; • владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).
Социально-коммуникативное развитие Общение со взрослым: • инициативен в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей; • поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.); • умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; • в общении проявляет уважение к взрослому. Общение со сверстниками: •способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками (появляются друзья); •проявляет чувство самоуважения и собственного достоинства, может отстаивать свою позицию в совместной деятельности; •умеет договариваться со сверстниками; • проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен, огорчен, помочь ему, поделиться с ним (игрушками, карандашами и др.). Эмоциональные проявления • инициативен, активен, испытывает удовольствие от предстоящих событий (радуется, что сегодня будет театральная постановка, чтение любимой книги, экскурсия в зоопарк, музей и др.); • хочет нравиться, отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений, и в то же время некоторой сдержанностью эмоций (владеет социально приемлемыми способами выражения бурной радости, гнева, злости, страха); • способен к волевой регуляции поведения, преодолению своих непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, правилам, данному слову, общей договоренности, поддается уговорам воспитателя; • проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (выполняет поручение, ищет решение задачи, как лучше собрать модель и др.); • с удовольствием слушает доступные музыкальные произведения и эмоционально на них отзывается; • осторожен, предусмотрителен в незнакомой обстановке, избегает травм (не идет с незнакомым человеком, учитывает непредсказуемость поведения животных, осторожно действует с острыми предметами, хрупкими игрушками и др.). Самообслуживание и элементы труда • владеет культурно-гигиеническими навыками как элементами здорового образа жизни (умывается, причесывается, носит одежду и обувь опрятно, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.); • распределяет и координирует свои действия в процессе выполнения обязанностей дежурного по столовой, уходе за животными и растениями в группе и на территории детского сада, поддержании порядка в групповой комнате; • стремится быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки и книги и др.). сюжетно-ролевые игры: • стремится стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры; • самостоятельно организует предметно-игровую среду; • в сюжетах игр отражает и преломляет окружающую действительность, содержание прочитанных книг, телевизионных передач; • действия в игре все больше замещает словом («Уже поели, а теперь отправляемся в путешествие»); • использует высказывания и ролевую беседу с другими детьми; • индивидуальные желания соотносит с содержанием общей игры и взятой на себя ролью. Режиссерские игры: • берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре; • создает и проигрывает целостные сюжеты; • удерживает разные позиции и планирует действия за различных героев, используя развернутую речь.
Познавательное развитие Ориентировка в окружающем: • знает свое имя и фамилию, день рождения, как зовут родителей, адрес; • имеет представление о России как своей стране; • узнает и называет символику своей страны (флаг, герб, гимн); • интересуется объектами и явлениями живой и неживой природы, проявляет бережное отношение к природе, устанавливает простые причинно-следственные связи (например, зависимость роста и развития растений от наличия влаги, питательной почвы, света, тепла и др.); • имеет представление о сезонных изменениях в природе, домашних и диких животных; •имеет навыки рационального природопользования (не лить зря воду, не сорить, не ходить по газону и др.); • знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл, дерево, бумага и др.) и свойства этих материалов (прозрачный, твердый, холодный, гладкий, бьется, рвется и др.); • имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий, сказать, что этот человек делает; • ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.); • понимает слова «вчера», «сегодня», «завтра» и некоторые другие обозначения времени (воскресенье, отпуск, праздник и др.); • обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы. Экспериментирование: • проявляет интерес к практическому экспериментированию и любознательность; • находит способы решения различных проблем с помощью пробующих действий поискового характера; • устанавливает причинно-следственные связи (катание мяча по разным поверхностям — гладким, шершавым, с разным углом наклона, погружение разных предметов в воду — тонет, не тонет и др.). Развитие обобщений: • обобщает представления и систематизирует объекты по выделенным свойствам и назначению (раскладывает по величине не менее 10 предметов одинаковой формы); •объединяет предметы на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием (одежда, мебель, посуда и др.); • имеет представления об элементах универсальных знаковых систем (буквы, цифры); •владеет логическими операциями — анализирует, выделяет свойства, сравнивает, устанавливает соответствие (анализирует образцы, сравнивает музыкальные произведения, прогнозирует возможные действия героев книг, фильмов, варианты их завершения и др.). Дидактические игры: стремится к достижению заданного игрой результата (правильно сложил картинку, нашел выход из лабиринта); умеет следовать логике действий в игре (последовательность ходов, ориентация на условия действия).  
Речевое развитие • свободно владеет родным языком, высказывается простыми распространенными предложениями, может грамматически правильно строить сложные предложения; • может построить связный рассказ по сюжетной картинке (картинкам); • употребляет обобщающие слова, антонимы, сравнения; • использует речь для планирования действий; • понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка о путешествии); • свободно участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами вежливости; • проявляет интерес к книгам и может назвать несколько известных ему литературных произведений; • по собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (из телепередач, книг и др.); • рассказывает различные истории, пытается сочинять сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом; • имеет элементарное представление о языковой действительности (звуке, слове, предложении).
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация): • в рисунке отражает людей, бытовые сюжеты, картины природы из городской и сельской жизни, сказочные образы; • речь (замысел) предвосхищает создание рисунка; • использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и др.); •создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других). Конструирование: · создает конструкции из разных материалов по собственному замыслу;
  • применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки,образцы и др.);
  • пользуется обобщенными способами конструирования (комбинаторика, изменение пространственного положения, дополнение и извлечение лишнего для получения новой целостности);
  • участвует в создании разных поделок в соответствии с их функциональным назначением (для праздника, карнавала, спектакля, украшения интерьера, игры и др.).

1.3.1. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Понимание ребенка помогает педагогу сделать условия воспитания и обучения максимально приближенными к реализации детских потребностей, интересов, способностей, способствует поддержке и развитию детской индивидуальности.

Без педагогической диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную профессиональную деятельность педагога. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

— деятельностных умений ребенка

— интересов, предпочтений, склонностей ребенка

— личностных особенностей ребенка

— поведенческих проявлений ребенка

— особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

— особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.