ТЕМА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ И ЕЁ АТРИБУТАХ — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ТЕМА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ И ЕЁ АТРИБУТАХ



НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.04 государственное и муниципальное управление

Квалификация: бакалавр

ФИЛОСОФИЯ

 


 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ И ЕЁ АТРИБУТАХ

Задание первое. Во «Введении в философию» предлагается отличить следующие основные формы бытия:

1) Бытие природы.

2) Бытие человека.

3) Бытие духовного (идеального).

4) Бытие социального.

Является ли эта классификация полной? Найдется ли в ней место для «явления», обозначенного в следующем фрагменте?

«Всякое «что» — или это «дух», «мышление», «сознание», или «воля», или сила», или «материя», или что-нибудь другое – мыслится именно только как содержание некоего «нечто», которое само по себе вообще не есть полное и определенное «что-то»… Но это «оно» или это «там», которое «имеет» или «дает» нам что-нибудь (в конечном результате, всё вообще), совсем не есть пустое слово, лишённое смысла; все, что мы знаем или констатируем, в конечном результате вытекает из того, что мы стоим в какой-то связи с «оно» или с «тем»; и это «оно» или «там» в самом деле «имеет» и «даёт» нам всё отдельное «это» и «то», оно обогащает нас бесконечными дарами – всем, что в нем «имеется». На подобное же «оно» указывают и другие известные философы, в частности, М. Хайдеггер: «Давание, которое дает нам только свой дар, однако при этом удерживается и отклоняется, такое давание мы назовем посылом. В соответствии со смыслом давания, который понимается таким образом, бытие, что даётся этим даванием, будет посланным».

Вопрос: А может «оно» вообще не вкладывается в понятие «бытие»?

Задание второе. "Истинное философское воззрение на мир, т.е. то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность и, таким образом, выводит нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда, и зачем, а всегда и всюду интересует его только что мир...".

Как вы понимаете это суждение А. Шопенгауэра? Как называется философское учение о сущности бытия?

Задание третье. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:

Гегель: “... всё духовное лучше какого бы то ни было продукта природы”.

Р. Майер (биолог): “Природа в её простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа”.

Задание четвертое. Дано высказывание «Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?»

Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?



Задание пятое.В каком суждении дано более полное определение бытия?

1) Бытие – это весь материальный мир.

2) Бытие – это вся бесконечная Вселенная.

3) Бытие – это все формы психической деятельности.

4) Бытие – это всё то, что существует.

ТЕМА: СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

Задание первое.Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?

1) Рациональность.

2) Всеобщность.

3) Необходимость.

4) Активность

Задание второе.К каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания?

1) Духовное, сознание могут существовать до материального и без него.

2) Материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи.

3) Мир есть не Я, сотворенный нашим Я.

4) Сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи.

5) Отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная "живая сила".

6) Сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит.

Задание третье.Существует притча о том, как мысль и язык говорили: "Я – красивая". На самом деле мысль и язык сказали: "Я – красивая!"

Мысль сказала: "Я лучше тебя. Ты же не говоришь того, до чего не дошла Я. Поскольку ты переймаешь меня, и слушаешься меня, Я лучше тебя!" Тогда язык сказал: "Я лучше тебя, То, что ты знаешь, делаю Я известным, делаю Я понятным".

Как бы вы разрешили спор между мыслью и языком? В чём их взаимосвязь и независимость?

Задание четвертое.Согласны ли вы со словами Парменида о том, что "Одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли", что мысль – только тогда мысль, когда она предметная, а предмет только тогда предмет, когда он осмыслен".

ТЕМА: Научное познание

Задание первое. Существуют пять состояний знания и незнания:

1) Когда мы знаем, что знаем.

2) Когда мы знаем, что не знаем.



3) Когда мы не знаем, что знаем.

4) Когда мы не знаем, что не знаем.

5) Когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

Приведите примеры каждого из этих состояний.

Задание второе.Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?

1) Радуга состоит из частиц воды, освещаемых ярким светом.

2) Радуга, своими яркими красками, придает ощущение бодрости.

3) Радуга представляет собой результат квантовой гидродинамики.

Задание третье.Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?

1) Суждение.

2) Представление.

3) Воображение.

4) Убеждение.

Задание четвертое.Что из перечисленного относится к форме рационального познания?

1) Интуиция.

2) Предвосхищение.

3) Понятие.

4) Озарение.

Задание пятое. Что из перечисленного характеризует логическое познание?

1) Произвольность.

2) Последовательность.

3) Априорность.

4) Метафоричность.

Задание шестое.Каким является содержание истины?

1) Субъективным.

2) Объективным.

3) Трансцендентальным.

4) Конвенциональным .

Задание седьмое. Какой признак присущ истине?

1) Конкретность.

2) Абстрактность.

3) Идеологичность.

4) Практичность.

Задание восьмое.Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?

1) Абстрагирование.

2) Обобщение.

3) Индукция.

4) Дедукция.

ТЕМА: КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

Задание первое.В стихотворении М. Богдановича определите все звенья в причинно-следственной цепочке. Попробуйте поразмышлять о том, существует ли причина любви.

Вчера счастье только посмотрело несмело,

И уплыли мрачных мыслей облака,

Сердце чуткое и запело, и заболело,

И щемит мне душу радость, как тоска.

И теперь похожа жизнь моя на вьюгу,

Книгу в руки взял, но не могу читать...

Как случилось, что влюбился я в подругу, -

Разве знаю я? Да и зачем мне знать?

Задание второе.Сделайте сравнительный философский анализ текстов. Выскажите свои взгляды о причинности.

а) "События будущего не могут выводиться из событий настоящего. Вера в причинную связь есть предрассудки".

б) "Ни один предмет не возникает беспричинно, но все возникает на какой-нибудь основе и в силу необходимости".

Задание третье.Альтернативой детерминизму является индетерминизм, который отрицает или причинность вообще, или её всеобщий характер. С позиции индетерминизма выступали такие философы, как Д. Юм, И. Кант, Э. Мах, Б. Рассел и др. Так, например, Д. Юм считал, что причинность в объективном мире не существует, что она представляет собой привычку человека связывать свои ощущения определенным образом.

Детерминизм зародился ещё в древней философии и получил своё обоснование в естествознании и философии Нового времени (Бэкон, Декарт, Ньютон, Лаплас, французские материалисты XVIII в.). Но детерминизм, как и материализм этой эпохи, носил ограниченный характер, ему были присущи механистичность и метафизичность. В чём, на ваш взгляд, сущность диалектико-материалистического учения о причинности?

Задание четвертое.Что является более устойчивым в предметах и вещах?

1) Форма.

2) Содержание.

3) Состояние.

4) Событие.

Задание пятое.Каким признаком характеризуется процесс развития?

1) Непротиворечивость.

2) Хаотичность.

3) Аморфность.

4) Необратимость.

Задание шестое.Каково соотношение между понятиями "движение" и "развитие"?

1) Развитие является частью движения.

2) Движение является частью развития.

3) Движение и развитие частично входят друг в друга.

4) Движение и развитие исключают друг друга.

Задание седьмое.В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?

1) День, сменяющий ночь.

2) Зерно, прорастающее в дерево.

3) Ураганный ветер, ломающий дерево.

4) Раскаты грома, прозвучавшие после удара молнии.

Задание восьмое.Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?

1) Закон тождества.

2) Закон единства и борьбы противоположностей.

3) Закон противоречия.

4) Закон взаимосвязи содержания и формы.

ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Задание первое. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? — Дайте развёрнутый ответ.

Задание второе. Человек по своей природе добр, зол или что-то другое? — Дайте развёрнутый ответ.

Задание третье. Как Вы понимаете счастье? — Дайте развёрнутый ответ.

Задание четвертое. Что нужно для того, чтобы быть счастливым? — Дайте развёрнутый ответ.

Задание пятое. Притча А. Шопенгауэра о дикобразах.

«Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. — Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они, наконец, находят как единственно возможную для совместного пребывания, это — вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят keep your distance (держи дистанцию)! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл...».

Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ

Задание шестое. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”.

Кто из них прав? Или возможен другой ответ?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

ТЕМА: Исторические типы философии

1) Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития древнегреческой философии.

2) Как философы-досократики решали проблему первоначала?

3) Чем объясняется стихийный характер материализма первых античных философов?

4) Объясните смысл тезиса Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

5) В чём заключалась диалектика Сократа?

6) Почему учение Платона о государстве иногда называют «первой коммунистической утопией»?

7) Учение Аристотеля о материи и форме – материализм или идеализм? Обоснуйте свой ответ.

8) Охарактеризуйте теорию познания Аристотеля.

9) В чем особенности этики эпохи эллинизма?

ТЕМА: Научное познание

1) Что изучает гносеология?

2) Как философы отвечают на вопрос о том, познаваем ли мир?

3) Какова структура познавательного процесса?

4) Какие известны основные формы чувственного и рационального познания и как они соотносятся?

5) В чём специфика чувственного познания? В чем его ограниченность?

6) В чём специфика рационального познания?

7) Что такое истина? Какие критерии истины выделяются в философии?

8) В чём сходство и различие скептицизма, агностицизма, критицизма?

9) Что такое сциентизм и антисциентизм?

10) Что такое интуиция? Какие виды интуиции Вы знаете?

11) Что такое метод, методика, методология?

12) В чём состоит специфика социального познания?

13) Каковы основные ценности науки?

14) Каковы критерии научности?

ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

1) Почему тема о человеке является одной из центральных философских проблем?

2) Кто из философов античности впервые уделил особое внимание осмыслению проблемы человека?

3) Как менялись представления о сущности человека в истории философии?

4) В чём заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?

5) Чем отличается философский подход к рассмотрению человека от естественнонаучного?

6) Каковы исходные идеи философской антропологии?

7) Что значит «найти человеческое в человеке»?

8) Что такое личность с философской точки зрения? В чём ценность её свободы?

9) Почему человек является проблемой для самого себя?

10) Как связаны понятия «индивидуальность» и «индивидуализм»?

11) Что такое жизненный мир личности, и каковы его основные типы?

12) Каковы подходы к проблеме смерти в философии?

13) Каков подход к вопросу об исторической необходимости и свободе воли в фатализме, волюнтаризме, материалистическом детерминизме?

14) Какой смысл вкладывал Г. Маркузе в понятие «одномерный человек»?

15) Каковы были представления о совершенном человеке в различных культурах?

16) Какова диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе развития мировой цивилизации?

17) Каковы проблема свободы личности (различные философские подходы)? Существуют ли критерии свободы?

18) В чем парадоксальность феномена свободы личности?

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

1) К какой концепции философии права относится следующее утверждение: «Естественное право – это единственное подлинное право»?

2) К какому типу правопонимания относится утверждение о том, что право возникло как закрепление в обществе норм морали?

3) «Право – это возведенная в закон воля правящего класса». Для какого типа правопонимания характерно это утверждение?

4) Какие сущностные качества присущи праву?

5) В какой концепции понятия права и закона совпадают?

6) В какой концепции понятия права и закона не совпадают?

7) Кто автор идеи: «Сначала дана идея права и из нее, затем, появляется правовая реальность»?

8) Кто ввел в оборот термин «общее благо»?

9) По каким критериям различаются право и мораль?

10) Какой гносеологический подход к праву выражен в следующем стихотворении: «Широки натуры русские / Нашей правды идеал / Не влезает в формы узкие / Юридических начал»?

 


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вечканов В.Э. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вечканов В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 209 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1131.— ЭБС «IPRbooks»

2. Мельникова Н.А. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мельникова Н.А., Мальшина Н.А., Алексеев В.О.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 6273 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6273.— ЭБС «IPRbooks»

3. Бучило Н.Ф. Чумаков А.Н.Философия. Учебное пособие. – М: Издательство Пер Сэ, 2012. .— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6009.— ЭБС «IPRbooks»

4. Демина Л.А. Философия. Учебник для бакалавров. – М:Издательство Проспект, 2013. ЭБ Либэр. – Режим доступа: http://liber.rpa-mjust.ru

5. Лавриненко В.Н. Философия 6-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013 г. ЭБС Юрайт. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/

6. Мальков Б.Н., Марюшкин М.Г, Суровцев А.И. История и философия науки. Учебное пособие. – М: РПА Минюста России, 2012. ЭБ Либэр. – Режим доступа: http://liber.rpa-mjust.ru

7. Мельникова Н.А. Мальшина Н.А. Алексеев В.О. Философия. Учебное пособие. – Саратов: Издательство Научная книга, 2012. ЭБС IPRbooks. http://www.iprbookshop.ru/

8. Светлов В.А. Философия. Учебное пособие. – Саратов: Издательство Ай Пи Эр Медиа, 2012. ЭБС IPRbooks. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/

9. Философия. Учебное пособие под ред. Хмелевской С.А. – М: Издательство Пер Сэ, 2012. ЭБС IPRbooks – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170.— ЭБС «IPRbooks»

2. Ветлесен А.Ю. Философия боли [Электронный ресурс]: монография/ Ветлесен А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2010.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7223.— ЭБС «IPRbooks»

3. Вечканов В.Э. Философия [Электронный ресурс]: курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов/ Вечканов В.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2007.— 209 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1132.— ЭБС «IPRbooks»

4. Кащеев С.И. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Проспект, 2011.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/2614.— ЭБС «IPRbooks»

5. Крапивенский С.Э. Социальная философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов гуманитарно-социальных специальностей высших учебных заведений/ Крапивенский С.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2003.— 416 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3738.— ЭБС «IPRbooks»

6. Ларс Свендсен Философия скуки [Электронный ресурс]: монография/ Ларс Свендсен— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7248.— ЭБС «IPRbooks»

7. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лейст О.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2011.— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4538.— ЭБС «IPRbooks»

8. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии [Электронный ресурс]/ Мамардашвили М.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2009.— 248 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7198.— ЭБС «IPRbooks»

9. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мамардашвили М.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2010.— 584 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7200.— ЭБС «IPRbooks»

10. Мальков Б.Н. Философия права. Учебное пособие в 2-х частях. – М: РПА Минюста России, 2011. ЭБ Либэр. – Режим доступа: http://liber.rpa-mjust.ru

11. Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мамардашвили М.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2010.— 584 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7200.— ЭБС «IPRbooks»

12. Розин В.М. Философия управления. Проблемы и стратегии [Электронный ресурс]/ Розин В.М., Аршинов В.И., Свирский Я.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт философии РАН, 2010.— 347 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18754.— ЭБС «IPRbooks»

13. Сваре Х. Философия дружбы [Электронный ресурс]: монография/ Сваре Х.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2010.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7224.— ЭБС «IPRbooks»

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

 

1. Российская газета включая газету «Неделя»

2. Государство и право: реферативный журнал

3. Собрание законодательства Российской Федерации

 


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 2.

Исторические типы философии

ЗАНЯТИЕ 1.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вопросы для обсуждения:

1) Проблема оснований периодизации всемирной истории философии.

2) Особенности античного материализма и идеализма.

3) Зарождение диалектики и метафизики.

4) Учение Аристотеля о бытии и познании, о человеке и обществе.

Темы сообщений:

1) Учение Демокрита об атомах и пустоте.

2) Жизнь и творчество Сократа.

3) Учение Платона о государстве.

4) Трактат Аристотеля «Политика».

Вопросы для самоконтроля:

10) Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития древнегреческой философии.

11) Как философы-досократики решали проблему первоначала?

12) Чем объясняется стихийный характер материализма первых античных философов?

13) Объясните смысл тезиса Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

14) В чём заключалась диалектика Сократа?

15) Почему учение Платона о государстве иногда называют «первой коммунистической утопией»?

16) Учение Аристотеля о материи и форме – материализм или идеализм? Обоснуйте свой ответ.

17) Охарактеризуйте теорию познания Аристотеля.

18) В чем особенности этики эпохи эллинизма?

ЗАНЯТИЕ 2.

ЗАНЯТИЕ 3.

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Вопросы для обсуждения:

1) Русская философия X-XVI веков. Русская философская мысль XVII века. Творчество Семеона Полоцкого и Юрия Крижанича. Русская философия XVIII века (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).

2) Русская философия XIX века. Философские взгляды и социально-политическая программа декабристов. П.Я. Чаадаев. Славянофилы и западники. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев.

3) "Серебряный" век русской философии – 70-е годы XIX - 20-е годы XX вв. Философия Вл. Соловьёва. Н.Ф. Фёдоров и философия русского космизма. Религиозно-философские взгляды С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова.

4) Философия русского зарубежья – 20-80-е годы XX в. Философия Н.А. Бердяева. Творчество Питирима Сорокина. Учение Г.П. Федотова. Историк русской философии В.В. Зеньковский.

Темы сообщений:

1) Русская философия ХIХ – ХХ вв. и ее место в мировой культуре.

2) Славянофильство: пробуждение национального самосознания в философии ХIХ века.

3) А.И. Герцен – «вождь» западников.

4) Вл. Соловьёв о русской идее и национальном вопросе в России.

5) Н.А. Бердяев: метафизика свободы.

Вопросы для самоконтроля:

7) Каково место русской философии в мировой культуре? Её основные проблемы и представители.

8) Назовите основных представителей славянофильства и западничества.

9) В каких произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского наиболее ярко выражены их философские позиции?

10) К какому направлению в философии можно отнести идеи Н.Г.Чернышевского и Д.И. Писарева?

11) В чём сущность учения Вл. Соловьёва о всеединстве?

12) Поясните высказывание Н.А. Бердяева: «В духе революционном никогда не бывает ни свободы, ни братства».

ТЕМА 6.

ЗАНЯТИЕ 1.

ЗАНЯТИЕ 2.

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

Вопросы для обсуждения:

1). Категории диалектики:

а) содержание и форма;

б) сущность и явление;

в) необходимость и случайность;

г) причина и следствие;

д) возможность и действительность.

2). Прикладное значение категорий диалектики.

Темы сообщений:

1) Причинно-следственная связь и специфика её выявления в юриспруденции.

2) Диалектика сущности и явления в познавательном процессе.

3) Категории диалектики и формальная логика.

ТЕМА 10.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Вопросы для обсуждения:

1) Факторы и тенденции эволюции права в условиях глобализации и взаимозависимого развития.

2) Право Запада и право Востока: диалог или конфронтация?

3) Сущность современной драмы права и специфика ее проявления в различных типах культур.

4) Правовая ситуация в России в начале третьего тысячелетия.

Темы сообщений:

1) Особенности древнего славянского права и их связь с современностью.

2) Правосознание и российский правовой менталитет.

3) Проблемы формирования правосознания молодежи.

4) Актуальные проблемы современного права.

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1) Сущность и структура философского знания.

2) Мировоззрение, его структура и социальная роль.

3) Функции философии.

4) Исторические типы философствования.

5) Философия и аксиология. Проблема ценностей в современных условиях.

6) Философская мысль в Древней Индии.

7) Философия Древнего Китая.

8) Античная философия, её особенности и этапы развития.

9) Атомистический материализм.

10) Сократ и его учение о человеке.

11) Философия Платона. Платон о государстве.

12) Философская система Аристотеля, ее правовые аспекты.

13) Средневековая философия.

14) Развитие философской мысли в эпоху Возрождения.

15) Основные черты философии Нового времени.

16) Французский материализм XVIII века.

17) Немецкая классическая философия: основные черты и историческая роль.

18) Философское учение И. Канта. Мораль и право.

19) Философская система Г. Гегеля. Подход к проблемам государства и права.

20) Антропологический материализм Л. Фейербаха.

21) Иррационалистическая философия Ф.Ницше и А. Шопенгауэра.

22) Философия марксизма и её исторические судьбы.

23) Особенности становления и развития русской философии.

24) Неотомизм.

25) Неопозитивизм.

26) Экзистенциализм.

27) Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

28) Философское учение о материи.

29) Происхождение, сущность и структура сознания.

30) Проблема развития в философии.

31) Диалектика как философская система.

32) Единичное, особенное, общее.

33) Целое и часть. Система и элемент.

34) Причина и следствие. Необходимость и случайность.

35) Содержание и форма. Сущность и явление.

36) Возможность и действительность. Абстрактная и реальная возможности.

37) Качество, количество, мера, их взаимосвязь.

38) Диалектика о единстве и борьбе противоположностей.

39) Диалектическое отрицание. Отрицание отрицания.

40) Проблема познаваемости мира и её решение в истории философии.

41) Характеристика чувственного познания.

42) Рациональное познание и его формы.

43) Специфика научного познания. Понятие метода и методологии.

44) Специфика социального познания.

45) Истина и ее критерии.

46) Понятие природы. Единство природы и человека.

47) Проблемы взаимодействия природы и общества.

48) Общество как развивающаяся система. Роль права в обществе.

49) Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания.

50) Правовая надстройка общества.

51) Нравственное сознание. Мораль и право.

52) Религиозное сознание. Свобода совести.

53) Научно-технический прогресс.

54) Глобальные проблемы современности.

55) Личность как субъект и объект общественной жизни.

56) Свобода и ответственность личности.

57) Проблема смысла жизни человека. Право в жизни человека.

58) Сущность понимания и его место в объяснении мира.

59) Искусство толкования текстов в античной герменевтике.

60) Проблема истинности в толковании юридических текстов.

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.04 государственное и муниципальное управление

Квалификация: бакалавр

ФИЛОСОФИЯ

 


 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ И ЕЁ АТРИБУТАХ

Задание первое. Во «Введении в философию» предлагается отличить следующие основные формы бытия:

1) Бытие природы.

2) Бытие человека.

3) Бытие духовного (идеального).

4) Бытие социального.

Является ли эта классификация полной? Найдется ли в ней место для «явления», обозначенного в следующем фрагменте?

«Всякое «что» — или это «дух», «мышление», «сознание», или «воля», или сила», или «материя», или что-нибудь другое – мыслится именно только как содержание некоего «нечто», которое само по себе вообще не есть полное и определенное «что-то»… Но это «оно» или это «там», которое «имеет» или «дает» нам что-нибудь (в конечном результате, всё вообще), совсем не есть пустое слово, лишённое смысла; все, что мы знаем или констатируем, в конечном результате вытекает из того, что мы стоим в какой-то связи с «оно» или с «тем»; и это «оно» или «там» в самом деле «имеет» и «даёт» нам всё отдельное «это» и «то», оно обогащает нас бесконечными дарами – всем, что в нем «имеется». На подобное же «оно» указывают и другие известные философы, в частности, М. Хайдеггер: «Давание, которое дает нам только свой дар, однако при этом удерживается и отклоняется, такое давание мы назовем посылом. В соответствии со смыслом давания, который понимается таким образом, бытие, что даётся этим даванием, будет посланным».

Вопрос: А может «оно» вообще не вкладывается в понятие «бытие»?

Задание второе. "Истинное философское воззрение на мир, т.е. то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность и, таким образом, выводит нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда, и зачем, а всегда и всюду интересует его только что мир...".

Как вы понимаете это суждение А. Шопенгауэра? Как называется философское учение о сущности бытия?

Задание третье. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:

Гегель: “... всё духовное лучше какого бы то ни было продукта природы”.

Р. Майер (биолог): “Природа в её простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа”.

Задание четвертое. Дано высказывание «Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?»

Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?

Задание пятое.В каком суждении дано более полное определение бытия?

1) Бытие – это весь материальный мир.

2) Бытие – это вся бесконечная Вселенная.

3) Бытие – это все формы психической деятельности.

4) Бытие – это всё то, что существует.






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.057 с.