ОТП и социология права и философия права. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

ОТП и социология права и философия права.

2017-11-27 159
ОТП и социология права и философия права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вызывающие предусмотренные законом правовые последствия.

36) правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

41)

42)

43) Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. В современной теории права обязательными элементами государства признаются суверенитет и право.

Территория - это пространственная основа государства. Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле.

Население - то есть человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти.

Власть - отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

 

В настоящее время к признакам государства относится:

- публичная политическая власть (государственная власть). Под государственной властью понимается определенная система господства и подчинения между людьми, способ управления людьми, фактор организованности и порядка в обществе. Суть государственной власти состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воли граждан. Свойство публичности означает, что государственная власть, все ее органы должны действовать открыто, за исключением отдельных специальных органов государства. Степень открытости государственной власти может быть различной. Таким образом, любая государственная власть формально является публичной, т.е. выступает от имени народа, однако, по своей сущности она может быть частной (монархия), корпоративной (аристократия), авторитарной, тоталитарной и т.д.

- административно–территориальная организация населения; т.е. разделение населения по административно–территориальным единицам и осуществление публичной власти по территориальному признаку. На практике это приводит, во–первых, к появлению нового общественного института – гражданства; во–вторых, к установлению пространственных пределов государственной власти в форме государственных границ; в–третьих, к образованию центральных и местных органов власти.

- налоги и займы;

- право;

- государственный суверенитет. Впервые понятие суверенитета как единой, неограниченной, неделимой и неотчуждаемой власти было сформулировано французским ученым Ж.Боденом в работе «О республике», вышедшей в 1576 году. Боден не только обосновал и развил идею верховенства и независимости государственной власти, но и наполнил ее юридическим содержанием. Он сформулировал «права суверенитета», к которым относились: право законодательства, право войны и мира, право назначения высших должностных лиц, право верховной юрисдикции, право взимания налогов и др.

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

- монополия на официальное представительство всего общества ( никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

- наличие государственных символов - герба, флага, гимна.

 

44)В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления - внутренние и внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, относятся следующие виды функций:

Охранительные - обеспечение общественного и правового порядка, защита и охрана прав и интересов субъектов, конституционного строя и государства от противоправных посягательств.

Экономические - активная разработка и проведение экономической политики, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Социальные – забота о гражданах, которые в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование.

Культурно-воспитательные - каждый гражданин должен иметь образование, соответствующее принятому стандарту, поощрение и развитие искусства, обеспечение свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Природоохранительные.

Правовые - защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов.

К внешним функциям относятся:

Защита общества от внешних врагов - нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства.

Развитие цивилизованных отношений с другими странами.

Борьба с международной преступностью.

По ветвям власти функции делятся: законодательная, исполнительно-распорядительная, судебная, контрольно-надзорная.

45) Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. В современных государствах различают следующие формы правления: монархия и республика.

Монархия -верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках одного человека.

Как форма правления отличается следующими признаками:

· существование единоличного носителя верховной власти, - монарха, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

· наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

· монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

· отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

В свою очередь она делится:

Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (Россия до 1905г).

Ограниченная монархия -форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом или законодательным актом. (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Республика -верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти

как форма правления отличается следующими признаками:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

· наличием выборного на определенный срок главы государства;

· производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

· юридической ответственностью главы государства.

Она подразделяется:

Парламентская республика - форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. (Италии Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.).

Президентская республика - форма правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. (США, Латинская Америка).

Смешенная республика характеризуется наличием основных черт обоих типов республиканской формы правления.Отсутствует прямая юридическая связь между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть.

 

 

46) Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

· унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы;

· на территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

· составные части государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

· на территории проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

· все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

· имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия, РБ, Литва, Польша и др,.

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федерацияхарактеризуется следующими признаками:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. (Австро-Венгрия до 1918, Швеция и Норвегия до 1905, США с 1781 по 1789, Египет и Сирия для войны с Израилем в 1958, до 1848 г. Швейцарская федерация).

Конфедерация характеризуется следующими чертами:

1. конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

2. конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

3. сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

4. государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

47) Политический режим представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

 

Основу политического режима сегодня составляют следующие типы:

Демократический

Виды кодификационного акта

1) кодекс это сводный акт, детально регулирующий определенную сферу отношений, который:

- либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс);

- либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде).

2) уставэто комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Нацбанка РБ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной деятельности (Устав железной дороги).

3) положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов учреждений, организаций (Положение о службе в органах внутренних дел РБ и др.).

4) правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).

Свод законов – это высшая форма систематизации, основанная на инкорпорации, консолидации, кодификации. Осуществляется высшим законодательным органом. В свод законов в строгом порядке включаются не только законы, но и важнейшие подзаконные акты.

Учет нормативных актов -сбор действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных по запросам. журнальный учет.

Картотечный учет.

ОТП и социология права и философия права.

Социология права склонна исследовать «право в жизни», основной задачей является познание эффективности реализации права в русле общественной справедливости.

Философия права" изучает вопросы сходства и различий между натуралистическими и антропологическими основаниями права, выполняя при этом воспитательную функцию в сфере правосознания: в конечном же итоге предметом философии права остается справедливость.

Общая теория права занимает промежуточное положение между философией права и социологией права. При этом на ее долю приходится разработка основных методологических вопросов правоведения.

 

2) Предметом общей теории права является сущность, содержание и форма права, закономерности его возникновения, развития и функционирования.

2.1)Предмет состоит из следующих элементов:

Сущность – это единство внутренних сторон, свойств, признаков остающееся в праве на всем протяжении его существовании.

Содержание – это конкретизация сущности, проявляется в его нормах, его предписаниях и изменяются по мере изменения задач, стоящих перед обществом.

Форма – это способ существования, способ выражения и функционирования.

Закономерности права – представляют собой объективно обусловленные и объективно необходимые относительно устойчивые тенденции, являющиеся результатом проявления повторяющихся связей между сущностями

 

 

3) Общая теория права – это наука, изучающая государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности.

3.1)В отличие от иных юридических наук теория изучает не какую-либо одну сферу, область юридической действительности, не историю государственной и правовой жизни, не государственно-правовые явления какой-либо одной страны, а общие закономерности развития государства и права в целом.

 

4) Методология общей теории права это принципы, основные подходы, способы познания права, это учение о методах в их единстве и разнообразии, с помощью которых познается истина о праве.

4.1) Метод общей теории права – это совокупность приемов и
способов,с помощью которых осуществляется процесс полученияобъективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

4.2)Современная методология имеет следующие характерные черты:

· отрицает монополизм, является плюралистической;

· имеет гуманистическую направленность;

· отличается свободомыслием, открытой рациональностью.

 

4.3) В общей теории права, как и во многих других социальных науках, принято классифицировать методы на общенаучные и частные.

К общим методам познания права относятся:

· диалектический, дедукции, индукции, анализа, синтеза и др.

К частным методам познания права относятся:

· исторический, генетический, сравнительный, структурный и др.

 

Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права).

Синтез – это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получаем знания о позитивном праве в целом).

Индукция – это логический прием, позволяющий на основании частного знания получать знание общее. Дедукция – это такой логический прием, при помощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствования государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени.

 

 

5)У истоков теологической теории стояли Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский Клавдий Салмазий, Жозеф де Местр.

Теологическая теория ( божественная) восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права.

Центральной идеей божественных взглядов является утверждение, что право происходит от Бога, создано Богом для регулирования поведения людей. Оно дается человеку через посредника, пророка или правителя. Эти взгляды связанны с идеологией мировых религиозных воззрений: иудаизмом, христианством, буддизмом, исламом.

Примерно в XII–XIII вв. появляется и развивается учение учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития права аналогичен процессу сотворения богом мира.

он создает довольно сложную иерархическую систему права, выделяя при этом следующие виды законов: божественный закон, вечный закон, естественный закон, человеческий закон.

Божественный закон является верховным, так как все части вселенной управляются божественным разумом. Вечный закон является воплощением божественной мудрости и включает в себя принципы и идеи управления всем мировым порядком, природой и обществом. Вечный закон не может быть познан во всей его полноте человеком. Люди познают только его излучение. Естественный закон и представляет собой отражение вечного закона человеческим разумом. От естественного закона берут свое начало все человеческие законы.

 

6) Одновременно с развитием общества и права, развивались и идея естественного права. Основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (писаного права).

Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских порядков. Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583-1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой природой.

В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была выдвинута идея "естественного права с меняющимся содержанием".
С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям:

1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники - Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);

2) "светская" доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

 

7) Историческая школа права сложилась в конце XVIIIв.в Германии. Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. видные немецкие юристы - Густав Гуго (1764 – 1844, Фридрих Карл Савиньи (1779 – 1861), Георг Фридрих Пухта(1798 – 1846), доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности государства, так же как формирование духа народа и его языка. При этом главным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установилось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа.

Основные идеи:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.

 

8) Позитивистская школа возникает в XVIII - XIX вв. когда буржуазия достаточно упрочила свои экономические и политические позиции, в период относительно мирного развития капитализма, свободной конкуренции. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя, в могуществе ее государства и права.

Представители: Англия – Д.Остин; Германия – Р. Иеринг, К. Бергбом; Франция – Э.Дюргейм, А.Эсмен; Россия – Г.Ф.Шершневич, Н.И. Коркунов.

Позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению порядка. В основе позитивистской концепции лежит понятие права как приказа, как принудительных установлений государства, как совокупности (системы) обязательных правил (норм), предписанных официальной властью. По теории юридического позитивизма «право - факт реальности, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений».

Юридический позитивизм связан с философским позитивизмом. Сущность права провозглашается непознаваемой. Оно не нуждается в иных обоснованиях кроме факта своего существования. Право, является основой любого строя. Позитивисты отрывают истоки права от экономики и классовых отношений. В рамках юридического позитивизма создается концепция правового государства. Позитивизм - это все направления в правопонимании, которые не признают другого права, кроме установленного в государстве. Т.е. - это право, которое зафиксировано в документах. Позитивное право – это совокупность норм, правил поведения, установленных либо санкционированных государством.

 

9) .Социологическая юриспруденция начала формироваться на исходе XIX в, когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний.

Характерный тезис всех вариантов социологического направления - свобода судейского усмотрения. К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Евгений Эрлих, Герман Канторович, Роско Паунд, Макс Вебер, и др. Представители К. Ллевеллин, Д.Фрэнк, О.Холмс, Л.Брендейс, Б.Кардозо.Представители социологической школы противопоставили позитивному праву как "мертвому", "книжному" праву право "живое", "право в действии".

Сторонники социологической школы права признают, что социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения, поэтому право творят судьи в процессе решения конкретных дел.

Закон является пустым сосудом, который жизнь наполняет конкретным содержанием. Это идея «живого права», состоящего из норм, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает», т.е. обнаруживает и фиксирует их. Таким образом, право находится в постоянном развитии, всегда обгоняя жесткое и немобильное положительное (позитивное право).

Значительную роль в развитии социологического направления сыграл Роско Паунд - американский юрист, (который многие годы был деканом Гарвардской школы права). Он утверждал, что право - это прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда. В понятие права он усматривал три стороны:

1. право как правопорядок (режим упорядоченных отношений между людьми посредством применения силы политически организованного сообщества);

2. право как совокупность юридических предписаний в данном обществе;

3. право как судебный и административный процесс, отправление правосудия.

 

 

10) Психологическая теория права возникла в середине XIX века. Представители Льв Иосифович Петражитский, В. Лундштет, К. Оливекрона, А. Росс. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 - 1931 гг.). Наиболее полно теория изложена в труде "Теория права и государства в связи с теорией нравственности". Право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное – лишенное этого, но все же действующее в качестве права. Таким образом, в психологической теории наряду с писаными законами, то есть наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека.

По мнению Петражицкого, право сводится к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определенного поведения Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается (и переживается как право) другому лицу.

Основными идеи:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.

 

11) Сущность права это общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса.

 

 

12) правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношения к нему как к целостному социальному явлению. Конечным, главным результатом правопонимания является определение права.

 

13) под правом- общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

13.1)Признаки права:

1. Право - это явление общественное.

2. Право есть регулятор социально значимого поведения человека.

3. Содержание права определяется потребностями общественного развития, интересами участников общественного процесса, отраженными в общественном сознании.

4. Право по своей природе (сущности) есть средство социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов.

5. Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками

6. Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей, то есть к фактически неравным субъектам.

7. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах.

8. С точки зрения внутренней организации право есть система (целостность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями (структурой) и взаимодействующих друг с другом.

9. Право общеобязательно.

10. Праву присущапроцедурность.

11. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения.

12. Право тесно связано с государством.

13. Право охраняется государственным принуждением

 

14) Принципы права – это исходные, непререкаемые положения, наиболее характерно выражающее его сущность, юридически закрепляющие реальные устои регулируемых сфер общественных отношений.

 

 

15) Функции – основные направления и методы воздействия на общественные отношения и поведения людей.

Выделяют следующие функции:

1. общесоциальные функции (экономические, политические, воспитательная);

2. регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков:

· регулятивно-статическая – выражается в определении правового статуса различных субъектов права, определение границ прав и свобод (например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов);

· регулятивно-динамическая – определяет будущее поведение людей с помощью обязывающих норм (например, возложение обязанности уплачивать налоги);

· охранительная -установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Осуществляется органами государства, принимающих властные решения, обеспечиваемые государственным принуждением (например: родители обязаны заботиться о здоровье и воспитании несовершеннолетних детей, иначе могут быть лишены родительских прав);

· оценочная – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

 

16)В более строгом смысле слова политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями.

"Главным политиком", центральным субъектом политической жизни и политической организации любого общества является государство: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики.

Существует две точки зрения соотношения права и политики:

§ право доминирует над политикой, такое понимание сложилось в период буржуазно-демократических революций, выдвинувших идеи равенства, прав человека, правового государства, ограничения всевластия государства правами человека. Правовые нормы сдерживают и обуздывают политическую власть, которая зачастую стремиться удержаться неправовыми методами;

§ политика доминирует над правом. Это аксиома марксизма: “Политика – концентрированное выражение экономики, а право – концентрированное выражение политики”. Такое соотношение характерно для тоталитарных режимов, которые возникают там, где политические нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где естественные права человека не выступают в качестве цели, осуществления политики.

Исторически признанное соотношение права и политики в демократическом обществес одной стороны право должно стать средством осуществления государственной политики через нормы публичного права, с другой стороны, политическая деятельность всех субъектов должна быть жестко регламентирована правом и не выходить за егорамки.

 

17)В нашем же случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно - диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности. В современный период используется и обосновывается концепция невмешательства государства и права в экономику. Вместе с тем государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей. В то же время в идее социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономик


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.