Тема 3. Психосоциальная помощь подросткам с аддиктивным поведением. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 3. Психосоциальная помощь подросткам с аддиктивным поведением.

2017-11-21 444
Тема 3. Психосоциальная помощь подросткам с аддиктивным поведением. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1. Профилактика наркомании как метод психосоциальной работы с подростками.

В отечественной наркологии и психологии аддикций факт употребления наркотических веществ связывается с определённой спецификой личностных свойств и акцентуации характера личности. Изучение данной проблемы позволяет понять причины, по которым подростки начинают принимать наркотические вещества и, исходя из этого, составить список рекомендаций по профилактике возникновения наркомании. Основными методами выявления личностных особенностей поростков, склонных к аддиакции считаются наблюдение, опрос, тестирование (методика Личко, методика УСК).

Греческое «narke» означает оцепенение, «mania» - безумие, сумасшествие. Сущность наркомании (а так же её социальное значение) наиболее полно выражается следующим определением. Наркомания - социально опасное психическое заболевание, в основе которого - неудержимое стремление индивида к искусственной стимуляции так называемых «зон комфорта» в центральной нервной системе путём приёма тех или иных химических соединений. При наркомании происходит деформация, а затем и разрушение системы мотивации, разрыв прежних социальных связей и формируется поведение, характерными чертами которого является готовность больного к любым противоправным поступкам ради получения наркотического вещества. В широком понимании, наркомания - это болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманенного состояния. Для этого используют разные вещества, например, такие подлинные наркотики, как опиум, морфий, героин. Похожее действие оказывают также некоторые лекарственные препараты, не отнесённые к разряду наркотических.

Все применяемые одурманивающие вещества (как настоящие наркотики, так и другие препараты растительного происхождения или получаемые химическим путём) - сильные яды, т. е. токсины. Поэтому, термин «наркомания» является частным термином по отношению к более общему - «токсикомания».

Не имеет существенного значения, как называть эту аддикцию - привычкой или болезненным пристрастием к наркотикам (хотя вре

дную привычку победить всё-таки легче, чем болезненное пристрастие). В случае привычки человек хотя и ощущает сильное желание принять наркотик, но ещё не испытывает непреодолимой физической потребности в наркотическом дурмане. Ему ещё не надо увеличивать дозу принимаемого наркотического вещества. Физической зависимости от наркотиков ещё нет. Привычка к наркотическому дурману через некоторое время перерождается в болезненное влечение, пристрастие. Это уже состояние сильной потребности в приёме наркотических веществ, вызванная психической и физической зависимостью от них, возникает постоянная потребность увеличивать дозы, отравляя организм.

Болезнь развивается по стадиям, скорость становления наркомании зависит от биологических особенностей человека, способа введения и частоты приёма наркотика, а также от вида употребляемого вещества. В первой стадии наркомании больные ещё способны скрывать злоупотребление наркотиками. Основной симптом этой стадии - индивидуальная психическая зависимость, проявляющаяся в желании регулярно вводить наркотик. Аппетит понижен, через 2 - 3 часа после введения наркотика возникает потребность в сладкой жирной пище. Появляются запоры. Начинает расти толерантность (усиливается привыкание).

Вторая стадия наркомании характеризуется развитием физической зависимости, проявляется выраженным абстинентным синдромом при невозможности регулярного введения наркотика. Растет толерантность к наркотику. Изменяется картина опийного опьянения. Главный признак возросшей толерантности - потребность вводить наркотик внутривенно дважды в день.

Существует биологический механизм формирования зависимости. Это механизм, реализующийся через процессы, протекающие в организме - биохимические, биоэлектрические, биомембранные, клеточные и пр. Данная зависимость называется физической.

Физическая зависимость развивается в результате того, что организм настраивается на прием наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Наркотики - каждый препарат по - своему - начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом. Тело больного, чтобы сэкономить внутренние ресурсы, прекращает или сокращает синтез этих веществ. Кроме того, при введении наркотиков нарушается баланс большого количества не менее важных субстанций: медиаторов - серотонина, ацетилхолина, дофамина, строительного материала для ДНК - цАМФ и цГМФ, изменяется проницаемость клеточных стенок для ионов кальция.

Если процесс перенастройки физиологии организма под наркотики зашел достаточно далеко, то при отсутствии последних начинается абстиненция, или «ломка».

Давно известно, что лучшая методика борьбы с наркоманией - профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.

Большая нагрузка на исполнительные органы власти каждого региона ложится в связи с острой необходимостью пропаганды здорового образа жизни. Для этого следует задействовать все средства массовой информации, максимально расширить социальную базу здравоохранения, привлекая к работе с медиками на основе партнерских отношений объединения граждан, клубы, благотворительные фонды больных и их родственников, религиозные организации. В последнее время особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие. И здесь сотрудничество власти с общественными организациями и медиками способно внести решающий вклад в локализацию очагов наркотической эпидемии. Огромную роль могут сыграть и средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. Очевидно, что та мощь и изобретательность, которые демонстрирует пресса в продвижении товаров крупных зарубежных компаний, может быть использована и в борьбе с наркоманией. В последнее время в России власть и средства массовой информации стали использовать новые формы и способы антинаркотической пропаганды.

В 1997 году число преступлений связанных с наркотиками увеличилось почти в два раза (на 91%). Статистика за 1999 год: всего преступлений – 10720, привлечено – 874; привлечено из бывшего СССР – 749; из зарубежья (в основном Нигерия) – 144; среди них - женщин – 601; среди них - несовершеннолетних распространителей – 461; случаев изъятия героина – 2298; случаев изъятия опия – 1291; случаев изъятия марихуаны – 1155. К антипропаганде наркотиков относятся рубрики газеты «Московский комсомолец» «НА ИГЛЕ», газеты «Комсомольская Правда» - «СЛЕЗЬ С ИГЛЫ». Телевизионный канал НТВ разработал проект совместно с радиостанцией «Максимум» «Сумерки» - ток-шоу, где выступают наркоманы, психологи. В учебных заведениях проводятся программы, которые знакомят молодежь (категорию повышенного риска) с проблемами наркомании. Сотни лекций прочитаны сотрудниками Фонда Спасения Детей и Подростков от Наркотиков.

Существующая система наркологической помощи в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам уже страдающим химической зависимостью и недостаточно эффективна для оказания помощи потребителям наркотиков на этапе начала заболевания. Профилактические программы направленные на предотвращение злоупотребления наркотиками и токсикантами не получили должного распространения в нашей стране.

Несмотря на наличие богатого мирового опыта в области профилактической наркологии, оригинальных отечественных разработок, коллективов способных реализовать профилактические программы, эта основная сфера антинаркотической деятельности остается без должного внимания заинтересованных ведомств. Основной причиной такой ситуации является межведомственная разобщенность отсутствие единой стратегической концепции профилактики.

Попытки решить проблему путем активизации деятельности наркологической службы страны не приносят должного результата. Причин этому несколько: отсутствие реального постоянного контакта наркологов с коллективами несовершеннолетних (которые являются основной средой для приобщения к наркотикам), трудность первичного выявления начальных этапов алкоголизма и наркомании, слабая материально- техническая база наркологических учреждений.

Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Обучение педагогов основам профилактической работы, предоставление им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры, тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений: распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами. Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения. Предоставление альтернатив наркотизации. Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности. Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации: возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением. Влияние на уровень притязаний и самооценку. Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации. Возможность привлечения специалистов по профилактике.

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы. Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).

Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.

Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

Антипсихологическими методами профилактики являются: использования тактики запугивания, искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия. Разовый характер действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам. Подача ложной информации, так как вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы. Упоминание о культурных предпосылках употребления наркотиков. Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы. По данным немецких исследователей эффективность от профилактической деятельности составляет всего лишь 20%, от медикаментозного лечения - 1%. Эти цифры подтверждают, что болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.

Строгие запреты, контроль и наказания являются мерами, хотя необходимыми, но сами по себе они недостаточно эффективны. Известно, что в Сингапуре торговля наркотиками карается смертной казнью, но это не остановило наркобизнес. В нашей стране меры борьбы с наркоманиями подтолкнули подростков к более широкому злоупотреблению другими дурманящими средствами, которые не являются наркотиками и гораздо более доступны (например, бензин, пятновыводители и некоторые сорта клея в качестве ингалянтов). Эти же меры повлекли к росту цен на наркотики на «черном рынке», что сделало их малодоступными для подростков в крупных городах. Наркобизнес, хотя и стал делом, гораздо более опасным, но и более прибыльным, а, следовательно, и сопряженным с более тяжкими преступлениями. Суровость наказаний сделала наркобизнес более изощренным и более организованным. Группы взрослых наркоманов и торговцы наркотиками стали привлекать подростков на определенные роли («гонца» - переносчика наркотиков, «шустрилы» - их добытчика, сторожа тайных посевов мака и др.), за исполнение которых несовершеннолетние не несут уголовной ответственности.

Приведение в действие всей пенитенциарной системы борьбы с наркоманиями и наркобизнесом лежит ответственностью на правоохранительных органах.

Медицинская сторона профилактики наркоманий и злоупотребления наркотиками ограничена национальным санитарным просвещением и строгим контролем за использованием наркотиков. Широкая популяризация сведений о наркотиках может оказать обратный желаемому эффект - пробудить у подростков нездоровое любопытство, стремление испробовать их действие на себе. С другой стороны, незнание вреда наркотиков, опасности пристраститься к ним, расхожие представления, что «от нескольких раз наркоманом не станешь», «когда захочешь - бросишь» и т. п., подрывают естественную осторожность в отношении «уколов», толерантность к влияниям наркотизирующихся приятелей, делают доступными соблазн с их стороны. Поэтому даже в США, где злоупотребление героином среди подростков было очень распространено, возникла проблема, «что, когда и как говорить учащемся о наркотиках», которая считается заслуживающей специального изучения.

Санитарное просвещение в отношении наркотиков среди подростков должен осуществлять врач (желательно нарколог или врач, получивший специальную подготовку для данной работы в области наркологии) - информация о вреде для здоровья и опасности для жизни лучше воспринимается подростками, когда исходит из более авторитетных уст профессионала. Те же слова, сказанные учителем, не принимаются всерьез и даже могут вызвать протестную реакцию. Наилучшей формой являются беседы врача с группой подростков, в отношении которых можно предполагать повышенный риск злоупотребления наркотиками, - например, круг приятелей и соучеников подростков, замеченного в таком злоупотреблении. Желательно, чтобы эти беседы не ограничивались лекцией - необходимо пробуждать диалог, не только вопросы, но и возражения, - чем живее беседа, чем она ближе по форме к групповой психотерапии, тем она эффективнее.

Говоря о вреде для здоровья, нельзя не учитывать, что в некоторой части современной подростковой популяции, особенно у представителей неустойчивого типа, субъективная цена собственного здоровья невысока. Более действенным может оказаться страх стать безвольным рабом («шестеркой») в руках более старших и более стеничных членов групп или перспектива быстро сделаться импотентом. Но беседа не должна сводиться к запугиванию, что опять же может вызвать протестную реакцию. Но стараться, чтобы опасения рождались у подростка сами по себе. Нельзя использовать неточную, а тем более неверную информацию, например, утверждать, что опийные наркомании приводят к слабоумию, потере памяти и т. п. Подростки неизбежно узнают истину из других источников и со свойственной возрасту категоричностью отметут и все другое, действительно верное.

Определенное профилактическое значение имеет изоляция подростков со сформировавшейся наркоманией и уклоняющихся от лечения от общей подростковой популяции. Созданные для таких 16 - 17-летних подростков лечебно-воспитательные профилактории вряд ли могут успешно выполнять функции, заложенные в их названии, т. е. лечение и воспитание. Профилактическую же роль они скорее выполняют в отношении других подростков. В качестве изолятов они, безусловно, могут сдерживать злоупотребление наркотиками в подростковой среде. Не случайно термин «наркозорий» («резервация для наркоманов») появился в массовой печати как тема для обсуждения.

Можно ли излечится от наркомании? От физической зависимости медики могут избавить довольно быстро, а вот психологическая зависимость снимается крайне трудно. Медики считают, что даже перерыв в приеме наркотиков на 6-10 месяцев - замечательный результат. А что потом? Далее сложный этап борьбы и очень часто безуспешный - борьба с психологической зависимостью. Даже у суперпрофессиональных медиков более 50% больных вновь обращаются к наркотикам.

В борьбе с наркоманией значительна также роль различных религиозных организаций, сеть которых действует по всей стране. Наркоманов собирают по подвалам, квартирам, каждый из них проходит курс реабилитации в специально оборудованных центрах. Таким образом, люди вновь возвращаются в общество, становятся его полноценными членами, работают, заводят семью.

Опыт составления программ по контролируемому употреблению наркотиков имеется за рубежом. В нашей стране он не признан. Метадоновые программы очень успешно применяются в США и других странах. Суть их состоит в том, что официально зарегистрированные наркоманы обеспечиваются наркотическими препаратами, личным инъекционным инструментарием. Естественно, применение подобных программ может проходить только в условиях закрытого стационара, а не свободной раздачи на улицах. Это могло бы оградить наркоманов от опасности заражения ВИЧ - инфекцией, гепатитами и других парентеральных заболеваний. Но подобные меры применимы лишь к узкому кругу людей.

Более перспективным является путь просвещения молодежи. Т. е. распространение листовок, бесплатных газет и подобной антинаркотической агитационной продукции. Также к просветительским методам относятся: бесплатные агитационные концерты, лекции, социальная реклама, видеофильмы, плакаты, санбюллетени, деловые игры, анкетирование, соцопросы, тестирование, общеобразовательные противонаркотические обучающие программы. Самым эффективным методом обучения является метод "подростки обучают подростков".

Лекция 2. Психосоциальная реабилитация детей из семей алкоголиков.

Актуальность данной темы предопределена необходимостью личностной и социальной адаптации детей, родители которых употребляют спиртное, тем самым мешая собственным детям полноценно развиваться, получать образование, жить счастливой жизнью. Поддержка таких детей, помощь в их реабилитации, успешном эмоциональном и умственном развитии заключается в непрерывном создании совокупности методик, методов, средств, форм и контроля социально педагогической деятельности. Разработка технологии адаптации детей из неблагополучных семей (а все пьющие семьи без исключения можно отнести к неблагополучным) очень актуальна, так как она является совокупностью методов и приемов практической социально педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением социального инструмента социальным педагогом. Создание оптимальных условий для успешного развития ребенка из неблагополучной семьи, а так же функционирование самой этой семьи является одной из важнейших социальных задач. Наметившийся в нашей стране процесс гуманизации общественных отношений должен определить новые, самостоятельные направления социальной помощи и поддержки семей, попавших или хронически находящихся в трудном положении, опасном в первую очередь для детей, рожденных или воспитывающихся в столь сложных условиях, а также для самой семьи и для общества в целом. Однако, сегодня проявляется четко выраженная тенденция к «исключению» неблагополучных семей из общего приспособительного контекста, приобретающему особое содержание в условиях экономической нестабильности, дезинтеграции социальных институтов и систем. Объяснить такую ситуацию можно ростом числа таких семей, неудовлетворительным функционированием системы их социальной защиты и поддержки. К семьям алкоголиков предпочитают применять меры административного воздействия, или полагаются на правоохранительные органы, журналистов или общественность, работа с этими семьями и их детьми которых носит в лучшем случае эпизодический, но не систематический характер и выражается в виде рейдов, проверок, показательных благотворительных акций.

Сложившейся в практике социальной работы патронат и патронаж - это одна из форм социального обслуживания кризисных семей (в нашем случае семей алкоголиков), у которых не достает ресурсов для удовлетворения своих даже элементарных потребностей, не говоря уже про потребности детей, и которые имеют жизненно важные проблемы, но не способны решить их самостоятельно. Он включает в себя несколько функциональных компонентов - профилактику, поддержку, помощь, социальную защиту. Выполнение профилактических функций направлено на укрепление жизненно важных сил и потенциальных возможностей, развитие и социальную адаптацию и реабилитацию детей из семей алкоголиков. Профилактика имеет своей целью не только удовлетворение потребностей и решение проблем ребенка, оказавшегося в трудной или критической ситуации, но и возвращение его в нормальное русло жизни, нейтрализацию и устранению тех факторов риска, которые могут привести к развитию негативных тенденций, а иногда и к трагическим последствиям.

Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности- все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоцианально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.

В свою очередь, социальная дезадаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей.

Значительна роль государства в решении такого рода проблем. По состоянию на 1 января 1998 года в ведении органов социальной защиты населения функционировало 2415 учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов, на 1 января 2001 года - около 3100.

Все большее распространение получают территориальные центры социальной помощи семье и детям - базовые многопрофильные учреждения (действует 220 центров в 65 субъектах РФ). Необходимо отметить отчетливую тенденцию развития районных и городских учреждений этого типа.

Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении безотлагательных проблем семьи и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказать действенную комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов, предупредить многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций.

Центры психолого-педагогической помощи населению занимают важное место в сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Они действуют в 24 субъектах Федерации, их численность постоянно растет: в 1993 году - 3, в 1994 - 88, в 1995 - 100, в 1996 - 123. За прошлый год их услугами воспользовались более 252 тыс. человек, в том числе 152 тыс. несовершеннолетних.

Специфику работы психологических служб во многом определяет положение семей, которые живут на данной территории в условиях, близких к экстремальным. В первую очередь к ним относятся семьи, адаптировавшиеся к своему тяжелому положению и не желающие самостоятельно выходить из неблагоприятной ситуации, предпочитающие зависимость от поддержки извне формированию активной жизненной позиции и потому постепенно занимающие нишу асоциального поведения. Примером семей такого рода являются, в частности, семьи, где имеет место алкоголизм одного или обоих супругов.

Искажение семейных отношений и воспитательного влияния в семьях алкоголиков на детей, проявляющиеся в утрате ими родительской заботы и помощи при живых родителях, нередко семейной «семейной жестокости», включающей наряду с отвержением причинение им побоев, избиений, случаи насилия, нарушение условий ранней социализации, вследствие материнской и социально-эмоцианольной депривации, приводит как к психическим и личностным отклонениям в развитии, так и к возникновению высокого уровня тревожности, агрессивности или подавленности, апатии, а также нервно-психических расстройств и разнообразных девиаций поведения.

Основной путь оказания помощи детям из семей алкоголиков, включенных в социально-реабилитационньш процесс, является: во-первых, разработка и реализация психолого-педагогических программ, направленных на снижение и устранение названных и других отклонений и организацию психотерапевтической работы, и, во-вторых, на создание условий для проведения последовательной социальной интеграции таких детей в нормально развивающуюся социальную среду сверстников.

Лекция 3. Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов.

Семья - это самый первый институт социализации ребёнка. “В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений” (6, с.50). Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи, в частности - семьи, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Схемы поведения, усвоенные в таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей из подобных семей осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор.

Функции семьи - это “сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов” (24, с.405). Н. И. Шевандрин выделяет следующие функции (24, с.405-406): воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция.

Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей и др. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.

Уже в пренатальном периоде (до рождения) ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери. Ершова Т. И. и Микиртумов Б. Е. (5) отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др. Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка. Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают, что первые полтора часа после рождения - самый критический период для успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком.

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям - все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. А ведь именно эти факторы сопутствуют семьям, где один или оба родителя - алкоголики. Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, “ему трудно создать близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный круг изолированности…” (16, с.57-58). Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Ребенку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как “соучастник” (в лучшем смысле этого слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в детстве.

В формировании аддиктивных механизмов вообще и склонности к алкоголизму - в частности родительское программирование имеет большое значение. По Э. Берну “Сценарий - это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется… …еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора” (2, с.173). По сценарию человек наследует не только заболевания, но и способ взаимодействия со средой. Поэтому если родителям свойственно испытывать страх перед реальностью и искать утешения и защиты в ощущениях, достигаемых в контакте с аддиктивными агентами (алкоголем), то и дети унаследуют и этот страх и способ защиты - уход от реальности. В выборе аддиктивных агентов ребенок может пойти по линии родителей или найти свои средства. Совсем не обязательно, например, что, если один или оба родителя алкоголики, то ребенок не избежит участи родителей. Сильнее может оказаться антисценарий. (Один из реальных случаев: сын алкоголика выбирает профессию врача-нарколога).

Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Семьи с аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится об аддиктах. Такое семейное воспитание создает определенную семейную судьбу, которая выражается в том, что дети из этих семей становятся аддиктами, женятся на определенных людях, которые заботятся о них или женятся на аддиктах, становятся теми, кто о них заботится (формирование генерационного цикла аддикции).

Члены семьи обучаются языку аддикции. когда приходит время образовывать собственные семьи, они ищут людей, которые говорят с ними на одном аддиктивном языке. Такой поиск соответствующих людей происходит не на уровне сознания. Он отражает более глубокий эмоциональный уровень, т. к. эти люди опознают то, что им нужно. Родители обучают детей своим стилям жизни в системе логики, которая соответствует аддиктивному миру. Этому способствует эмоциональная нестабильность.

Важен анализ особенностей людей, находящихся в близких отношениях с аддиктами. Мы привыкли считать, что аддикт отрицательно влияет на тех людей, которые находятся рядом с ним. Но другая сторона этого явления заключается в том, что эти люди могут влиять на аддикта определенным образом, способствуя аддикции, провоцируя её, мешая коррекции этой аддикции. Здесь мы выходим на проблему созависимости. Созависимыми являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции. Аддиктивным недугом поражена семья в целом. Каждый член семьи играет конкретную роль, помогая злоупотреблению. Воспитывая детей наряду с аддиктом, созависимые передают детям свой стиль, закладывают в детей незащищенность и предрасположенность к аддикции.

Также, как аддикт приобретает сверхозабоченность аддиктивным агентом, также созависимый человек всё больше фокусируется на аддикте, его поведении, употреблении им аддиктивного агента и т. д. Этот соаддикт изменяет своё собственное поведение <


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.