Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции.

2017-11-28 257
Совершенная и несовершенная конкуренция. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конкуренция – это соперничество рыночных Sb за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

Совершенная конкуренция предполагает большое число продавцов и покупателей, предполагается стандартная продукция. Ни одна из фирм не может оказать заметного влияния на рыночную цену. Участники рынка имеют равный доступ к информации. Существует свобода входа и выхода из отрасли. На практике совершенная конкуренция в чистом виде явление редкое, хотя некоторые отраслевые рынки имеют близкую к ней структуру (рынок с/х продукции, рынки некоторых услуг)

Несовершенная конкуренция - это такой тип рынка, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Типы рыночных структур несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия – данный продукт производит только одна фирма и она контролирует цены. Существуют непреодолимые проблемы для вступления в отрасль.

Основные черты чистой монополии: Часто в случае монополии термины «фирма» и «отрасль» - синонимы, т.е. одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги. Следовательно, чистый или абсолютный монополист есть отрасль, состоящая из одной этой фирмы; Нет близких заменителей продукции, покупатель вынужден либо соглашаться на условия монополиста, либо обходиться без его товара; Способность манипулировать ценой и объемом выпуска в своих интересах; Вступление в отрасль блокировано.

2.Олигополия – относительно небольшое количество фирм производят данный продукт, производится однородная продукция, имеет место частичный контроль над ценой, имеются серьезные барьеры для вступления в отрасль. Если в отрасли господствуют только два производителя, такая ситуация будет называться дуополией.

Основные черты олигополии: Продукция, выпускаемая олигополистами, как правило, однородна или слабо дифференцирована; Вступление в отрасль затруднено в связи с крупными масштабами производства уже имеющихся фирм; Продавцы признают взаимную зависимость, поскольку если один из них изменит цены и объем выпуска, это сразу скажется на прибылях остальных, которые примут ответные меры, каждая фирма при разработке своей стратегии принимает в расчет ожидаемые реакции ее соперников; Конкуренция между олигополистами носит, в основном, неценовой характер, так как может возникнуть такое явление, как ценовая война - это ряд последовательных снижений цен конкурентами, возможных при условии, что они продают стандартный продукт, например, бензин.

3. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – множество производителей выпускают похожую продукцию, пытаясь при этом убедить покупателей в ее уникальности. Имеет слабый контроль над ценой.

Основные черты монополистической конкуренции: Дифференциация продукта, то есть создание в товаре действительных или мнимых отличий с целью сделать предложение уникальным, а своё положение монопольным; Использование ценовых методов конкуренции; Неценовая конкуренция возникает благодаря предложению продукта, отличного от других; Независимое функционирование каждого производителя – наличие сравнительно большого числа фирм делает практически невозможным тайный сговор, согласованные действия производителей с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен; Свободный вход и выход с рынка объясняется большим количеством мелких производителей, вследствие чего отраслевые барьеры очень незначительны.

4. Монопсония – такая ситуация на рынке, когда имеется всего один покупатель (мясокомбинат, молокозавод). Цены устанавливают покупатели.

5.Полипсония – несколько покупателей диктуют на рынке свои условия.

Власть монополии и монопсонии – это 2 формы рыночной власти, т.е. способности продавца или покупателя влиять на цену товара. Степень до которой отдельный продавец может использовать свою власть зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке.

 

 

15. Особенности ценообразования, формирование спроса и предложения в условиях несовершенной конкуренции.

Рыночная власть – это власть монополии и монопсонии влиять на цену товара. Степень, до которой отдельный продавец может использовать свою власть, зависит от наличия близких заменителей его продуктов и от доли в общих продажах на рынке.

Монопольная власть поддерживается следующим образом:

1.Исключительное право, полученное от правительства

2.Патенты и авторские права

3.Собственность на всё предложение какого-либо ресурса

4.Преимущества низких издержек крупного производства

5.Нечестное поведение

Фирмы-монополисты устанавливают высокие цены на свою продукцию. Для этого они преднамеренно создают зону дефицита товара, уменьшая объём производства.

Фирмы-монопсонии устанавливают монопольно низкие цены на товары, закупаемые у поставщиков. Для этого они преднамеренно создают зону избытка продукции, уменьшая закупки товара.

Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую «дань» посредством «ножниц цен».

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.