Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-11-27 | 434 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Психология, как наука о сознании начинается с 17в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать названа сознанием.
У истоков этой психологии стоит Рене Декарт. Он родоначальник рационалистической философии. Если хотите докопаться до истины надо все подвергнуть сомнению. Что же тогда останется? Останется наше сомнение - верный признак того, что мы мыслим. А мыслить – это значит понимать, чувствовать, воображать, желать. Таким образом человек обнаруживает в себе – его собственное сознание. Существование сознание факт, и главная задача психологии подвергнуть его анализу.
Одним из первых исследователей сознания был Джон Локк, его же считают идейным отцом интроспекции. Он утверждал о двух источниках наших знаний:
На объекты внешнего мира мы направляем наши чувства и получаем впечатления (идеи) во внешних вещах. К деятельности ума он причислял мышление, веру, желание, сомнение, рефлексию – «наблюдение» за своими мыслями, желаниями и т.д.(ею не владеют дети и некоторые взрослые, т.к. она требует определенной организации).
Это направление было продолжено в исследованиях Вильгельма Вундта. Он в 1879 г. открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Предметом изучения - стало сознание. (сознаваемые человеком психологические процессы и состояния). Вундт обнаружил, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. При этом способность к укрупнению единиц обнаруживается не только в простейших перцептивных процессах, но и в мышлении. Понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков, есть не что иное, как организация единицы более высокого порядка. Процессы такой организации Вундт называл «актами апперцепции».
|
Задачей психологии по Вундту, является разложение сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. За эту идеи это направление называют структурализмом (атомизмом). Элементами сознания Вундт объявил ощущения. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция — это активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов. В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей и исследования времени реакции. Вундт полагал, что, измеряя время реакции, можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение).
Т. о. понимание сознания и ассоциаций у Вундта сводится к следующему:
1. Сознание активно, имеет разные степени ясности и разный объём.
2. Главной задачей в изучении сознания является изучение его содержания путем разложения самого сознания в ходе интроспекции на мельчайшие частицы, из чего следует понимание самого сознания.
3. Любая ассоциативная связь – пассивный процесс, протекающий без участия субъекта и его сознания, но его продукт является новым, не сводимым к сумме своих элементарных частиц явлением.
4. В противоположность ассоциативной связи существуют так называемые апперцептивные связи, которые протекают при активном участии сознания и являются его особой функцией, внешне выражающийся во времени.
|
Однако это далеко не все, что можно сказать про сознание. Его поле неоднородно еще и в другом смысле: в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая; это – «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, не расчленены; это – «периферия сознания».
Далее, содержания сознания, заполняющие обе описанные области, находятся в непрерывном движении. В. Джеймсу принадлежит яркое описание различных феноменов сознания. Он выделяет два вида его состояния: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы: периоды спокойного парения (устойчивые состояния) перемежаются с взмахами крыльев (изменчивые состояния). Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо, если мы пытаемся их остановить, то исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения.
Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний В. Джеймс отразил в понятии «поток сознания». Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным может быть лишь объект внимания, а не впечатление о нём. Внимание может удерживаться на объекте, только если в нём открываются всё новые стороны.
Как бы в противовес классической психологии сознания возникает другое направление в психологии бихевиоризм – предметом изучения становится поведение, а не явления сознания.
В психоанализе, родоначальником, которого является З.Фрейд, изучается – бессознательное, а не сознание.Согласно теории бессознательного в психике человека существуют три сферы: сознание, предсознание, бессознательное. В предсознанетельной сфере - знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют, но могут в любой момент могут всплыть в сознании, необходимо только усилить память. Область бессознательного обладает другими свойствами, содержание этой области не осознается, из-за сильных механизмов сопротивления и вытеснения, также оно оказывает влияние на наши действия и состояния. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное (либидо). Три основные формы проявления бессознательного это: сновидения, ошибочные действия, психогенные заболевания (неврозы, истерия, фобии).
|
Гипотеза о происхождении сознания принадлежит А.Н. Леонтьеву. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», вне зависимости от отношений к ней субъекта. Только с появлением сознания мир отражается «объективно» как есть, независимо от биологических целей. Толчком к возникновению сознания послужило появление – коллективного труда. В условиях совместной деятельности впервые появляются такие операции, которое не направлены на предмет потребности, а имеют промежуточный результат. В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Смысл, по Леонтьеву, и есть отражение отношения цели действия к мотиву. Также здесь проявляется роль второго фактора в развитии сознания – речь и язык, которые необходимы для выполнения совместных действий. Особенность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Сознание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и благодаря этому формируется его собственное сознание.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!