Основные правила организации жизни в семье с ребенком, имеющим диагноз СДВГ — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные правила организации жизни в семье с ребенком, имеющим диагноз СДВГ

2017-11-22 217
Основные правила организации жизни в семье с ребенком, имеющим диагноз СДВГ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По мнению психологов (Р.Кэмбпелл) основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:

- недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом;

- недостаток твердости и контроля в воспитании;

- неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Любой специалист, к которому вы обратитесь за консультацией – педиатр, невролог, психолог, даст вам, прежде всего следующие основные советы. Воспитывая ребенка, страдающего СДВГ, вы должны постараться избегать следующих крайностей.

Во-первых, ни в коем случае нельзя считать своего ребенка в чем-то ущербным, в чем-то обделенным или больным и на этом основании жалеть его и все ему позволять. Ребенок с СДВГ – не ущербный, он – просто немного другой и, как и любому ребенку, ему требуется наличие твердо установленных границ. Это нужно, прежде всего, для того, чтобы он всегда чувствовал себя в безопасности, знал, что есть взрослые, на которых можно положиться и которые никогда не допустят, чтобы произошло что-то опасное или наносящее ему вред. Рамки и ограничения должны существовать при воспитании любого ребенка, а при воспитании ребенка с СДВГ – тем более. Другой вопрос в том, что данные ограничения должны быть разумны, должны соответствовать возможностям ребенка их выполнять и, что самое главное, должны быть, с одной стороны, постоянными, то есть, соблюдаться всеми взрослыми и вне зависимости от их настроения, физического и эмоционального состояния и тому подобного, а с другой стороны – применять их нужно гибко, всегда руководствуясь, прежде всего благом ребенка, учитывая его физическое и эмоциональное состояние.

Во-вторых, при воспитании ребенка с СДВГ необходимо соотносить требования, предъявляемые ребенку с его способностью их выполнить. От такого ребенка нельзя,например, требовать излишней пунктуальности, его бесполезно ставить в угол – он не сможет простоять спокойно и двух минут, несмотря ни на какие угрозы, он никогда не сможет долго заниматься одним и тем же видом деятельности и никогда не будет два часа подряд спокойно сидеть за столом и делать уроки. То есть, сидеть-то, как раз возможно и будет, но при этом будет заниматься всем, кроме уроков. Наиболее правильным в данной ситуации будет проконсультироваться с хорошим педиатром или врачом-неврологом, который сможет объяснить вам что можно, а чего бесполезно требовать от ребенка в вашем конкретном случае.

Конечно, каждый ребенок и каждый случай индивидуален и принципиальные решения о методах лечения, средствах воздействия, выборе учебного или дошкольного заведения нужно принимать только проконсультировавшись с вашим лечащим врачом, однако, есть некоторые общие правила, которые помогут вам оптимальным образом организовать быт и распорядок дня ребенка и всей семьи. Возможно, какие-то из этих советов вам уже дал врач или вы нашли их на сайтах для родителей детей с СДВГ.

Итак, запомнив, что нам ни в коем случае нельзя впадать в две крайности – жалеть ребенка и все ему позволять и требовать от него слишком много и в слишком жесткой форме, рассмотрим некоторые рекомендации, которые обычно даются родителям гиперактивного ребенка специалистами.

 

Рекомендации, касающиеся поведения взрослых, окружающих ребенка

Ребенок – существо, крайне тонко и точно чувствующее эмоциональный фон, царящий вокруг него. Думаю, когда ваш малыш был еще совсем грудным младенцем, вам случалось замечать, что он вроде бы «на ровном месте» начинал капризничать, плакать, с трудом засыпал, не отпускал от себя маму, а потом выяснялось, что в этот день мама чувствовала себя очень плохо, была чем-то расстроена, из-за чего-то нервничала. Конечно, со временем столь тесная связь с матерью ослабевает, но все равно, ребенок остается очень чутким к общей атмосфере в семье и доме. Для ребенка, страдающего СДВГ, свойственна склонность к резким сменам настроения, нестабильность общего эмоционального состояния, поэтому крайне важно, чтобы эмоциональная обстановка в семье была спокойной и уравновешенной. Никогда не следует давать ребенку лишний повод «зарядиться» от вас слишком сильными чувствами, причем, речь идет не только об отрицательных эмоциях, но и о слишком сильном проявлении положительных также. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.

Никогда не забывайте, что если ваш ребенок страдает СДВГ, то у него есть склонность к низкой самооценке, к самоедству и самобичеванию. Поэтому старайтесь всегда эмоционально поддержать его во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Поддерживайте в себе стремление к более глубокому и полному пониманию вашего ребенка. Помните, что он – уникальная личность, которая, подобно Эоловой арфе, очень тонко и чутко реагирует на все, происходящее в мире, окружающем его.

Постарайтесь избегать жесткости в ваших взаимоотношениях с ребенком: избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробуйте переключить внимание малыша на что-то другое, делайте это легко, с юмором.

Разговаривая с ребенком, следите за своей речью, особенно – за интонацией вашей речи, старайтесь говорить спокойным, ровным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его, понятными словами объясните чем именно вы недовольны, говорите строго, но спокойно. Помните, ребенок всегда должен знать, что, несмотря ни на какие шалости или огрехи, вы его любите и если и ругаете, то это не означает, что вы перестали его любить.

 

Рекомендации, касающиеся организации среды и окружающей обстановки в семье

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). Ребенок должен понимать, что его территория суверенна и священна, со всеми вытекающими отсюда последствиями – например, можно потребовать от него, чтобы он сам поддерживал чистоту и порядок «на своей территории».

Ребенку с СДВГ очень трудно заниматься делами, требующими долгой умственной концентрации, его все отвлекает, он легко возбуждается. Поэтому логично оформить его комнату в спокойных, теплых тонах, избегать ярких, аляпистых рисунков и украшений, на рабочем столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало, поэтому родители должны предусмотреть и удалить из его комнаты все, что будет способствовать рассеянию внимания.

Любой человек, а ребенок в особенности, чувствует себя более уверенно и спокойно в том случае, когда он заранее знает, какие дела ему предстоят на сегодня, к каким неприятным, нелюбимым моментам нужно готовится заранее, а какие приятные развлечения или занятия можно предвкушать. Поэтому выработка и с одной стороны упорное, с другой – гибкое, следование распорядку дня благотворно скажется на эмоциональном состоянии ребенка. Если ваш ребенок уже достаточно взрослый, то вы можете вместе с ним обсудить его распорядок, сочетая то, что ему нравится с теми делами, которые не слишком любимы, но выполнение которых необходимо. Если ребенок еще недостаточно взрослый для подобного сотрудничества, то тогда вашей задачей является наиболее оптимальное распределение по времени всех дел и процедур, которые необходимо выполнить с ребенком в течение дня. Например, неразумно делать гимнастику или играть в шумные подвижные игры перед сном, но наоборот, перед отдыхом хорошо почитать с ребенком книжку, позаниматься рисованием, поиграть в спокойные игры под негромкую спокойную музыку – это поможет снять нервное напряжение, немного притупить острые впечатления после прогулки или занятия в плавательном бассейне.

Доктор Комаровский в своей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» дает очень разумный и простой совет, который почему-то редко приходит нам в голову. Он советует относиться к ребенку как к полноправному члену семьи и уделять ему столько же внимания, сколько и остальным членам семьи. Конечно, в буквальном смысле тратить на ребенка столько же времени, сколько и на общение с другими членами семьи мы не сможем – он еще очень мал и требует дополнительной опеки и заботы. Однако ребенок должен понимать, что он не единственный член семьи, есть еще и мама, и папа, и братья-сестры, бабушки-дедушки, которые тоже требуют внимания и у которых есть еще и своя жизнь, они существуют вовсе не для того, чтобы удовлетворять малейшую прихоть малыша. Кроме того, ребенок должен знать, что в семье у всех есть свои обязанности, поэтому нужно определить для ребенка круг его обязанностей, и требовать от него их исполнения (выполнение домашних обязанностей должно быть обязательным, но все же не забывайте, что все-таки это ребенок, что он может просто о чем-то позабыть или слишком переутомиться). Как бы он ни выполнял их – обязательно хвалите, если он старается, поощряйте даже самый маленький успех и достижение. Ребенок должен понимать, что делать что-то полезное для всех – это интересно и приятно.

Когда вы даете ребенку какое-то задание или просите что-то сделать, помните, что основная его проблема – это проблема с концентрацией внимания. Ему трудно думать сразу о нескольких вещах, любой предмет или деятельность полностью заполняет весь резерв его возможности концентрироваться на чем-то. Поэтому старайтесь давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, дожидайтесь, пока он его завершит, прежде чем дать следующее.

Если задание слишком сложное – разделите его на части, предусмотрев перерыв между их выполнениями. Например, вряд ли ребенок сможет хорошо выполнить вашу просьбу «Убери комнату» - такая формулировка слишком абстрактна для ребенка с проблемами внимания и концентрации, она дает слишком много возможности, чтобы отвлечься. Ребенок может начать убирать игрушки, уберет три штуки в коробку, потом заметит, что постель не заправлена и сбросит одеяло на пол, чтобы поправить простынь, а затем застелить одеяло, но по дороге может заметить, что цветы на окне засыхают (или ему покажется, что они засыхают) и он побежит на кухню за лейкой, на обратном пути обязательно споткнется о валявшееся на полу одеяло, выльет на него всю воду из лейки, перевернет ящик с игрушками, стукнется, расстроится, начнет плакать, а прибежавшая на плач мама вместо того, чтобы похвалить его за рвение, еще и отругает за устроенный беспорядок.

Поэтому сложную задачу нужно представлять в виде простых односложных действий: «Убери игрушки в ящик», затем, только после того, как игрушки убраны и мороженное съедено, можно ставить следующую конкретную задачу: «Сходи на кухню, принеси лейку и полей цветы» и так далее.

Устные инструкции можно подкреплять зрительной стимуляцией. Например, чтобы не делать постоянно замечания «Тише, спокойнее, не носись, не шуми» и т.п., можно разработать систему цветовых или знаковых сигналов: красный цвет – слишком много шума и суеты, остановись, зеленый свет – пора немного отдохнуть, собираемся на прогулку или читаем книжку и т.д. Можно использовать знаки и обозначения, используемые в компьютере или телевизоре – зачеркнутый рупор – тишина, все замолкаем и т.д. Можно просто использовать картинки для напоминания о ежедневных, возможно не слишком любимых делах – раскрытая книжка – делаем уроки, изображение зубной щетки – чистим зубы и ложимся спать. Придумать можно все, что угодно – было бы желание и немного фантазии.

По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

 

Третья группа рекомендаций касается взаимодействия ребенка с близким взрослым, развития способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

Работа по социализации ребенка, обучение его навыкам общения с окружающим миром должна осуществляться в два этапа.

Первый этап – это этап выработки следующих навыков «я слушаю – я слышу – я выполняю». На данном этапе работа с ребенком должна строится индивидуально. Здесь очень важно научить ребенка не только слушать то, что говорит ему взрослый, но и выполнять его просьбы, инструкции. Для того, чтобы данный этап прошел успешно вам нужно научиться формулировать свои просьбы простым, понятным языком, произносить их спокойным ровным тоном, достаточно громко, но не крича. Вы можете в тактичной или лучше – игровой форме просить ребенка повторить за вами вашу просьбу (как минимум можно сказать «что-то я сам не понял, о чем тебя попросил, ты не мог бы повторить мою просьбу»), вместе с ребенком формулировать правила поведения во время выполнения различных видов деятельности (например «Сейчас мы будет обедать. Как мы должны вести себя во время обеда? Ровно сидеть на стуле, не вертеться, до конца доедать одно блюдо и потом переходить к следующему. Не размазывать еду по столу. Не кидать ее под стол собаке» и т.п.).

Хорошо бы на этом этапе выработать систему поощрений (строго говоря, это должна быть система поощрений и наказаний, но если вы можете обойтись без последних, то это тоже неплохо). Наказанием может служить лишение какого-то поощрения, ограничение времени просмотра мультфильмов, выполнение дополнительной домашней работы (например, если весь обед каким-то загадочным образом оказался на полу, то логично будет после обеда дружно вымыть пол). Никогда не следует наказывать едой, сном и прогулками. В крайнем случае – можно лишить десерта, увеличив незаметно порцию основной еды так, чтобы ребенок наелся и без сладкого. Не следует, подобно некоторым воспитателям в садике в виде наказания держать ребенка в постели – гиперактивный ребенок подобен паровому котлу – он постоянно вырабатывает энергию и если лишить его возожности ее расходовать – взрыв неизбежен.

Следующий этап социализации гиперактивного ребенка – это постепенное его вовлечение в групповые виды деятельности. На данном этапе необходимо действовать очень неторопливо и осторожно помня, что гиперактивный ребенок очень быстро устает и возбуждается и при этом он перестает контролировать свои эмоции и поступки и может действовать очень жестко, нанеся вред детям, с которыми играет (может ударить камнем или сильно толкнуть и т.п.). Учиться взаимодействовать со сверстниками всегда следует под присмотром взрослого, лучше всего во время игры. Вначале это может быть какая-нибудь активная игра, не предполагающая тесного контакта (например, «Выше ноги» или «Догонялки»). Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2-4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общегрупповых играх и занятиях.

Для нормального построения взаимоотношений с окружающим миром и особенно – близкими людьми, то есть с людьми, с которыми ребенку приходится жить и контактировать постоянно, самое главное учитывать следующие правила:

1. ребенок, страдающий СДВГ не должен перевозбуждаться и переутомляться, так как утомляясь он теряет возможность контролировать свои действия и эмоции

2. поскольку двигательная активность – неотъемлемая часть сущности ребенка, неразумно ограничивать ее – это создаст лишнее эмоциональное напряжение, что, неизбежно выльется в неадекватную и неуправляемую реакцию ребенка. Поэтому необходимо находить пути «мирного» использования данной особенности ребенка.

Выполнение первого правила влечет за собой некоторые ограничения, которые накладываются на жизнь семьи и на жизнь ребенка.

Во-первых, не стоит ребенка, страдающего СДВГ, водить в многолюдные шумные места. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие. Ребенку трудно владеть собой, когда вокруг столько отвлекающих и возбуждающих факторов. Даже если вы решили постепенно приучать вашего ребенка правильно себя вести в общественном месте, проконсультируйтесь прежде с вашим лечащим врачом и начинайте ваши «тренировки» посещением многолюдных мест в то время, когда там наблюдается наименьшее скопление народа (например, сходите в ближайший супермаркет в будний день в первой половине дня, либо в выходные достаточно рано, когда люди еще только просыпаются).

Во-вторых, обращайте внимание на то с кем играет и «водится» ваш ребенок и как на него влияют его друзья. Старайтесь во время игр ограничивать ребенка одним партнером - приглашайте в гости его друзей по-очереди, по возможности старайтесь, чтобы ребенок встречался с друзьями «на вашей территории» - тогда вы сможете держать ситуацию под контролем и в случае необходимости вовремя вмешаться. Попытайтесь избегать беспокойных, шумных приятелей, однако, старайтесь быть очень деликатными, избегайте простого авторитаризма, у ребенка не должно создаваться впечатление, что вы его постоянно контролируете и подавляете своей волей. Дети, страдающие СДВГ, склонны к асоциальным проявлением своей индивидуальности и чрезмерный и плохо скрываемый контроль и опека со стороны родителей могут стать причиной того, что ребенок, в порыве противоречия, свяжется с неподходящей компанией и будет упорствовать в своем желании сделать по-своему.

В-третьих, организуя рабочий день ребенка, планируя какие-либо мероприятия, обязательно предусматривайте время для отдыха и расслабления. Дети, страдающие СДВГ, быстро утомляются и, утомляясь, теряют способность контролировать свои действия и эмоции. Поэтому старайтесь не допускать чрезмерного утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

В-четвертых, оберегая от эмоционального переутомления, необходимо добиваться утомления физического – давать возможность расходовать избыточную энергию на «мирные» цели. Детям, страдающим СДВГ показаны такие физические нагрузки, как ежедневная гимнастика, долгие прогулки на свежем воздухе, активные игры на свежем воздухе (более подробно об играх и активном времяпровождении можно прочитать в разделе «Игры»), плавание, бег, спортивные занятия под обязательным присмотром квалифицированного тренера и после консультации с лечащим врачом.

Довольно часто родители гиперактивного ребенка, стремясь дать возможность своему чаду израсходовать избыточную энергию, записывают его в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме, того большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Не забывайте, что обычная прогулка с ребенком, активная игра, в которой принимали участие и вы и гуляющие по соседству дети, гораздо полезнее и может заменить многочасовые тренировки под руководством самого дорого оплачиваемого тренера. Полезные гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Ранее мы уже говорили о том, что СДВГ это не болезнь в ее обычном понимании, это, скорее, крайний вариант нормы, однако, строя свои взаимоотношения с ребенком, не забывайте, что он во многом отличается от других детей. При общении с ним всегда нужно помнить, что многое он делает не со злым умыслом, а просто потому, что не может иначе.

Поэтому – в-пятых – всегда будьте снисходительны к вашему ребенку, учитывайте его особенности, старайтесь в спорных случаях любую ситуацию трактовать в пользу ребенка, давайте ему понять, что вы – всегда на его стороне, что ваша любовь не зависит ни от каких его успехов, либо, наоборот, - неудач, что вы любите его не за то, что он что-то делает или не делает, а просто так, просто потому, что он – ваше дитя. Любому ребенку всегда необходимо быть уверенным в безусловной любви родителей, а склонному к самоуничижению, эмоционально нестабильному, легко возбудимому, зачастую неуклюжему и осознающему свою неуклюжесть ребенку, страдающему СДВГ, это просто жизненно необходимо. Необходимо для того, чтобы чувсвтвовать, что у него всегда есть незыблемый и надежный тыл и таким образом давать ему силы преодолевать самого себя, свои недостатки, свою неуверенность, давать ему силы идти своим путем, пусть даже этот путь отличается от пути большинства. В конце концов кто может доказать, что путь большинства – это всегда правильный и наиболее интересный и предпочтительный путь?...

В-шестых, никогда не забывайте о том, что вы готовите ребенка к жизни в обществе, хотите воспитать его человеком, способным найти, отвоевать и защитить свое место в жизни. Для этого вы должны, прежде всего, научить его управлять собой и своими эмоциями – излишняя эмоциональность и порывистость – главные враги вашего ребенка. Контролировать свои эмоции, вовремя и безопасно избавляться от негативных эмоций ему помогут так называемые «агрессивные» игры. Нужно объяснить ему, что невозможно никогда не испытывать негативных эмоций, не злиться, не обижаться, нужно только научиться правильно справляться со своим гневом, вовремя «обезвреживать» его, не давать ему захлестнуть разум. Для этого нужно выработать некоторые непреложные табу: нельзя бить по живым существам (людям, растениям, животным). Можно бить, например, палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами (подушку, одеяло, пустое ведро). Научите его правильно избавляться от своих отрицательных эмоций (кстати, обучая данной науке вашего малыша, возможно, вы и сами научитесь кое-чему полезному).

Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. Поэтому, принимая какое-то важное для вас решение, всегда думайте «А как это отразится на нашем ребенке?»

В-седьмых, приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

В-восьмых, научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

И, самое главное, и в-первых, и в-третьих, и в-двадцатых… - не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите. А еще лучше – не только говорить, но и доказывать это на деле. Однако, говорить – это тоже абсолютно необходимо. Ребенок может быть безусловно уверен в вашей любви только тогда, когда он слышит от вас словесное ее подтверждение.

 

Рекомендации по работе с дефицитарными функциями и работе с гневом

Что такое дефицитарные функции? Сам термин «дефицитарный» дает ответ на этот вопрос – это те функции, которые недостаточно сформированы у ребенка, в правильной работе которых он испытывает недостаток, дефицит. У ребенка с СДВГ к таким функциям относятся дефицит внимания, дефицит контроля поведения, чрезмерная двигательная активность, эмоциональная нестабильность, в том числе – склонность к проявлению гневных вспышек.

Основное правило при работе с дефицитарными функциями заключается в следующем: коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Говоря ребенку «Сиди тихо, не отвлекайся и слушай меня», вы ставите перед ним три взаимоисключающих для него задачи. Ему невозможно быть одновременно и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным. Поэтому тренировки нужно начинать постепенно. Можно начать, например, с тренировки внимания – регулярно выполнять с ребенком упражнения, направленные на развитие произвольного и непроизвольного внимания, играть в игры на внимательность. Это могут быть спокойные игры (например «Найди десять отличий», «Корректор» и т.п. – примеры игр смотрите в главе «Игры»), а могут быть и подвижные игры («Повтори движение», «Обмани Ушко», «Обмани глазки» и т.п.).

Когда вы убедитесь, что ваши занятия дают устойчивый положительный эффект, то можно переходить к тренировке другой функции, например, контроля поведения, а уже потом – на совмещение двух функций – внимания и контроля поведения одновременно.

Наблюдение за поведением гиперактивных детей показывает, что общее развитие такого ребенка напрямую зависит от его двигательного развития. Формирование таких, на первый взгляд не связанных с движением, функций, как речь, интеллект и таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная, напрямую зависит от его двигательной развитости. Поэтому двигательная коррекция должна занять одно из центральных мест в общей реабилитационной программе ребенка. Далее мы приводим несколько комплексов упражнений, направленных на развитие дефицитарных функций и на двигательную коррекцию.

М.М. Чистякова в книге “Психогимнастика” отмечает, что для таких детей полезны занятия психогимнастикой. Изобразительная деятельность и музыка – это дополнительные средства общения, которые помогают установить контакт с гиперактивным ребенком, облегчить его понимание, помочь «достучаться» до него.

Раз уж мы заговорили об изобразительной деятельности, то отметим, что психологи-практики говорят, что очень часто, когда ребенка с СДВГ просят нарисовать свой дом, свою семью, то он начинает с мелочей, домашних животных, обстановки, затем переходит к членам семьи, а самого себя очень часто не рисует вообще. Когда же его спрашивают «А где же ты?» он отвечает – «А я гуляю» или «Я обедаю», «Я делаю уроки» и т.п. Такие рисунки очень явно свидетельствуют о том, что ребенку не хватает внимания и тепла в семье. Кстати, этот простой тест вы можете проделать и сами. Предложите ребенку «Давай нарисуем нашу семью» и посмотрите, как он это сделает. Конечно, в деталях интерпретировать рисунок может только специалист, но кое-что может оказаться понятным само собой. По величине фигурок, по их местоположению относительно друг друга, по цветам, которые выбирает ребенок для разных членов семьи можно понять как ребенок мироощущает себя в семье, кто является для него главным членом семьи, кого он больше всего любит, кого опасается и т.п. Результаты этого теста могут неприятно удивить вас, довольно явно отразив общую тревожность, заниженную самооценку, недостаток внимания и любви со стороны взрослых.

Зарубежные психологи (В. Оклендер) предлагают еще одну тактику работы с гиперактивными детьми. Они рекомендуют использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снятие или сглаживание напряжения достигается через тихие игры, занятия с природными материалами: глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Неторопливая беседа, чтение книг, рисование или игра в тихие игры под неторопливую спокойную музыку также помогут снять напряжение, настроить ребенка на более мирный, созерцательный лад.

Следование за интересами ребенка предполагает внимательное наблюдение за тем, что интересует и волнует вашего малыша в настоящий момент, что его увлекает, что кажется занимательным, а что, наоборот, - скучным. Предполагается немедленное использование результатов таких наблюдений – если вы видите, что какой-то предмет заинтересовал вашего ребенка, подойдите к нему, обсудите какой он формы, какого цвета, для чего используется, попробуйте потрогать и т.п.

В. Оклендер считает, что наличие эмоционального контакта между гиперактивным ребенком и взрослым – уже может снизить проявление симптомов гиперактивности. Он пишет: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности». Данное наблюдение является еще одним подтверждением того, что в терапии (лечении) СДВГ главную роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими его взрослыми. Конечно, дать таблетку проще и, как нам кажется, надежнее, но самое главное, что нужно вашему ребенку – это ваша безусловная любовь, доверие и приняте его таким, каким он родился.

Коррекция дефицитарных функций может проводится через игру – наиболее естественный и привычный для ребенка вид деятельности. Однако, играя с гиперактивным ребенком, помните, что они не всегда понимают границы дозволенного, поэтому следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: «Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз».

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль (упражнения и игры на релаксацию также смотрите в разеделе «Игры»).

Управление гневом

Ребенок, страдающий СВДГ оказывается в гораздо более сложной, по сравннию с другими детьми, ситуации. С одной сторону, он сам эмоционально нестабилен, склонен к неадекватным бурным реакциям, асоциальному и деструктивному поведению. С другой стороны, он сам, против своей воли, искренне стремясь сделать все как можно лучше зачастую попадает в нелепые, опасные, неприятные ситуации. Его неуемная активность, неуклюжесть, непредсказуемость не может не выматывать как маму, так и педагогов, которым приходится делать большие усилия для того, чтобы хоть как-то организовать этого невнимательного непоседу. Поэтому, естественно, что по отношению к такому ребенку взрослые чаще высказывают свое недовольство, делают замечания, срываются на окрик, а то и отвешивают оплеуху. Все это лишь усиливает неуверенность ребенка в самом себе и провоцирует дополнительные вспышки агрессии. Получается своего рода порочный круг: ребенок, не умеющий владеть своими эмоциями постоянно раздражает взрослых, которые требованиями, физиологически невыполнимыми для ребенка, дополнительно провоцируют его на вспышки агрессии.

Поэтому родителям жизненно необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а, наоборот, к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний, научиться переключать внимание ребенка на другую деятельность, свести к минимуму запреты. Конечно, сказать строгим тоном «Нельзя» и продолжить заниматься своими делами гораздо проще, да и дела всегда какие-то ну уж очень важные. Однако, не нужно забывать, что речь идет не только о настоящем моменте времени, но и о будущем вашего ребенка – от вас зависит вырастет ли он уверенным в себе и своих силах полноценным членом общества, способным использовать себе на пользу свои недостатки или неуверенным, задерганным, прячущим свою неуверенность за агрессивностью и неприятием прежде всего самих родителей, человеком.

Есть только один путь научиться понимать своего ребенка, видеть его потребности, вовремя сглаживать негативные моменты, связанные с особенностями его психического сложения – это проводить с ним время, играть в те игры, которые ему нравятся и предлагать те, которые являются полезными, наблюдать за его реакциями, знакомится и находить общий язык с его друзьями, разделять его увлечения. Только так можно научиться понимать его и принимать его таким, какой он есть.

И еще один момент, который необходимо учитывать при воспитании ребенка: гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Помните, что гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

Итак, роль семьи, и прежде всего эмоциональной связи ребенка с матерью, в закреплении, а иногда и в возникновении гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром чрезвычайно высока. Именно неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей.

Если вы мама гиперактивного ребенка, то помните, что не всегда вы будете выдерживать бешенный темп его жизни и особенности его темперамента. Где-то, непременно, эмоции пересилят здравый смысл и, возможно, что вы сделаете что-то, о чем будете потом жалеть: накажете слишком сильно или не разобравшись, допустите несправедливость, зря обидите ребенка. Возможно, вы настолько устаете, что у вас просто порой не хватает ни физических ни эмоциональных сил, на то, чтобы приласкать, сказать малышу, что вы его любите, почитать сказку. Это полнее естественно. Очень важно, чтобы после таких «срывов» вы не заглаживали свою вину перед ребенком различного рода послаблениями и привилегиями. Лучше уж открыто признать, что вы были неправы, извиниться и продолжать жить в обычном ритме. Главное, чтобы когда ребенок так же поступит по отношению к вам – извиниться за свое поведение или выходку, вы просто простили его и забыли данную ситуацию, не прибегая в дальнейшем к эмоциональному шантажу. Ничто так не укрепляет взаимоотношения, как взаимное прощение и взаимное принятие.

Наблюдения практикующих психологов показывают, что гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами "уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое. Поскольку вы все-таки немножко старше и опытнее своего ребенка – постарайтесь учитывать все это при построении взаимоотношений с ним, любите его, принимайте его таким, какой уж он родился, ведь все равно, чтобы там не было, он – самый лучший, самый любимый, самый желанный, потому что это – ваш ребенок и вы ответственны за то, каким он войдет в «большой мир». Не было еще ни одной болезни, ни одной трудности, которую нельзя было бы превозмочь любовью и большим, искренним желанием.


Глава 5. КАК ЖЕ БУДЕМ МЫ УЧИТСЯ – ТРУДНО НАМ ОСТАНОВИТСЯ!

(гиперактивный ребенок и учреждения образования)


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.