Методика исследования памяти — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Методика исследования памяти

2017-11-22 649
Методика исследования памяти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика исследования памяти

Структура методики

1. Оценка состояния объема кратковременной и долговременной зрительной памяти

2. Исследование кратковременной и долговременной слуховой памяти

Содержание методики

Оценка состояния объема кратковременной и долговременной зрительной памяти

Методика «Запомни рисунки»

1) Исследование кратковременной зрительной памяти

Стимульный материал: картинки с изображением геометрических фигур.

Процедура: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения испытуемого и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Критерии оценки:

10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

2) Исследование зрительной долговременной памяти.

Стимульный материал: Вторая картинка с изображением геометрических фигур из предыдущего теста.

Процедура: «Вспомни, какие изображения были на первой картинке и снова покажи их на второй картинке».

Через 40 минут испытуемому повторно показывают вторую картинку. Ему необходимо воспроизвести максимальное количество информации.

Критерии оценки:

10 баллов — испытуемый узнал на картинке все девять изображений, показанных ему.

8-9 баллов — испытуемый узнал на картинке 7-8 изображений.

6-7 баллов — испытуемый узнал 5-6 изображений.

4-5 баллов — испытуемый узнал 3-4 изображения.

2-3 балла — испытуемый узнал 1-2 изображения.

0-1 балл — испытуемый не узнал на картинке ни одного изоб­ражения.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

Тест «Вспомни картинки»

Цель 1: оценка состояния кратковременной зрительной памяти и деятельности удержания материала; уточнение объема запоминаемого материала.

Материал: картинки на которых изображены: яблоко, ель, кукла, самолет,мяч,стул.

Процедура: Показать ребенку последовательно шесть картинок, на которых изображены знакомые ему предметы. Время предъявления картинки не более 5 секунд.

После предъявления последней картинки попросить ребенка в любом порядке назвать предметы, которые он запомнил. Не учитывать называемые ребенком предметы, которых не было на картинках, а также повторы.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - запомнил 6 картинок;

4 балла - запомнил 4-5 картинок;

3 балла - запомнил 2-3 картинки;

2 балла - запомнил 1 картинку;

1 балл - не запомнил ни одной картинки.

Цель 2: оценка состояния долговременной зрительной памяти и деятельности удержания материала; уточнение объема запоминаемого материала.

Процедура: показать ребенку картинки с предметами, которые он забыл назвать, а через 10 минут предложить ему еще раз вспомнить все картинки. Через час предложить ребенку еще раз назвать изображенные на картинках предметы.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - запомнил 6 картинок;

4 балла - запомнил 4-5 картинок;

3 балла - запомнил 2-3 картинки;

2 балла - запомнил 1 картинку;

1 балл - не запомнил ни одной картинки.

Тест «Посмотри и запомни»

Цель: оценка состояния кратковременной зрительной памяти и внимания, уточнение объема запоминаемого материала и способность воспроизведения материала в точной последовательности.

Процедура: Показать ребенку 5 картинок.

Инструкция: "Посмотри, как расположены картинки". Затем перевернуть картинки и предложить ребенку назвать их по порядку, как они были расположены.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - инструкция понята и выполнена, ошибок не допущено;

4 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, без ошибок;

3 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, возможны небольшие ошибки (1-2);

2 балла - инструкция понята и выполнена после многочисленных повторов и при значительной организующей помощи взрослого, с многочисленными ошибками;

1 балл - не смог выполнить задания.

Тест «Запомни и найди»

Цель: оценка объема и устойчивости зрительной памяти, полноты воспроизведения.

Материал: таблицы.

Инструкция: "Мы будем играть в "запоминалки". Я буду показывать тебе картинки, а ты постарайся запомнить их как можно больше, а затем найти на другом рисунке".

Процедура: Ребенку необходимо показать карточку с изображением предметов в верхней части рисунка и предложить запомнить эти предметы, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами.

 
 


 

Критерии оценки выполнения задания:

5 6аллов - воспроизводит 4 картинки;

4 6алла - воспроизводит 3 картинки;

3 балла - воспроизводит 2 картинки;

2 балла - воспроизводит 1 картинку;

1 балл - не воспроизводит ни одной картинки.

Тест «Запомни и нарисуй»

Цель: оценка объема зрительной памяти, ее прочности и продуктивности сохраненного материала на основе предложенного рисунка.

Материал: образец для запоминания.

Инструкция: "Посмотри на рисунок, постарайся запомнить, что там нарисовано, а потом нарисуй это на другом листе".

Процедура: ребенку предъявляется рисунок, на котором изображены фигуры: треугольник овал, квадрат, ромб, сердце, стрелка.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – воспроизводит все фигуры правильно;

4 балла – воспроизводит все фигуры, но с ошибкой;

3 балла – воспроизводит хотя бы 2 фигуры правильно;

2 балла - воспроизводит хотя бы 1 фигуру правильно;

1 балл - не воспроизводит ни одной фигуры.

Тест «Восстанови порядок»

Цель: оценка объема кратковременной зрительной памяти, быстроты вспоминания и качество воспроизведенного материала.

Процедура: Перед ребенком необходимо разложить шесть игрушек (предметов), в случайном порядке. Предложить ребенку запомнить их расположение (30с). Затем ребенок отворачивается, а экспериментатор меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить всё в первоначальном виде.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок полностью справился с заданием;

4 балла – ребенок полностью справился с заданием, с одной ошибкой;

3 балла – ребенок выполнил задание с двумя ошибками;

2 балла - ребенок выполнил задание с тремя и более ошибками;

1 балл – ребенок не справился с заданием.

Тест «Исправь ошибки»

Цель: оценка объема кратковременной слухоречевой памяти, ее устойчивости и внимания при исправлении ошибок в представленном стихотворении.

Инструкция: «Прослушай стихотворение. Что перепутано в нем?» Исправь ошибки.

Если ребенок не может выявить ошибки, ему необходима помощь, то в качестве подсказки необходимо показать ребенку картинку на сюжет данного стихотворения.

Дым на улице стоит, - Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка, - Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот - Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке, - Рыбаки сидят у печки.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - инструкция понята и выполнена, ошибок не допущено;

4 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, без ошибок;

3 балла - инструкция понята и выполнена при организующей помощи, возможны небольшие ошибки (1-2);

2 балла - инструкция понята и выполнена после многочисленных повторов и при значительной организующей помощи взрослого, с многочисленными ошибками;

1 балл - не смог выполнить задания.

Тест «Перескажи текст»

Цель: оценка объема и глубины слухоречевой памяти на материале связного текста.

Инструкция: «Прослушай небольшой рассказ и постарайся пересказать его как можно точнее».

«Зима»

Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.

Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.

Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок смог воспроизвести текст;

4 балла – смог воспроизвести текст с незначительными ошибками;

3 балла – смог воспроизвести текст с помощью взрослого и наводящих вопросов;

2 балла – в пересказе ребенка много ошибок;

1 балл – ребенок не смог воспроизвести текст.

Тест «Запомни фразы»

Цель. Оценка полноты и глубины слухоречевой памяти на материале не связанных между собой предложений.

Процедура: Ребенку читают фразы:

1. Осенью идут дожди.

2. Дети любят играть.

3. В саду растут яблони и груши.

4. В небе летит самолет.

5. Девочка помогает своей бабушке.

Ребенка просят повторить те фразы, которые ему удалось запомнить.

При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять не обязательно. Фразы повторяются еще 1 раз. Результат оценивается после 2 попыток.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов - ребенок запомнил 5 фраз;

4 балла - ребенок запомнил 4 фразы;

3 балла - ребенок запомнил 3 фразы;

2 балла - ребенок запомнил 2 фразы;

1 балл - ребенок запомнил 1 фразу.

Тест «Вспомни слова»

Цель: оценка состояния кратковременной слухоречевой памяти детей с ОНР, удержание следов на материале глаголов.

Материал: ряд разнообразных глаголов, не имеющих между собой ни­какой связи: бежать, мыть, прыгать, сидеть, читать, спать.

Инструкция: «Послушай внимательно слова, которые я назову, и запомни их». Слова можно воспроизвести в любом порядке.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок запомнил все 6 слов;

4 балла – ребенок запомнил 5 слов;

3 балла – ребенок запомнил 3-4 слова;

2 балла – ребенок запомнил 1-2 слова;

1 балл - не смог назвать ни одного слова.

Тест «Запомни и назови»

Цель: оценка состояния долговременной слухоречевой памяти детей с ОНР, длительности удержания следов на материале прилагательных.

Материал: ряд разнообразных прилагательных, не имеющих между со­бой связи: красный, веселый, вкусный, круглый, кислый, добрый.

Процедура: Ребенку предлагается запомнить ряд знакомых ему слов. Слова повторяются экспериментатором 4 раза. После всех повторов ребенка отвлекали игрой, а через час без повторного предъявления предлагалось вспомнить эти же слова в любой последовательности.

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – ребенок запомнил все 6 слов;

4 балла – ребенок запомнил 5 слов;

3 балла – ребенок запомнил 3-4 слова;

2 балла – ребенок запомнил 1-2 слова;

1 балл - не смог назвать ни одного слова.

Методика исследования памяти

Структура методики

1. Оценка состояния объема кратковременной и долговременной зрительной памяти

2. Исследование кратковременной и долговременной слуховой памяти

Содержание методики


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.