Педагогические технологии обучения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Педагогические технологии обучения

2017-11-27 144
Педагогические технологии обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «педагогические технологии» появилось во вто­рой половине XXвека в связи с научно-технической и технологической революцией в производственно-эконо­мической сфере общества. Сущность технологии как дея­тельности можно лучше понять в противопоставлении ис­кусству. Если искусство преимущественно основано на чув­стве, интуиции и экспромте, то технология — на разуме, логике и планировании.

Педагогическая технология это система последова­тельных действий педагога, связанных с решением педа­гогических задач, планомерное и последовательное во­площение на практике заранее спроектированного педа­гогического процесса. Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведе­ние гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и техно­логии воспитания. Педагогические технологии взаимосвяза­ны с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией — это и есть мастерство как высшее проявление педагогического профессионализма. Особое место в структуре педмастерства занимает педагоги­ческая техника. Это та совокупность умений и навыков пе­дагога, которая необходима для эффективной реализации педагогических технологий.

В педагогической практике используются различные тех­нологии обучения:

Традиционная технология обучения — это технология транспортирования или передачи знаний, умений и навы­ков от обучающего к обучаемым. Действия преподавателя при этом связаны с объяснением, показом операций, оценкой их выполнения учениками и корректировкой; Учащимся отведены исполнительные функции репродук­тивного характера, гарантирующие освоение предлагае­мого учебного материала.

Технология программированного обучения появилась в середине 60-х годов XXвека в связи с поиском решения проблемы управления процессом обучения (Б.Ф. Скин-


 




нер, Н.А. Краузер, И. Куписевич и др.). Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанным обучающим програмам с помощью спе­циальных средств (программированные учебники, осо­бые обучающие машины, ЭВМ, микрокомпьютеры и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность уче­ния в соответствии с его индивидуальными особенно­стями (уровень обучаемости, темп обучения и т.д.).

Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов и др.) связана с интен­сификацией традиционного обучения, с поиском резер­вов умственного развития учащихся. Ее суть заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их реше­нии при максимальной самостоятельности обучаемых и под общим руководством обучающего. Проблемное обучение способствует не только приобретению необходимых зна­ний, умений и навыков, но и достижению высокого уров­ня умственного развития учащихся, формированию у них способностей к самообучению.

Технология модульного обучения (П.Я. Юцявичене, Т.И. Шамова и др.) основана на том, что учащийся само­стоятельно достигает учебных целей, работая с модулем. Мо­дуль — это законченный блок информации, в который входят четко обозначенные цели обучения, банк инфор­мации и методическое руководство по достижению це­лей. Модульное структурирование учебного материала придает процессу обучения гибкость и динамичность. Модули можно заменять, переставлять, обновлять, не нарушая всего курса. При этом роль преподавателя сво­дится к функциям консультанта и координатора.

Самые современные технологии обучения обычно связа­ны с использованием мультимедийной и компьютерной техники, а также сети Интернет. На основе информацион­ных технологий и электронной техники все шире внедря­ются в учебный процесс мультимедийные презентации, тестовые системы, электронные библиотеки, системы дис­танционного обучения (в том числе с технологиями ком­муникаций для обратной связи) и другие технологии.


Тема 5. Воспитаниевпространстве социализацииличности

5.1. Социализация личности и ее издержки

Развитие личности — это не только результат наследст­венности и целенаправленного воспитательского воздей­ствия на нее со стороны семьи, школы и других общест­венных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, дру­зья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все про­странство социальных влияний на формирующуюся лич­ность, является понятие социализации.

Социализация личности — это процесс усвоения челове­ком социального опыта, то есть социальных норм, ценно­стей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. При этом лич­ность сохраняет свою автономию по отношению к общест­ву. Она избирательно вводит в свою систему поведения предлагаемые или навязываемые социальные нормы. Осу­ществляя тот или иной выбор, личность как бы творит сама себя. Все это происходит в процессе активного преоб­разования социального опыта в свои личностные ценности и ориентиры.

Стадии социализации:

Первичная социализация, или стадия адаптации Щ от рождения до подросткового возраста, когда ребенок ус­ваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

Стадия индивидуализации — появляется желание вы­делить себя среди других, критическое отношение к об­щественным нормам поведения. В подростковом возрасте эта стадия характеризуется как промежуточная социали­зация, так как не все еще устоялось в мировоззрении и характере подростка. Зато в юношеском возрасте (18—25 лет) стадия индивидуализации характеризуется как устойчи­во — концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

Стадия интеграции — появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если


 




свойства личности принимаются группой или общест­вом. Если же не принимаются, то возможны два исхода:

а) сохранение своей непохожести и появление агрес­
сивных взаимоотношений с людьми и обществом;

б) изменение себя, стремление стать «таким как все»,
конформизм, соглашательство, адаптация.

Трудовая стадия социализации охватывает весь пери­
од зрелости человека, когда он не только усваивает соци­
альный опыт, но и обогащает его в процессе активной со­
циальной деятельности.

Таким образом, процесс социализации осуществля­ется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей осо­бенно важную роль играют родители и сверстники. Родите­ли при этом закладывают базисные устои и долговремен­ные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и т.д. Компании сверстников облегчают также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от дет­ства к взрослости.

Социализация имеет свои издержки. С одной стороны, личность, которая легко адаптируется во все новых и новых социальных общностях, мЬжет также легко утра­тить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других может привести к ее отчуждению от/своей сущности.

С другой стороны, нарушения могут приводить к асоци­альному или девиантному поведению, то есть отклоняюще­муся от культивируемого в данном обществе.

Причины девиаций в поведении молодых людей воз­никают как результат политической, социально-эконо­мической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в ценно­стных ориентациях молодежи, в результате неблагопри­ятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением в силу чрезмерной занятости родителей и других социальных факторов. ^-Разновидности девиантного поведения:

• делинквентное поведение — характеризуется склон­ностью к правонарушениям или преступлениям;

• аддиктивное поведение — предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с це­лью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.


5.2. Воспитаниекакцеленаправленное воздействиеналичность

В отличие от социализации, в процессе которой влия­ние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание — это целенаправленное воз­действие на личность. Его можно считать частью социа­лизации.

Воспитание всегда направлено на достижение опреде­ленной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Различные типы обществ в разные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, ко­торая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гума­низма, справедливости и имеет научные взгляды на окру­жающий мир.

Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образователь­но-воспитательных учреждениях Республики Беларусь при­звана сосредоточиться на достижении следующих целей:

Формирование самосознания гражданина, ответствен­ного за судьбу своей Родины.

Приобщение воспитанников к общечеловеческим цен­ностям, формирование соответствующего поведения.

Развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству.

Помощь в формировании «Я-концепции» личности, в ее самореализации.

В отличие от технократической, авторитарной педаго­гики гуманистическая система воспитания провозглаша­ет следующие принципы:

Уважительные отношения между педагогами и воспи­танниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологи­ческий комфорт, в котором развивающаяся личность чув­ствует себя защищенной, нужной, значимой.

Природосообразность воспитания, которая предпола­гает обязательный учет половозрастных и других при­родных особенностей воспитанников.


 




Кулътуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую об­рядность, привычки.

Гуманизация и эстетизация внутренней и внешней сре­ды образовательно-воспитательного заведения, среды жиз­недеятельности и развития воспитанников.

Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковско-го, должны составлять общечеловеческие ценности: Чело­век, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведе­нием и другие.

Средства воспитания — это мероприятия или виды дея­тельности воспитанников: учебные занятия, беседы, соб­рания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.

S3. Современныеподходыквоспитанию

В современной педагогике существуют следующие под­ходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношен-ческий, личностно-ориентированный и другие.

Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и орга­низуется как система взаимосвязанных условий и факто­ров формирования личности. Целесообразность его при­менения объясняется следующим образом:

• Поскольку формирующаяся личность — это целост­ное образование, то и воспитываться она должна в ин­тегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятель-ностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.

• При таком подходе специально моделируется систе­ма условий, необходимых и достаточных для самореали­зации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников.


 

• Формируется неповторимый облик образовательно-вос­питательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.

• Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заве­дения.

Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды дея­тельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой дея­тельности, можно осуществлять его эффективное воспи­тание.

Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) счи­тают, что само по себе внешнее воспитательное воздей­ствие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувст­венное переживание (отношение) и возбуждает ее соб­ственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и стано­вясь привычными, такие отношения определяют устой­чивое поведение человека в любых условиях, то есть ста­новятся личностными качествами.

Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагоги­ке. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведе­нии человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно соз­дать атмосферу, способствующую развитию человека.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее неповторимой ин­дивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побу­ждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания яв­ляются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, ана­лиз и разрешение моделируемых конфликтов.


Несмотря на то, что любое воспитание ориентирова­но на личность, правомерность названия данного подхо­да оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внеш­ним факторам воспитательного воздействия, а развиваю­щейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.

5А Понятие о воспитанности и самовоспитании

Воспитанность — это вся совокупность личностных ка­честв, содержащая разнообразные черты и свойства, сфор­мированные в процессе воспитания. Например, вежли­вость как элемент воспитанности формируется на основе интеграции вырабатываемых привычек здороваться, ус­тупать место взрослым, благодарить за те или иные услу­ги. Затем вырабатываются более сложные черты этого ка­чества: умение проявлять предупредительность, знаки внимания и учтивости; готовность к взаимопомощи; не­обходимая культура речи, общения и т.д. (Харламов И.Ф.).

Критерии воспитанности подразделяются на жесткие и мягкие:

1. Жесткие критерии — это статистические показате­ли, характеризующие общий уровень воспитанности мо­лодежи: число совершаемых правонарушений; число мо­лодых людей, отбывающих наказание за преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, бро­шенных родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции и т.д.

2. Мягкие критерии помогают воспитателям получить общие представления о'ходе и результатах воспитатель­ного процесса. Например, критериями эстетической вос­питанности могут быть: полнота и разносторонность эс­тетических знаний, эстетические интересы и потребно­сти, потребность в общении с искусством, проявления эстетических чувств при общении с прекрасным, глуби­на восприятия произведений искусства, способность и потребность эстетически преобразовывать окружающую действительность.

Методы диагностики воспитанности: наблюдение, анке­тирование, тестирование, беседы с воспитанниками и их ро­дителями, анализ результатов деятельности воспитанников, социометрические методы и педагогический консилиум.


Результаты воспитания чаще всего имеют отсрочен­ный характер. А имеющиеся сегодня в педагогике крите­рии и методы не дают возможности достаточно глубоко и надежно диагностировать часто скрытые качества лич­ности. Поэтому в основу оценки воспитанности, по мне­нию российского профессора И.П. Подласого, должна быть положена общая нравственная направленность лич­ности, а не отдельные ее качества. При этом поведение вос­питанника не должно рассматриваться вне связи с его мо­тивацией. Иногда даже самые гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены не самыми лучшими побужде­ниями.

Наряду с воспитанностью, среди характеристик личности выделяют воспитуемостъ, определяемую как потребность и способность к самовоспитанию.

Самовоспитание — это деятельность человека, направ­ленная на изменение своей личности в соответствии с соз­нательно поставленными целями, сложившимися идеала­ми и убеждениями. Самовоспитание предполагает опреде­ленный уровень развития самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков с поступками других людей.

Самовоспитание осуществляется на основе сформу­лированных человеком целей, программы действий, кон­троля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции.

Методы самовоспитания:

Самопознание, включающее в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание, опирающееся на самоубеждение, са­моконтроль, самоприказ, самовнушение, самоукрепле­ние, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование, предполагающее самоободрение, самопоощерение, самонаказание и самоограничение.


 




Тема 6. Воспитаниеисоциализация личностивсемье

6.1. Рольсемьивстановленииличности

Семья — это важнейший институт социализации лич­ности. Именно в семье человек получает свой первый опыт социального взаимодействия. На первых порах семья во­обще является для ребенка единственным местом полу­чения такого опыта. Затем в жизнь человека включается детский сад, школа, улица и т.д.

Социализация в семье происходит по двум параллель­ным направлениям:

• в процессе целенаправленного воспитания (семей­ное воспитание);

• в ходе социального научения, то есть непроизволь­ного (стихийного) усвоения социального опыта в усло­виях семьи.

С одной стороны, социальное научение в семье проис­ходит в процессе непосредственного взаимодействия ре­бенка с родителями, братьями, сестрами и другими род­ственниками; с другой — оно осуществляется за счет на­блюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.

Семейное воспитание это сложная система, склады­вающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляе­мая силами родителей и родственников. На характер се­мейного воспитания влияют следующие факторы:

■S наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей;

Щ материально-экономическая обеспеченность семьи;

Ц социальное положение и уклад жизни в семье;

S структура семьи и ее количественный состав;

s место проживания и жилищные условия семьи;

Щ отношения в семье к ребенку и другие факторы.

Задачи семейного воспитания:

s создать благоприятные условия для развития ребенка;

S стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка;

s передать опыт создания и сохранения семьи, воспи­тания в ней детей и отношения к старшим;


•S научить детей полезным прикладным навыкам и уме­ниям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

S воспитать чувство собственного достоинства, цен­ности собственного «Я».

Принципы семейного воспитания:

*/ гуманность и внимание к растущему человеку;

•S вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на ус­ловиях «равноправных» участников;

•S открытость и доверительность отношений с детьми;

S оптимистичность, жизнерадостность взаимоотно­шений в семье;

*/ последовательность в своих требованиях и справед­ливость;

S оказание помощи ребенку, отзывчивость.

Основные направления семейного воспитания:

Физическое воспитание — основано на здоровом об­разе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, зака­ливание организма и т.д.

Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтере­сованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, спо­собностей.

Нравственное воспитание — где на первый план вы­ступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга.

Эстетическое воспитание — призвано развивать ху­дожественные таланты и дарования детей или, как ми­нимум, формировать представления о прекрасном.

Трудовое воспитание — закладывает основу будущей
праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный
путь человека, не приученного трудиться, заканчивает­
ся, как правило, плохо.

6.2. Типысемейиособенности ихвлияниянадетей

В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:

простая семья — супружеская пара с детьми, не со­
стоящими в браке;


 




расширенная, или сложная семья — если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяй­ством;

полная семья — в состав которой входят оба супруга;

неполная семья — в которой один из супругов отсут­ствует.

Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Напри­мер, в простой семье дети привыкают к большей само­стоятельности, однако здесь быстрее нарушаются тради­ции поколений по сравнению с расширенной семьей. По сравнению с полной семьей, в неполной семье воспита­ние усложняется за счет снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым остались дети. Од­нако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к ос­тавшемуся родителю, становятся эмоционально более близ­кими и ответственными.

Разнообразие семей подразделяют также по типу от­ношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствиям влияния на детей:

Семьи, уважающие denteu. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядоч­ностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Роди­тели знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, не­зависимыми, дружелюбными.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дис­танция, которую ни родители, ни дети стараются не пе­реступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не­достаточно инициативными.

Материально-ориентированные семьи, где главное вни­мание уделяются материальному благополучию. Детей в та­ких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью — по-


ступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителя­ми, лишенные духовной основы, могут развиваться не­предсказуемо.

Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутст­вует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные на­казания. Дети в таких семьях растут скрытными, недру­желюбными, плохо относятся к родителям, не ладят ме­жду собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.

Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а вре­менное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобществен­ным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

6.3. Условияуспешноговоспитаниявсемье

Выдающийся русский педагог XIX—XXвека П.Ф. Лес-гафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «предельно нормальной личностью», следую­щим образом:

Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, ли­шенный такой атмосферы не способен уважать своих близ­ких, сограждан, Родину, делать людям добро. Вместе с тем, педагог предупреждает, что слепая, неразумная материн­ская любовь делает человека безнравственным потребите­лем или честолюбивым карьеристом.

Наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребенка быть правдивым» стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше, если эту роль выпол­няет мать, но это может быть и неродной воспитатель.

 

Регулярный и радостный общественно-полезный труд. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам ими­тировать ее в игре, затем включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

Исключение так называемых прибавочных раздражи­телей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азарт­ных игр и т.д. У ребенка, привыкшего испытывать такие

■эй*


раздражители, не вырабатывается способность к целе­устремленной деятельности.

Гармоническое развитие всех способностей ребенка: слу­шание сказок, музыки и песен должно сменяться физи­ческими упражнениями, подвижными играми, работой в саду. Игры со сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой и т.д. Это объяс­няется тем, что никто не знает, в какой области деятель­ности может проявиться особый талант ребенка.

Соблюдение принципа постепенности и последователь­ности. По мере роста и развития ребенка задания должны становиться все более сложными и трудными. Но они должны быть посильными, иначе ребенок потеряет к ним интерес, появится лень.

Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка и желают ему до­бра, должны строго контролировать каждый свой шаг, что­бы не послужить примером безнравственного поведения.

С точки зрения современной педагогики, для успеш­ного воспитания в семье необходимо обратить также внимание на следующие моменты:

Взаимоотношения между супругами, культура их обще­ния — определяют общий психологический климат семьи. Взаимодействия супругов — это модели поведения, кото­рые осознанно или неосознанно перенимаются детьми.

Контакт глаз между родителями и детьми — очень ва­жен не только для установления хорошего взаимопонима­ния, но и для удовлетворения эмоциональной потребно­сти ребенка. Было бы большой ошибкой использовать лишь только строгий взгляд.

Физический контакт (поцелуи, объятия, прикосно­вения, поглаживания и пр.) — является эффективным способом укрепления психологического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, установления взаимоотношений.

Пристальное внимание, позволяющее ребенку чувство­вать себя значимой личностью. Это возможно, когда его не только замечают, но и вникают в его проблемы, страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совмест­ными делами, играми.

Дисциплина — последовательность требований, соот­ветствие требований возрасту, соответствие наказаний проступку.


6.4. Причины неправильного воспитания в семье

Неправильное воспитание в семье уродует характер ре­бенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Причины такого вос­питания в семье различны:

Безнадзорность, или бесконтрольность, когда родители не уделяют должного внимания детям. В итоге, предостав­ленные сами себе, дети попадают под негативное влияние уличных компаний.

Гиперопека, когда жизнь ребенка находится под бди­тельным надзором. Когда он постоянно слышит указания, предупреждения, запреты. В результате такого «воспитания» становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах.

Воспитание по типу «Золушки», то есть в обстановке безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им. Такая ситуация способ­ствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительно­сти или озлоблению детей.

«Жесткое» воспитание, когда за малейшую провин­ность ребенка сурово наказывают и держат в постоянном страхе. Ушинский К.Д. указывал, что страх — самый силь­ный источник таких пороков, как жестокость, озлоб­ленность, приспособленчество и угодничество.

Физическое наказание — которое педагоги-ученые на­зывают синдромом опасного обращения с детьми. Оно может наносить ребенку не только физические, но и пси­хические, нравственные травмы. Наказываемые таким образом подростки впоследствии сами нередко стано­вятся жестокими, плохо контактируют с окружающими и адаптируются в трудовых коллективах.

Причиной неправильного воспитания в семье являет­ся также ложный авторитет родителей:

Авторитет подавления, когда родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отве­чают грубостью, любую его вину сопровождают наказа­нием. Такой авторитет вызывает детскую ложь, трусость, одновременно воспитывает в ребенке жестокость.

Авторитет тщеславия, который строится на высо­комерном стремлении к славе, почитанию и превосход­ству, на кичливом демонстрировании своих достоинств,


в том числе и своим детям. Все это формирует у ребенка аналогичный стиль поведения.

Авторитет педантизма, когда родители ведут себя с детьми, как бюрократы, настаивают на своем даже в ме­лочах и даже если неправы. Такой авторитет убивает дет­скую инициативу и самостоятельность.

Авторитет морализирования, когда родители буквально заедают ребенка длинными нравоучительными рассуж­дениями, назидательными разговорами. В такой семье мало радости и оптимизма.

Авторитет сентиментальности, когда слащавые при­знания в любви сыплются на детей в избыточном коли­честве. Того же родители требуют и от детей, которые учатся подыгрывать, извлекая для себя выгоду. Так вос­питываются интриганы - люди, склонные к неблаговид­ным, скрытным действиям против кого-нибудь.

Авторитет добродушия, когда детям разрешается все за счет уступчивости и мягкости родителей. Очень скоро в такой семье ребенок начинает командовать, добиваясь капризами исполнения любых своих желаний.

Авторитет панибратства, когда родители переступают необходимую дистанцию и их дружба с детьми переходит в панибратские отношения. Дети начинают потешаться над родителями и считать необязательным выполнение их тре­бований.

Авторитет подкупа, когда послушание покупается подарками или обещаниями, что делает детей меркан­тильными и лицемерными. Чтобы получить плату за хо­рошие поступки, ребенок рассказывает о своих делах только в выгодном для него свете. Все негативное он утаивает, становясь расчетливым и неискренним.


РазделIII_________________________

ЛКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫРАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ

Тема 7. Развитиеличности

Входежизнедеятельности

7.1. Деятельностькакнеобходимое условиеразвитияличности

Акмеология — (от греческого «акме» — пик, вершина, высшая ступень чего-либо) - это новая комплексная науч­ная дисциплина, включающая в себя и педагогику. Объек­том ее изучения является человек в динамике его самораз­вития, самовоспитания, самоопределения. Эти динамиче­ские процессы изучаются акмеологией не иначе, как в кон­тексте жизнедеятельности человека.

Жизнедеятельность человека — это вся совокупность его активных отношений к действительности, в процессе ко­торой происходит удовлетворение его разнообразных по­требностей, достижение поставленных целей, усвоение об­щественного опыта. Доминирующими сферами жизне­деятельности человека является игровая, учебная и тру­довая деятельность, а также деятельность общения.

Таким образом, деятельность является главным спосо­бом существования человека. Более того, удовлетворение посредством деятельности все возрастающих потребностей человека сопровождается развитием его организма, психи­ки и личности.

Для развивающейся личности значение имеет харак­тер, а точнее изменение характера деятельности. Чем разнообразнее и богаче по содержанию жизнедеятель­ность человека, тем больше возможностей для развития различных способностей индивида, разностороннего са­моразвития личности.


 




Игровая, учебная, трудовая и другие виды деятельно­сти создают разнообразные, но неодинаковые условия для развития интеллектуальных, эмоциональных, воле­вых или физических потенций человека. В результате та­кого развития формируются определенные свойства и качества личности. Поэтому для целенаправленного фор­мирования личности с точки зрения педагогики необхо­дима соответствующая организация оптимальной систе­мы видов деятельности. Однако, это вовсе не означает «манипулирования человеком» вопреки его интересам и потребностям, правам и свободам, склонностям и спо­собностям, вопреки его разуму и убеждениям.

Необходимо также отметить, что для каждого возрас­тного этапа становления личности существует своя ведущая деятельность. Для дошкольника — это игровая деятельность. Для младшего школьника — учебная. Для подростка и юно­ши — коммуникативная деятельность, то есть общение. Для взрослого - трудовая деятельность.

7.2. Влияниеигрынаразвитиеличности

Игру часто определяют как деятельность, выполняе­мую не для получения каких-либо материальных или идеаль­ных продуктов, а ради развлечения. На самом деле — это нечто большее. Сущность игры заключается в том, что это не обычная, а как бы условная реальность, которая расширяет и обогащает прагматичную жизнедеятельность человека. Психолого-философские исследования («Игра в бисер» Г. Гессе; «Человек-играющий» Й. Хайзенги) свиде­тельствуют о том, что именно посредством необычного, неправдоподобного (с точки зрения прагматического смыс­ла) в игре осуществляется основное человеческое предна­значение, состоящее в возможности подняться к верши­нам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.

Функции игры в жизнедеятельности человека:

■S предоставление возможности человеку попробовать или реализовать себя в воображаемых ролях и образах;

s моделирование жизненных ситуаций борьбы, со­ревнования, конкуренции, достижения успех


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.