Понятие права в объективном и субъективном смысле — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Понятие права в объективном и субъективном смысле

2017-11-27 161
Понятие права в объективном и субъективном смысле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность и признаки права

Сущность права

Нормы обрядов, традиций, обычаев и иных неправовых социальных норм до сих пор играют заметную роль в общественной жизни, вносят в нее определенную упоря­доченность. Однако в настоящее время их возможности ограничены.

Еще на заре человеческой цивилизации, с появлением избыточного продукта, частной собственности, других факторов, характерных для цивилизации, возникла насущная потреб­ность в особом универсальном регуляторе, более сильном, чем имевшиеся социальные нор­мы. Таким нормативным регулятором стало право.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного.

Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «спра­ведливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав­торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах обще­ства.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ­волом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело­века выступает как его право, т. е. нормированная, урегу­лированная правовыми средствами свобода.

С течением времени понятие содержания права и толко­вание его менялись:

для Аристотеля право — это политическая справедли­вость,

для средевековых ученых-богословов — это божествен­ное установление,

для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

для Р.Иеринга — защищенный интерес,

для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

Русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определе­ние права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».

Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос­приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Правопонимание относится к категории «вечных», по­скольку человек на каждом этапе своего развития откры­вает в праве новые качества и свойства.

Правопонимание всегда субъективно, потому что каж­дый человек воспринимает право по-своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по-сво­ему, юрист-профессионал - по другому, ученый - иначе.

Люди понимают право так, как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.

Сущ­ность права — это главная, внутренняя, относительно устой­чивая качественная основа права, которая отражает его истин­ную природу и назначение в обществе.

Сущность права отражает основную, решающую его связь с социальной струк­турой и материальными производственными отношениями, соци­ально-культурными условиями, приоритетами и ценностями че­ловеческой личности.

При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных тео­риях. В современной западной юриди­ческой литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов».

Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями челове­ческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение ин­дивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуаль­ных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого об­щественного компромисса различных специфических интере­сов.

Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

 

 

Понятие правовой системы.

Словосочетание "правовая система" используется в двух смыслах: узкая трактовка - "правовая система отдельной страны", широкое понимание - "правовая семья", т.е. несколько родственных в правовом отношении стран.
Правовая система отдельной страны представляет собой совокупность юридических ценностей, действующих в этой стране, например, система права и система законодательства, правовые институты и правовые учреждения, правовые понятия, принципы, символика, правовая политика, идеология, юридическая практика. Эти правовые ценности находятся во взаимодействии и согласованности и характеризуют уровень правового развития страны. Правовая система интегрирует всю правовую действительность конкретного государства.
Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем отдельных стран, имеющих сходные юридические признаки и историю развития. Существует несколько классификаций правовых систем. Наиболее признанная, дана Р. Давидом, который предлагает классифицировать правовые системы в зависимости от источников права, идеологии и юридической техники. Он выделяет романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, религиозные и традиционные системы (последние, кстати распространены на четырех пятых планеты).
Англосаксонская правовая система. Происхождение ее связывают с периодом формирования централизованной судебной системы в Англии (период правления Генриха II), время когда королевские разъездные судьи решали дела от имени Короны с выездом на места. Вырабатываемые этими судьями решения в одном месте брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел в другом месте.
В сферу влияния прецедентного права Англии попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и другие страны.
В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера, прецедентные - судебное решение по конкретному делу.
Наиболее важным источником англосаксонского права является судебный прецедент, главная форма выражения и закрепления английского права, которое было и остается прецедентным.
Другими источниками англосаксонского права являются закон (статут), который появился позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений, обычай, юридическая доктрина.
Структура англосаксонского права не знает классического деления на публичное и частное право. Вместо этого исторически сложилось его деление на общее право и право справедливости, которые определяют правовую архитектонику этой правовой семьи.
Англосаксонская правовая система не знает также выраженного деления права на отрасли. Структурные особенности англосаксонского права проявляются не только на макроуровне, но и на уровне юридической нормы или микроуровне. Прецедентные нормы представляют собой казусы, которым присущи свои структура и особое содержание. И связь этих первоначальных элементов (микроклеток) англосаксонского права в силу некоторых обстоятельств имеет часто не логический, рациональный, а традиционно- исторический характер.
Романо-германская правовая система. Возникла в XII-XIII вв. в результате рецепции
римского права странами континентальной Европы.
Когда говорят об особенностях норм романо-германского права, то выделяют прежде всего такую характеристику нормы- как общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными органами. По сравнению с англосаксонской прецедентной нормой, последняя носит обобщенный, абстрактный, неперсонофицированный характер.
Основным источником романо-германского права выступает закон. Законы принимаются парламентами, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Другими источниками романо-германского права являются правовой обычай, и судебная практика.
Структура романо-германского права предполагает деление права на публичное и частное, последовательное отраслевое деление.
28. Понятие системы права.

Система права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединений правовых норм.
Традиционно структура или система современного романо-германского права представлена такими элементами: норма права, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь, объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальное и международное.
Их взаимодействие внутренне согласовано и характеризуется наличием прямых и обратных связей.
Норма права, как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В ней фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или юридическая обязанность. Однако, ясно, что общественные отношения - сложнейшая система горизонтальных и вертикальных взаимоотношений, поэтому существование одной правовой нормы бессмысленно. Практическая ценность норм права состоит в их множественности и взаимодействии.
Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный). Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.
Таким образом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отраслями права являются конституционное право, уголовное право, семейное право, гражданское право и т.д.
Отрасль права обладает внутренней структурой и также системна, поскольку состоит из норм права в определенном порядке объединенных в правовые институты и подотрасли права.
Правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих вид или определенную сторону общественных отношений. Например, в конституционном праве существует институт парламентаризма, гражданства, президентства, в трудовом праве - охраны труда, заработной платы, времени отдыха, рабочего времени и т.д.
Подотрасль права регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. В гражданском праве выделяют подотрасли авторского и наследственного права, в земельном праве - водного и горного права. Подотрасль права необязательный элемент системы права, в некоторых отраслях подотраслей не выделяют.
Все отрасли права объединяются в подсистемы материального и процессуального права, публичного и частного права.
Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены или дополнены участникам правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли и т.д.
Частное право опосредствует отношения "горизонтального" типа, отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены и не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие отрасли и институты права.

31. Понятие и виды отраслей права.
Отрасль права - самостоятельное, юридическое подразделение права, состоящее из компактной системы взаимосвязанных, распределенных по институтам норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, единым методом.
Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный).
Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых предписаний.
Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.
Видами отраслей права являются:
конституционное право,
уголовное право,
семейное право,
налоговое право,
гражданское право,
хозяйственное право,
уголовное процессуальное и т.д.
Отрасль права обладает внутренней структурой и также системна, поскольку состоит из норм права в определенном порядке объединенных в правовые институты и подотрасли права.
Отрасли права объединяются в подсистемы:
- частного и публичного права;
- материального и процессуального права.

Понятие права в объективном и субъективном смысле

Право в объективном смысле - это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений при решении соответствующих юридических дел. Иными словами, право в объективном смысле - это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективированный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношении санкционируется государством.

Термины "позитивное право" и "объективное право"- синонимы, означающие систему норм, исходящих от государства.

Как объективная реальность, позитивное право существует в законах и иных признаваемых государством источниках (формах) права. Эти нормы существуют объективно, т. е. независимо от какого-либо конкретного лица - субъекта права, а также независимо от того, знает или не знает о них это лицо. Именно поэтому данная система норм называется "объективным правом".

Развернутое определение позитивного (объективного) права может иметь следующую формулировку:

"Право - это всеобщий нормативный регулятор общественных отношений, система формально-определенных, общеобязательных норм, которые установлены или санкционированы государством, выражают его волю, являются официальным критерием правомерного или противоправного поведения".

Данное определение права (объективного) отмечает его связь с государством, обращает внимание (но не акцентирует его) на государстве как основном субъекте правотворчества, но государство - не единственный субъект правотворчества, субъектом установления норм права,например,в Украине являются и трудовые коллективы («коллективный договор» - один из источников права Украины, является разновидностью т.н. нормативно-правовых договоров).Поэтому нередко в определениях права (объективного) прямо не говорят о его связи с государством, просто указывают, что это система норм,закрепленных в законах и иных формах(источниках) права.

"Объективное право" юристы обычно называют просто "право", например, "право Украины", "право Англии", имея в виду все действующие юридические нормы данного государства. Если говорят "гражданское право", "уголовное право", то имеют в виду отрасль права данного государства. В случае употребления терминов "патентное право", "вексельное право" имеют в виду институт отрасли права. Нормы, исходящие от государства, юристы называют "правовыми нормами", "нормами права" или "юридическими нормами". Во многих государствах (Украина, Франция) "объективное право" - это главным образом писаное право, т. е. его нормы закреплены в основном в законодательстве- в законах, подзаконных нормативно-правовых актах. Поэтому нередко юристы в этих странах термины "законодательство" и "право" употребляют как синонимы, хотя «законодательство» - это внешняя форма права,причем не единственная,есть и иные формы (источники) права.

От "объективного права" следует отличать так называемое "субъективное право", т. е. обеспеченную законом и государством возможность поведения, принадлежащую определенному субъекту права (какому-нибудь конкретному лицу). Например, собственник дома вправе им владеть, пользоваться, распоряжаться, т. е. он может в нем жить, сдать внаем часть жилых помещений, продать или обменять его на что-либо и т. д.

Что касается соотношения "объективного права" и "субъективного права", то последнее возникает на основе норм "объективного права" и им предусматривается. Например, возможность лица заниматься предпринимательской деятельностью закреплена Законом Украины "О предпринимательстве"

Субъективное право представляет собой единство трех возможностей поведения, иными словами, возможностей поведения трех видов, а именно: обладатель субъективного права, т.е. управомоченное лицо располагает, во-первых, возможностью самостоятельно, своими.действиями (бездействием) объективно проявить себя в своем определенном поведении (например, может дать деньги взаймы); во-вторых, может требовать определенного поведения от иных лиц (например, возврата денежной суммы, переданной им заемщику); в-третьих, он может обращаться в соответствующие компетентные органы государства в связи с необходимостью защиты нарушенного права путем применения мер государственного принуждения (например, в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы за работу в выходные дни).

 

Сущность и признаки права

Сущность права

Нормы обрядов, традиций, обычаев и иных неправовых социальных норм до сих пор играют заметную роль в общественной жизни, вносят в нее определенную упоря­доченность. Однако в настоящее время их возможности ограничены.

Еще на заре человеческой цивилизации, с появлением избыточного продукта, частной собственности, других факторов, характерных для цивилизации, возникла насущная потреб­ность в особом универсальном регуляторе, более сильном, чем имевшиеся социальные нор­мы. Таким нормативным регулятором стало право.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного.

Древние юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости». В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова «спра­ведливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав­торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах обще­ства.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ­волом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело­века выступает как его право, т. е. нормированная, урегу­лированная правовыми средствами свобода.

С течением времени понятие содержания права и толко­вание его менялись:

для Аристотеля право — это политическая справедли­вость,

для средевековых ученых-богословов — это божествен­ное установление,

для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

для Р.Иеринга — защищенный интерес,

для Л.Петражицкого — императивно-атрибутивные эмоции,

для юридического позитивизма — веление, приказ государства.

Русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определе­ние права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».

Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос­приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Правопонимание относится к категории «вечных», по­скольку человек на каждом этапе своего развития откры­вает в праве новые качества и свойства.

Правопонимание всегда субъективно, потому что каж­дый человек воспринимает право по-своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по-сво­ему, юрист-профессионал - по другому, ученый - иначе.

Люди понимают право так, как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.

Сущ­ность права — это главная, внутренняя, относительно устой­чивая качественная основа права, которая отражает его истин­ную природу и назначение в обществе.

Сущность права отражает основную, решающую его связь с социальной струк­турой и материальными производственными отношениями, соци­ально-культурными условиями, приоритетами и ценностями че­ловеческой личности.

При анализе этого положения наблюдаются существенные расхождения в правовых учениях прошлого и современных тео­риях. В современной западной юриди­ческой литературе обоснована мысль о том, что «право есть свободное выражение воли индивидов».

Категория «общая воля», следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью. Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями челове­ческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение ин­дивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуаль­ных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого об­щественного компромисса различных специфических интере­сов.

Итак, сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об­щества, характером классов, социальных групп населения, от­дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.