Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Садово-парковое искусство Франции XVII В.

2017-11-27 1850
Садово-парковое искусство Франции XVII В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Королевский абсолютизм, объеди­нивший под своей властью обширную территорию (близкую к современ­ной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обога­щению страны и строительству го­родов. Ф. Энгельс, характеризуя этот период, отмечает, что «королев­ская власть была прогрессивным элементом… она была представитель­ницей порядка в беспорядке, пред­ставительницей образующейся на­ции в противовес раздроблению на мятежные вассальные государства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 21. с. 411).

Между Францией и Италией раз­виваются культурные связи, которые определенным образом влияют и на садово-парковое искусство. Однако его развитие носило творческий характер, подчиняясь природным усло­виям своей страны и формируя свои традиции.

Природные условия Франции ха­рактеризуются более прохладным, чем в Италии, климатом. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требую­щего преобладания закрытых прост­ранств. Рельеф более ровный, тече­ние рек спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны рав­нинные, часто заболоченные прост­ранства, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород пре­обладают лиственные - граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень.

С учетом этих условий во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь:

по периметру крытыми аллеями - берсо или перголами ( Берсо, как и пергола, представляет со­бой крытый каркас из дерева или металла, воз­водимый над дорогой. По его сторонам выса­живают деревья, ветви которых прикрепляют к каркасу- Разрастаясь, они образуют сплош­ной зеленый тоннель- Это и отличает берсо от перголы, где колоннада с вьющимися ра­стениями имеет просветы, обращенные в сад. По концам берсо иногда устраивают беседки ), а также невы­сокими стенами - палисадами.

Планировка садов была простая - в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украша­лись цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры - бродери. Их создателем является королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал - пе­сок, толченый кирпич, уголь. Мол­ле стремится к композиционной увязке элементов сада. объединяя его квадраты фонтаном. Он разви­вает итальянский боскет: создает вы­сокие стриженые стены из граба, об­разующие зеленые залы. Лесные массивы прорезались про­секами для верховой езды и охоты.

Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и не­отъемлемая часть оборонных соору­жений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры. Идея создания ка­налов в пониженных частях местно­сти с успехом была воплощена са­довником Андруэ де Серсо. Он пер­вый расширил размеры парков до со­тен гектаров.

Эти черты французских садов со­ставили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоя­щему проявилось в стремлении к це­лостному планировочному реше­нию-увязке дома с садом, разви­тию продольно-осевой композиции, единству всех частей и по возможно­сти террасированию рельефа. Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзой­денности в развитии регулярного стилевого направления получил на­звание классического.

Садово-парковый классический французский стиль развивался сов­местно с архитектурным стилем ба­рокко. Его расцвет наступил в сере­дине XVII в.

Необычайно благоприятное соче­тание большого таланта художника А. Ленотра (1613-1700) и велико­душного покровительства Людови­ка XIV (время правления 1643- 1715) сделало Францию законодательницей в садоводстве. Работая с 1632 г. королевским садовником, А. Ленотр создал ряд парковых ан­самблей - Тюильри, Во-ле-Виконт, Версаль, Марли, Со, Шантильи, Сен-Клу и др. Рассмотрим два из них.

Во-ле-Виконт. Загородная рези­денция министра финансов Фуке. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и худож­ником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки.

Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окру­женный каналом в духе старинных замков, являющийся центром компо­зиции. Южным фасадом дворец об­ращен к парку. От него тремя невы­сокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного мас­сивами боскетов. На плоскостях террас последовательно размещены кружевные цветники, водные парте­ры, каналы поперечных осей, кон­центрируя внимание в направлении движения. Дорога, идущая от дворца по центру террас, является глав-нон композиционной осью. Она за­вершается большим поперечным ка­налом (преобразованное русло реки).- и замыкается архитектур но оформ­ленным холмом (пластически обра­ботанный высокий берег реки). Это единственный случай замыкания Ле-нотром перспективы. Канал с каска­дом и гротом - кульминационный. узел парка, уравновешивающий дворец. Открытые полосы террас с цветниками, бассейнами и фонтана­ми окружены стрижеными зелеными стенами боскетов, образующими залы под открытым небом.

Развитие композиции от дворца к холму идет в направлении нараста­ния площадей террас, упрощения ри­сунка, укрупнения деталей, расши­рения поперечных водных осей, как будто все более углубляющихся в зеленые массивы боскетов и все бо­лее ориентирующих на боковые кар­тины. Дворец в каждой точке парка воспринимается как центр пейзажной картины с различным оформлением. Декоративное украшение сада до­полняют многочисленные фонтаны, скульптуры, вазы с цветами. Придвижении в обратном направлении, т. е. к дворцу, нарастает усложне­ние композиций.

Умело используя перепад рельефа, Ленотр определил такую высоту и ширину террас, которые, при кажу­щейся раскрытости всего ансамбля, обеспечили необходимую смену впе­чатлений, постепенное и последова­тельное включение в обзор парко­вых композиций (поперечных осей каналов, водных партеров).

Парк рассчитан на пребывание большого количества людей, прове­дение грандиозных праздников, те­атральных представлений и тракто­вался как красочная обширная деко­рация.

Версаль. Местечко Версаль, рас­положенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и пред­ставляло собой равнинную заболо­ченную местность, частично покры­тую мелколесьем. На этой террито­рии в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так назы­ваемый Малый парк занимал пло­щадь 1738 га, а примыкающий к не­му Большой охотничий парк - 6600 га. Сначала развернулись пред­варительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резер­вуаров, питающих водные устрой­ства парка, подсыпке земли на зна­чительной площади. Для посадки бы­ло привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, не­смотря на все старания, посадки ока­зались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось за­менить. В ассортименте из листвен­ных пород использовались дуб, вяз, липа, ясень, бук, клен, граб, каштан съедобный, тополь пирамидальный, из хвойных - тисс и ель, из плодо­вых - яблоня, груша, вишня.

В итоге Ленотр создал единый грандиозный ансамбль, в котором природа, преобразованная в парк, подчинена архитектуре, а сампаркявился связующим звеном между архитектурой и естественной приро­дой окружающего леса.

В основе реализации этих идей лежали следующие принципы:

- развитие пространства по глав­ной продольной оси, подчиняющей поперечные оси, уравновешивающие композиции, и концентрирующей вокруг себя боскеты;

- создание обширных открытых партерных пространств вокруг дворца, подчеркивающих его гла­венство и раскрывающих архитек­туру;

- создание кульминации на глав­ной композиционной оси с раскры­тием далекой перспективы;

- введение диагональных луче­вых дорог, идущих от лесных мас­сивов черезпарк исходящихся к дворцу;

- учет особенностей оптического восприятия пространства.

Дворец является доминантой пар­ка. Протяженность его фасада при­мерно 500 м. С востока к нему под­ходит знаменитое трехлучье дорог, идущих из Парижа, Сен-Клу и Со, сходящихся на Площади армии.

Западный фасад обращен к парку. Пространство у дворца открыто и оформлено обширными партерами. По центру дворцового фасада рас­положен водный партер в виде двух плоских мраморных бассейнов, ук­рашенных скульптурами, символизи­рующими реки Франции (площадь 1,5 га). От него начинает свое раз­витие главная продольная ось, на ко­торой последовательно размещены:

цветочный партер с фонтаном Латона, Зеленый ковер, Колесница Аполлона и, наконец, Большой ка­нал. Далее перспектива раскрыва­ется на круглую площадь (Звезда короля) с лучами сходящихся к ней дорог. Протяженность Зеленого ков­ра 330 м, ширина - 45 м, включая 25-метровую полосу газона и ширину дорог, идущих по сторонам. Вдоль ковра у стен боскетов на расстоянии 30 м размещены вазы и мраморные статуи. Размеры Большого канала:

длина продольной части-1600 м, поперечной - 1000, ширина - свыше 50 м. Канал предназначался для катания на лодках и устройства "празднеств на воде - Кроме того, он выполнял важные мелиоративные функции, способствуя понижению уровня грунтовых вод и осушению "территории парка. Но самое приме чательное - декоративный эффект его зеркальной поверхности, осве­щенной солнечными лучами, особен­но сильный в вечерние часы благо­даря западной ориентации.

Конец оси за Звездой короля фланкирован пирамидальными тополями. Ее перспектива ничем не закрыта, и общая протяженность составляет 3 км (это максимальный предел чет­кой видимости при рассеянном осве­щении). Ленотр, стремившийся к эффекту беспредельных, уходящих вдаль перспектив, учитывая законы оптического восприятия, ограничил длину оси этим размером, отметил ее конец вертикалями тополей, оставив пространство за ними сво­бодным.

Важную роль играют поперечные оси парка. Это прежде всего придворцовая часть с северным, южным и водным партерами. Северный партер переходит в Аллею детей и заверша­ется Бассейном Нептуна; южный, приподнятый над поверхностью зем­ли на 13 м, переходит в Оранжерей­ный сад и завершается Озером швей­царцев.

Вторая поперечная ось в виде двух широких параллельных дорог, прохо­дящих: первая - через Колесницу Аполлона, вторая - через восточ­ный бассейн Большого канала,- отделяет лесопарковую часть от боскетной.

Между придворцовой частью и до­рогой, проходящей через Колесницу Аполлона, находится участок боске­тов.

Деревья в боскетах высаживали правильными рядами на близком расстоянии с целью создания гу­стого массива зелени. По границам боскетоп устанавливали легкие де­ревянные решетчатые (трельяжные) изгороди - палисады, выкра­шенные в темно-зеленый цвет. Такая изгородь сдерживала развитие ра­стений и служила своего рода ле­калом для формирования ровной по­верхности зеленой стены. Высота ее составляла 2/3 ширины дорожки. В изгородях чаще всего использо­вали граб, длительное время сохра­няющий форму после стрижки. Иног­да у палисадов высаживали вью­щиеся.

Боскеты в Версале использовали как зеленые залы, предназначен­ные для проведения музыкальных концертов, театральных представле­ний, танцев, игр и тихого отдыха. В соответствии с назначением, об­разной идеей и оформлением ка­ждый боскет получил название (Ла­биринт, Большой зал, Королевский остров).

За боскетной частью Малого пар­ка находится его лесопарковая часть. Здесь в центре массива по попереч­ной линии Большого канала прохо­дит третья поперечная ось, которая с севера замыкается ансамблем Большой Трианон, с юга - Менажерией.

Слева и справа от продольной оси лесной массив прорезают радиаль­ные дороги. Их лучи, ориентирован­ные на дворец, сходятся у восточ­ной оконечности Большого канала.

В целом в решении пространства парка наблюдается изменение его ча­стей: придворцовая часть имеет бо­лее сложную проработку деталей, чем боскетная. По мере удаления от дворца происходит нарастание размеров планировочных элементов, укрупнение рисунка их плана и упро­щение композиций.

Как и в Во-ле-Виконт, здесь тонко продумана последовательность вос­приятия композиций с учетом рель­ефа. Так, на главной оси у водного партера виден только уходящий вдаль Большой канал, а через не­сколько метров, у края террасы, взо­ру открывается Латона, спешащий к ней Аполлон и объединяющая их полоса Зеленого ковра.

Вся архитектурно-планировочная композиция Версаля подчинена идее восхваления богатства и могущест­ва «короля-солнца».

Классические парки Франции стали образ­цом для подражания. Многочисленные уче­ники и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ан­самблей можно отнести следующие: в Анг­лии - королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партера­ми и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального под­хода); в Ганновере - ансамбль Герренгаузен;

в Австрии - Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брю-ля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф) (Подробнее описание см. С. Н. Палент-реер. Садово-парковое искусство, вып. 1, МЛТИ, 1978).

Опыт Версаля А. Ленотр исполь­зовал при реконструкции и строи­тельстве Парижа, что также получи­ло свое развитие в градостроитель­стве Франции и других государств. Подобно парковой оси Версаля Ле­нотр создал проспект Елисейских полей. Протяженность оси, равная 3 км, становится своего рода норма­тивом в градостроительстве. Так, например, Невский проспект в Пе­тербурге на отрезке от Адмиралтей­ства до Московского вокзала или главная ось центрального парка в Вашингтоне имеют длину 3 км.

Значительная протяженность ма­гистрали Елисейских полей потребо­вала ее расчленения с целью устра­нения монотонности и создания раз­нообразия. Ленотр ввел круглые пло­щади, уже оправдавшие себя в Вер­сале. Вслед за ним этот прием ис­пользовал Мансар при строитель­стве площади Победы в Париже. В последующем круглые площади стали неотъемлемой частью плани­ровки городов.

Трехлучье, введенное Ленотром, благодаря смелости решения и но­визне также нашло широкое приме­нение в планировке городов Фран­ции, Пруссии, России (Петербург, Тверь и др.).

В Париже Ленотр много работал по строительству и реконструкции улиц. Это прежде всего улицы бога­тых аристократических предместий, а также улицы с бедной застройкой, куда он вводит озеленение в виде рядовых посадок формованных де­ревьев. Такое линейное оформление придавало улицам строгость и еди­нообразие, подобные ордерному оформлению. Оно позволило компо­зиционно объединить разнохарактер­ную застройку, а также вести за­стройку улицы с разрывами и отсту­пами, не нарушая при этом строго­сти ее перспективы. В разрывах и отступах устраивались частновла­дельческие сады, примыкающие к до­мам.

В это же время в Париже были со­зданы первые бульвары, изменившие облик города. Их значительная ши­рина (30-40-50 м) позволяла уст­раивать полосы с аллейными посадка­ми. Ширина проезжей части состав­ляла в среднем 25 м.

Таким образом, благодаря Ленот-ру в планировочную структуру горо­да вводятся зеленые объемы как его органическая часть.

А. В. Бунин, оценивая творчество Ленотра, отмечал, что «...планировка Версальского парка повлияла не только на аналогичные садово-парковые объекты, но и на городское планировочное искусство, вызвав к жизни ряд новых приемов в плани­ровке и застройке городских обще­ственных центров, улиц и площадей. Вот почему Версальский парк, осу­ществленный во второй половине XVII в. для прославления самого пышного королевского двора в Евро­пе, можно рассматривать как лабора­торию новых градостроительных приемов всемирного значения» [11, с. 342].

РЕГУЛЯРНЫЕ САДЫ РОССИИ

Московские сады допетровского времени

Пышному расцвету русского регу­лярного паркостроения XVIII в.пред­шествовали сады допетровского вре­мени (XVI-XVII вв.).

Центром развития русского садо­водства была Москва с ее боярскими усадьбами и дворцовыми селами, та­кими, как Коломенское, Красное, Александрова слобода, Борисов го­родок и др., где уже в XVI в. имелись сады.

До середины XVII в. загородные усадьбы и их сады носили утилитар­ный характер и не рассматривались как парадные резиденции. Такую це­ленаправленность имели кремлевские и отчасти монастырские ансамбли, соединяя в себе помимо хозяйствен­ных также парадные, оборонитель­ные и общественные функции. Са­ды при монастырях содержали ле­карственные и декоративные расте­ния, участки плодовых культур, ро­щи. Последние часто выходили за пределы монастырских стен. Извест­на, например, кедровая роща Толгского монастыря, поздние посадки которой сохранились до наших дней. Из кремлевских садов Москвы наи­более известны «висячие», или «крас­ные», или верховые сады. Их устраивали на сводах хозяйственных по­строек (на уровне второго этажа жи­лых помещений, к которым они при­мыкали). Гидроизолирующий слой в этих садах состоял из свинцовых ли­стов или бревенчатого законопачен­ного помоста с водосливом, сверху укладывали тес или бересту, а затем насыпали слой растительной земли. В садах устраивали грядки, обшитые тесом, где высаживали цветы и овощ­ные культуры. Таких садов в Кремле было несколько. Особенно известны Верхний и Нижний (1681 г.) «крас­ные» набережные сады. Верхний «красный» набережный сад распола­гался на сводах корпуса дворца, выходившего к Москве-реке. Его шири­на 9, длина по лицевой стороне 40, а по фасаду дворца - 26 саженей. В саду был устроен водоем размером 4Х5 саженей. Сад был обнесен ка­менной оградой с окнами. Из окон, забранных решетками, открывался вид на Замоскворечье. По углам са­да ближе к Москве-реке стояли две беседки («чердаки»), ярко расписан­ные и украшенные резьбой. Нижний «красный» набережный сад (24х14 саженей) также имел пруд, а окружавшие его стены были украшены живописью («перспективным пись­мом»).

В процессе развития в усадебных садах все более усиливаются деко­ративные функции. Так, наряду с плодовыми, огородными и сельско­хозяйственными культурами все ши­ре вводятся декоративные и души­стые растения - лилии, касатики, гвоздики, мята, пижмы, фиалки, пио­ны и др. Из Европы ввозят тюльпа­ны и махровые розы («бархаты алые»). Искусственно созданные рощи из кедра, березы, дуба, сосны были почти обязательной принад­лежностью сада.

Регулярные элементы в виде цвет­ников, плодовых и огородных участ­ков удачно сочетались со свободными контурами рощ, лугов, прудов, распо­ложение которых диктовалось ха­рактером местности. При этом кра­сота плодовых и других хозяйствен­ных растений ценилась так же высоко, как и декоративных. Эстети­ческая значимость садов не противо­поставлялась их хозяйственной цен­ности, представление о красоте сада нерасторжимо связывалось с его по­лезностью.

В садах устраивались потешные сооружения: беседки («чердаки»), терема, шатры, галереи-гульбища, скамьи («сиделки»), кресла («тро­ны»), богато расписанные и укра­шенные резьбой. Сады окружали вы­сокими стенами, окрашенными или расписанными «обманными перспек­тивами» (обманками).

В истории садового искусства это­го периода важнейшее место занима­ют сады Измайлова - вотчина Ро­мановых, находившаяся в 8-10 км от Кремля. Здесь была загородная резиденция царя Алексея Михайло­вича с прекрасно организованным образцовым хозяйством - целой си­стемой мануфактур и сельскохозяй­ственных комплексов (включающих зерновое, лесное, рыбное хозяйства, плодовые сады и др.). На острове, образованном запрудой р. Серебрян­ки, был создан дворцовый комплекс, окруженный садами - Виноградным (0,16 га), Круглым (около 6 га), Просянским (около 7 га), Малино­вым и целым рядом других, органич­но вписанных в природный ландшафт лесов и рощ. Сады регулярной плани­ровки в виде концентрических кру­гов (с радиально-кольцевой сеткой дорог) или квадратов в определен­ном порядке были засажены плодо­выми (груша, яблоня, вишня, сморо­дина, барбарис и др.) и сельскохо­зяйственными культурами (лен, про­со, овес, гречиха и др.), а также цве­тами. Сады были огорожены, в них возводились различные увеселитель­ные сооружения. Например, в цент­ре Просянского сада была устроена беседка, окруженная квадратами партера. Устраивались также и птич­ники.

Большой интерес представляет также сад у Потешных палат, изоб­раженный на чертеже XVII в. Он разбит на ряд модульных квадратов, где в больших были высажены плодо­вые деревья, а в меньших - цветы и устроены дорожки сложного и раз­нообразного рисунка. Центральный квадрат - лабиринт Вавилон. Вдоль его дорожек росли «смородина и вся­кие вишни», а в середине - «ключ, из чего вода бежит». «Размещение лабиринта в центре сада является интересной трактовкой этого приема в русских садах» [14, с. 26]. В ре­шении Потешного сада прослежи­вается влияние итальянского барок­ко. Планировка сада проста и уравновешенна, его композиция являет­ся примером целостного решения пространства.



 

 

Рис. 14. Сад у Потешных палат

 

Таким образом, для садов XVII в. характерны следующие черты:

- сочетание утилитарных и эсте­тических функций;

- наличие регулярных элементов и их свободное размещение в плане усадьбы;

- свободное расположение всех планировочных частей усадьбы с уче­том природных условий территории;

- отсутствие ансамблевого един­ства и осевого решения в планиров­ке;

- широкое распространение рощ из искусственно посаженных деревь­ев одной породы;

- устройство верховых садов в кремлевских и монастырских комп­лексах.

Эти черты русских садов просле­живаются и в паркостроении XVIII в.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.