Глава 20. Катастрофическое сознание болгар через призму социально-экономических, политических и культурных позиций — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 20. Катастрофическое сознание болгар через призму социально-экономических, политических и культурных позиций

2017-11-27 180
Глава 20. Катастрофическое сознание болгар через призму социально-экономических, политических и культурных позиций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальная катастрофа.

Эта проблема рассматривается через следующий вопрос: «Можно ли сказать, что в истории нашей страны были тяжелейшие периоды. Если да, то могли бы Вы назвать такие периоды?» и «Можете ли Вы сказать, что в истории Болгарии были катастрофы?». Вопросы похожи по смыслу на российские, но формулировка несколько отличается: в российском интервью первый вопрос охватывает период после 1917 года, второй вопрос – до 1917 года. Болгарский вариант дает возможность ответить, что катастроф не было. Но таких ответов – 3,8%. Были и такие ответы: «вся история страны – череда катастроф». В целом ответы распределились таким образом.

 

ТЯЖЕЛЕЙШИЕ ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ БОЛГАРИИ.

 

1. Переходный период, настоящее время 47%

2. Турецкое иго 21.3%

3. Коммунизм 11.3%

4. Вторая мировая война 9.0%

5. Войны вообще 4.9%

 

КАТАСТРОФЫ В ИСТОРИИ БОЛГАРИИ.

 

1. Переходный период, настоящее время 34.1%

2. Первая мировая война 15.0%

3. Турецкое иго 12.5%

4. Балканские войны 11.4%

5. Коммунизм 11.2%

 

Часто при ответе на эти вопросы респонденты давали очень субъективные объяснения и комментарии. Например: «катастрофа – это когда человек в конце ХХ века не может купить даже хлеба», «катастрофа – это отторжение болгарских земель в результате первой мировой войны», у меня очень маленькая пенсия – это катастрофа», «золотой век Болгарии давно прошел», «катастрофа – это 9 сентября 1944 года», «самая большая катастрофа – январь 1997 года».

 

Тяжелые периоды в истории страны (%).

Период Тяжелейший период Катастрофа
До 1878 года 22,6 13,3
1878 -1944 год 21,3 42,0
1944 — 1989 год 11,3 11,2
После 1989 47,0 34,1
Неконкретные ответы 6,1 11,3

 

Выводы напрашиваются следующие.

1. Проблема национальной катастрофы актуальна всегда, но имеет ярко выраженный временной характер. Тяжелейшим периодом в истории страны назвали период от второй мировой войны до нашего времени – 2/3 респондентов, а последние 8 лет 1/2 респондентов называет тяжелейшим периодом, а 1/3 – катастрофой. Источник таких ассоциаций – сильнейшие потрясения, переживаемые болгарами за последние годы. Именно события последних лет укрепили их в мысли, что катастрофы в истории страны не редкость.

2. Взаимопроникновение понятий «катастрофа» и «тяжелейший период». Часто катастрофы обозначаются респондентами и как тяжелейшие периоды, и наоборот. Например, последние 8 лет. Исключение составляет турецкое иго. В два раза больше респондентов обозначает его как тяжелейший, а не как катастрофу.

3. Представления респондентов не соответствуют историографическим. К «первой и второй национальным катастрофам» относят равно как турецкое иго, кризис начала века, коммунизм, нынешний период.

4. Катастрофичность или некатастрофичность того или иного события респонденты определяют только по собственному мнению. То есть СМИ используют катастрофическую лексику в чисто популистских целях. Массового влияния на общественное сознание или существенного влияния на формирование катастрофического сознания СМИ не оказывают. Это не значит, что СМИ не играют никакой роли в жизни общества. Политические идеи они все-таки проводят в жизнь.

5. Выделение катастроф респондентами очень важно для определения степени катастрофичности сознания болгар.

 

Экономический фактор.

Этот параметр представлен индикаторами, отражающими качество жизни респондентов: среднемесячный доход на одного члена семьи за последний месяц, социальная группа, финансовая перспектива на ближайший год. Люди с доходом не более 40 000 левов (22$) относят себя к беднейшим слоям населения, с доходом от 40 000 до 120 000 левов (22-66$) – к среднему классу, а с доходом от 120 000 до 200000 левов (66-110$) к состоятельным. Ожидания в отношении будущего во многом зависят от нынешних доходов респондентов. Вполне уверены в своем будущем только те, кто не сильно нуждается в настоящем (в основном это люди с высшим образованием); они не ожидают ни экономического, ни политического хаоса в ближайшее время, они мало подвержены другим экологическим, гражданским и онтологическим страхам. Бедные ожидают бедности, ухудшения жизни и дальнейшего расслоения общества. Специалисты прогнозируют то же самое.

Живущие сегодня в нужде больше волнуются о своем здоровье, думают о бессмысленности жизни и о неизбежности смерти. Чем меньше люди нуждаются, тем больше они беспокоятся о бездуховности общества и утрате ценностей.

Совершенно равную степень тревоги вызывает у разных социальных слоев кризис семейных ценностей.

Людей со стабильным доходом значительно больше, чем малоимущих, волнует проблема ухудшения озонового слоя. А малообеспеченных, в свою очередь, больше волнуют репрессии, природные катаклизмы, экологические катастрофы, массовые эпидемии («сильное беспокойство» у малоимущих – 48-50%, у людей с большими доходами – 5%).

 

Ожидания в отношении будущего (финансовое улучшение) (%).

 

Политический и идеологический фактор.

В болгарском интервью есть три дополнительных индикатора, которые коррелируются между собой: отношение к социалистическому прошлому, к переходному периоду и социальная активность. Наглядно помогают представить полученные данные следующие таблицы.

 

Какой путь экономических преобразований представляется Вам предпочтительным?(%)

А. Укрепление государственной собственности и развитие централизованного планирования(%).

Б. Развитие рыночных реформ (%).

Тот факт, что каждый четвертый респондент готов выступать за укрепление частной собственности, что само по себе уже большой прогресс.

Современную политическую систему Болгарии характеризует так называемая «биполярность». Борьбу за власть в стране ведут бывшая коммунистическая партия, которая до сих пор собирает под свои знамена множество людей, и антикоммунистическая евро-левая партия социально-демократической направленности, окончательно оформившаяся только в 1997 году. Антикоммунистическое движение возникло в Болгарии в самом начале переходного периода (Союз Демократических Сил) и было достаточно многочисленным. Движение это усиленно взаимодействовало с другими партиями и объединениями, привлекая к себе все новых и новых сторонников, и постепенно превратилось в сильную политическую партию, появилась партия Объединенные Демократические Силы (UtDF), которое и победило в итоге на выборах. Приверженцы Объединенных Демократических Сил Болгарии это — македонские националисты, монархисты, партия «зеленых», два аграрных союза и болгарские националисты, которые опираются на идеи нацистов, времен второй мировой войны. Идеологическая платформа партии еще не устоялась: несмотря на то, что объединение считается антикоммунистическим, среди ее приверженцев есть и социалисты.

Левая фракция это – Болгарская Социалистическая Партия (BSP). По сравнению с социал-демократами, которые представляют собой коалицию, БСП – монолит, состоящий из быстро обогатившейся в период перераспределения собственности бывшей партийной номенклатуры и людей пенсионного возраста. Интересно, что среди социалистов встречаются и приверженцы рыночных идей.

В Болгарии нет партии националистов. Благодаря насильственной «болгаризации» турецкого населения страны, проведенной во второй половине 80-х годов Тодором Живковым, этот вопрос остается открытым. Становится понятным, почему в отличие от стран центральной Европы, бывшие коммунисты прежде всего старались сыграть на национальном вопросе. Действительно, самый сложный барьер, который пришлось преодолеть социал-демократам, – именно национальный.

Согласно новой конституции (1991) Болгария является парламентской республикой. В течение всего переходного периода, король Болгарии Симеон II всячески старался напомнить о своем существовании и достаточно тактично отстаивал свои интересы. Его возвращение в Болгарию в 1996 году было триумфом. Как политическая фигура он проявился в Болгарии в 1997 году во время парламентских выборов. Он примкнул к Партии национального спасения, в рядах которой были в основном турки. Монархические объединения в Болгарии многочисленны и не имеют особого влияния. Некоторые из них просто примыкают к Объединенным Демократическим Силам Болгарии. Экс-президент страны считает, что Болгария могла бы избежать такого кризиса, будь она президентской республикой.

К сожалению, в Болгарии еще не сформировалась устойчивая политическая система, но страна очень стремится к этому. Слишком много значения еще придается так называемым «прото-партиям». Тем не менее политические предпочтения респондентов говорят о том, что в стране на сегодняшний день имеют вес две партии: Объединенные Демократические Силы и Болгарская Социалистическая Партия. Экономические предпочтения соответствуют политическим пристрастиям.

Политические предпочтения болгарских респондентов отражает следующая таблица.

 

Какой политический строй, по Вашему мнению, необходим сегодня Болгарии? (%).

Политический режим ОДС БСП Другие партии Для страны в целом
Парламентская республика        
Президентская республика        
Монархия   -    
Власть советов        
Не знаю        

 

При анализе этих данных следует учитывать, что электорат этих партий сильно различается по социально-демографическим показателям. Социалисты – в основном – люди пожилого возраста, с более низким уровнем образования и их значительно больше среди жителей сельской местности. Демократы – в основном жители больших городов, с высшим образованием, среднего возраста. Поэтому среди социалистов чаще встречается ответ «не знаю», особенно в отношении глобальных проблем, причины чего скорее в образовании, чем в политических предпочтениях.

Отношение к разного рода опасностям.

Ко многим опасностям люди различных политических убеждений относятся примерно одинаково. Прежде всего к бедствиям глобального характера (ядерная война, истощение природных ресурсов, экологические катастрофы, массовые эпидемии, перенаселение городов, конец света) и к специфическим болгарским проблемам (снижение рождаемости, истощение природных ресурсов, нашествие сект и пр.). Но есть серьезные расхождения. Социалисты значительно больше обеспокоены чисто социальными проблемами (обнищание, преступность), деятельностью правительства (беззаконие: БСП – 65%, ОДС – 23%, коррупция: БСП – 60%, ОДС – 54%, захват власти в стране экстремистами: БСП – 30%, ОДС – 23%) и идеологическими проблемами (американизация жизни в стране: БСП – 26%, ОДС – 13%, утрата болгарских традиций: БСП – 34%, ОДС – 24%, неонацизм: БСП – 21%, ОДС – 11%, нашествие ислама: БСП – 25%, ОДС – 17%, потеря чувства коллективизма: БСП – 33%, ОДС – 23%). Всего по нескольким параметрам демократы проявляют большую тревогу: приход к власти коммунистов: ОДС – 19%, БСП – 6%, генетическое вырождение нации: ОДС – 31%, БСП – 24%, геноцид: ОДС – 14%, БСП – 8%, исчезновение белой расы: ОДС – 14%, БСП – 8%.

Степень общей обеспокоенности.

Дискомфорт острее ощущают социалисты: 25,6% демократов и только 14,4% социалистов довольны своей жизнью и чувствуют себя прекрасно.

Отношение к национальным катастрофам.

Здесь расхождения особенно заметны. Тяжелейшим периодом в истории Болгарии последние 7 лет считают 40,6% демократов и 48,1% социалистов, турецкое иго – 20,6% демократов и столько же социалистов, коммунизм – 15,2% демократов, вторую мировую войну – 5,9% демократов и столько же социалистов. Катастрофами в истории Болгарии последние 7 лет считают 22,6% демократов и 36% социалистов, первую мировую войну – 17,6% демократов и 12% социалистов, коммунизм – 13% демократов, турецкое иго – 11% демократов и столько же социалистов.

Несмотря на политические разногласия, приверженцы обеих партий сходятся во мнении, что последние 7 лет – самый ужасный период в истории страны, и процент социалистов, уверенных в этом, даже больше.

Прошлое, настоящее и будущее.

Данные эмпирического исследования дают прекрасную возможность проследить отношение приверженцев различных партий к прошлому, настоящему и будущему.

 

Оценка периода с 9 сентября 1944 года до 10 ноября 1989 года и ожидания экономического и политического хаоса (%).

Оценка Ожидания политического и экономического хаоса
  Мало вероятно Достаточно вероятно Не знаю %
Счастливые для страны годы        
Больше достижений, чем промахов        
В чем-то хорошие, в чем-то плохие годы        
Больше потерь        
Плохой период        
Не знаю        

 

Позитивное отношение к прошлому рождает большие тревоги по поводу вероятности экономического и политического хаоса в будущем. Это характерно и для тех, кто просто терпимо относится к прошлому. И наоборот, чем хуже отношение к прошлому, тем больше надежд возлагается на будущее.

 

Оценка последних семи лет и уверенность в своем будущем (%).

  Уверенность Некоторое беспокойство Сильная тревога Постоянный страх Не знаю %
Счастливые для страны годы 42,0 33,6 14,3 2,5 7,6  
В чем-то хорошие, в чем-то плохие годы 32,2 42,1 16,4 2,8 6,5  
Больше потерь 21,8 41,6 22,1 5,9 8,6  
Плохой период 15,3 32,1 35,2 11,5 5,9  
Не знаю 29,9 29,9 25,4 4,5 10,4  

 

Отношение к настоящему и будущему страны влияет и на отношение к будущему человечества. Здесь присутствует двойная экстраполяция: временная и пространственная. Начало – сегодняшний день, конец – будущее человечества.

Оценка последних 7 лет и отношение к будущему человечества (%).

  Уверенность Некоторое беспокойство Сильная тревога Постоянный страх Не знаю %
Счастливые для страны годы 47,1 28,6 8,4 5,0 10,9  
В чем-то хорошие, в чем-то плохие годы 38,2 39,6 7,1 2,4 12,7  
Больше потерь 28,1 36,3 12,2 5,6 17,8  
Плохой период 17,1 34,6 22,4 10,1 15,7  
Не знаю 34,3 31,3 16,4 3,0 14,9  

 

Вывод.

Исследования выявили тесную связь между ностальгией по прошлому, отношением к настоящему, тревогами по поводу будущего страны и опасениями в отношении будущего человечества. Взгляд с этой позиции открывает новые методологические возможности для изучения феномена катастрофического сознания. Неуверенность в будущем усиливает ностальгию по прошлому и это становится подчас специфическим фактором формирования электората, в данном случае – социалистов.

 

Особенности внешней политики Болгарии.

Главные вопросы этой части анкеты: приоритеты в области внешней политики страны, отношение к возможному вступлению Болгарии в Европейский Союз и в НАТО. Этот блок вопросов отсутствует в российском интервью. Такие дополнения были внесены потому, что проблемы эти действительно сегодня актуальны для Болгарии и занимают умы многих ее граждан. Болгария – маленькая страна, расположенная в зоне постоянного столкновения геополитических интересов разных государств, всегда испытывала определенные трудности в своей внешнеполитической ориентации. Вступление в Варшавский Договор на длительный период решило эту проблему. Однако сегодня после развала социалистического сообщества проблема это снова появилась. Ключевым вопросом новой внешней политики страны стал выбор между ориентацией на Россию, Германию или Великобританию, что прежде всего проявилось в изменении школьных и вузовских программ. До первой мировой войны болгары в основном изучали французский язык, меду войнами – немецкий, а после второй мировой войны, соответственно, русский. После 1989 года главным стал английский. Русский сегодня стоит на четвертом месте после немецкого и французского. Болгария стремится отойти от пророссийской политики, однако это еще достаточно сложно для населения страны.

Приоритеты во внешней политике.

Главные темы здесь это отношение к интеграции Болгарии в Европейское сообщество и двойственное отношение болгар к вступлению в НАТО. Приоритеты выстраиваются следующим образом: за интеграцию в ЕС выступают 53,8%, за сближение с Россией – 22,6%, за сближение с США – 5,6%. Болгары считают, что присутствие США больше всего ощущается в Хорватии (39%), Албании (36%), Румынии (35%), Македонии (29%) и Югославии (20%); и среди этих стран прорусские настроения сильны только в Югославии (19%). Сравнительный анализ показал, что пророссийски настроенные болгары значительно больше обеспокоены будущим страны (41%), чем западники (22%). Поэтому не боятся утери болгарских традиций 32% западников и 24% русофилов. Здесь, однако, следует оговориться. Русофилия в Болгарии не идентична югославской славянофилии. Основные объекты болгарского национализма – турки, греки и сербы.

Отношение к интеграции в Европу.

Положительное отношение к вступлению Болгарии в ЕС характерно для респонднентов с высокой уверенностью в будущем и невысоким уровнем опасений по поводу экономического и политического хаоса. После развала Варшавского договора Болгария усиленно пытается найти поддержку в других странах и больше всего надеется на Европу. Вступление в ЕС воспринимается как гарантия хороших перспектив развития страны. С другой стороны, болгарские респонденты волнуются, что быстро переориентироваться будет сложно из-за сильных еще пережитков прошлого режима.

Болгары уверены, что раз в большинстве европараламентов господствуют партии социалистов, то и их социалисты ориентированы на либеральную политику. Но разница между европейскими социалистами и бывшими коммунистами, нынешними болгарскими социалистами огромная.

Отношение к вступлению Болгарии в ЕС и к вероятным

опасностям (%).

Отношение Экономический и политический хаос Экологические катастрофы Социальные и экономические катаклизмы Бедствия, порождаемые внешними силами
Позитивное 47,5 43,5 62,9 54,5
Скорее негативное, чем позитивное 30,1 41,4 49,3 42,1
Негативное 21,0 33,9 32,3 19,4
Не знаю 15,8 22,0 26,8 25,3

 

 

Отношение к НАТО.

Здесь прослеживается некоторая холодность по сравнению с отношением к ЕС. Те, кто симпатизирует американцам (их не так-то много), настроен, как правило, за такой альянс, кто симпатизирует русским, – против. Положительно высказываются на эту тему в основном те, кто не сильно опасается ядерной войны, нападения соседних государств и нашествия ислама. Выглядит это вполне естественно после сильной проатлантической пропаганды в 1996-1997 годах, связанной в основном с выборами.

 

Вывод.

В болгарской внешней политике с 1997 года произошел резкий поворот. Страна развернулась лицом к Европе (при активной поддержке своих граждан). В политическом смысле, разворачиваясь лицом к Европе, Болгария автоматически поворачивается спиной к России.

 

Социально-культурный фактор.

Индикаторами в этом секторе служат: уровень образования, отношение к СМИ, к кино, литературе и в некотором смысле к религии.

Образование.

Здесь выявилось несколько закономерностей:

1. Высокая степень тревожности характерна для людей с низким уровнем образования. Плохое образование сегодня означает низкий доход и соответствующий социальный статус. Люди с высшем образованием лучше могут себя защитить, тогда как для людей с низким уровнем образования процесс выживания усложняется. Это повышает уровень их чувствительности, что проявляется в первую очередь в их отношении к будущему.

Насколько Вы уверены в будущем? (%).

2. Средний уровень тревоги при слабой уверенности в будущем и низком уровне образования. Хорошо иллюстрирует это утверждение отношение к вероятности экономического и политического хаоса. Ответили «достаточно вероятен» — 50%респондентов с высшим образованием, 48% без оного. Чем ниже уровень образования, тем больше неуверенности. Для таких людей характерны ответы «не знаю» или отсутствие информации. На вопрос «Чувствуете ли Вы угрозу экономического и политического хаоса?» люди с высшим образованием чаще отвечали «сильную тревогу», а среди людей со средним и начальным образованием одновременно мало ответов «не чувствую».

3. Повышенная чувствительность при высоком уровне образования. Ярче всего это проявляется в отношении к проблемам экологии: разрушение озонового слоя, глобальное потепление и некоторые идеологические проблемы(неонацизм беспокоит 9% людей с начальным образованием, 11% людей со средним образованием и 17% людей с высшим образованием, сионизм беспокоит 2% людей с начальным образованием и 11% людей с высшим). Нельзя утверждать, что люди с начальным образованием нечувствительны к проблемам культурной сферы. Неверие в бога и грубый материализм беспокоят 22% людей с начальным уровнем образования, 16% людей со средним образованием и14% людей с высшим образованием.

Средства массовой информации.

По тому, какие материалы СМИ респонденты читают относительно регулярно, тоже можно выяснить, чего они опасаются. И образование играет при этом немаловажную роль. Проблемы внутренней политики государства интересуют 63% выпускников университетов, 59% людей со средним образованием и 5% людей с начальным образованием. Такое же отношение и к новостям экономического характера. Плохообразованные люди проявляют мало интереса к культурным новостям. Повышенный интерес они проявляют к криминальным сообщениям, к новостям спорта и к гороскопам.

Среди тех, кто постоянно чувствует ухудшение жизненных стандартов, 23% читают новости спорта, 36% регулярно просматривают экономические новости. Среди тех, кто боится безработицы, 30% читают новости спорта, 46% интересуются экономическими сообщениями. Среди тех, кто опасается коррупции, 50% следят за изменениями во внутренней политике государства, 25% следят за событиями в мире. Среди тех, кто опасается беззакония, 42% следят за событиями в стране, 21% — за событиями в мире.

Трудно делать определенные выводы по этим данным, но тем не менее можно утверждать, что страхи и тревоги заставляют людей выборочно читать материалы СМИ.

 

Кино.

Респондентов попросили обозначить в анкете один из жанров кино, который им наиболее близок. Результаты получились следующие. Сильную тревогу и постоянный страх по поводу бессмысленности жизни и неизбежности смерти больше всего ощущают любители мелодрам и комедий (41%) и меньше всего те, кто предпочитает боевики(22%) и триллеры (21%). Трудно назвать такой результат случайным.

Страх по поводу ухудшения уровня жизни выше всего у любителей мелодрам (74%) и социально-психологического кино (69%) и самый низкий (58%) у любителей боевиков. Мелодрамы в основном смотрят люди с небольшим доходом и соответственно с ограниченными возможностями, а боевики и триллеры – те, кто имеет стабильный доход. Несчастные (имеются в виду бедные) стремятся найти в фильмах то, чего нет у них в жизни, а состоятельные ищут лишь развлечений и острых ощущений.

Среди тех, кто ощущает беспокойство по поводу утраты семейных ценностей, 44% предпочитают социально-психологические фильмы, 38% мелодрамы, 25% комедии, 25% триллеры. Социально-психологическое кино предпочитают жители сельской местности.

Среди страшащихся беззакония больше всего любителей триллеров, детективов и меньше всего любителей комедий.

Отношение к религии.

На вопрос «Помогает ли Вам религия преодолевать страх?» респонденты в основном дают положительный ответ.

Помогает ли Вам религия преодолевать страх? (%)

  Да Нет Иногда Не знаю %
Глубоко верующий 84,5 1,4 14,1 -  
Скорее верующий 30,4 11,0 11,0 4,3  
Скорее неверующий 9,3 37,2 37,2 11,6  
Атеист 16,7 55,6 55,6 22,1  

 

С одной стороны, вера помогает только 1/3 людей, назвавших себя верующими. С другой стороны, она в какой-то мере помогает и атеистам, учитывая тот факт, что каждый пятый из них вообще не уверен, атеист он или верующий. Чаще всего встречается ответ «в некоторой степени я считаю себя религиозным человеком», что и объясняет некоторую противоречивость полученных результатов. К сожалению, факт остается фактом: религия в Болгарии не играет большой роли даже в тех случаях, где это наиболее ожидаемо. Так, тревогу по поводу бессмысленности жизни испытывают 15% верующих и 14% атеистов. Потеря чувства коллективизма беспокоит 26% верующих и 33% атеистов. Большинство атеистов – бывшие члены компартии, для которых коллектив всегда имел особое значение. В принципе можно было ожидать противоположных результатов, так как в Болгарии достаточно сильны экуменические настроения. Неожиданный результат проявился в отношении к проблеме утраты семейных ценностей. Меньше всего это беспокоит верующих 22%, достаточно религиозных респондентов – 34%, скорее нерелигиозных – 32%, атеистов – 28%. В отношении к будущему уровень тревожности одинаковый и у атеистов, и у верующих – 37%, то же самое и по отношению к бездуховности и преобладанию грубого материализма – верующие 28%, атеисты – 26%.

Результаты выглядят достаточно категорично и поднимают вопрос о роли веры в формировании катастрофического сознания.

 

 

Этнический фактор.

Данные исследования показали, что степень уверенности в будущем и отношение ко многим опасностям тесно связаны с принадлежностью респондентов к той или иной этнической группе. Для всех групп характерна достаточно высокая тревожность, но сильнее всего она проявляется у цыган: 2/3 респондентов ощущают сильную тревогу и постоянный страх, в то время как хорошие перспективы для себя видит только 16% цыган.

Из всех этнических общностей в тяжелом экономическом положении находятся цыгане – среди них наибольшее количество людей находится за чертой бедности, кроме того, болгар-христиан больше, чем цыган, почти в 3 раза. Определенные различия в отношении к будущему видны и среди мусульман, турков и христиан, что объясняется, в основном, различиями религиозного характера, укладом жизни и эмиграцией. Сильнее всего различия между этими тремя этническими группами проявляются в отношении к природным катастрофам, нападению соседних государств, репрессиям.

В какой степени Вы уверены в будущем?(%).

Отношение к различным опасностям среди христиан, мусульман и этнических турков.

Все этнические группы, за исключением цыган, испытывают примерно равную степень тревоги в отношении многих опасностей. Постоянный страх эти этнические группы испытывают в отношении этнической, религиозной дискриминации. Особенно этот показатель высок у цыганской коммуны. Высокий уровень страхов проявляется и в отношении к апокалипсическим опасностям.

Регулярные исследования уровня жизни всех четырех этнических групп выявляют сильный разрыв между цыганами и тремя остальными общностями. Для цыган характерны низкое качество жизни, высокий уровень преступности. Как правило, СМИ, сообщая о грабежах и нападениях, всегда делают акцент на цыганских группировках. Растет в обществе и степень отчуждения. Уже были случаи погромов и столкновений. В целом дискриминация в отношении этой группы достаточно велика.

 

 

Отношение различных этнических групп к этнической и религиозной дискриминации (%).

Цыгане славятся любовью к оккультным наукам. В связи с этим интересно, как распределились ответы на вопрос «Верите ли Вы в гадания и гороскопы?». «Да» ответили 11% христиан и 23% цыган.

Различия религиозного характера.

Как и ожидалось, отношение к проблеме распространения исламского фундаментализма напрямую зависит от религиозных воззрений респондентов. Больше других это беспокоит христиан – 19%, затем идут мусульмане и цыгане (12-13%), на последнем месте турки (7%). Отношение к этому виду опасности выражалось как напрямую, так и через отношение к проблеме бездуховности.

В обоих случаях христиане выражают наибольшую тревогу, турки наоборот. Это можно объяснить сильным консерватизмом, присущим небольшим коммунам, особенно это характерно для турков. Не меньшее значение здесь играет и мусульманская религия, которая сильнее, чем христианство, регулирует частную и общественную жизнь членов коммуны, а также изоляция группы и достаточно специфический уклад жизни турецких деревень и коммун.

 

Отношение различных этнических групп к бездуховности общества и упадку морали (%).

Различия в гражданской позиции.

Незначительные различия наблюдаются и в отношении разных этнических групп к беззаконию, преступности и коррупции.

Разница объясняется специфическим социальным климатом, обостренным чувством коллективизма и взаимопомощи, которые характерны для небольших коммун. Это несколько снижает общий уровень тревожности.

Обратные зависимости.

Самые неожиданные результаты выявились в отношении респондентов различных этнических групп к проблеме обнищания и безработицы («Сравнительное исследование жизни болгар-христиан и болгар-мусульман, 1997 год). Самый высокий уровень безработицы наблюдается среди цыган, а самый низкий – среди христиан. Но тревога по этому поводу совершенно обратная. Эти проблемы волнуют 70% болгар-христиан и 64% цыган. Картина имеет скорее психологическое, чем какое-либо еще объяснение: нищие болгары-христиане сильно отличаются от нищих цыган. На самом дне общества страхи несколько приглушены. Как гласит пословица «Слишком низко, чтобы падать». То есть те, кому есть, что терять (болгары-христиане), боятся обнищания значительно больше.

 

Вывод.

Данное исследование выявило высокий уровень страхов и тревог и сильную их дифференциацию среди различных этнических групп Болгарии. Причина различий не в политическом статусе, а скорее в гражданском.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.