Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-11-22 | 226 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Правописание разделительных Ъ и Ь.
Ъ
После приставок на согласную перед буквами е/ё/ю/я.
Ь
В корне или после корня.
Разделение: согласный звук и гласный звук не сливаются в слог. Между ними возникает звук [j’]. [сj’эл], [п’j’у] (съел, пью).
Орфограммы в корне.
Ряд орфограмм корня | Гласные и согласные в слабой позиции. Слабая позиция для гласных — безударная (к[Λ]за). Слабая позиция для согласных: глухие перед звонкими (вокзал [гз]), звонкие перед глухими (резкий [ск]), звонкие на конце слова (мороз[с]). | Гласные после шипящих и «ц». Шипяшие: ж, ш, ч, щ. |
Между какими буквами выбираем | Между «а» и «о». Между «и», «е», «я». а-о и-е-я | о-ё и-ы а-я у-ю |
Почему возникает сложность при написании | Звуки в потоке речи в слабой позиции изменяются: гласные подвергаются редукции, звонкие согласные могут стать глухими, а глухие — звонкими и т.п. В результате в слабой позиции разные буквы иногда обозначают одни и те же звуки. Например, в слове котёл буква «о» обозначает звук [Λ] (короткий а). В слове капуста буква «а» тоже обозначает звук [Λ]. В слове морс, буква «с» обозначает звук [с], в слове мороз буква «з» также обозначает звук [с]. Таким образом, разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Причина — изменение звуков в потоке речи. | Буквы «ж», «ш», «ц» обозначают только твёрдые звуки, а буквы «ч», «щ» обозначают только мягкие звуки. Поэтому следующие за ними гласные не могут указывать на мягкость или твёрдость этих звуков. Получается, что даже в сильной позиции написание «цы» по звучанию равно «ци», «жо» по звучанию = «жё», «чо» = «чё» и т. д. Ещё раз. Сочетания букв «цы» и «ци» имеют одинаковую транскрипцию: [цы]. На слух мы не можем определить, какую букву писать. Нужно знать правила орфографии. |
Какие правила применяем. | 1) Правила правописания корней с чередованием. Если мы не знаем, какую букву писать на месте безударного гласного в корне, то в первую очередь мы должны ответить на вопрос: «А не чередование ли это?» Мы должны знать все корни с чередованием и правила правописания этих корней. Если это не чередование, смотрим пункт 2. 2) Проверяемые согласные и проверяемые безударные гласные в корне. Нужно уметь находить корень слова и подбирать проверочное слово (или форму). К о за — к о зы, моро з — моро з ы, в л е су — л е с, л и са — лисий… Если букву нельзя проверить, смотрим пункт 3. 3) Непроверямые гласные и согласные. Запоминать, смотреть в словаре. В ок зал. | 1) Жи-ши, ча-ща, чу-щу. 2) Правописание О-Ё полсе шипящих. 3) Правописание И-Ы после Ц. 4) Запомнить несколько заимствованных слов с редким сочетанием букв: парашют, жюри, Цюрих и др. |
Итак, мы выделяем два ряда правил орфографии в корне. Одни правила связаны со слабой позицией звуков, а другие — с отсутствием у шипящих и «Ц» пары по мягкости-твёрдости. На одну и ту же букву могут применяться одновременно два правила.
|
Два правила на одну букву. Примеры.
Ч а сы: 1) Безударная гласная - а-и-е? Подбираем проверочное слово — ч а с.
2) Гласная после шипящего - а-я? Вспоминаем правило ча-ща.
Заж и гать: 1) Безударная гласная - и-е? Здесь корень с чередованием и/е/ё. Вспоминаем правило. Если после корня с чередованием и/е стоит буква «а», то в корне пишем «и». В данном слове после корня стоит «а», значит выбираем «и».
2) Гласная после шипящего - и-ы? Вспоминаем правило жи-ши.
Корни с чередованием.
1). Лаг-лож. Перед «г» пишем «а», перед «ж» пишем «о».
При лаг ать-при лож ить
Искл.: полог.
2) Раст-ращ-рос.
Перед «ст» и «щ» пишем «а», перед «с» пишем «о».
Расту — выращенный -вырос
Искл.: росток, отрасль, ростовщик, Ростов.
Примечание для родителей Л.В.: дети путают варианты этого корня. Отсюда и ошибки. Если ращ ещё как-то запоминают, то раст и рос постоянно путают.Проследите, чтобы, называя варианты корня, дети чётко проговаривали звуки: «Ра ст — ращ — ро с». Слов с этим корнем очень много.
|
3) Смотрим на наличие «а» после корня.
Бер-бир а: со бер у-со бир аю
пер-пир а: за пер еть-за пир ать
дер-дир а: с дер у-с дир ать
стел-стил а: у дер у-у дир ать
жег-жиг а: за жеч ь-за жиг аю
чет-чит а: вы чест ь-вы чит ать
блест-блист а: блест ит- блист ает
тер-тир а: тер еть -вы тир ать
мер-мир а: у мер ла-у мир ала
Если после корня стоит буква «а», то в корне пишем «и». Если после корня нет «а», то пишем в корне «е».
Исключения: сочетание, сочетать, чета.
Примечание Л.В.: Значение корня с чередованием мер-мир связано со смертью в прямом или в переносном значении. Замер - то есть находится без движения, как бы умер. Слова смириться, измерять, и т. д. сюда не подходят! Их мы проверяем ударением: мирный, мера.
Правописание И-Ы после Ц
ЦИ | ЦЫ |
Два случая. 1) В корне. Ц и рк, ц и фра, ц и линдр, ц и ркуль, Конфуций… В тетради теории корни выделить. 2) В словах, которые заканчиваются на три буквы: -ЦИЯ. Конститу ция, ак ция, интуи ция, деклара ция, абстрак ция … Прим. Л.В.: «ция» — это не окончания! Просто эти три буквы стоят последними, слово именно заканчивается на -ция. Окончание в этих словах будет -а. | Три случая. 1) В словах-исключениях: Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку «Цыц!». Цыпа. Все производные от этих слов относим сюда же: цыганский, цыганщина, цыплячий и т. д. 2) В окончаниях. В любых. Овц ы, зайц ы, круглолиц ы й. 3) В суффиксе -ЫН-. Этот суффикс есть у притяжательных прилагательных. Они отвечают на вопрос «Чей?» Сестриц ы н платок. В лисиц ы ной норе. Прим. 1: Дети постоянно забывают именно третий пункт. Прим. 2: В фамилиях правило может нарушаться. |
Правописание окончаний
В первую очередь определяем часть речи.
В глаголах | В существительных | В прилагательных |
1) Определяем спряжение. 2) Ставим нужное окончание. (При необходимости смотрим в таблице) | 1) Определяем склонение 2) определяем число и падеж 3) Ставим нужное окончание. (При необходимости смотрим в таблице) Важно! Существительные, которые в начальной форме заканчиваются на -ие, -ия, -ийне имеют в косвенных падежах окончания -е. Вместо -е у них окончание -и. Знан ие — о знании задан ие — в задании ген ий — о гении инструкц ия — в инструкции акц ия — по акции | Задаём вопрос. В самом прилагательном будет то же окончание, что и в вопросе. Если в окончании вопроса буква «о», то в самом прилагательном вместо «о» может быть «е»: В каком? - В синем. |
|
Спряжение — это вариант окончаний глагола в настоящем или в простом будущем времени. Таких вариантов два. Поэтому говорят, что есть первое и второе спряжение.
Правописание разделительных Ъ и Ь.
Ъ
После приставок на согласную перед буквами е/ё/ю/я.
Ь
В корне или после корня.
Разделение: согласный звук и гласный звук не сливаются в слог. Между ними возникает звук [j’]. [сj’эл], [п’j’у] (съел, пью).
Орфограммы в корне.
Ряд орфограмм корня | Гласные и согласные в слабой позиции. Слабая позиция для гласных — безударная (к[Λ]за). Слабая позиция для согласных: глухие перед звонкими (вокзал [гз]), звонкие перед глухими (резкий [ск]), звонкие на конце слова (мороз[с]). | Гласные после шипящих и «ц». Шипяшие: ж, ш, ч, щ. |
Между какими буквами выбираем | Между «а» и «о». Между «и», «е», «я». а-о и-е-я | о-ё и-ы а-я у-ю |
Почему возникает сложность при написании | Звуки в потоке речи в слабой позиции изменяются: гласные подвергаются редукции, звонкие согласные могут стать глухими, а глухие — звонкими и т.п. В результате в слабой позиции разные буквы иногда обозначают одни и те же звуки. Например, в слове котёл буква «о» обозначает звук [Λ] (короткий а). В слове капуста буква «а» тоже обозначает звук [Λ]. В слове морс, буква «с» обозначает звук [с], в слове мороз буква «з» также обозначает звук [с]. Таким образом, разные буквы могут обозначать один и тот же звук. Причина — изменение звуков в потоке речи. | Буквы «ж», «ш», «ц» обозначают только твёрдые звуки, а буквы «ч», «щ» обозначают только мягкие звуки. Поэтому следующие за ними гласные не могут указывать на мягкость или твёрдость этих звуков. Получается, что даже в сильной позиции написание «цы» по звучанию равно «ци», «жо» по звучанию = «жё», «чо» = «чё» и т. д. Ещё раз. Сочетания букв «цы» и «ци» имеют одинаковую транскрипцию: [цы]. На слух мы не можем определить, какую букву писать. Нужно знать правила орфографии. |
Какие правила применяем. | 1) Правила правописания корней с чередованием. Если мы не знаем, какую букву писать на месте безударного гласного в корне, то в первую очередь мы должны ответить на вопрос: «А не чередование ли это?» Мы должны знать все корни с чередованием и правила правописания этих корней. Если это не чередование, смотрим пункт 2. 2) Проверяемые согласные и проверяемые безударные гласные в корне. Нужно уметь находить корень слова и подбирать проверочное слово (или форму). К о за — к о зы, моро з — моро з ы, в л е су — л е с, л и са — лисий… Если букву нельзя проверить, смотрим пункт 3. 3) Непроверямые гласные и согласные. Запоминать, смотреть в словаре. В ок зал. | 1) Жи-ши, ча-ща, чу-щу. 2) Правописание О-Ё полсе шипящих. 3) Правописание И-Ы после Ц. 4) Запомнить несколько заимствованных слов с редким сочетанием букв: парашют, жюри, Цюрих и др. |
Итак, мы выделяем два ряда правил орфографии в корне. Одни правила связаны со слабой позицией звуков, а другие — с отсутствием у шипящих и «Ц» пары по мягкости-твёрдости. На одну и ту же букву могут применяться одновременно два правила.
|
Два правила на одну букву. Примеры.
Ч а сы: 1) Безударная гласная - а-и-е? Подбираем проверочное слово — ч а с.
2) Гласная после шипящего - а-я? Вспоминаем правило ча-ща.
Заж и гать: 1) Безударная гласная - и-е? Здесь корень с чередованием и/е/ё. Вспоминаем правило. Если после корня с чередованием и/е стоит буква «а», то в корне пишем «и». В данном слове после корня стоит «а», значит выбираем «и».
2) Гласная после шипящего - и-ы? Вспоминаем правило жи-ши.
Корни с чередованием.
1). Лаг-лож. Перед «г» пишем «а», перед «ж» пишем «о».
При лаг ать-при лож ить
Искл.: полог.
2) Раст-ращ-рос.
Перед «ст» и «щ» пишем «а», перед «с» пишем «о».
Расту — выращенный -вырос
Искл.: росток, отрасль, ростовщик, Ростов.
Примечание для родителей Л.В.: дети путают варианты этого корня. Отсюда и ошибки. Если ращ ещё как-то запоминают, то раст и рос постоянно путают.Проследите, чтобы, называя варианты корня, дети чётко проговаривали звуки: «Ра ст — ращ — ро с». Слов с этим корнем очень много.
3) Смотрим на наличие «а» после корня.
Бер-бир а: со бер у-со бир аю
пер-пир а: за пер еть-за пир ать
дер-дир а: с дер у-с дир ать
стел-стил а: у дер у-у дир ать
жег-жиг а: за жеч ь-за жиг аю
чет-чит а: вы чест ь-вы чит ать
блест-блист а: блест ит- блист ает
тер-тир а: тер еть -вы тир ать
мер-мир а: у мер ла-у мир ала
Если после корня стоит буква «а», то в корне пишем «и». Если после корня нет «а», то пишем в корне «е».
Исключения: сочетание, сочетать, чета.
Примечание Л.В.: Значение корня с чередованием мер-мир связано со смертью в прямом или в переносном значении. Замер - то есть находится без движения, как бы умер. Слова смириться, измерять, и т. д. сюда не подходят! Их мы проверяем ударением: мирный, мера.
|
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!