Тема 3. Понятие и виды туристскихдестинаций. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 3. Понятие и виды туристскихдестинаций.

2017-11-27 280
Тема 3. Понятие и виды туристскихдестинаций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные виды туристских ресурсов и туристский потенциал Понятие туристской дестинации и ее основные характеристики. Виды туристскихдестинаций. Анализ состояния туристскойдестинации.

 

Туристский потенциал и туристские ресурсы дестинации определяют основные условия туристского предложения территории. При формировании различных видов туристского продукта в виде многообразных туристских услуг требуются соответствующие им туристские ресурсы. Одни виды туризма требуют уникальных природных ресурсов, другие – природных и искусственно созданных человеком ресурсов, третьи – наличия объектов культурного наследия, четвертые – совокупности всех вышеперечисленных ресурсов. Другими словами, для того, чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов.

Туристские ресурсы – природно-климатические, социо-культурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить различные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы, как доступную часть туристского предложения, так и его вероятную часть, не использующуюся в настоящее время по объективным причинам, но имеющую вероятность использования в дальнейшем.

Ресурсный потенциал сферы туризма представляет собой сложное, многоаспектное явление. Ресурсный потенциал сферы туризма можно определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает сфера туризма в масштабах страны, региона, предприятия, необходимых для осуществления деятельности по предоставлению качественного обслуживания туристов.

Туристские ресурсы можно разделить на следующие основные группы:

 природно–географические;

 культурно-исторические;

 социально-экономические;

 материально-технические;

 трудовые ресурсы.

К первой группе следует относить собственно туристские территории, памятники природы, водные и воздушные ресурсы, флору и фауну. Ко второй группе ресурсов относятся объекты культурного и исторического наследия, музеи, памятники истории и архитектуры и пр. В группу социально-экономических ресурсов включаются средства и условия осуществления туристской деятельности, в том числе – финансовые ресурсы. Материально-технические ресурсы включают в себя транспортные возможности, в том числе и инфраструктуру, средства размещения, индустрию питания и развлечений, розничную торговлю и т.д. Трудовые ресурсы являются необходимым и важнейшим условием осуществления туристской деятельности и включают в себя как кадры, работающие в туризме, так и возможности их подготовки.

Первоначальной основой развития туризма являются, бесспорно, природные и географические условия. Не случайно туризм на ранней стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности населения. Трудовые ресурсы создают возможность обеспечения туристских потребностей обслуживающим персоналом. Однако без развитой материально-технической базы туризма нормальное функционирование сферы туризма невозможно.

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально рационально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:

 аттрактивность (привлекательность);

 климатические особенности;

 доступность;

 степень изученности;

 экскурсионная значимость;

 пейзажные и экологические характеристики;

 социально-демографические характеристики;

 потенциальный запас данного вида ресурсов;

 способ использования и др.

Туристские ресурсы динамичны и способны приобретать новые качества путем преобразований, проводимых организаторами туризма с целью их обустройства и приспособления для использования в новых видах туристской деятельности. Чем большим ассортиментом различных туристских ресурсов располагает территория, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов и для увеличения продолжительности их пребывания.

Следует отметить, что потребление туристских ресурсов происходит в месте их непосредственного размещения, поэтому вопросы сохранения и воспроизводства туристских ресурсов принимающих территорий играют важную роль.

Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов вся территория России была распределена на туристские экономические районы и зоны потенциального развития туризма федерального значения.

В соответствии с картой туристских ресурсов должна производиться паспортизация зон перспективного развития туризма. Цель зонирования территорий и их паспортизации – определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экологической защиты. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, там, где туризм является основной статьей национального дохода.

Рассматривая экономические районы (федеральные округа) РФ с точки зрения развития въездного и внутреннего туризма (табл. 4.1, табл. 4.2), можно отметить, что каждый экономический район (федеральный округ) обладает уникальными природными ресурсами, определенной емкостью рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов. Однако для увеличения туристских потоков в данных районах необходимо совершенствование материально-технической базы туризма.

Таблица 4.1

Федеральные округа России и их состав

п/п Федеральные

Округа Субъекты Российской Федерации

1. Центральный Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г. Москва.

2. Северо-

Западный Республики Карелия, Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург.

3. Южный Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская; Краснодарский, Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.

4. Приволжский Республики Башкорстан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край.

5. Уральский Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

6. Сибирский Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайский, Забайкальский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области.

7. Дальне-

восточный Республика Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский Камчатский края; Амурская, Магаданская, Сахалинская области; Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.

В отдельных федеральных округах РФ, благодаря их природной уникальности, могут развиваться определенные виды туризма, которые, даже при самом высоком уровне инфраструктуры туристской индустрии, не смогут быть реализованы в других экономических районах.

Возможность сегодняшнего использования туристских ресурсов в России различается по экономическим районам (табл.4.2).Оценку туристского потенциала определенных экономических районов осуществляют на основе характеристик емкости рекреационно-познавательных ресурсов, емкости природно-рекреационных ресурсов, вместимости материальной базы, географического положения, степени привлекательности для основной части туристов.

В соответствии с данными табл. 4.2 наибольшей емкостью туристско-рекреационных ресурсов обладает Центральный экономический район (38,5% всей вместимости).

Таблица 4.2

Распределение туристского потенциала России по экономическим районам

 

Экономические районы Емкость рекреационно-познавательных ресурсов Емкость природно-рекреационных ресурсов Вместимость материальной базы

млн. чел.

дн. в г. % млн. чел.

дн. в г. % млн. чел.

дн. в г. %

1. Северный 8,1 3,1 27,3 8,0 49,6 4,0

2. Северо-Западный 42,1 15,9 15,6 4,6 92,9 7,8

3. Центральный 102,0 38,5 38,0 11,3 291,9 24,4

4. Волго-Вятский 13,6 5,1 13,7 4,0 54,0 4,5

5. Центрально-

Черноземный 13,8 5,2 2,5 0,7 36,6 3,1

6. Поволжский 14,4 5,4 23,5 7,0 100,9 8,4

7. Северо-Кавказский 36,5 13,8 55,2 16,4 211,7 17,7

8. Уральский 10,3 3,9 30,2 9,0 123,4 10,3

9. Западно-

Сибирский 9,7 3,6 24,4 7,2 91,9 7,7

10. Восточно-

Сибирский 8,6 3,2 47,9 14,4 64,4 5,4

11. Дальне-

восточный 4,4 1,7 55,6 16,5 66,2 5,5

Итого 263,5

100,0 333,9

100,0 1183,5

100,0

 

При этом необходимо учесть, что наличие туристско-рекреационного потенциала еще не определяет возможность и необходимость строительства предприятий туристского бизнеса. Для развития туризма данный потенциал является необходимым, но не единственным фактором. Нужен также спрос на услуги, предоставляемые туристско-рекреационным хозяйством, материальные и финансовые ресурсы, транспортные и энергетические коммуникации, трудовые ресурсы и т.д. Эффективное освоение туристско-рекреационных возможностей может быть успешным только при наличии выше перечисленных факторов, тогда эти ресурсы являются предпосылками для развития туризма и смежных отраслей.

По мнению многих ученых, занимающихся проблемами развития туризма, Россия располагает значительным туристским потенциалом и в стране есть все ресурсы, необходимые для успешного устойчивого развития. Однако существует и другая оценка туристских ресурсов России, ставящая под сомнение данное утверждение. В качестве доказательства приводятся следующие доводы:

 в России не принята единая терминология, соответствующая международной, и не унифицированы количественные и качественные показатели туристских ресурсов;

 после распада СССР Россия потеряла около 1/3 высокоактивных и ранее доступных туристских ресурсов;

 часть привлекательных туристских ресурсов, находящихся в зоне межнациональных конфликтов Кавказского региона, временно не учитывается в едином туристском пространстве России;

 многие туристские ресурсы РФ, обладая выигрышными атрибутами экзотики или уникальности, проигрывают зарубежным аналогам по доступности, уровню сервиса, безопасности, экологическим параметрам и цене;

 значительная часть нашей страны находится в зоне мало комфортного климата;

 в целом крайне неблагоприятна экологическая обстановка в крупных и средних городах – центрах туризма.

Несмотря на огромную территорию страны, емкость благоприятных, доступных, экологически чистых туристских ресурсов весьма скромная. Они расположены в основном в Европейской части России. Благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают лишь 8-11% территории РФ, при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства.

Таким образом, обладая огромным территориальным пространством, Россия является действительно обладателем значительного туристского ресурсного потенциала. Однако для развития массового туризма используется пока лишь 1/10 часть ее территории, где туристские ресурсы доступны, в меру комфортны, привлекательны, но испытывают рекреационные нагрузки, превышающие предельно допустимые и в ряде случаев сильно загрязнены. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы безопасности развития туризма и сохранения туристских ресурсов.

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы. Высокий потенциал развития туризма, который характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов. Кроме того, развитие туризма зависит от доступности туристских центров с точки зрения существующих и развивающихся коммуникаций современных и перспективных видов транспорта в международном и внутреннем туризме, а также уровня необходимых затрат времени средств туристов на путешествие по данному региону.

Принимающие и отправляющие туристские центры

Туристский отправляющий центр – это регион, порождающий туристов, и представляющий собой не что иное, как место, откуда туристы начинают свое путешествие, и где они его заканчивают.

 

Рис. 4.1 Туристская система

Ключевыми вопросами изучения данного элемента являются характерные факторы, которые стимулируют спрос на туризм, и которые включают географическое расположение таких мест, их социально-экономические и демографические характеристики. Совершенно естественно, что основные маркетинговые операции индустрии туризма осуществляются именно здесь.

В регионе, порождающем туристов, постоянно идет процесс мотивации (и стимуляции) потенциальных потребителей к путешествиям. Люди читают книги о разных странах, смотрят журналы, рекламную информацию (например, проспекты о курортах), телевидение, общаются со знакомыми и родственниками, наконец, принимают определенное решение и отправляются в путешествие.

Направляясь к цели своего путешествия, туристы на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней) могут остановиться в так называемом «транзитном регионе». Это, прежде всего, место пересадки с одного транспортного средства на другое (например, с самолета на автобус, который доставляет к цели путешествия), поэтому транспортное обслуживание здесь играет главную роль. Одной из функций транзитного региона также является предоставление туристам услуг предприятиями общественного питания (ресторанов, кафе, и т.д.). Однако туристы могут остановиться здесь и на несколько дней с целью осмотра достопримечательностей, если данная территория таковыми обладает и они представляют определенный интерес.

Транзитный регион является связующим звеном между регионом, порождающим туристов, и регионом туристской дестинации. Это понятие является одним из ключевых элементов данной схемы, т.к. именно через транзитный регион могут проходить разные туристские потоки. Однако, цель путешествия - это регион туристскойдестинации.

Само слово «дестинация» произошло от латинского слова «местонахождение». Впервые термин «дестинация» в современной трактовке этого слова был введен Лейпером в середине 1980-х гг.. В настоящее время российские ученые спорят о возможности использования тех или иных эквивалентов на русском языке для передачи данного термина. В настоящее время среди западных исследователей и профессионалов от туриндустрии «дестинация» является повсеместно принятым термином с очень небольшими отклонениями в трактовке.

Дестинация – это туристский центр, расположенный на определенной территории, предлагающий определенный набор услуг и товаров, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перемещение, размещение, питание, развлечения и т.д. в соответствии с их запросами по соответствующим видам туризма.

Таким образом, дестинация с комплексом инфраструктурных, рекреационных, производственных и прочих ресурсов представляет собой территорию предпочтительного развития индустрии туризма как на уровне отдельных муниципалитетов, регионов, федеральных округов, так и страны в целом.

В литературе о туризме широко используется термин «курорт». Следует обратить внимание на соотношение терминов «курорт» и «дестинация». Иногда эти термины употребляются как равнозначные понятия.

Курорт – это местность, характеризующаяся уникальными природными лечебными и рекреационными ресурсами, развитой инфраструктурой и материальной базой туризма, представляющая собой значительный территориальный сегмент туристского рынка.

Условием первостепенной важности создания и развития курортов выступает наличие благоприятных природных условий – ландшафта, воды, воздуха, их сочетания, т.е. существование определенного набора лечебно-рекреационных ресурсов. При этом также принимаются во внимание имеющиеся в регионе достопримечательности и степень их сохранности, возможность создания сети торговых и общественных центров для сосредоточения в них коммерческой и культурной деятельности, уровень развития транспортной и коммуникационной сети территорий, характер расселения в регионе, особенности размещения мест проживания туристов относительно всех вышеперечисленных мест их привлечения.

Главная цель курорта – это организация отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с учетом имеющихся технологий и материальных возможностей. Следовательно для определенных территорий термины «курорт» и «дестинация» являются синонимами, например, это относится к Ницце (Франция), Южной Анталии (Турции), Сочи (Россия).

Однако если рассматривать дестинацию как определенную привлекательную для туристов территорию, то в этом случае дестинация является более широким понятием, чем курорт. Например, Мексика выступает для большинства туристов из стран Западной Европы как цель их интереса и, следовательно, поездки. Акапулько – это лишь часть этой дестинации, хотя он и является одним из самых знаменитых курортов мира. Или, например, для японцев Северная Европа – это одна большая дестинация, а курорты, расположенные в ней, выступают только как ее составные части.

В настоящее время разрабатываются теоретические основы развития дестинации. Подавляющее большинство исследований и практических разработок, осуществленных специалистами ВТО, связанных с развитием туризма на какой-то определенной территории, в том числе и на уровне государств, опираются на основные положения теории дестинации. Например, разработка новых концепций развития таких курортов, как Майорка (Испания), Кентербери (Великобритания), Дубай (ОАЭ), Национальный парк Ману (Перу) и др., полностью была основана на анализе этих территорий и определении перспектив их развития именно как дестинаций, что и позволило им стать в настоящее время одними из самых известных в мире.

В научной литературе существует два подхода к определению дестинации:

 с позиции географического подхода:

Дестинация - это конечная цель туристской поездки, территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

 с позиции маркетингового подхода:

Дестинация - это интенсивно производимая и потребляемая совокупность туристских продуктов, разработанных на базе туристских ресурсов и определенной территории, сконцентрированная во времени и в пространстве и предназначенная для определенных категорий потребителей.

Здесь на первый план выходит привлекательность, которая может быть разной для различных групп туристов. Например, туристы различного возраста, достатка, интереса, отдыхающие на одной ограниченной территории (кемпинг, отель), могут иметь совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекают пляжи и море, других – исторические места и музеи, для третьих важны активный отдых и развлечения и т.д.

Дестинация (место назначения) привлекает путешественников, так как обладает такими характерными особенностями, которых нет в местах их постоянного проживания. Каждой дестинации, по мнению В.С. Боголюбова, свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие:

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие); удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией); доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок. Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей. Другими словами, для них важны такие услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов до мест размещения в дестинации); вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорта и т.д.), обеспечение дестинации руководящим персоналом.

2. Таким образом, для развития туристской дестинации важно понимать, что впечатления туриста от пребывания в данной местности комплексны и зависят не только от работы предприятий сектора туризма: гостиниц, ресторанов, музеев, транспорта, но и от качества работы муниципальных служб, органов правопорядка, здравоохранения. Различные отрасли, предприятия и организации взаимозависимы в единой цепочке создания ценности в туризме.

3. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие. Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных «домашних» условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки «унифицированного туристского ландшафта».

4. Дестинациянеразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристского продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок (номера в гостиницах, театральные билеты и т.д. не могут быть отложены в «межсезонье» для последующей их продажи во время, например, театрального сезона). Таким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств дестинации. Длясезоннойдестинации пик сезона (3-4 месяца) должен принести основной вклад в покрытие постоянных издержек, которые подлежат оплате в течение года.

5. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники даннойдестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других.

Дестинация может быть первичной и вторичной (транзитной). Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиента интерес и желание посетить ее, и, соответственно, главная ее цель – удовлетворить этот интерес туриста за определенный промежуток времени (например, за неделю). Вторичная или транзитная дестинация представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Ее основная задача – удовлетворение желаний туристов на один - два дня.

Рассматривая ситуацию с позиции устойчивого развития туризма, следует предположить, что первичная дестинация должна привлекать относительно небольшое количество туристов на достаточно длительное время. Привлекательность вторичной дестинации для туристов ниже, и, следовательно, ее главная задача состоит в привлечении большего количества туристов, но на краткое время.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Первичнаядестинация всегда связана с определенным местоположением, территорией, а вторичная должна обязательно удачно располагаться по отношению к транспортным коммуникациям. При этом возможны и достаточно часто складываются ситуации, когда вторичная (транзитная) дестинация для одних туристских потоков может быть первичной для других (например, города с крупными аэропортами, расположенными на пересечении транспортных маршрутов, при этом обладающие богатым культурно-историческим наследием).

 

 

Рис. 4.2 Схема взаимосвязи первичной и вторичной (транзитной) дестинаций

Применительно к въездному туризму типология туристскихдестинаций может быть представлена следующим образом.

В первую группу входят крупные столичные города. Они привлекают туристов по многим причинам, в том числе как культурные и исторические центры, как центры деловой активности и т.п. Как правило, в этих городах существуют особые зоны, где доминируют исторические, культурные, торговые или развлекательные виды обслуживания.

Вторая группа туристских дестинаций состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа – это центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры для привлечения туристов, например, специально построенные деревни викингов в Дании или музеи деревянного зодчества под открытым небом в Архангельске и Суздале. Обычно вокруг этих центров дополнительно строятся гостиницы, рестораны, бары и другие туристские заведения для приезжих.

Вторую подгруппу составляют так называемые центры для туров, например, Зальцбург. Это города, имеющие хорошо развитую транспортную сеть, высокую концентрацию туристских предприятий, а также привлекательные с культурной, исторической и научной точек зрения для туристов.

И, наконец, в третью группу туристских дестинаций входят центры, специально построенные для туристов, например, «Диснейленд» во Франции. Вся инфраструктура таких центров направлена только на удовлетворение всевозможных туристских потребностей и интересов. Их архитектурный стиль отличен от окружающих их городов и поселений.

Бесспорно, дестинация является одним из ключевых понятий в системе туризма, в котором на региональном уровне особенно отчетливо проявляются все взаимосвязи и взаимозависимости данной системы с внешними социально-экономическими макросредами. В работе Горохова А.Ф предложена типология туристских дестинаций, а также классификация их ресурсов во взаимосвязи с различными компонентами туристского продукта (рис. 4.3)

 

Рис. 4.3 Типология туристских дестинации и классификация их ресурсов во взаимосвязи с компонентами турпродукта

 

Анализ туристскойдестинации

Большинство ныне существующих публикаций и исследований в области туризма освещают лишь позитивные аспекты развития дестинаций. Гораздо менее популярны работы, рассматривающие стадии упадка в рамках жизненного цикла туристского региона (TALK). Тогда как именно эти стадии жизненного цикла все чаще становятся объективной реальностью для многих стран и регионов по мере распространения международного массового туризма.

 

TALK – анализ (Tourism Area Life Cycle)

Преимущества использования:

-Анализ дестинации в историческом аспекте;

-Используется как инструмент для долгосрочного стратегического планирования.

Недостатки использования:

-Сложно определить заранее дальнейшее развитие территории;

-Не является надежным инструментом при составлении прогнозов развития дестинации.

 

Жизненный цикл развития дестинации

Таким образом, дестинация с комплексом рекреационных, производственных и прочих ресурсов является важным фактором развития индустрии туризма, как на уровне отдельных регионов, федеральных округов, так и страны в целом. При этом необходимо отметить, что любая дестинация проходит определенный цикл развития (рис.4.4).

Рис. 4.4 Схема развития дестинации

В начале развития туризма, основными мотивами приезда людей в дестинацию являются встреча с родственниками или друзьями, а также деловые интересы. Некоторые из приезжих осматривают природные и культурные достопримечательности посещаемой ими территории. Естественно, что их потребности легко удовлетворяются сферой обслуживания, и они уезжают с хорошими впечатлениями. На этой стадии развития дестинации лишь небольшая часть инфраструктуры (гостиницы, общественное питание) зависит от количества приезжающих и сроков их пребывания.

Однако постепенно количество туристов увеличивается, так как они уже знают, что в данной дестинации их ждут хорошее обслуживание, интересная местная культура, природа и т.д. На это реагирует бизнес, развивая специализированные сервисные услуги для приезжающих туристов. Территория начинает приобретать характерные черты туристкой дестинации.

Открываются новые рестораны, кафе и бары, которые предлагают туристам как привычные для них блюда, так и национальные; магазины начинают торговать сувенирами местного производства. Инвестиции в экономику дестинации приносят большую прибыли и, естественно, увеличиваются. Общественный и частный сектора находят новые возможности привлечения туристов и их обслуживания.

В туристскую зону приезжают все большие массы туристов, которые привносят в местную культуру свои традиции и культуру. Под их влиянием происходят изменения в традиционном укладе жизни коренного населения дестинации, что приводит к определенным переменам и во взаимоотношениях между людьми. Наступает так называемая фаза туристского менеджмента, основными целями которого являются: продвижение дестинации на туристском рынке для привлечения такого количества туристов, которое бы обеспечило поддержание туристского бизнеса в данной дестинации на должном уровне, и выбор административных методов, обеспечивающих выгодные с финансовой точки зрения формы и виды туризма.

На этой стадии решаются вопросы о том, какие сферы обслуживания развивать, как улучшить удовлетворение постоянно меняющихся потребностей приезжих, какими способами можно влиять на природу этих вкусов и желаний. При решении этих вопросов влияние дестинации становится все более активным и определяющим. Кроме того, в дестинацию идет постоянный приток новой рабочей силы. Как правило, приезжают молодые рабочие и служащие со своими семьями и оседают на данной территории на довольно длительное время. Постепенно происходит ассимиляция местных жителей (аборигенов) с приезжими. Это приводит к утрате местных культурных обычаев и появлению новых, но уже не свойственных и нехарактерных для данной дестинации. Под влиянием этих процессов происходит изменение первоначальной природы дестинации. Она утрачивает свою исключительность, и начинается падение ее привлекательности для туристов.

Самая главная задача частного и общественного секторов в данный момент – быстро отреагировать на происходящие изменения. Прежде всего, необходимо создать новый маркетинговый план развития дестинации и найти перспективные сегменты туристского рынка, которые могут совершенно отличаться от рыночных сегментов первоначальной дестинации. Цикл развития дестинации сходен с циклом развития любой системы, который включает в себя несколько стадий: зарождение, рождение, рост, насыщение, спад, исчезновение либо возрождение.

 

Многие туристские дестинации в своем развитии проходят все стадии от зарождения до исчезновения, а затем осуществляется возрождение на принципиально новой основе. На цикл развития дестинации могут влиять различные факторы, например, развитие транспорта. Развитие авиационного транспорта, особенно создание турбореактивных двигателей, снизило привлекательность местных морских курортов и способствовало развитию удаленных экзотических дестинаций.

Наиболее известной является модель жизненного цикла туристской дестинации Р.В. Батлера с последующими ее модификациями. Опираясь на концепцию жизненного цикла продукта американского экономиста Р. Вернона, он выделил шесть последовательных стадий эволюции туристской дестинации: разведка, вовлечение, развитие, укрепление, стагнация, упадок или обновление. Главным показателем перехода от одной стадии к другой служит изменение количества туристских прибытий и, кроме того, учитывается состояние природной среды и туристской инфраструктуры, а также отношение местного населения к приезжим.

Стадия разведки характеризуется небольшим числом прибытий. Приток туристов ограничен вследствие плохой транспортной доступности места назначения и отсутствия в нем туристской инфраструктуры. Дестинацию посещают единичные туристы, привлеченные нетронутой природой и культурными достопримечательностями. На этой стадии туризм оказывает слабое влияние на окружающую природу и культурную среду. Туристы вызывают интерес у местного населения, охотно вступающего с ними в тесный контакт. В настоящее время стадию разведки проходят часть стран Латинской Америки и Канада в границах арктической зоны.

Стадия вовлечения наступает благодаря инициативе местных жителей, которые активно включаются в обслуживание туристов и организуют их прием. Число прибытий начинает расти, подталкивая местные власти к созданию туристской инфраструктуры. На этой стадии находятся некоторые малые островные государства (территории) Тихоокеанского региона.

Стадия развития выделяется большим объемом туристских прибытий. В пиковый сезон число приезжих сравнивается или даже превосходит число постоянных жителей. Туризм становится выгодной сферой вложения капитала, привлекающей иностранные компании. Они инвестируют средства в современную инфраструктуру, но при этом до неузнаваемости изменяют облик нарождающейся дестинации. С ростом популярности и расширением въездного туристского потока дестинация сталкивается с чрезмерной нагрузкой на территорию и быстрым износом объектов инфраструктуры. Возникает необходимость в системе планирования и контроля на региональном и национальном уровнях. Такая ситуация сложилась в ряде рекреационных районов Мексики и прибрежной зоны на севере и западе Африки.

Стадия укрепления характеризуется замедлением темпов роста прибытий, хотя в абсолютном выражении объем прибытий продолжает увеличиваться. Количество туристов превышает численность местного населения. Рынок туризма принимает зрелые формы с участием ведущих транснациональных корпораций. Стадию укрепления переживают многие известные курорты Испании, Италии, Франции, а также Карибского бассейна.

Стадия стагнации предшествует упадку дестинации. Пик прибытий уже пройден, туристская территория утрачивает былую привлекательность. Она существует за счет повторных визитов посетителей, приверженных данному туристскому центру. Перед дестинацией встают экологические, социальные и экономические проблемы. Типичным примером служит курорт Коста-Брава (Испания).

Завершает жизненный цикл туристского центра стадия упадка или обновления. Основная масса туристов, посещавших дестинацию, переориентировалась на более молодые курорты, въездной поток сузился и ограничивается теперь экскурсантами и посетителями на выходные дни. Одновременно отмечается оживление на рынке недвижимости. Туристские объекты (такие, как средства размещения) выставляются на продажу, покупаются и перестраиваются новыми владельцами для использования в нетуристских целях. Осознав нависшую над дестинацией угрозу, власти стремятся вдохнуть в нее вторую жизнь путем изменения специализации. На


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.