Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии

2017-11-27 9034149
Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии 5.00 из 5.00 9032 оценок
Заказать работу

Функционализм - (Д.Дьюи, Д.Энджелл, Г.Кэрр и др.) изучал людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Исследовались феномены независимости, самоподдержания, развития и распада социальных систем. Представители функциональной психологии фиксировали внимание на социальных функциях познавательных процессов, которые имели значение при межличностном и межгрупповом взаимодействии.

Бихевиоризм – ( В,МБехтерев, Д.Уотсон, Э.Толмен и др.) Одной из центральных социально-психологических проблем бихевиоризма стала проблема приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Было выделено четыре основных закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности, закон ассоциативного сдвига.

Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер и др.) выделяет две социально-психологические проблемы: проблему конфликта человека и общества, проявляющуюся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблему источников социальной активности.

Гештальтпсихология (В.Келлер, К.Коффка, К.Левин, Ф.Хайдер и др.) В рамках этого направления были развиты теория психологического поля и концепция групповой динамики (работы К.Левина и его последователей), разработан методы манипулятивного эксперимента, групповой дискуссии, гештальттерапии.

Гуманистическая психология (Г.Олпорт. А.Маслоу. К.Роджер) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. Личность функционирует как активная, открытая, саморазвивающаяся система, которая что-то постоянно получает от окружающего мира и что-то отдает ему.

В когнитивизме (Ж.Пиаже, ДЖ.Брунер, У.Найсер, Р.Аткинсон и др.) ведущей социально-психологической проблемой является рассмотрение социального поведения с позиции познавательных процессов. Ведущей социально-психологической проблемой когнитивизма является проблема принятия решений человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. Каждый человек имеет собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено особенностями его мышления. Особое место занимают теории когнитивного соответствия: теория коммуникативных актов (Т.Ньюком), теория сбалансированы структур (Ф.Хайдера), теория конгруэнтности (Ч.Осгуда и П. Танненбаумана), теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингера).

Интеракционизм (Дж.Мид, Г.Хаймар, Г.Блумер, Р.Мертон, Э.Гофман) исследовал проблемы социального взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов, выраженных в тех или иных знаковых системах, главнейшей из которых является язык. Символ в широком значении – это слово, жест, язык. Символическая коммуникация – начало человеческой психики. Развитие личности рассматривается через усвоение различных знаковых систем.

Экзистенциальная психология (М.Босс, Р.Мэй, Р.Лэнг, В.Франкл и др.) Ведущей проблемой является проблема переживания социального бытия как уникальной данности человеческого существования. Экзистенциальные психологи изучают конституирующие личность структуры: отношение к смерти, стремление к смыслу существования, экзистенциальная тревога (забота о существовании) и конфликты, порождаемые этими базовыми характеристиками личности.

Экзистенциальных психологов объединяет понимание уникальности личности не как редкости, а понимание уникальности как «нормы», по сравнению с которой всякая обычность социализированного индивида – патология. Уникальность – не продукт общества, а изначально присущая человеку структура, возникающая на основе того, что человек обращен к бытию. Уникальность Личности не только не создается обществом, но и не пробуждается им. Осознание уникальности происходит, когда происходит сбой в функционировании общественных механизмов ретрансляции культуры.

 

Практическая работа

Цель работы:

· Самоконтроль уровня усвоения учебного материала

 

1. «Чтобы знать теорию предмета, надо знать историю предмета», - считал Гегель. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Аргументируйте свои ответы.

 

2. Закономерно ли на ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?

 

3. Сфера интересов социальных психологов – узнать, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Но выяснением тех же вопросов заняты и социологи. Чем отличается социальная психология от социологии?

 

4. Курт Левин, один из основателей современной социальной психологии, заявил: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Каким требованиям должна соответствовать хорошая теория

 

____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

План

1. Социальная психология как наука о социально-психологических явлениях

2. Классификация методов исследований

 

Литература

Андреева Г. М. (2), Андриенко Е. В. (3), Абрамова Г. С.(1),

Еникеева С. М. (23), Парыгин Б. Д. (40), (70).

Теоретическое введение

Социальная психология - наука, возникшая на стыке психологии и социологии. Изучает процесс активного отражения, психические состояния и психические свойства индивида, личности и индивидуальности в связи с принадлежностью их к социальным системам (обществам, группам и т. д). Центральным явлением в социальной психологии признается общение. В общении важны восприятие и понимание человека человеком, подражание, внушение, лидерство и руководство, социально-психологическая структура личностей, их особенностей в малых группах и коллективах. Основными элементами последних являются: цели, структура и динамика, ценностные ориентации, отношения к роли, нравы, обычаи, привычки, традиции - явления, обнаруживаемые в жизни и деятельности в массовидных процессах и на личностном уровне, источником которых выступает процесс общения между людьми в группах.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.