В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, на- — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, на-

2017-11-27 165
В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, на- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

званная впоследствии биогенетическим законом.

Рассматривая связь между видами и способностями души, Ари-

Стотель подчеркивал, что все эти функции не могут быть осущест-

Влены без тела. Действительно, невозможно ощущать, двигаться

Или стремиться к чему-то, не обладая материальной оболочкой.

Отсюда Аристотель делал вывод о том, что и растительная, и жи-

Вотная души смертны, т. е. появляются и исчезают одновременно

С телом.

Казалось бы, исходя из этих рассуждений, Аристотель должен

Был прийти и к идее смертности разумной души. Но тогда ему

Пришлось бы сделать вывод о том, что все знания, которые есть

В душе, формируются только в процессе жизни человека, умирая

Вместе с ним. Однако не только педагогический опыт, но и та на-

Учно-исследовательская деятельность, которой он занимался, до-

Казывали, что человек не может существовать в мире, не исполь-

Зуя тех знаний, которые были накоплены до него. Если бы люди

Не могли передавать друг другу знания, им пришлось бы изобре-

Тать, открывать заново уже открытые кем-то законы. Человек при

Этом не только не смог бы придумать что-то существенно новое,

Но просто не смог бы жить в сложном мире. Таким образом, для

Аристотеля и психологии того времени было ясно, что человек не

Только живет в пространстве культуры, но и является ее носителем

В своей душе.

Тогда вставал закономерный вопрос о том, каким же образом

Знания, открытые другими, становятся достоянием конкретного

Человека. Платон и Сократ находили ответ на этот вопрос, исходя

Из предположения о том, что эти знания находятся с самого рож-

Дения в душе человека, а обучение, чтение книг лишь помогают их

Актуализации. Эту же точку зрения разделял Аристотель, так как с

Позиции науки того времени он не смог объяснить факта инте-

Риоризации внешнего по отношению к человеку знания. Напротив,

Его наблюдения показали, что чужой опыт, почерпнутый с по-

Мощью чтения, лекции даже уважаемого преподавателя, не стано-

Вится для человека своим, не убеждает его, но в лучшем случае

Помогает справиться с определенной проблемой или формирует

Поведение, сохраняющееся лишь при наличии контроля. Возмож-

Ность интериоризации, эмоционального опосредования в процес-

Се присвоения культуры в то время не была еще открыта, а потому

Аристотель пришел к естественному для того времени выводу о

Существовании врожденного знания, т.е. о бессмертии и немате-

Риальности разумной души.

Хотя этот вывод не соответствовал его взглядам на первичные

Формы души, но зато не противоречил его убеждению в том, что

Культура является внутренним достоянием души человека, а не

Внешним по отношению к ней фактором. Таким образом, перед

Аристотелем, в отличие от Демокрита, не вставал вопрос о том,

Истинны ли наши знания - они истинны уже по своему происхож-

Дению, как часть бессмертного разума. Позднее, уже в Новое время,

Декарт, исходя из подобных же посылок, также пришел к мысли о

Существовании врожденного знания, врожденных идей.

Эти рассуждения привели к появлению весьма значимого в кон-

цепции Аристотеля понятия нус (всеобщий разум). Нус служит хра-

Нилищем разумной части души человека после его смерти. При

Рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную

Часть души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с расти-

Тельной и животными частями. Таким образом и происходит пере-

Дача опыта, так как разумная часть души хранит все знания, суще-

Ствующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к

Моменту рождения данного ребенка. Эти знания не осознаются

Человеком, но актуализируются в процессе обучения или рассуж-

Дения, что схоже с позицией Платона и Сократа.

В то же время существует и важный момент в трактовке Аристо-

телем понятия нус, который отличает его от неизменной души Пла-

Тона. Нус - это не постоянная идея, а вечно изменяющаяся куль-

Тура, в которую каждое новое поколение людей добавляет что-то

свое, т.е. нус вечно изменяется, его содержание непостоянно. Каж-

Дый человек, узнавший что-то новое, сделавший какое-то откры-

тие, носит его в своей душе. После его смерти разумная часть души;

Вместе с теми знаниями, которые были накоплены данным челове-

58 '

Ком, сливается с мировым разумом, изменяя и обогащая его. По-


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.