Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ



СОДЕРЖАНИЕ

Введение (Багдасарьян Н.Г.)…………………………………………………………стр. 4 - 5

Тема 1. Культурология как наука. Понятие культуры (Багдасарьян Н.Г.)……….стр. 6 - 14

Тема 2. Культура России в мировой цивилизации (Чернышева А.В.)…………... стр. 14 - 20

Тема 3. Искусство в условиях современной техносферы (Моторина И.Е.)………стр. 20 - 28

Тема 4. Человек в мире культуры (Трипольский В.Б.)…………………………….стр. 28 - 33

Тема 5. Социокультурные смыслы техники и инженерии (Панина Г.В.)………..стр. 33 - 40

Тема 6. Динамика культуры (Васильева С.И.)……………………………………..стр. 40 - 45

Тема 7. Язык культуры (Садыхова Л.Г.)……………………………………………стр. 45 - 51

Тема 8. Межкультурная коммуникация (Акимова И.А.)…………………………стр. 51 - 60

Тема 9. Культура делового общения (Оплетина Н.В.)……………………………стр. 60 – 67

Литература…………………………………………………………….…………….стр. 68

ВВЕДЕНИЕ

Впервые сталкиваясь с необходимостью изучения культурологии, многие задаются двумя вопросами. Во-первых, можно ли в научном ключе говорить о культуре, которая связывается в обыденных представлениях людей с повседневной жизнью, с поведением, эрудированностью, образованием, или с художественной сферой – театрами, музеями, галереями и пр. – то есть, с тем, что в принципе не соотносится с наукой? И, во-вторых, о чем идет речь в дисциплине: о культуре или о культурах?

Действительно, если иметь в виду массовое сознание и оставаться в рамках обыденных представлений, то человек в понимании культуры может ограничиться поведенческими привычками, сформированными в семье и социальной среде, дополняя их новыми примерами, которые, как правило, укладываются в рамки стереотипов. Эти стереотипы «облегчают» людям жизнь, деля всех окружающих на «своих» и «чужих». А уж критериев такой демаркации несметное количество – пол, раса, этническая или государственная принадлежность, профессиональный, социальный и материальный статус, место жительства, стиль одежды, и многое-многое другое. «Ну что тут думать?, - говорят люди. – Ясно: эти люди некультурны, и ведут себя так, потому что…». Вы можете подставить вместо многоточия любое расхожее «мнение». Мы не хотим сказать, что стереотипы всегда лгут, они зачастую – результат многолетних наблюдений, кристаллизующих определенные черты того или иного явления социальной жизни. Но гораздо продуктивнее научиться видеть за внешними, лежащими на поверхности характеристиками внутреннюю природу культуры, понять причинно-следственные связи разных ее сторон (религии и хозяйственной деятельности, типа культуры и характера научно-технического прогресса, ментальности и искусства и т.п.).



Это теперь, в ХХ1 веке, стало важно, как никогда. Потому что мир глобализован, границы открыты, люди свободно перемещаются из страны в страну, работают в мультикультурных компаниях, которых становится все больше, изучают разные языки, сталкиваются с разными образцами поведения. Если оставаться в плену стереотипов, то можно поплатиться карьерой, а, может быть, и жизнью. Ведь демаркация на «своих» и «чужих» – это не столько способ самосохранения, сколько демонстрация неприятия «чужих», а то и агрессии вовне. И тут действует принцип бумеранга – к нам возвращается то, что мы посылаем в окружающий мир. Среди стереотипов самый распространенный – деление людей на «культурных» и «некультурных». Артикулируем странный для обыденного мышления тезис: людей не-культурных – нет. Исключение составляют «маугли», в силу трагических обстоятельств выросшие в изоляции от общества. Все люди – интеллектуалы и малообразованные, честные и воры, вежливые и не очень – культурны, в том смысле, что все мы – носители определенной культуры как специфически человеческих способов деятельности.

Чтобы не только осознать это, но и перевести в практику собственной жизни, важно научиться видеть культуру как сложную систему, избегая упрощенных объяснений. И вовсе не случайно её исследуют и социальные, и гуманитарные, и естественнонаучные дисциплины – физика, биология, физиология, этология и пр., без которых невозможно достигнуть полноты понимания культуры. Наук, в поле которых собирается знание о культуре, немало. В определенный момент это знание потребовало нового уровня обобщения. Опираясь на частные науки, (но не подменяя их) обобщенное знание как бы поднимается над ними, дает картину, совмещающую в себе фокус общих оснований (и поэтому мы говорим о культурологии как об интегративном знании) и вид «с птичьего полета» (и потому справедливо утверждение, что культурология – это мета-знание).



Так что простимся на пороге с обыденными представлениями о культуре и попытаемся вникнуть в смысл этого сложного и многогранного явления, составляющего содержание общественной жизни людей и существования каждого человека.

Теперь обратимся ко второму вопросу: культура или культуры? Если любого человека спросить о его культуре, скорее всего, последует ответ о его принадлежности к определенному этносу. Значит, культур столько, сколько этносов на планете? Но тогда что имеет в виду ЮНЕСКО, объявляя год, или даже десятилетие Культуры? Что имеется в виду, когда говорят о культуре речи, культуре общения, информационной или экономической культуре? Видимо, в самом понятии заложено что-то такое, что дает возможность рассматривать культуру как целое, дифференцируя его на составные части.

При этом критериев демаркации много: кроме этнических культур есть культура городская и сельская, индустриальная и аграрная, молодежная и культура детства, корпоративные культуры организаций, политические культуры, культуры исторических эпох и т.д. Получается, что человек одновременно принадлежит к разным культурам, которые, преломляясь через личность, делают ее уникальной. Можно ли ограничиться отдельным ракурсом, который попадает в поле зрения какой-либо дисциплины – истории, социологии, политологии, менеджмента и т.п.? Вероятно, для решения конкретной задачи можно. Но если мы хотим получить систематизированные представления, обобщающие конкретно-эмпирические данные, упорядочивающие разрозненные факты в единую целостную картину, то следует обратиться именно к культурологии. Ее интегративный потенциал позволяет аккумулировать и создавать знание, в котором органично сочетаются и дополняют друг друга фрагменты мозаичной картины культуры, созданной и создаваемой человечеством.

Обозначим в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом цель и задачи изучения культурологии.

Цель состоит в достижении учащимися социокультурной компетентности как способности, необходимой для ответственного решения профессиональных задач, осмысленных в социокультурном контексте.

Задачи изучения культурологии следующие:

· Понимание закономерностей культурных изменений и влияния на социум профессиональной деятельности, её социокультурный смысл;

· Формирование способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

· Развитие интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

· Привитие моральных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования позитивной личной позиции.

 

Доктор философских наук, профессор Багдасарьян Н. Г

Тема 6. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

1. Понятие социокультурной динамики.

2. Циклические и эволюционные модели социокультурной динамики.

3. Синергетический подход к рассмотрению социокультурных процессов.

4. Культура как процесс.

1. Раздел «Культурная динамика» относится к числу наиболее сложных в курсе культурологии. Сложность определяется трудностью выявления факторов, вызывающих различные изменения в культуре и обществе, неоднозначности, неравномерности и неочевидности социокультурных процессов, выявлении общих закономерностей развития культуры и общества и теоретическое их осмысление. Динамика переводится с греч. как «сила». Однако диапазон значения термина в культурологии гораздо шире. Культурная или социокультурная динамика это «понимающая культурология» или другими словами теория истории культуры, дающая представления о трансформации культуры во времени и пространстве.

В современной науке существуют различные модели социодинамических процессов: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и т.д.

Представления о том, что циклическая повторяемость – это закон биологического существования, которому подчиняется и мир природы и человек как часть этого мира являются наиболее древними. По аналогии с этим каждая культура также проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобных взглядов в древности придерживались греческие (Аристотель, Полибий) и древнекитайский философ (Сым Цянь). Так, древнегреческий историк Полибий (201 – 120 гг. до н.э.) выделил (вслед за Аристотелем) цикл из шести основных фаз в смене политических режимов: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия (власть толпы). В новое время Дж. Вико считал, что все нации проходят в своем развитии три эпохи: век богов, век героев и век людей, после которых наступает постепенный распад общества.

2.В Х1Х-ХХ вв. идея цикличности в социокультурных процессах нашла наиболее яркое отражение в теоретических построениях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Создателем и основателем теории цивилизации по праву считается известный русский философ Н.Я. Данилевский – автор книги «Россия и Европа» увидевшей свет в 1869 г. Согласно его теории в мировой истории нет общечеловеческой цивилизации, а есть отдельные автономные образования - «историко-культурные типы», развитие которых подчиняется пяти законам: закону этнографического формирования племен или семейства народов; обретения политической независимости народом, непередаваемости культурных начал одного культурно-исторического типа другому, разнообразия этнографических элементов для достижения полноты типа и закону хронологического развития, согласно которому период роста бывает достаточно продолжительным, но период цветения и плодоношения – относительно коротким. По мнению Данилевского, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные только ей свойственные стадии в определенной последовательности (этнографический, государственный, цивилизационный).

Наивысшего расцвета тот или иной культурно-исторический тип достигает на стадии цивилизации, который является наиболее насыщенным и плодотворным, это пора плодоношения, показатель всех творческих и духовных возможностей народа. В истории человечества в соответствии с предложенной Н.Я. Данилевским типологией культур были: автохтонные или подготовительные культуры, которые себя не проявили ни в одной из четырех сфер общественной деятельности (религиозной, политической, общественно-экономической и собственно культурной), есть одноосновные (еврейская, греческая, римская, проявившие себя, как правило, в одной сфере), двуосновные (к таковым он относит европейскую цивилизацию, реализовавшей себя, главным образом, в политической и общественно-экономической области), Россия же, согласно теоретическим рассуждениям ученого, содержит в себе потенциал четырехосновной цивилизации, и ее ожидает великое будущее.

В чем-то сходную теорию предложил в своей книге «Закат Европы» (1918) и немецкий философ О. Шпенглер. Согласно его взглядам, культуры суть живые организмы, душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца понята рациональными способами; культуры обладают внутренней герметичностью, они не слышат друг друга; каждая культура в своем развитии проходит «возрастные ступени отдельного человека, у каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость». Старость и угасание жизненных сил культуры автор связывает с наступлением фазы цивилизации, связанной с техницизмом, атеизмом, распространением массовой культуры («цивилизация – мумия культуры»). По мнению О. Шпенглера, полный жизненный цикл культуры может длиться порядка тысячи и больше лет, но конец ее неизбежен – на стадии цивилизации она обречена на гибель. Такая судьба постигла античную, египетскую культуру, теперь настал черед западной культуры, которая гибнет в результате технитизации мира, уничтожающей все творческое и живое, созданное и взращенное культурой.

Следует отметить, что на современном этапе идеи циклизма в понимании культурных процессов подвергаются критике и делается вывод об их научной несостоятельности, поскольку, по мнению ученых, при анализе необходимо учитывать исторические обстоятельства появления на свет этих теорий, в частности у Данилевского это связано с необходимостью обличения европоцентризма и доказательства самобытности России, у Шпенглера - с чувством обреченности (книга написана в условиях первой мировой войны), поэтому даже если их идеи и не столь ценны, но ценна та критика, которой они подвергли линейно-стадиальный подход в понимании истории.

Циклическая модель легла в основу многотомных эмпирических исследований британского историка А.Тойнби. Цивилизации с его точки зрения являются социальным атомом или основной исторической единицей являются цивилизации. Цикл существования цивилизаций предполагает пять последовательных стадий: зарождение, становление, кризис, разложение, гибель и также подчиняется определенным законам. Эволюция общества осуществляется через подражание, в основе развития лежит механизм «ответа на вызов» и если цивилизация находит достойный ответ (эта функция принадлежит творческой элите) на вызов, то она получает импульс к развитию, если нет, то происходит надлом и дальнейший упадок. Таким образом, цивилизации рождаются и умирают, но умирая, они закладывают основы другой цивилизации (пример Рима). Реестр цивилизации Тойнби насчитывал 26 цивилизации, из которых к настоящему времени сохранились только 5.

Сторонниками идей цикличности и повторяемости исторических процессов в различных сферах культуры были также известные ученые Ю. Лотман и Н. Кондратьев. Ю. Лотман в своей книге «Культура и взрыв» пришел к выводу, что динамика культуры – это инверсионный переход от одного полюса значений к другому, который может проявляться как непрерывно, в постепенных хорошо предсказуемых процессах, так и в виде взрыва, который может стать предвестником и символом нового в науке и искусстве. Н.И. Кондратьев в своих эмпирических изысканиях увидел определенные циклы в хозяйственно-экономических системах общества. По его мнению, движение системы включает четыре фазы – повышение, которому предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах, перелом, понижение и переход. Согласно его теории долговременные колебания в экономике носят регулярный волнообразный характер: длинная фаза насчитывает 45-50 лет, короткие колеблются в пределах 3-5 лет.

П. Сорокин выдвинул интеграционную или волновую теорию культуры. Суть его научной идеи заключается в том, что культура – это суперсистема ценностей, органически представленная в различных своих сферах, а история человечества – это последовательная смена различных типов культур: сенситивного, для которого характерно чувственное эмпирическое восприятие и главными ценностями выступают утилитаризм и гедонизм; идеационального, в основе которого лежит ориентация на высшие ценности – Бог, абсолют; идеалистического – смешанного, сочетающего черты первого и второго типов. По Сорокину, выделение культурных типов не означает существование их в чистом виде, в реальной жизни наблюдается трансформация, чередование типов культуры – переход от одних доминирующих ценностей к другим. Так происходило в Европе – в средневековье господствовала идеационная культура (с 6 по 12 века) на смену которой, пережив промежуточную смешанную стадию (13-15 вв. – период кризисных явлений, войн и катаклизмов) пришла чувственная (сенситивная) культура, которая в настоящее время испытывает состояние кризиса, поскольку находится в предверии крушения своих идеалов и постепенного перехода к другим ценностям.

Концепция К. Ясперса (1883-1969) – немецкого философа-экзистенционалиста (изложена в труде «Смысл и назначение истории») представляет собой несколько иной, универсалистский подход к рассмотрению истории человечества. Она основывается на том, что человечество имеет единое происхождение и единую историю. Выделяются четыре великих периода в мировой истории: прометеевская эпоха или доистория человечества - это процесс формирования человека и складывания основ его бытия; эпоха великих культур древности, которая характеризуется возникновением письменности, первых технических изобретений и развитием торговли, однако сам процесс развития великих культур происходит параллельно. Следующий этап в мировом развитии человечества - осевое время, (с 800 по 200 века до н.э.), оно является ключевым (человечество обретает новое дыхание), поскольку в этот период происходят качественные изменения и трансформации: появляется новый человек, схожий с современным, возникают мировые религии, складываются духовные центры культуры и происходят эти процессы независимо друг от друга в Китае Индии, Персии, Палестине и Греции, на смену мифологическому сознанию, господствовавшему в доосевое время приходит философия и рациональное мышление. Следующая стадия – научно-техническая, которая по своей значимости соответствует прометеевской, однако на более высоком уровне, что приводит к созданию новых технологий и открытию новых источников энергии. По мнению автора четыре перечисленных этапа в истории – схема мировой истории человечества, за этапом очередного научно-технического прогресса закономерно последует эпоха новых великих культур, вслед за которой придет другое осевое время – время закладывания новых духовных основ развития человечества и становления подлинного человека.

Эволюционизм в понимании и трактовке динамики культуры – это первая этнологическая теория, которая начала формироваться в середине Х1Х столетия. Одним из первых представителей эволюционной школы был Г. Клемм, автор пятитомного труда «Общая история культуры человечества», вышедшего в 1843-1847 гг. Однако наиболее полно теория была изложена американским антропологом Э. Тайлором в его книге «Исследования в области древней истории человечества» (1865), поэтому основателем теории эволюционизма по праву считается именно этот ученый.

Классический эволюционизм (его наиболее яркие представители наряду с Л. Уайтом – П. Морган, Т. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Леббок, Дж. Фрезер), как правило, выделяет три основные черты, присущие традиционному пониманию социальной эволюции: 1) современные общества классифицируются по определенной шкале: от «первобытных» до развитых (цивилизации); 2) существуют четкие дискретные стадии развития – от «первобытных» до «цивилизации»; 3) все общества проходят через все стадии – в одном и том же порядке.

Однолинейность развития человеческих обществ объясняется с точки зрения классического эволюционизма тем, что человечество – это единый вид, природа человека везде одинакова, и эволюционное развитие культуры идет от простого к сложному, от низшего к высшему, а сходства и различия между культурами объясняются степенью развитости культур и путь, пройденный европейскими народами, является общим для всего человечества.

На смену классическому эволюционизму в связи с накоплением эмпирического материала в конце 19 века пришел неоэволюционизм. Его основоположником стал Л. Уайт – американский антрополог. Он сформулировал девиантную модель развития человечества и сделал вывод о том, что эволюционная интерпретация человеческой культуры как целого должна быть однолинейной, но человеческую культуру как совокупность многих культур следует интерпретировать мультилинейно. Заметное влияние на развитие идей неэволюционизма оказали также Д. Стюард, британский археолог В.Г. Чайлд (1892-1957) и др. Так, согласно Стюарду, например, в связи с тем, что культуры адаптируются и развиваются изначально в разных экологических условиях, их эволюция не может быть одинаковой и существует определенная функциональная зависимость между экологической средой, уровнем и характером технологического развития и также социально-политической организацией общества.

Представители следующего поколения антропологов и археологов – М. Саллинз и Э. Сервис (расцвет неоэволюционизма пришелся на 1960-1970 гг.), выделили законы общей и специфической эволюции. Общая эволюция рассматривает этапы и стадии роста сложности, пройденные человечеством в целом. Специфическая эволюция объясняет историю отдельных индивидуальных культур и показывает, как и почему возникли различные варианты и исключения из универсальных культур. Другая важная закономерность, отмеченная неэволюционистами – закон культурной доминанты, согласно которому сложные технологически лучше вооруженные и организованные культуры вытесняют более простые культуры. Глобализация также вносит свои коррективы в поступательное движение культур, приводит к унификации и стандартизации многих процессов. Общий вывод неэволюционистов таков - эволюция мира не имеет одного заданного направления, культурная динамика отличается разнообразием и многовариантностью, существует множество путей эволюции, но при этом общий прогресс в целом в развитии человечества не исключается.

3.В ХХ веке появляется новое направление в науке –синергетика.Егооснователи - бельгийский физик русского происхождения, лауреат Нобелевской премии (1977) И.Р. Пригожин и немецкий физик Т. Хакен. Синергетика как новое направление в науке характеризуется как универсальное, т.е. предполагается, что выводы сделанные учеными этого направления, с одинаковым успехом могут быть применимы как в точных, так и социогуманитарных науках.

Согласно синергетическим идеям культура предстает в виде сверхсложной, динамической, неравновесной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы. Основные принципы, на которых строится синергетическая теория культуры: культура – это единый организм, ее подсистемы тесно и иерархически взаимосвязаны; это открытая система, составляет целостное образование, существует за счет взаимообмена ресурсами с внешней средой; в культуре как в любой системе действуют два противоположных начала: созидающие (порядок) и элементы, размывающие, рассеивающие неоднородность (хаос). Именно эти два противоположных начала обуславливают протекание социокультурных процессов, любая устойчивость рано или поздно оборачивается нестабильностью, поэтому в культуре возможны кризисные состояния, во время которого ее дальнейшая трансформация трудно предсказуема.

Идеи синергетического подхода к рассмотрению социокультурных процессов нашли отражение в различных теоретических построениях современных культурологов. Так, в теории «Большой истории» А.П. Назаретяна, культура предстает как комплексный антиэнтропийный механизм, динамика которого выражается в смене эволюционных и кризисных фаз.

Интерес представляет и макроисторическая концепция И. Валлерстайна, который вводит понятие миросистемы и констатирует, что они время от времени разрушаются по причине своего комплексного характера и в силу того, что происходящие в них процессы со временем их все сильнее выводят их из равновесного состояния. В конечном счете, проявляющиеся в их развитии тенденции доводят их до точки бифуркации, и хаотические подвижки ведут к мучительному переходу к некоему новому системному порядку, основные черты которого никогда не могут быть заранее предугаданы, таким образом, исчерпавшие себя миросистемы, посредством хаотической трансформации, заменяются на другие, реализуя базисную ритмику истории.

В работах Э. С. Маркаряна, Ю. В. Яковца представлена теория макродинамики культур. По их мнению, ход исторического процесса носит неравновесный, волнообразно-спиралевидный характер, в истории имеют место моменты циклического переключения, или другими словами ситуации отмирания и кризиса отживающей свой век системы, с последующим рождением нового порядка. Таким образом, синергетика, пусть даже на уровне гипотез, дает принципиально новое понимание эволюции, механизма трансформации культуры и предполагает новые способы управления процессами, происходящими в культуре и обществе.

2.В разделе «Культурная динамика» наряду с моделями социокультурной динамики рассматриваются также динамические процессы, определенные типы изменчивости, которые могут происходить в культуре и носить как кратковременный, так и долговременный характер. Они характеризуют культуру как процесс. Так, можно выделить динамические процессы, которые различаются в культуре по месту и длительности: крупномасштабные или цивилизационные сдвиги, охватывающие период времени от 100 до 1000 лет; микромасштабные (от 25 до 39 лет), отражающие изменения вызванные жизнью одного поколения; быстропроходящие (сезонные изменения моды и другие, не способные закрепиться в глубоких пластах культурной жизни и др.); также явления культурных заимствований или целенаправленного подражания, прогресса или регресса в культуре, различные виды социокультурного движения (реформистский или революционный) и др. Выделяются и определенные типы изменчивости в культуре: явления культургенеза, культурной диффузия, синтеза и культурного застоя, культурного кризиса и др. Кратко охарактеризуем эти явления.

Под культургенезом понимается процесс зарождения материальной и духовной культуры человека, в тесной связи с антропологическим формированием человека, становлением его орудийной деятельности и социальных отношений. Практически это все изменения, которые приводили или приводят к возникновению и становлению новых культурных образований, их нельзя остановить, они продолжаются и в наше время. В самом широком смысле культургенез - это трансляция или наследование традиций, их передача от поколения к поколению,

Культурная диффузия(с латыни – разлитие, просачивание) или стихийное распространение трактуется как процесс пространственно-временного распространения образцов культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию; или другими словами взаимное проникновение культурных форм, образцов, может даже подсистем культуры при их соприкосновений и взаимодействии, когда становится возможным усвоение и заимствование некоторых форм чужих культурных образований. Каналами диффузии служат миграции, туризм, деятельность миссионеров, торговля, войны, научные конференции, торговые выставки, ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Синтез в динамике культуры рассматривается как взаимодействие и соединение разнородных элементов, которое приводит к возникновению новых культурных явлений, стилей, форм, качественно отличающихся от обоих составляющих компонентов. Так, в результате синтеза ииудейско-христианской и античных традиции формируется на протяжении веков европейская культура; в 7-9 вв. складывается исламская цивилизация на основе синтеза собственных религиозных достижений и освоения некоторых духовных достижений античности; на основе длительного воздействия достижений индейских народов испано-португальской культуры складываются цивилизации Латинской Америки. В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурных систем многих развивающихся стран. Примером такого плодотворного соединения собственного национального и модернизационного компонентов являются страны Юго-Восточной Азии - Япония, Ю. Корея, Тайвань, Сингапур и др.

Культурный застой – понимается как состояние длительной неизмененности и консервации научных ценностей, знаний, как приверженность общества неизменным традициям и одновременно резкое ограничение и запрет на нововведения. Культура в таком состоянии может существовать десятилетиями или даже веками без значимых прибавлений и убавлений социальной жизни. Считается, что культурный застой – характерная черта устойчивости малых этнических групп, но иногда он становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций в различных районах Востока. Как культурный застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизаций (Египет).

Культурный кризис как явление сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. Вследствие этого система распадается. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию других, более современных и значимых элементов и их связей, став зародышем новой культуры.

Таким образом, раздел дает понимание характера общих изменений в культуре, построения на основе анализа этих изменений определенных моделей социокультурной динамики, которые позволяют увидеть в достаточно сложных и многофакторных процессах определенные закономерности, происходящие на длительных и коротких этапах развития человечества.

 

 

Тема 7. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ

1. Языки культуры: понятие, виды, функции. Науки, изучающие языки культуры

2. Текст, контекст, подтекст. Значения и смыслы в культуре.

3. Язык и речь. Языковые особенности культур, стили коммуникации. Язык как средство манипуляции

4. Множественность языков культуры. Семиотическая концепция культуры.

1. Язык культуры представляет собой одно из наиболее фундаментальных понятий культурологии – и один из базовых феноменов жизни человека и общества, связывающий их воедино. Еще основатель культурологии Л. Уайт (White), заявлял, что принципиальное отличие человека от животных заключается в свойственной только человеку способности к деятельности, опосредованной символами, т.е. к замещению непосредственно воспринимаемых объектов понятиями. Это позволяет людям осваивать окружающий мир, взаимодействовать, передавать свой опыт гораздо более сложными и многообразными способами, чем те, что доступны животным. В то время как человек в качестве представителя биологического вида имеет те же цели, что и любое животное (например, удовлетворение голода, инстинктов самосохранения и воспроизводства), - человек как существо, способное к символизации, отличается средствами достижения этих целей. И те особые средства, что делают его человеком, - собственно человеческое мышление и деятельность - могут развиваться только на основе языка.

Понятие языка культуры включает все те средства и способы освоения и осмысления мира, которые позволяют человеку общаться и взаимодействовать с другими, запечатлевать свой опыт, создавать новое (от норм поведения в обществе до высоких технологий) и передавать все это, включая возможность делать это опосредованно – преодолевая барьеры времени и пространства. Языки культуры формируются в ходе общения и взаимодействия между многими людьми, на протяжении долгого времени – и отражают особенности участников этих процессов, их окружения, значимые события того или иного исторического периода. Следовательно, язык культуры можно рассматривать и как условие становления культуры, и как ее воплощение, и как ее результат.

Обращаясь к многообразию языков культуры, выделяют их разные, в зависимости от того или иного критерия, типы. Если, например, выбрать в качестве критерия способ образования языков, то существуют естественные (складывавшиеся на протяжении столетий, а иногда и тысячелетий, на более или менее обширной территории) и искусственные языки (созданные одним или несколькими людьми за короткий промежуток времени и с конкретными целями). К первой группе принадлежат все языки, на которых говорят самые разные народы и народности (это английский, русский, французский и др.), ко второй группе – язык эсперанто, сигнальные коды, система дорожных знаков и т.п.

Выбирая критерием типологизации языков культуры уровень обобщения передаваемой с их помощью информации, различают первичные и вторичные языки. Все естественные языки относятся, при этом, к первичным, вторичные же включают те знаково-символьные структуры, с помощью которых запечатлевается опыт и передается информация в той или иной сфере культуры – в религии, философии, науке и пр. Можно говорить, таким образом, о языке изобразительного искусства, оперного театра, той или иной науки и проч. - как о сложившейся в соответствующей сфере культуры системе запечатления и передачи опыта, его интерпретации и возможности дальнейшего творчества (с помощью тех или иных способов и средств).

Что касается естественных языков, то их огромное количество и многообразие отражает многообразие говорящих на них народов и народностей, и картина мира как отдельно взятого человека, так и того или иного народа, во многом обусловлена именно его языком. Один из основателей психологии народов В. Вундт говорил о том, что изучать тот или иной народ следует, главным образом, обращаясь к его языку – а также народному творчеству и литературе на этом языке. В ХХ веке была сформулирована гипотеза Сепира-Уорфа (названная так по именам ее авторов), согласно которой родной язык каждого человека обусловливает то, как он воспринимает окружающий его мир. Так, те или иные клише (устойчивые выражения, обороты речи), свойственные каждому языку, могут облегчать общую ориентировку и обучение говорящих на нем людей, но могут и мешать им обращать внимание на некоторые особенности, нюансы каждой конкретной ситуации.

Естественные языки подразделяют на разные группы, в зависимости от того или иного критерия классификации. Например, с точки зрения их формирования и развития, существуют так называемые живые и мертвые языки: к числу первых относят все языки, на которых говорят, по сей день, те или иные народы; к числу вторых – те, которые вышли из употребления (древнегреческий, латынь и т.п.). С точки зрения происхождения и структурного сходства, выделяют языковые семьи или группы близкородственных естественных языков: германские (немецкий, английский, датский и др.), романские (итальянский, французский, испанский, португальский), славянские (русский, украинский, чешский и др.) и т.д. В свою очередь, некоторые из этих языков объединяют в подгруппы наиболее близких друг другу: например, славянские языки включают в себя южнославянские (болгарский и др.), восточнославянские (русский, украинский, белорусский), западнославянские (польский, чешский и др.).

Если взять в качестве критерия статус и распространенность, существуют мировые, международные, национальные (государственные), региональные и местные языки. Мировыми считаются шесть языков, на которых официально, т.е. согласно соответствующему уставу, работают в Организации объединенных наций (ООН): это английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский. Международные языки являются официальными (и языками собственно общения между народами) в нескольких, иногда во многих, странах; помимо указанных выше как мировые, к международным причисляют также немецкий, португальский и др. Региональные и местные языки отличаются друг от друга большим и меньшим ареалом распространения и количеством говорящих на том или ином языке. К примеру, бретонский региональный язык объединяет жителей нескольких областей северо-западной части Франции (носителей, в относительно недавнем прошлом, таких местных языков как нижне-бретонский и верхне-бретонский). Валлийский считается региональным языком юго-западной части Британии, на каталонском говорят несколько миллионом жителей северо-восточной части Испании - Каталонии.

Обращаясь к функциям язык<






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.019 с.