Ложение о том, что именно понятия являются главным продуктом — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Ложение о том, что именно понятия являются главным продуктом

2017-11-27 158
Ложение о том, что именно понятия являются главным продуктом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

мышления. Так, Платон писал, что ≪истинность мышления есть

только там, где есть понятие как его принцип и начало познания≫.

Поэтому исследование мышления, этапов его развития, так же как

Изучение способов развития и коррекции мышления, вращалось

Вокруг этапов формирования понятий. Отголоски этого подхода

Видны в исследованиях Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, которые важ-

Нейшее место в своих теориях отводили изучению продуктов и

Процесса формирования понятий.

В то же время Платон доказывал, что развернутый во времени

И осознанный процесс логического мышления не может передать

Всю полноту знаний о вещи, так как опирается на исследование

Окружающих предметов, т.е. копий настоящих знаний о них.

Описывая процесс познания, Платон приводит в пример людей,

Замурованных в пещере, которые по теням и отблескам внешнего

Мира, проникающим в пещеру, стараются составить суждение об

Этом мире. Так и человек по одним копиям предметов хочет понять

Их настоящую суть и обречен в таких попытках на неудачу. Тем не

Менее возможность проникнуть в истинную суть вещей у человека

Существует и связана она с интуитивным мышлением, с проникно-

Вением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они от-

Крываются человеку сразу, целиком, и этот мгновенный процесс в

какой-то степени похож на инсайт (озарение), который позднее

Описала гештальтпсихология. Тем не менее, несмотря на процессу-

Альную схожесть интуитивного мышления с инсайтом, они совер-

Шенно различны по содержанию, так как озарение Платона не свя-

зано с открытием нового, но лишь с осознанием старого, того,

Что уже хранилось в душе.

Согласно Платону, так как душа постоянна и человек не может

ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе,

Тоже неизменно. Поэтому и открытия, совершаемые человеком,

Не являются по сути открытиями чего-то принципиально нового,

Но лишь актуализацией того, что уже хранилось в душе, хотя и не

Осознавалось человеком. И само мышление, которое Платон счи-

Тал главным когнитивным процессом, по сути является актом ре-

продуктивным, а не творческим, хотя и оперирует понятием интуи-

ция, ведущим для творческого мышления.

Это обусловило и сам подход к творчеству (как научному, так и

Художественному) в теории Платона. Он понимал творчество как

Собственную активность души, проявляемую ею при актуализации

Дремавших в ней знаний, т. е. процесс осознания тех смутных обра-

Зов, которые уже существовали в душе, это и есть процесс творче-

Ства. Однако в основе такого процесса лежит не творческое, а ре-

Продуктивное воображение, так как при этом художник только ре-

Продуцирует те знания и те связи между отдельными понятиями,

Которые уже существовали во всеобщей душе (и соответственно в

Его тоже), хотя и не были никем до него осознаны и отражены в

Искусстве. Именно такой подход к творчеству отображен в следую-

щих строках: ≪Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих

ты создатель, вечно носились они над землею, незримы оку≫. При

Таком понимании личность творца незначима, так как художник

Только транслирует то, что в нем было заложено, причем трансли-

рует не только содержание, но и форму, в которой оно задано. По-

Этому-то, считал Платон, и не надо учить людей технической, ин-

Струментальной стороне искусств, не надо стремиться к индивидуа-

Лизации их личности, так как она все равно не накладывает отпеча-

ток ни на форму, ни на содержание художественных произведений,

Созданных автором. В процессе озарения мысль сама примет нуж-

Ную форму, отольется в нужных словах, если художник правильно

Осознает то, что уже носилось в смутных образах в его душе.

Само искусство, с точки зрения Платона, может приносить не

Только благо, но и зло. Это связано с тем, что, воздействуя на чув-

Ства (страстную часть души), искусство затемняет разум и мешает

Осознанной регуляции поведения. Поэтому под действием искус-

Ства люди могут совершать неправильные, ненужные поступки.

Могут внезапно заплакать или засмеяться, сказать неожиданные

Слова и т.д. Поэтому в своем идеальном государстве Платон

Весьма жестко ограничивал роль искусства. Он даже считал необ-

Ходимым провести отбор сказок и мифов, которые рассказывают

матери и няни маленьким детям, чтобы неудачными примерами


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.