Результаты и эффективность реализации Стратегии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Результаты и эффективность реализации Стратегии

2017-11-22 229
Результаты и эффективность реализации Стратегии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года рассматриваются два возможных сценария перспективного развития: консервативный и модернизационный. Оценка каждого из них позволяет количественно оценить вклад сфер и отраслей производства в экономику республики и рост качества и уровня жизни населения.

Оценка каждого сценария выполнена по следующим параметрам:

объем валового регионального продукта;

объем производимой продукции и услуг отраслями экономики;

прирост числа занятых в отраслях экономики;

уровень безработицы;

рост налоговых доходов бюджета;

снижение дотационности республиканского бюджета;

социальный эффект.

Развитие по консервативному сценарию является продолжением сложившихся тенденций развития, когда подавляющая часть бюджетных средств расходуется на решение социальных проблем. Такое положение обосновывается тем, что республика по составляющим уровня жизни имеет значительное отставание от среднероссийских параметров и показателей соседних регионов. Целями здесь станут снижение уровня бедности, реализация социальных гарантий, рост качества человеческого капитала за счёт социальной помощи из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ вне зависимости от эффективности развития экономики региона, с целью реализации принципа равных возмож­ностей для всех граждан, независимо от их места жительства.

Однако при этом сохраняются неблагоприятные тенденции в развитии хозяйства: набор отраслей экономики по-прежнему будет нерациональным, республика останется поставщиком сырья. Темпы роста основных показателей развития объёма валового регионального продукта, промышленной и сельскохо­зяйственной продукции будут ниже средних по России, а в ряде отраслей предполагается продолжение стагнационных явлений. Поскольку темпы роста количества рабочих мест в силу «потребительского» характера развития будут ниже темпов роста трудоспособного населения, сохранится высокий уровень безработицы.

Существенное развитие за счёт бюджетного финансирования получат
институты, обеспечивающие совершенствование параметров человеческого капитала: образование и наука, здравоохранение, пенсионная система, строительст­во жилья и др. Но основной проблемой, сдерживающей их развитие, останется недостаточное финансирование в силу ограниченности средств федерального бюджета и низкого уровня доходов республиканского бюджета. Сохранится значительное отставание показателей развития названных отраслей от средних по РФ. Объём социальных благ, предоставляемых населению республики, будет обеспечен на минимально допустимом уровне.

Консервативный сценарий предполагает сохранение доминирования топливно-сырьевого сектора при стагнации объёмов добычи вследствие неразвитости производственной инфраструктуры. В этом случае реализация круп­ных инвестиционных проектов по вовлечению в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья, рост конкурентоспособности и объёмов продукции обрабатывающих производств и вытеснение импортных и привозных товаров будут осуществляться низкими темпами.

Основными угрозами реализации консервативного сценария являются:

- невозможность осуществления заметного прироста ВРП;

- сохранение производственной специализации и низкого уровня производительности труда;

- консервация неэффективности большинства предприятий реального сектора экономики региона;

- дотационность развития, остающаяся на достаточно высоком уровне
вследствие более низких темпов роста доходов по сравнению с ростом расходов бюджета, в особенности на социальные цели, в частности на ликвидацию разрыва в показателях отраслей, обеспечивающих развитие челове­ческого капитала.

В периоды кризисного развития экономики страны развитие депрессивных и слабо развитых регионов с наибольшей долей вероятности будет осуществляться по консервативному пути, поскольку реализация масштабных проектов развития добывающих производств будет приостановлена, крупные корпорации займут выжидательную позицию — будут ориентироваться на объёмы госу­дарственного финансирования строительства железной дороги в увязке с освоением Элегестского месторождения каменного угля. В рамках консервативного сценария в социально-экономическом развития Республики Тыва до 2030 г. будут достигнуты следующие основные показатели (табл.1 и.2).

Таблица 1. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Тувы до 2030 г.*
Показатели 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. 2030 в % к 2015
           
1. Валовой региональный продукт          
ВРП (в осн. ценах соответств. лет): всего, млн. р. 47 287 66 200 103 900    
Индекс физ. объёма ВРП, % к предыдущ. году в постоянных основных ценах 98,6 102,2 103,17 110,81 224,5
2. Промышленное производство          
Индекс пром. производства, % к предыдущ. году 105,1 104,9 110,1 104,7 462,6
в т. ч. по видам экон. деятельности:          
Добыча полезных ископаемых:          
объём отгруж. товаров собств. производства, выполн. работ и услуг собств. силами, млн. р.     27 600 48 112 623,5
индекс производства, % к предыдущему году   108,0 109,4 110,2 504,6
Обрабатывающие производства:          
объём отгруж. товаров собств. производства, выполн. работ и услуг собств. силами, млн. р. 1166,7     4818,4 413,2
индекс производства, % к предыдущему году 87,9   105,8 107,8 219,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды:          
объем отгруж. товаров собств. производства, выполн. работ и услуг собств. силами, млн. рублей.     16 100 30 497 815,2
индекс производства, % к предыдущему году 101,2     106,5 336,3
Потребление электроэнергии, млн кВт·ч     1234,6 1240,8 135,6

 

             
3. Рынок товаров и услуг            
Индекс потребительских цен за период с начала года (на конец периода), % к соотв. периоду предыдущего года 111,4 107,07 105,25 105,1 273,6  
Оборот розничной торговли, млн. р.            
% к предыдущему году в сопоставимых ценах   104,2 104,6 104,8 180,5  
Объём платных услуг населению, млн. р.     15 300 22 800    
% к предыдущему году в сопоставимых ценах   104,00 104,50 104,7 173,4  
4. Инвестиции            
Объём инвестиций (в осн. капитал) за счёт всех источников финансирования, млн р. 12 724,5   11 000 14 700 115,5  
Индекс физического объёма, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 66,8 102,47 101,12 103,22 111,3  
Ввод жилья, тыс. м2 общей площади 108,9       215,2  
5. Финансы            
Доходы консолидиров. бюджета субъекта РФ, всего, млн. р.         116,2  
Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ, млн р.            
Профицит (+) / дефицит (-) консолидированного бюджета субъекта РФ, млн р. -1212          
6. Денежные доходы и расходы населения            
Численность населения с денежными доходами ниже прожит. минимума, % ко всему населению 38,3       52,2  
Таблица 2. Показатели ситуации на рынке труда Респ. Тыва в 2010–2015 гг. и до 2030 г.*    
  Показатели           2030 в % к 2010  
  Численность населения, тыс. чел. 307,7 314,7 328,8 339,8 350,8 114,0  
  Численность экономического активного населения, тыс. чел. 127,1 125,1 134,6 136,6 139,0 109,4  
  Уровень экономического активности населения, % 59,1 60,9 61,9 62,2 63,6 107,6  
  Уровень занятости, % 46,3 49,2 50,6 54,7 55,1 119,0  
  Уровень общей безработицы, % 21,7 18,6 15,8 14,4 13,0 59,9  
  Уровень зарегистриров. безработицы, % 5,7 4,3 4,8 4,4 4,3 75,4  
  Примечание. 2010–2015 гг. — по данным: Регионы России…,2015, с. 120, 122, 127; 2020, 2025, 2030 гг. — проработки Мин. экономики РТ.
                             

 

Представленные показатели рассчитаны, исходя из консервативного сценария развития Тувы, предполагающего сохранение сложившихся тенденций формирования рынка труда, тогда как в долгосрочной перс­пективе возможна реализация и модернизационного сценария развития республики.

Развитие по модернизационному сценарию, который также можно назвать сценарием динамичного развития, предполагает активное использование конкурентных преимуществ республики в секторе добычи минерального сырья, реализацию крупных инфраструктурных проектов, в т. ч. строительство железной дороги Кызыл Курагино, позволяющих наращивать производственный потенциал традиционных отраслей её специализации, осуществление модернизации и реин­дустриализации экономики. Предусматриваются кардинальные изменения процессов на рынке труда вследствие реализации масштабных проектов, фор­мирования целевой экономической зоны в республике. При реализации стра­тегии динамичного развития возможно значительное снижение уровня общей безработицы до 6–7 %, снижение нагрузки незанятого населения на одну заявленную вакансию, рост потребности в труде.

Основное внимание будет уделено развитию энергетики и транспорта как отраслей, лимитирующих рост темпов развития. Можно предположить су­щественное усиление роли федерального и республиканского правительства в организации и регулировании хозяйственной жизни из-за специфики развития этих отраслей, необходимости совершенствования политических и общественных институтов, воспитания и выдвижения талантливых политических лидеров. Значительное развитие получат принципы частно-государственного партнёрства. Стратегия динамичного развития Тувы основывается на дирижистской идеологии и предполагает ведущую роль государства в обеспечении высоких темпов экономического роста, для которого создаются мощные организационные и финансовые предпосылки.

Финансовой основой развития региона по модернизационному сценарию станут масштабные государственные и связанные с ними частные инвестиции в сырьевые и инфраструктурные секторы экономики. При этом необходимо проведение институциональных реформ, создающих благоприятные условия для деятельности экономических агентов, а также стимулы ускоренного развития социальных отраслей. Прогнозируется многократный рост добычи полезных ископаемых при усилении зависимости развития экономики республики от конъюнктуры мировых цен на минеральное сырьё. Это обеспечит заметный, хотя и неровный экономический рост, диверсификацию и качественное обновление экономики. Доля промышленности в структуре валового регионального продукта увеличится до 20-22 процентов. Значительно снизится уровень дотационности хозяйства республики, предположительно через 2–3 года после начала эксплуатации железной дороги доходы республиканского бюджета сравняются с расходами.

Существенное преимущество модернизационного сценария — использование возможностей инновационного пути развития, наращивание инновационных механизмов социально-экономического развития, предполагающее резкий скачок в повышении качества человеческого капитала и создания на этой основе высокотехнологичных производств. Инновационная модель предусматривает формирование современной институциональной среды (системы экономических, политических и социальных институтов) как основы модернизации экономики региона, способной стимулировать устойчивый экономический рост и адаптацию к вызовам современной эпохи.

Показатели развития социальной сферы будут динамично улучшаться за счёт значительного роста доходов республиканского бюджета, при этом объём предоставляемых социальных услуг будет выше, чем по консервативному сценарию. Сохранится высокий естественный прирост населения, который будет обус­ловлен также и притоком квалифицированных работников из других регионов. Уровень безработицы резко снизится за счёт масштабного создания новых рабочих мест (более 15 тыс. новых рабочих мест) и достигнет нормативного для рыночной экономики значения в 6–7 % от численности экономически активного населения.

Долгосрочный общеэкономический выигрыш может быть получен, если будет внедрена в практику идеология инновационного прорыва, основанная на использовании конкурентных преимуществ российской экономики, технологичес­ком трансферте, интеграции республиканских подразделений академической и вузовской науки. Целесообразно выработать систему мер, включающую разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения механизмов стимулирования инновационной деятельности, защиты интеллектуальной собст­венности, меры по развитию интеллектуального потенциала территории. Хотя развитие инновационной сферы в республике отстаёт от среднероссийских показателей, но по темпам роста интеллектуального потенциала республика опережает многие регионы страны, что при сохранении высоких темпов роста количества квалифицированных исследователей позволит ей приблизиться к российским параметрам в течение нескольких лет. Необходимо также разработать систему мероприятий по внедрению инноваций в хозяйственный оборот, развитию малого инновационного предпринимательства, совершенствованию конкурсного отбора инновационных проектов и программ.

Переход экономики Тувы на инновационный путь развития с целью увеличения уровня её модернизационной восприимчивости позволит увеличить темпы экономического роста на 80–85 %, снизить проявления депрессивности (резко снизятся и достигнут среднероссийских показателей уровни бедности и безработицы, значительно увеличатся собственные доходы бюджета, улучшатся показатели использования основных фондов и др.) и отставание от параметров стабильно развивающихся регионов России. В условиях модернизации социально-экономических систем регионов усиливается необходимость управления их модернизационной восприимчивостью, что должно способствовать снижению уровня межрегиональной дифференциации, уменьшению числа депрессивных регионов и повышению эффективности реализации стратегий их развития.

В качестве основных угроз социально-экономической безопасности республики при осуществлении модернизационного сценария развития выявлены:

- возможность нарушения экологического равновесия;

- ухудшение социальной обстановки в республике в результате повышения нагрузки на объекты социальной инфраструктуры вследствие привлечения значительного числа работников из-за пределов республики;

- низкая востребованность у коренных жителей республики «индустриальных» специальностей, необходимых для развития транспортно-производственной инфраструктуры;

- зависимость темпов роста экономики от конъюнктуры мировых цен на минеральное сырьё;

- отток капитала, концентрация финансовых ресурсов вне региона в местах регистрации крупных компаний, в т. ч. в оффшорных зонах;

- снижение уровня предпринимательской активности, роли малых и средних предприятий и фирм в силу доминирования крупных компаний и их подразделений.

Вероятность хищнической эксплуатации природных ресурсов республики обусловлена несовершенством существующего природоохранного законода­тельства, когда штрафы за наносимый природе вред в несколько раз меньше получаемой корпорациями прибыли. Региональные власти не смогут влиять на принятие определяющих развитие республики решений, поскольку собственность и руководство ключевыми отраслями будут находиться за её пределами.

Особое внимание необходимо уделить проблемам коренных малочисленных народов Севера. Основными направлениями политики поддержки коренных малочисленных народов станут: определение перспектив эффективного развития традиционных видов деятельности; развитие сферы образования, самобытной культуры и медицинского обслуживания на базе технологических инноваций и информационных технологий; улучшение жилищных условий, модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики с использованием современных технологий домостроения и эффективных материалов, автономных источников тепло- и электрообеспечения, систем инженерной инфраструктуры; комплексное совершенствование нормативно-правовой базы регулирования социальных, природоохранных и экономических отношений.

Встраивая Туву в общее экономическое пространство России, необходимо сохранить самобытность народа республики, сохранить её природу, не дать хищнически «освоить» её природные богатства; сделать природу и недра источником благополучия многих поколений жителей возможно при реализации социоэколо­гической концепции развития. В условиях интенсивного вовлечения в хозяйст­венный оборот природных ресурсов региона в управлении республики целесообразно применять политику «экологического сдерживания». С другой стороны, угрозами экономи­ческой безопасности республики при реализации комплекса мер экологического сдерживания могут стать:

- сохранение сырьевой специализации её экономики;

- вероятный ущерб традиционному хозяйству коренных малочисленных народов Севера, ввиду того, что в местах их исконного исторического проживания начнутся масштабные разработки месторождений минерального сырья;

- консервация низкой технологической конкурентоспособности предприятий региона;

- сохранение наиболее низких среди российских регионов показателей уровня жизни населения;

- более медленные темпы снижения дотационности регионального и местных бюджетов.

Возможное снижение дотационности бюджета республики с 71 до 11–12 % открывает новые возможности для самостоятельного развития её социальной сферы, создания новейших инновационных производств, направляя на это растущие собственные доходы республиканского бюджета. Важным фактором успеха реализации стратегических направлений должно стать снижение социальной напряжённости в сельской местности. Предусматривается интенсификация создания заготавливающих и перерабатывающих производств на селе с созданием большого количества рабочих мест с достойной заработной платой. Развитие социальной составляющей экономики направлено на повышение уровня доступ­ности и качества оказываемых сельским жителям услуг. Сам факт того, что наполняемость бюджета собственными доходами значительно вырастет, говорит о радикальном изменении социально-экономического климата в республике: увели­чатся расходы на социальные программы, в т. ч. на строительство и оснащение социальных объектов, строительство социального жилья; станет возможным увеличить объём инвестиций в экономику, кредитовать предприятия, снизить дотационность собственного бюджета.

Предполагается создание мощного лесозаготовительного и перерабатывающего комплекса, благодаря чему будут получены не только экономический, социальный и бюджетный эффекты, но и дополнительный экологический эффект — существенно вырастет рубка главного пользования, которая в последние годы резко сократилась, из-за чего ухудшилась структура лесного фонда. Активное лесопользование определит и комплекс интенсивных лесовосстановительных мероприятий, которые в настоящее время проводятся в ограниченном объёме.Рост объёма заготовок древесины в восточных и южных кожуунах вернёт квалифицированных работников в лесоперерабатывающую отрасль из других секторов экономики, куда произошёл их отток в связи с тем, что градообразующие лесозаготовительные предприятия в посёлках Шуурмак и Ырбан практически прекратили заготовку древесины и население стало заниматься охотой, сбором ягод и грибов, либо выезжать из посёлков.

Ещё одним направлением развития республики должны стать интенсификация создания заготавливающих и перерабатывающих предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции в сельской местности с созданием «агропояса» вокруг столицы: большого числа рабочих мест (более 2 тыс.) с заработной платой, превышающей прожиточный минимум по производству сельскохозяйственной продовольственной продукции: мяса, овощей, картофеля, зерна.

По показателям обеспеченности жильем Тува занимает одно из последних мест по РФ. В 2015 г. в республике введено в эксплуатацию 346 кв.м. на 1000 жителей, что на 68, 5 процента меньше среднероссийских и на 40,2% средних по СФО показателей. Необходима реализация быстро окупаемых проектов в сфере жилищного строительства. При ежегодном объеме ввода жилья на уровне 85-100 тыс. кВ. м республика к 2030 г. не сможет выйти на среднероссийский уровень обеспеченности жильем, уровень обеспеченности жилой площадью составит 15,5 кв.м, тогда как для достижения средних по стране параметров необходимо в год вводить в эксплуатацию не менее 300 тыс. кВ. м.. жилья.

Развитие туристического и санаторно-курортного комплекса в рамках обоих сценариев предусматривает ввод в строй большого числа объектов туристической инфраструктуры. Однако, если по консервативному сценарию туризм будет ориентирован в большей мере на отдыхающих, приезжающих из других регионов России и дальнего зарубежья, то по модернизационному сценарию доля местных туристов и отдыхающих будет сопоставима с приезжими. Такого результата можно добиться за счёт роста собственных доходов республики и компенсации части расходов населения (по опыту Китая) на лечение и отдых предприятиями и республиканским бюджетом, что позволит укрепить здоровье населения и улучшить социальный климат в республике. Предполагается, что объем туристических услуг в республике возрастет с 1,1% в 10-15 раз и доля в ВРП увеличится до 12 процентов.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.