Вопрос 12. Проблема изучения двигательных навыков. Этапы построения двигательного навыка в концепции Берштейна. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Вопрос 12. Проблема изучения двигательных навыков. Этапы построения двигательного навыка в концепции Берштейна.

2017-11-27 437
Вопрос 12. Проблема изучения двигательных навыков. Этапы построения двигательного навыка в концепции Берштейна. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бернштейн постулировал принцип сенсорных коррекций, который графически отображается в виде кольца. Любое движение корректируется сенсорными сигналами обратной связи. В зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи, выделяют пять уровней построения движения:

1. уровень а - самый древний. Заведует тонусом мышц (проприорецепторы и вестибулярный аппарат)

2. уровень б - уровень синергии. (сюда приходят рецепторы отвечающие за местоположения частей тела относительно друг друга- проприорецепторы)

3. уровень с- уровень пространственного поля (экстерорецепторы: слух, зрение, обоняние, осязание и т.п.)

4. уровень д - уровень предметных действий. – корковый уровень. Подразумевает тонкую манипуляцию с предметами.

5. уровень е- уровень интеллектуальных двигательных актов (речь во всех проявлениях)

Любое движение может включать в себя сразу несколько уровней. Согласно концепции Бернштейна, рефлекторная съема характерна только для очень простых двигательных актов, т.е. для врожденных рефлексов.

Навыки, включающие в себя научение, зависят от постоянной сенсорной коррекции. В ЦНС поступают сигналы о реальном ходе движения, затем они перерабатываются и в результате мозг посылает новые моторные импульсы.

Процесс формирования двигательного навыка идет 7 этапов:

1. определение ведущего уровня и двигательного состава;

2. выявление, роспись коррекций. - распределение задач между фоновыми уровнями.

3. разверстка фона.

цель- автоматизация движения. За счет автоматизации фоновых уровней. Лучше всего- сознательный контроль за движением, так пройдет быстрее этап.

4. автоматизация ведущего уровня.

5. срабатывание фоновых коррекций. На этом этапе наступает часто интерференция фоновых уровней.

6. стандартизация. Она проявляется в том, что элементы двигательного навыка становятся похожими независимо от условий, при которых их выполняют.

7. стабилизация- процесс стабильности двигательного акта независимо от условий, в которых он выполняется.

Двигательные навыки - все прижизненно онтогенетически приобретенные двигательные возможности

Двигательная тренировка - процессы же их намеренной сознательной выработки объединяются в понятии двигательной тренировки. Подобные навыки приобретаются по каждому из координационных уровней, каждый навык в отдельности часто представляет очень сложную, многоуровневую структуру.

Существует представление о двигательном навыке как о цепочке условных замыканий, вырабатывающихся посредством проторения соответственных межнейронных связей и объединяющихся в нечто, получившее наименование "динамических стереотипов". Бернштейн не соглашается с этим и говорит, что, напротив, формирование двигательного навыка есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность. Процесс выработки навыка является при этом столь же многофазным и сложным, как и сама его мозговая структура. Вся диалектика развития навыка состоит в том, что там, где есть развитие, там каждое следующее исполнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его; поэтому упражнение есть в частности повторение без повторения. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не то или иное средство решения данной двигательной задачи, а процесс решания этой задачи, от раза к разу изменяя и совершенствуя средства.

Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности. Но, как было указано, чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции. В связи с этим по мере выработки навыка данного двигательного акта в его выполнении начинает принимать участие целая иерархия уровней. Наивысший из них для данного акта, берущий на себя реализацию основных смысловых коррекций, мы обозначаем как ведущий уровень для этого движения. Подчиненные ему нижеследующие уровни, обеспечивающие выполнение вспомогательных, технических коррекций, мы называем фоновыми уровнями.

Прижизненно вырабатываемые двигательные фоны обычно обозначаются термином "автоматизмы", а самый процесс их выработки — термином "автоматизация двигательного акта". Оба названия объясняются именно тем, что фоновые компоненты движений остаются за порогом сознания. Как только какая-нибудь группа координационных коррекций переключается из ведущего уровня в фоновый, наиболее адекватный для нее по качеству и составу его коррекций, так она уходит из поля сознания, автоматизируется.

На основе этого краткого схематизированного анализа мы можем яснее проследить физиологические пути выработки нового двигательного навыка в онтогенезе.

В самом начале освоения нового движения все применяемые для него коррекции совершаются на его ведущем уровне. Исключение составляют наиболее обобщенные низовые коррекции, которые являются изначальной подкладкой почти всякого движения, выработавшейся уже на самых ранних стадиях онтогенеза, а также коррекции, случайно имеющиеся в готовом виде от ранее освоенных аналогичных движений. Так как ни один уровень не универсален настолько, чтобы обладать адекватными коррекциями для всех сторон движения, то поневоле вначале всякое движение совершается неуклюже, при временном содействии более или менее подходящих коррекций, какие данный ведущий уровень в состоянии предоставить данному движению. Отсутствие автоматизмов вызывает при этом большую перегрузку сознания, вынужденного вникать в каждую техническую подробность движения. В процессе тренировки происходит постепенное выделение фоновых компонентов, которые переадресовываются ведущим уровнем в тот из более низовых уровней, в котором имеются предпосылки для наилучшего выполнения именно этих коррекций.

По мере выработки в низовых уровнях соответственных фоновых автоматизмов все больший процент технических фонов уходит из поля сознания, разгружая этим ведущий уровень и в то же время находя для себя условия значительно более точного и совершенного выполнения. Из всего изложенного с необходимостью следует, что каждое переключение той или иной компоненты движения из ведущего уровня в фоновый является, во-первых, более или менее внезапным скачкообразным изменением в процессе движения, а во-вторых, обязательным качественным скачком, поскольку первоначальные коррекции этой слагающей сменяются при этом качественно совершенно иными.

Например, очень характерным явлением, сопровождающим переключение той или другой слагающей движения из уровня пространственного поля в уровень синергии, оказывается снятие зрительного контроля, присущего уровню С, и замена его проприоцептивным, главенствующим в уровне В. Это явление заключается в том, что субъект оказывается в состоянии делать какую-то часть работы не глядя и вдруг обнаруживает это. Оно широко известно как один из спутников автоматизации и всегда соответствует значительному повышению техники движения.

Процесс разверстки фоновых компонент движения по соответствующим уровням сложен, потому что ему, очевидно, необходимо должно предшествовать определение и выявление этих компонент.

В каждом двигательном акте мы должны различать: 1) его смысловую структуру и 2) его двигательный состав. Смысловая структура целиком вытекает из существа возникшей двигательной задачи и определяет ведущий уровень построения, которому эта задача приходится "по плечу". Двигательный же состав определяется не одной только задачей, а ее столкновением с двигательными возможностями особи, устройством кинематических цепей этой особи, наличием того или другого орудия, содержанием накопленного к этому времени психомоторного опыта и т. д. Задачу быстрого переноса своего тела в пространстве человек решает спринтом, лошадь — галопом, птица — полетом; задачу скрепления двух жестких тел один решает связыванием, другой — сколачиванием, третий — склейкой, спайкой, сваркой и т. п.; задачу вдевания нитки в иглу мужчины и женщины разрешают обычно прямо противоположными способами.

Сущность процесса автоматизации, требующего иногда длительного времени и настойчивого упражнения, состоит именно в выработке центральной нервной системой плана описанной выше разверстки фонов: в определении двигательного состава действия; попутно начинается и самое существование этой разверстки указанным выше порядком


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.