Место курса «Церковнославянский язык» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Место курса «Церковнославянский язык»

2017-11-27 209
Место курса «Церковнославянский язык» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

в базисном учебном (образовательном) плане

 

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, а также МБУП не предусматривают обязательное изучение церковнославянского языка на этапе основного общего образования. Таким образом, часы на изучение предмета формируются участниками образовательного процесса самостоятельно.

Рекомендации при составлении учебного плана могут быть следующими:

1. Интеграция курса «Церковнославянский язык» в предметные курсы «Русский язык» (1 час в неделю, 34 часа в год), «Литература», «История», «Обществознание», «Музыка» (на все предметы 1 час в неделю, 34 часа в год). Таким образом, изучение ЦСЯ в рамках интеграции не должно вести к снижению качества преподаваемых предметов и может составлять 2 часа в неделю (68 часов в год). В журнале отводится две страницы для интегрированного курса ЦСЯ в предмет «Русский язык» (заполняется учителем русского языка) и интегративного курса ЦСЯ в предметы «Литература», «История», «Обществознание», «Музыка» (заполняется учителями-предметниками последовательно, либо классным руководителем по решению педагогического совета).

2. Отдельное изучение курса «Церковнославянский язык» в рамках часов вариативной части плана, формируемой участниками образовательного процесса (1–2 часа в неделю, в зависимости от возможностей ОУ). В данном случае предмет ЦСЯ может быть добавлен по запросам родителей и решению педагогического совета ОУ в основную сетку часов и вестись в классном журнале, а может проводиться как предмет школьного компонента второй половины дня, предмет проектно-исследовательской деятельности, предмет интеллектуального направления дополнительного образования. По запросам родителей и решению педагогического совета ОУ знания учащихся могут при этом оцениваться и оценка отражаться в аттестате.

Минимум содержания предмета «Церковнославянский язык» рекомендуется проходить в рамках 1 часа в неделю в 5–6 классе (68 часов). В зависимости от статуса ОУ (лицей, гимназия, школа с филологическим углублением) рекомендуется проходить предмет с 5 по 8 класс (1–2 часа в неделю). После изучения предмета ЦСЯ рекомендуется курс «Древнерусская литература» на древнерусском языке.

Также рекомендуется богослужебная практика для учащихся (не реже 1 раза в месяц).

 

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Данное планирование носит рекомендательный характер и может быть изменено в зависимости от специфики учебного заведения.

 

КЛАСС

Тема Количество часов Виды учебных действий
     
«Въ начал­ б­ Слово»    
  «Въ начал­ б­ Слово». Начало славянского письма   Рассказывать о началах славянского письма.
  «Святъ бо мужь сътворилъ есть». Жизнь и труды свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.     Осознавать роль и значение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в развитии славянской письменности. Рассказывать о жизни святых.
3. «Два Рима пали, а третий – Москва – стоит, и четвертому не бывать». Москва – центр славянской письменности и культуры.   Называть причины появления славянской письменности в Древней Руси. Рассказывать о первых духовных школах на Руси.
Графика и орфография. Повторение пройденного в начальной школе    
  Церковнославянская графика.   Знать церковнославянскую азбуку, названия букв.
  Церковнославянская орфография.   Знать правила церковнославянской орфографии и уметь их применять.
  Употребление надстрочных знаков.   Различать надстрочные знаки. Объяснять правила их употребления. Правильно писать в прописях надстрочные знаки.
  Слова под титлами.   Различать знаки титла по начертанию, знать их названия. Находить знаки титла в церковнославянском тексте. Писать знаки титла в прописях. Уметь читать слова под титлами.
  Числовое значение букв. Р   Различать числовое значение букв. Определять числовое значение букв. Ориентироваться в нумерации псалмов, страниц (по Псалтири).
  Правила чтения церковнославянского текста.   Владеть правилами церковного чтения церковнославянского текста.
  Правила церковнославянской пунктуации.   Знать правила церковнославянской пунктуации. Находить собственные ошибки и исправлять их.
Церковнославянская фонетика    
  Южнославянские и восточнославянские языковые особенности.   Уметь отличать основные южнославянские и восточнославянские языковые особенности. Определять церковнославянизмы в русском языке.
  Гласные фонемы ЦСЯ.   Знать состав фонем.
  Согласные фонемы ЦСЯ.   Знать систему согласных церковнославянского языка.
  Исторические чередования К-Ч-Ц, Г-Ж-З, Х-Ш-С, звуки [ШТ, ЖД]   Приводить примеры на исторические чередования.  
Церковнославянская лексика    
  Семантические группы слов.   Знать основные семантические группы слов.
  Церковнославянизмы. Паронимы.   Уметь различать церковнославянизмы в русском языке. Уметь видеть паронимические особенности слов русского и церковнославянского языка. Уметь работать со словарем паронимов. Владеть лексическим анализом слов.
  Понятие высокого стиля речи.   Знать признаки высокого стиля речи, особенности древнерусского красноречия. Знать жанры древнерусской риторики.
Церковнославянская морфология    
  Имя существительное.   Знать основные грамматические категории имен существительных.
  Склонения имен существительных.   Уметь различать слова разных типов склонения, соотносить их с типами склонения современного русского языка, знать эволюцию типов склонения в русском языке. Владеть морфологическим разбором имени существительного.
  Местоимение. Разряды местоимений.   Уметь различать разряды местоимений, знать их грамматические особенности, соотносить их с разрядами местоимений современного русского языка.
  Склонение личных и неличных местоимений.   Знать особенности склонения личных и неличных местоимений.
  Имя прилагательное. Краткие прилагательные.   Знать основные грамматические категории имен прилагательных, историю их происхождения, специфику именного типа склонения кратких прилагательных.
  Полные имена прилагательные.   Знать специфику склонения полных имен прилагательных.
  Степени сравнения имен прилагательных.   Уметь различать степени сравнения имен прилагательных.
  Исторические изменения в морфологии.   Представлять основные исторические изменения в морфологии ЦСЯ и русского языка.
  Праздник славянской письменности.   Участвовать в подготовке праздника, выполнять творческие задания.

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КЛАСС

Тема Количество часов Виды учебных действий
     
«Въ начал­ б­ Слово»    
  «Въ начал­ б­ Слово». Начало славянского письма.   Рассказывать о началах славянского письма.
  «Святъ бо мужь сътворилъ есть». Жизнь и труды свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.     Осознавать роль и значение святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в развитии славянской письменности. Рассказывать о жизни святых Называть причины появления славянской письменности в Древней Руси. Рассказывать о первых духовных школах на Руси.
Повторение пройденного в 5 классе    
  Графика. Орфография. Пунктуация.   Знать азбуку, надстрочные знаки, слова под знаком титла, правила орфографии и пунктуации и уметь их применять.
  Фонетика.   Знать фонетическую систему ЦСЯ, основные исторические изменения и их следы в русском языке.
  Морфология.   Знать морфологическую систему ЦСЯ, основные исторические изменения и их следы в русском языке. Владеть морфологическим анализом текста.
Морфология    
  Церковнославянский глагол.   Знать категориальное (действие) значение глагола и грамматические категории: время, наклонение, залог, возвратность, переходность. Уметь различать основу настоящего времени и основу инфинитива, от которых образуются разные глагольные формы. Знать основы глагольные классы и их связь с современной системой спряжения (1,2,3 – 1 спряжение, 4 – 2 спряжение). Владеть морфологическим анализом глагола.
  Настоящее время глагола.   Уметь различать и спрягать глаголы в настоящем времени. Владеть морфологическим анализом глагола настоящего времени.
  Будущее время глагола.   Уметь различать и спрягать глаголы в будущем времени. Делать морфологический разбор глагола будущего времени.
  Прошедшее время. Аорист.   Уметь различать значение аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта. Уметь различать глаголы в аористе. Владеть морфологическим анализом аориста.
  Прошедшее время. Имперфект.   Уметь различать глаголы в имперфекте. Делать морфологический разбор имперфекта.
  Прошедшее время. Префект. Прошедшее время. Плюсквамперфект.   Уметь различать глаголы в перфекте и плюсквамперфекте. Делать морфологический разбор глаголов изъявительного наклонения.
  Условное наклонение.   Знать особенности ирреального наклонения (условное, сослагательное). Уметь различать глаголы в условном наклонении. Делать морфологический разбор глаголов ирреального наклонения.
  Сослагательное наклонение.   Уметь различать глаголы в сослагательном наклонении. Делать морфологический разбор глаголов ирреального наклонения.
  Церковнославянское причастие. Действительное причастие.   Уметь различать действительные причастия в тексте. Делать морфологический разбор действительных причастий.
  Церковнославянское причастие. Страдательное причастие.   Уметь различать страдательные причастия в тексте. Делать морфологический разбор страдательных причастий.
Синтаксис    
  Способы выражения подлежащего и сказуемого.   Уметь различать подлежащее и сказуемое. Знать специфику церковнославянского сказуемого. Уметь делать синтаксический разбор предложения.
  Конструкции с «двойными падежами».   Владеть навыками определения конструкций с «двойными падежами». Уметь переводить данные конструкции.
  Дательный самостоятельный.   Уметь определять оборот «дательный самостоятельный». Владеть навыками перевода данного оборота.
  Сложное предложение.   Владеть навыками синтаксического разбора и анализа сложного предложения. Уметь переводить данные предложения.
Перевод текста    
  Церковнославянская лексика. Паронимы.   Уметь различать паронимы, определять их в тексте и правильно переводить. Владеть комплексным анализом текста.
  Проблемы перевода церковнославянских текстов.   Уметь читать, переводить и комментировать церковнославянский текст.
  Высокий стиль речи.   Различать признаки высокого стиля речи. Знать жанры древнерусского красноречия.
  Значение церковнославянского языка.   Знать роль ЦСЯ как первого литературного языка славян, языка Богослужения, не используемого в бытовом общении.
  Судьбы славянской письменности и культуры.   Знать историю зарождения и развития ЦСЯ.
  Праздник славянской письменности.   Участвовать в подготовке праздника, выполнять творческие задания, участвовать в подготовке исследовательских проектов.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ЛИТЕРАТУРА

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕКСТЫ

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке.

2. Правило ко святому Причащению. М.: ИС РПЦ, 2005.

3. Православный молитвослов на церковнославянском языке. М.: ИМ РПЦ, 2007.

4. Служебник. – М.: ИС РПЦ, 2006.

5. Тропари и кондаки с пояснениями. – М.: ИС РПЦ, 2006.

6. Учебный молитвослов: Молитвы утренние и на сон грядущим. Составитель Е. Тростникова. – М.: ИС РПЦ, 2006.

 

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке – http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm

2. Библиотека Древнерусской литературы ИРЛИ РАН – http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070

3. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры – http://www.stsl.ru/manuscripts/

4. Библиотека Фронтистеса (тексты, словари, учебники) – http://ksana-k.narod.ru/

5. Иеромонах Алипий (Гаманович). Грамматика церковно-славянского языка. М., 1991 – http://ksana-k.narod.ru/menu/csl/gamanovich.html

6. Иконография восточно-христианского искусства – http://lib.pstgu.ru/icons/

7. Манускрипт. Собрание славянских рукописей – http://mns.udsu.ru/

8. Православный mp3 архив. Священное Писание. Жития и творения святых – http://predanie.ru/audio/

9. Псалтирь, Часослов, Молитвослов, Чин погребения Пресвятой Богородицы, Великий Канон Андрея Критского – http://www.bogoslovy.ru/list_cs.htm

10. Саблина Н. П. Священный язык. Видеоуроки 1-30 – http://www.tvspas.ru/video/index.php?SECTION_ID=646

11. Флоря Б. Н. Сказание о начале славянской письменности. Житие св. Константина. Житие св. Мефодия. О письменах черноризца Храбра. О моравском посольстве в Константинополе (начало 60-х годов IX в.). Булла Адриана в «Похвальном слове Кириллу и Мефодию». Из буллы папы Иоанна VIII от июня 880 г. – http://krotov.info/history/09/3/flor_00.htm

 

 

СЛОВАРИ

1. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь – http://www.slavdict.narod.ru/

2. Свирелин А., прот. Церковнославянский словарь (репринтные издания).

3. Фасмер М. Этимологический словарь – http://vasmer.narod.ru/

4. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка – http://chernykh-etym.narod.ru/

5. Седакова О. Словарь паронимов

 

 

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, ПОСОБИЯ

1. Бугаева И. В., Левшенко Т. А. Церковно-славянский язык: Учебные грамматические таблицы. – М., 2009.

2. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985.

3. Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. Церковнославянский язык. Учебное издание для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования, Изд- е 4-е, переработ. и доп. М.: ИС РПЦ, 2006.)

4. Кравцова М. Ю. Церковнославянский язык. Программа для учащихся 2-8 классов. «Образование в современной школе», № 3, 2010, с.4-18.

5. Кравцова М. Ю. Теория и история русского языка. Информатика и ИКТ. Программа для учащихся 5-11 классов. «Образование в современной школе», № 3-5, 2007. http://ruslit.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=66&Itemid=68

6. Супрун В. И. Учебник церковнославянского языка. Учебник для 5-11 классов общеобразовательных школ. Волгоград «Книга», 1998.

7. Чертова С.М. Практикум по церковнославянскому языку. Плёсково, 2004 г.

8. Церковнославянский язык. Сборник программ. Сост. Бугаева И.В., Шестакова С.М. – М.: Просветитель, 2007.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.