Для развития двигательной активности детей раннего возраста. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Для развития двигательной активности детей раннего возраста.

2017-11-22 329
Для развития двигательной активности детей раннего возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.

Исследования показывают, что в последнее время у детей отмечается низкий уровень ловкости и быстроты, а также низкая степень сформированности двигательных навыков, низкая моторная обучаемость. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти.

Поэтому актуальной задачей физического развития ребенка является поиск эффективных средств совершенствования его двигательной сферы.

Для полноценного физического развития ребенка, для повышения интереса к занятиям по развитию движений необходима специальная предметно-пространственная среда. Кроме того, это среда должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть многофункциональной, т.е. способствовать развитию у ребенка внимания, памяти, мышления, речи. Роль педагогов в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить усилия на использование ее отдельных элементов.

Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды для развития движений мы исходили из необходимости учета следующих факторов:

- индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

- особенностей его эмоционально - личностного развития;

- индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей;

- любознательности и исследовательского интереса;

Разработанный нами материал представлен в виде физкультурно - оздоровительного комплекса «Растишки», который состоит из нестандартного оборудования.

В комплекс входят: дорожка-лесенка, дорожка из обручей, дорожки – коврики со следами ладоней и ступней, дорожки с изображениями в различных комбинациях геометрических фигур разной формы и разного цвета, пуговичные коврики, плоские дорожки разного цвета, разной ширины и длины, дорожки- ящики с различными мягкими и твердыми материалами и массажерами;

природный материал: шишки, желуди, плоды каштана;

бросовый и прочий материал: пуговицы, косточки от счет, фасоль, горох, керамзит, плоские камушки, мелкий и крупный песок; дорожки –коврики: сухие и мокрые, кольцеброс, мишени, мягкие мячи модули, плоские и

объемные геометрические формы разных размеров и цветов, флажки, султанчики, таблички с изображением животных и птиц.

При использовании комплекса соблюдаются принципы отбора оборудования и его расстановки – обеспечение чередования разнообразных двигательных действий.

Развивающая направленность нашего комплекса в том, что его использование позволяет упражнять детей во всех видах движений: ходьбе, беге, прыжках, метании, а также развивать их координационные способности.

Использование условно сигнальных знаков повышает эмоциональный тонус детей.

Достоинством данного комплекса является возможность его многофункционального использования с учетом предлагаемой детям деятельности. Это развитие сенсорных способностей: цвет, форма, размер;

тактильных ощущений: твердый- мягкий, теплый – холодный, шероховатый – гладкий.

При выполнении различных движений дети закрепляют словарь

действий, названия цвета, формы, размера и т.д.

С помощью комплекса можно выполнять физические упражнения, способствующие развитию двигательного творчества: изобразить животных, птиц, ситуацию, описанную в художественном тексте.

Данный физкультурно-оздоровительный комплекс позволяет диагностировать и развивать координацию движений. При подборе двигательных заданий детям, созданы оптимальные условия для концентрации внимания на этой двигательной задаче.

Для повышения эффективности данного оборудования используется принцип – создание новизны. Комплекс постоянно совершенствуется, в него вносятся новые элементы. Кроме того, новизна создается путем перестановки пособий в различном пространственном положении.

Все оборудование комплекса изготовлено из дерева, ДВП, поролона, картона, бросового материала. Оно малогабаритно и универсально, удобно в использовании и хранении. Не требует больших затрат, что важно в условиях дефицита финансирования ДОУ.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ.

 

Наименование оборудования Цель использования Рекомендуемые упражнения
  Дорожка лесенка-объемная. Профилактика плоскостопия; укрепление всех групп мышц; развитие тактильных ощущений: твердый –мягкий, гладкий – шероховатый, холодный –теплый. Ходьба и бег, обогащение словарного запаса.
  Дорожка плоская с кругами и квадратами. Упражнение в равновесии, перешагивании, прыжках; профилактика плоскостопия; развитие сенсорных способностей: цвет, форма. Ходьба и бег с препятствиями; прыжки в длину с места.
  Дорожка с метками (ладони и колени). Упражнение в ползании и подлезании. Ходьба на ладонях и коленях; подлезание под стойку.
  Дорожка плоская с треугольниками. Упражнение в равновесии; развитие сенсорных способностей: цвет, форма. Ходьба и бег.
  Дуги-стойки. Упражнение в ползании и подлезании. Ползание и подлезание.
  Дорожка плоская с метками(следы). Упражнение в равновесии, профилактика плоскостопия, развитие сенсорных способностей. Ходьба и бег с препятствиями.
  Дорожка-коврик с метками(объемные следы из поролона и пуговиц). Упражнение в равновесии, профилактика плоскостопия, развитие тактильных ощущений. Ходьба и бег с препятствиями.
  Доска ребристая. Профилактика плоскостопия, развитие сенсорных способностей. Ходьба и бег с препятствиями.
  Дорожка-лесенка. Упражнение в прыжках, профилактика плоскостопия. Ходьба и бег с препятствиями, прыжки в длину с места.
  Дорожка плоская (узкая- широкая, длинная-короткая). Упражнение в равновесии, развитие сенсорных способностей: цвет, размер. Ходьба и бег с препятствиями.
  Дорожка –коврик плоская (мокрая, сухая). Упражнение в равновесии, профилактика плоскостопия, закаливающие процедуры. Ходьба.
  Кольцеброс с набором колец. Упражнение в метании, развитие глазомера.   Метание колец.
  Дорожка из обручей. Упражнение в прыжках, подлезание, метании. Ходьба и бег, высоко поднимая колени, прыжки через препятствия на двух ногах. Пролезание в обруч, метание мешочков с песком в обручи.  
  Метки – знаки с изображением животных и птиц. Умение действовать по сигналу. Ходьба и бег с выполнением различных заданий.
  Корзины мишени с набором мячей. Упражнение в метании, развитие глазомера. Метание в цель.
  Мишени плоские. Упражнение в метании, развитие глазомера, развитие сенсорных способностей. Метание в цель.
  Мячи мягкие Упражнение в подбрасывании и ловле мяча.   Подбрасывание и ловля мяча.
  «Удавчик». Упражнение в равновесии, профилактика в плоскостопия. Ходьба и бег.
  Объемные модули. Упражнение в равновесии, в перешагивании.   Ходьба с высоким подниманием ног.

 

 

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР- ЗАБАВ».

 

Одной из важнейших задач детского сада являются обеспечение эмоционального благополучия детей.

Особую актуальность эта задача приобретает в раннем возрасте, так как ребенка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность.

Кроме того, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Раннее формирование положительных эмоций - залог становления личности, основа проявления познавательной активности.

Большое внимание данной проблеме уделяли выдающиеся отечественные психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, которые говорили о том, что только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной сфер, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление, действие».

Поиск новых аспектов в содержании эмоционального развития детей прослеживается в исследованиях таких отечественных ученых, как А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова, которые утверждали, что эмоции развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

Современные педагоги Т.В. Галанова, М.Ю. Картушина, Л.Н. Павлова, рекомендации которых я использовала при разработке и подборе практического материала, подчеркивали особую значимость в формировании положительных эмоций игр-забав.

Правильно организованные, они помогают воспитателю доставить детям радость, вызвать улыбку, смех, активизировать игру малышей, поддерживать у малышей бодрое и радостное настроение, повышают эмоциональный тонус детей, поддерживают положительное самоощущение детей в течение длительного времени.

В играх-забавах снижается закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается; у него воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение.

Педагогам, работающим по программе «Кроха» под редакцией Г.Г. Григорьевой,рекомендуется проводить раз в неделю игры-забавы с детьми в возрасте от 1 до 2 лет.

Эти игры лучше проводить в пятницу, чтобы к концу недели снять напряжение у детей, оставить доброе впечатление о детском саде, чтобы после выходных им захотелось в него вернуться.

Однако авторы программы не предлагают тематику и конспекты игр-забав. Практического материала по данной проблеме очень мало. Поэтому это и определило тему моего опыта.

Разработанная мною система работы по эмоциональному развитию детей раннего возраста с использованием игр-забав представлена следующим образом: это игры драматизации, музыкальные и физкультурные развлечения, игры с двигательными игрушками, праздники – сюрпризы.

Я предлагаю следующую тематику игр- забав с детьми раннего возраста.

  • «Игрушки в гостях у детей».
  • «Праздник осенних листьев».
  • В гостях у сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Колобок» и др.
  • «Праздник воздушных шаров».
  • «Праздник разноцветных бабочек».
  • «Праздник бантиков».
  • «Веселое путешествие корабликов».
  • «Мой веселый звонкий мяч»
  • «Игры с заводными игрушками».
  • «Праздник мыльных пузырей».
  • «Праздник снежинок».
  • «Магазин игрушек».
  • «Праздник цвета (синего, красного, желтого, зеленого)». И т.п.

Эта тематика составлена с учетом разных видов деятельности детей:

двигательной, игровой, музыкальной, изобразительной, речевой, познавательной.

Развивающая направленность игр – забав выражена через приемы работы с детьми, которые предлагают освоение содержания в условиях познавательной и творческой деятельности, базирующейся на детской самостоятельности.

В раннем детстве несовершенство нервных процессов проявляется в преобладании процесса возбуждения над торможением. Поэтому в данные развлечения включила также задания, несколько ограничивающие активность детей, что создает условия для процесса торможения.

Главная задача взрослого - вызвать у детей живой интерес к деятельности, создать хорошее настроение.

Предложенным игровым приемам присущ эффект неожиданности (сюрпризный момент), что позволяет детям испытать удивление, радость.

Содержание игр-забав должно быть более «затейливым», чем действия в самостоятельной игре. Для его реализации создала определенную, в основном нестандартную, предметно- развивающую среду. Например: яйца из папье-маше, из киндер сюрприза - простые и «золотые», лоточки для их прокатывания, корзины для их «сортировки», большая репка, служащая затем пуфиком, кораблики из различных материалов, колобки из папье-маше на каждого ребенка, большое количество различных предметов красного, желтого, зеленого, синего цвета.

В результате систематического применения игр-забав у детей отмечается устойчивое настроение, не наблюдаются невротические реакции.

Они жизнерадостны, любознательны, более успешно усваивают предметные действия, переносят их в самостоятельную деятельность.

Утром, придя в детский сад, легко расстаются с мамой и другими родственниками. Вечером не всегда сразу уходят домой, остаются еще поиграть в саду.

Предлагаю перспективное планирование игр-забав.

 

СЕНТЯБРЬ.

 

«ИГРУШКИ В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ».

Ход игры:

Воспитатель собирает вокруг себя ребят.

Ребятки, слышите, к нам кто-то едет. Воспитатель за веревочку тащит

грузовую машину в кузове игрушки. Посмотрите, кто к нам приехал в гости?

Воспитатель берет Мишку. Рассматривают его. Мишка сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают.

Вот наш Мишенька встает, он плясать сейчас начнет.

Будет Мишенька плясать, всех ребяток забавлять.

Миша, Миша, попляши, нашим деткам помаши.

Выбирай других плясать и ребяток забавлять!

(Мишка пляшет, дети хлопают).

Воспитатель: Ай, да Миша молодец.

Воспитатель берет собачку гладит. Какая красивая, пушистая собачка.

Посмотрите она «спит».

В-ль говорит:

«Вот сидит наш пес Барбос, в лапы спрятал черный нос».

Дети подходят к собачке. «Ну, Барбос, скорей вставай!

И ребяток догоняй!»

Взрослый с собакой бежит за ребенком и говорит: «Гав-гав!».

Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.

Посмотрите, кто у нас в машине сидит? (достает куклу), дети рассматривают. Воспитатель говорит, выполняя движения:

 

Хлопать куколка умеет, своих ручек не жалеет. (дети хлопают ручками)

Вот так, вот так, своих ручек не жалеет.

 

Топать куколка умеет, своих ножек не жалеет. (дети топают)

Вот так, вот так, своих ножек не жалеет.

 

А теперь мы все пойдем, с куколкой плясать начнем.

Вот так, вот так, с куколкой плясать начнем. (Дети по очереди

пляшут с куклой).

Игрушки остаются у ребят.

 

 

«ПРАЗДНИК ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ».

Материал: игрушка, осенние листочки.

Ход игры: Здравствуйте ребята. Посмотрите за окном - на улице золотая Осень.

Кто из вас любит гулять по осеннему парку? Я тоже люблю золотую осень.

Тогда пойдемте на «участок» (спальня) и погуляем по золотым листочкам.

У детей в руках листочки.

Мы листочки, мы листочки (Дети стоят в свободной позе,руки подняты,

Мы на веточке сидели покачивают).

Ветер дунул- полетели. Разбегаются.

Мы летали, мы летали Бегают, кружатся.

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок. Приседают на корточки.

Ветер снова вдруг подул Вновь разбегаются помахивая руками.

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели возвращаются на место.

И на землю тихо сели.

Дети оставляют листочки на полу. Степашка предлагает походить по листочкам и послушать как они шуршат. Предлагает поднять листок, рассмотреть какой он красивый. Воспитатель рассказывает:

Листочек взлетел, листочек кружится

Листочек кружится под ноги ложится.

Дети подбрасывают листочки вверх и ловят их. Упражнение повторяется.

Падают, падают листья - в нашем саду листопад…

Желтые, красные листья по ветру вьются летят.

Степашка предлагает положить листочек на ладошку и подуть на него. Чей листочек улетит дальше.

Листопад! Листопад!

листья по ветру летят (все дети дуют).

Листопад!Листопад!

Листья желтые летят! (дуют дети у которых желтые листочки)

Листопад! Листопад!

Листья красные летят! (дуют дети у которых красные листочки)

Степашка просит детей подарить листочки для своих друзей Филе, Каркуши, Хрюши.

 

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ «РЕПКА».

Дети входят в группу. Посередине группы сидит большая репка. (Репка должна быть большой, диаметром 50- 70 см, сшитая из ткани и наполнена ватманом).

Воспитатель рассказывает детям сказку, сопровождая показом театра.

Затем дети подходят к репке, воспитатель поет:

Матушка репка

Уродилась крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

 

Педагог предлагает детям вытащить репку. Это вызывает у детей радость и восторг. В заключении воспитатель угощает всех детей репой.

 

 

«ПРАЗДНИК ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ».

 

Материал: воздушные шары разного цвета, трубочки.

Ход игры:

Заранее подвешиваются воздушные шарики в группе, спальне,

в приемной, в умывальной комнате.

Дети рассматривают шары. Воспитатель называет цвет шаров, форму.

Дети выбирают себе шарик, воспитатель срезает шарики детям. Спрашивает какого цвета шарик.

Дети играют с шариками подбрасывают и ловят их.

Ты подбрось воздушный шарик

И скажи ему: «Летай»!

А упасть ему на землю,

Не давай, не давай!

Воспитатель показывает детям как можно еще играть с шариками.

1.Берет трубочку и дует на шарик. Дети повторяют за воспитателем.

2.Бросать шарик друг другу. Н-р: Катя лови красный шарик. и т.д.

Дети играют с шариками (подарить домой).

ОКТЯБРЬ.

 

«ПРАЗДНИК РАЗНОЦВЕТНЫХ БАБОЧЕК».

 

Материал: бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке

Привязывают нитку длиной 50 см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга. Шнур натянут между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка).

Ход игры: Дети сидят на стульях, а взрослый рассказывает: «Посмотрите, какие красивые бабочки: красная, желтая, голубая. Как их много.

Они как живые! Посмотрим, могут ли наши бабочки летать. (Дуют на бабочек) Смотрите, полетели! Попробуйте и вы подуть! Какая бабочка улетит дальше?»

Дети встают возле бабочек и дуют на них.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.