Канонические принципы высшего управления Поместной Церкви. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Канонические принципы высшего управления Поместной Церкви.

2017-11-21 274
Канонические принципы высшего управления Поместной Церкви. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

● В ходе истории поместные Церкви становились все более крупными образованиями, но основные принципы их внутреннего устройства, будь то митрополии IV века или позднейшие Патриархаты, оставались неизменными и незыблемыми.

1) Каноническая основа структуры управления автокефальной поместной Церкви определена в34-м Апост. правиле: 1.1) Первенствующих епископов в каждой епархии почитать главою; без них не делать ничего такого, что имеет отношение к общему состоянию Церкви (догматические исследования, мероприятия по поводу общих заблуждений, поставления архиереев и т.п.); 1.2) Первенствующему епископу не позволительно, по злоупотреблению честию, превращать оную в преобладание, действовать самовластно и без общего согласия своих сослужителей делать что-либо указанное выше, или подобное тому.

2) Митрополитсозывает Поместные Соборы и имеет право председательствовать на них (19 прав. Халкид. Собора.). 3)Первоиерархиимеют попечение о вдовствующих кафедрах; осуществляют руководство при избрании епископов; утверждают избранных (4 и 6 каноны I Ник. Собора). 4) Главе поместной Церкви принадлежит право принимать жалобы на епископов и назначать соответствующие расследования (9 прав. Халкид. Собора). 5) Первоиерарх имеет право визитации (посещение подчиненных епископий)(63 прав. Карфаген. Собора). 6) Подчиненные первоиерарху епископы обязаны возносить его имя за богослужением (14 прав.Двукратного Собора).

Границы власти Первоиерарха. 1) В делах, касающихся всей поместной Церкви, он не может решать ничего важного без согласия собора епископов; 2) Первоиерарх избирается и поставляется собором зависящих от него епископов; и в случае печальной необходимости подлежит их суду; 3) В парикии подчиненного ему епископа первоиерарх действует лишь как административная власть, но не как архиерей: он не вправе здесь ни рукополагать, ни учить, ни совершать каких-либо архиерейских действий без согласия местного епископа; 4) При решении церковных дел Первоиерарх действует не единолично, а от лица всей поместной иерархии, которая представлена на Соборе.

Соборы. 1)Созывать собор не реже одного раза в год (8 прав. Трул. Собора); 2) По зову первоиерарха все епископы обязаны являться на указанное им место.Отсутствующие без уважительной причины подлежат прещениям. 3) Чтобы постановления Собора имели законную силу, он должен состоять не менее чем из 3 иерархов (митрополита и двух епископов). 4) Вопросы, относящиеся к ведению соборов, разделяют на «канонические» и «евангельские» (7 В.С.). 5) Поместный Собор – также и судебное учреждение:первая инстанция – при рассмотрении споров между епископами о границах их областей, по жалобам клириков на чужого архиерея, по жалобам на епископов с обвинением их в действиях, несовместимых с достоинством архиерейского сана; вторая инстанция – для всех мирян и клириков, в отношении которых епископ изрек приговор об их отлучении.

Высшее управление в Патриархатах. ● Права Патриархов – в главном аналогичны правам автокефальных митрополитов, но круг их более широкий. ● Патриархам принадлежит право утверждать митрополитов, избранных провинциальными соборами, рукополагать их. ● Патриархи имеют право ставропигии. ● Канонические постановления об избрании митрополитов распространились вначале и на избрание Патриархов. Впоследствии право утверждения Патриархов присвоили себе светские государи (императоры).

Образование Поместных Церквей в эпоху Вселенских Соборов.

Эпоха Вселенских соборов: 4-8 века.

● Самая ранняя в истории форма объединения нескольких епископий в одну поместнуюЦерковь – Церковь отдельной провинции Римской империи (Вифиния, Ликия, Египет, Понт). Епископы главных городов этих провинций именуются в 34-м Апост. правиле «первыми епископами». ● Христианствораспространялось по провинциям из их центров. Христианские общины, обязанные своим рождением епископам и проповедникам из апостольских Церквей провинциальных столиц – митрополий, чтили эти Церкви как своих матерей, признавали для себя их авторитет, а в известном смысле и юрисдикцию предстоятелей материнских церковных общин.Так складывались первые поместные Церкви, возглавляемые автокефальными первыми епископами.

Экзархаты. Середина IV столетия. В 6-м каноне Сардикийского Собора впервые упоминается сан экзарха. ● Экзархи, о которых говорится в 9 и 17 правилах Халкидонского Собора, были епископами церковных диоцезов, которые, как показала история, явились эфемерным образованием – всего лишь промежуточным этапом на пути к оформлению более крупных церковных образований (Патриархатов).

Патриархаты. Процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести церковную организацию в соответствие с тем новым административным делением, которое сложилось в IV столетии. При св. равноап.Константине Великом империя была разделена на 4 префектуры: Италию, Галлию, Иллирик, Восточную префектуру. (Иллирик, префектура Восток – грекоязычная половина государства;Италия, Галлия – латиноязычная).В свою очередь префектурыделились на диоцезы. ● Введение диоцезальной организации гражданского управления привело к объединению митрополий в более крупные церковные области, первые епископы которых назывались «экзархами», а еще чаще «архиепископами». ● Исключительное положение Константинополя, «города царя и сената», обусловило его церковное возвышение. ● Ко времени Халкидонского Собора окончательно сложился диптих первых епископов Христианской Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. В таком порядке пять первых престолов перечислены в 36 правиле Трулльского Собора.

● В IX веке сложилось своеобразное учение о пентархии, о том, что в Церкви может быть лишь пять Патриархов, подобно тому как есть только 5 чувств, и вся Вселенная должна быть поделена между ними. ● Теория «пентархии» лишена и канонических, и исторических оснований.

● Между тем уже III Вселенский Собор (381г.), подтвердив в своем 8 правиле автокефалию Кипрской Церкви, которую оспаривала Антиохия, не оставил никаких разумных церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах пяти первых Престолов христианского мира. ● Поучительно положение, которым оканчивается это правило: «То же да соблюдается и в иных областях, и повсюду в епархиях; дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников; но аще кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила Отец; да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския; и да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь нашИисус Христос, освободитель всех человеков».


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.