И других ученых первой трети XIX в. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

И других ученых первой трети XIX в.

2017-11-27 372
И других ученых первой трети XIX в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контрольные вопросы

Какие факторы способствовали развитию сенсуалистической психоло-

Гии в XVIII в.?

Что стало объединяющей идеей для психологии Просвещения?

Какие проблемы доминировали во французской психологии?

Что нового внес в теорию Декарта Ж. Ламетри?

Какие доказательства приоритетного значения ощущений приводили

Французские психологи?

В чем суть дискуссии между Гельвецием и Дидро?

Какие положения теории Вольфа стали ведущими для немецкой психо-

Логии?

В чем видел Кант различия между явлениями и вещью в себе?

Какие идеи Локка были развиты в теории Беркли?

В чем разница между восприятиями и представлениями, с точки зрения

Юма?

Что является основой возникновения закона причинности в теории

Юма?

Что нового в понимание ассоциаций внес Гартли?

В чем роль двух кругов психики в теории Гартли?

Какова роль теории Гартли в развитии психологии?

Примерные темы рефератов

Проблема способностей в работах французских просветителей.

Характерные особенности подхода к проблеме психики в немецкой пси-

Хологии.

Мирципконская 161

Основные направления модификации рефлекторной теории в работах

Гартли.

Зарождение ассоцианистической психологии, ее роль в становлении

Психологической науки.

Развитие теории познания в работах Беркли и Юма.

Общее и различия в подходах Юма и Канта к роли и месту психологи-

Ческой науки.

Рекомендуемая литература

Английские материалисты XVIII в. - М., 1967. - Т. 1,2.

Александров Г. Ф. История западноевропейской философии. - М.; Л., 1956.

Гартли Д. Избранные сочинения. - М., 1934.

Дидро Д. Собрание сочинений. - М.; Л., 1935. -Т. 2.

Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999.

Каннабих Ю. История психиатрии. - М, 1994.

Кант И. Сочинения: В 6 т. - М., 1964. - Т. 2.

Ламетри Ж. Избранные сочинения. - М.; Л., 1925.

Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998.

Юм Д. Сочинения: В 2 т. ~ М., 1965.-Т. 2.

Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996.

Глава 6

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В XIX ВЕКЕ

Общая характеристика ассоциативной психологии

В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единст-

Венной психологической школой, предмет которой - сознание -

Был признан всеми без исключения учеными. В классических тео-

риях ассоцианизма, появившихся в начале XIX в., содержание

Сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представле-

Ний, соединенных по законам ассоциаций.

Однако уже к 40-50-м годам стали возникать теории, обусло-

Вившие существенные изменения в развитии науки. Прежде всего

Речь идет о позитивизме, появление которого в 30-е годы привело

К пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисци-

Плина. Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие

Миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе

Научного знания, проходит три стадии - теологическое, метафизи-

Ческое и, наконец, научное, или позитивное, мышление. По его мне-

Нию, не только люди, но и отдельные науки проходят эти стадии, а

В некоторых из них они переплетаются, сочетая истинное исследо-

Вание с метафизикой и догматической верой. Исходя из этого, Конт

Ввел свою классификацию наук, в которой особо выделил так на-

Зываемые абстрактные науки, имеющие дело не с предметами, а с

Процессами, при изучении которых можно вывести всеобщие законы.

Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по

Предмету, ни, главное, по методу исследования она никак не мог-

Ла претендовать на обладание позитивной парадигмой. Конт от-

Нес ее к метафизическим и частично даже теологическим наукам и

считал, что она должна отказаться от статуса самостоятельной

дисциплины, соединившись с биологией и социологией (так он

Называл все общественные науки).

Таким образом, для того чтобы остаться независимой и объек-

Тивной (позитивной) наукой, психологии необходимо было пере-

Смотреть свои основные методологические принципы и, прежде

Всего, найти объективный и точный метод исследования душев-

Ной жизни, который бы не уступал методам естественных наук.

Ведущие психологи XIX в. - Д. С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые

Других направлений, разделяли позитивистские воззрения и стре-

Мились трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта

Задача решалась на протяжении почти ста лет. Еще в 10-х годах

XX в. известный отечественный психолог А.И.Введенский, гово-


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.