Профессионализм и мастерство учителя в решении педагогических задач — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Профессионализм и мастерство учителя в решении педагогических задач

2017-11-27 131
Профессионализм и мастерство учителя в решении педагогических задач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уровень педагогического профессионализма и мастер­ства напрямую определяется способами решения педаго­гических задач, но главным образом тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление соб­ственной деятельности. При этом уровни деятельности свя­заны с уровнями обобщения собственной практики, выра­боткой общей стратегии осуществления деятельности. Пе­дагог лучше справляется с решением профессиональных задач, если он опирается на сильные стороны своей лич­ности, в том числе мышление. Педагогическое мышление учителя проявляется прежде всего в анализе информации, относящейся к решению задачи, т.е. ее условий, средств и способов решения. Средства и способы могут квалифици­роваться как обязательные, рекомендуемые и даже запро­шенные. Специфика педагогических задач в том и состоит, что информация, относящаяся к их решению, может не при­ниматься во внимание или игнорироваться педагогом ввиду его неопытности или по другим причинам. Квалифициро­ванный отбор необходимой и достаточной информации — одна из детерминант, определяющих успех решения педа­гогических задач.

О несформированности готовности учителя к квали­фицированному теоретическому решению задач можно судить по часто наблюдаемым фактам игнорирования эта­па анализа задачной ситуации и неспособности делать самоотчет по мере выполнения педагогического действия: почему был избран этот, а не другой способ решения. Ссыл­ки на то, что для раздумывания нет времени, говорят об отсутствии установки на собственно решения педагоги­ческой задачи, на прохождение всех его этапов.

Успех педагогической деятельности зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативной задачи с так­тическими и стратегическими. А это возможно только в том случае, если учитель отдает себе отчет в конечных ре­зультатах своей деятельности. В противном случае все за­дачи решаются как отдельные, не связанные между собой. Вот почему предмет преподавания для педагога никогда не должен выступать самоцелью. Как только предмет пре­вращается в самоцель, у педагога происходит как бы сме­шение перспективы: деятельность теряет необходимое ус­ловие ее успешности — формирование целеустремленно­сти у учащихся, т.е. стремление к получению предметного результата оттесняет решение более важных в воспитатель­ном отношении задач. Во многих случаях учитель их про­сто не ставит.

Высокий профессионализм решения педагогических задач разного класса и уровня сложности основывается на знании психологии детей и законов коллективной жизни, учете возрастных и индивидуальных особеннос­тей воспитанников. Как правило, начинающий и неопыт­ный учитель при решении задачи намечает несколько вариантов решения, педагог же профессионал не пере­бирает готовые варианты, а намечает реальную програм­му действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий.

Для отдельного педагога продуктивное решение твор­ческой педагогической задачи состоит в том, чтобы, с од­ной стороны, максимально продуктивно решать собствен­ные задачи, а с другой — «вписаться» в деятельность всего педагогического коллектива, членом которого он является. В свою очередь, продуктивное творчество педагогических коллективов проявляется во всех случаях, где искомый ре­зультат представляется за границей данной педагогичес­кой системы и лежит в последующей. Это позволяет от­дельные педагогические мероприятия подчинить будуще­му. Предметом коллективного поиска при этом становятся способы:

— организации всего времени, отводимого на педагоги­ческие процессы;

— учебно-воспитательной информации, адресуемой уча­щимся в течение всего цикла обучения, года, месяца;

— преемственности и последовательности всех педаго­гических воздействий, которые обеспечивали бы самодви­жение ученика к вершинам профессионализма;

— перевода ученика из объекта педагогических воздей­ствий в субъект творческого общения, познания и труда;

— формирования у учащихся потребности в новых зна­ниях, интересах, выявлении способностей, поиске в них сильных сторон, обеспечивающих продуктивное самораз­витие.

Важнейшей предпосылкой профессионального продук­тивного решения педагогических задач при любой техно­логии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса — педагогов и вос­питанников.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.