Тема 11. Бюджетно-налоговая политика. Экономический рост — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 11. Бюджетно-налоговая политика. Экономический рост

2017-11-28 138
Тема 11. Бюджетно-налоговая политика. Экономический рост 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Роль бюджета в распределении и перераспределении национального дохо­да.

2. Государственные расходы и доходы. Сущность, функ­ции и виды налогов.

3. Бюджетно-налоговая политика. Цели и инструменты БНП.

4. Экономический рост и развитие. Теории экономического роста. Цели и качество экономического рос­та. Типы экономического роста.

Базовый учебник

1. Экономика: Учебник.3-е изд., перераб. И доп./Под ред. Д-ра эконом. Наук проф.А.С.Булатова.-М.:Юрист,2001.-896с. - Гл. 23,24,26,27,28

Основная литература

1.Экономическая теория/Под ред.А.И.Добрынина; Л.с,Тарасевича,3-е изд. - СПбГУЭФ, Изд.»Питер»,2001 - 544с. - Гл. 25,26

2. Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. Экономикс: Принципы,проблемы и политика.-М.:Республика - т.1.

Дополнительная литература

1.Агапова Т.А.,Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник под общ.ред. д.э.н.,проф.А.В.Сидоровича.-М.:МГУ,Изд-во «ДиС» - 2.Гальперин В.М.,Гребенников Г.И,Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник/Общ.ред. Л.С.Тарасевича-изд-во.2-е перераб. и доп.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ

3.Бадретдинова А.М. Макроэкономика - 1:Учебно-методическое пособие. -Казань:Унипресс,2000 - 132с. - Гл. 7,8

Тема 12. Экономические основы развития мирового хозяйства

1. Этапы становления и основные черты мирового хозяйства. Теории международной торговли

2. Международная миграция капитала и рабочей силы. Место России в международном разделении труда

3. Валютная политика. Платежный, торговый баланс. Международная валютная система

 

Вопросы для обсуждении на семинарском занятии:

1) Какие формы международных экономических отношений являются главными для нашей страны?

2) Что такое торгуемые и неторгуемые товары и услуги?

3) Чем закрытая экономика отличается от открытой?

4) Объясните, почему согласно теории соотношения факторов Хекшера-Олина страна получает наибольшие преимущества от участия в международной торговле, если она специализируется на экспорте товаров, в создании которых используется имеющиеся в данной стране в изобилии факторы, а импортируют товары, при создании которых используются дефицитные факторы?

5) Из каких элементов складывается выигрыш страны от участия в международном обмене в соответствии со стандартной моделью международной торговли? Дайте определение.

6) В чем, согласно теории «конкурентных преимуществ» М.Портера, состоит различие между общими и узкоспециализированными факторами? Почему последние наиболее надежно обеспечивают конкурентные преимущества в мировой торговле тех или иных областей? Приведите конкретные примеры.

7) В чем сущность и главные причины международной миграции капитала и рабочей силы?

8) Что представляют собой современные мировые миграционные потоки?

9) Каковы тенденции и причины эмиграции из России? Какова причина иммиграции в Россию?

10) Каковы социально-экономические последствия эмиграции из Российской Федерации? Что на практике означает для России массовая иммиграция русскоязычных граждан?

11) Что представляет собой платежный баланс?

12) Что определяет степень конвертируемости валюты?

Базовый учебник

1. Экономика: Учебник.3-е изд., перераб. И доп./Под ред. Д-ра эконом. Наук проф.А.С.Булатова.-М.:Юрист,2001.-896с. - Гл. 26,27

Основная литература

1.Экономическая теория/Под ред.А.И.Добрынина; Л.с,Тарасевича,3-е изд. - СПбГУЭФ, Изд.»Питер»,2001 - 544с. - Гл.33-38

2. Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. Экономикс: Принципы,проблемы и политика.-М.:Республика - т.1.

Дополнительная литература

1.Гимпельсон В.,Горбачева Т. Движение рабочей силы (оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда).//Вопросы экономики.-2004.-№2.-с125-133

2.Ачаркан В.В. Валютные курсы в экономике сов. капитализма.-М.:Международные отношения

3.Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения: Учебное пособие для вузов.-СПб:Питер,2001.-272с.

 

Тема 13. Переходная экономика

1. Особенности переходной экономики России

2. Приватизация и её последствия. Формы собственности.

3. Рынок труда в переходной экономике.

4. Теневая экономика. Доходы и их распределение. Формирова­ние открытой экономики.

Базовый учебник

1. Экономика: Учебник.3-е изд., перераб. И доп./Под ред. Д-ра эконом. Наук проф.А.С.Булатова.-М.:Юрист,2001.-896с.

Основная литература

1.Экономическая теория/Под ред.А.И.Добрынина; Л.с,Тарасевича,3-е изд. - СПбГУЭФ, Изд.»Питер»,2001 - 544с.

Дополнительная литература

1. Ясин Е. Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ.- М, 2003.-С. 68.

2. Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? (к десятилетию начала переходных процессов) // Вопросы экономики. №7 - М, 1999 г. – с. 4-30.

3. Степашин С. Не в интересах страны//Экономические стратегии. – 2007.- № 2. – С.52

4. Радикальная экономическая реформа Гайдара: [Электронный ре­сурс http//www.opec.ru]

5. Радыгин А. Россия в 2000-2004 годах: на пути к государственному капита­лизму? // Вопросы экономики, 2004, № 4, с. 42-65;

6. Пчелинцев О.С. Приватизация против рынка. //Проблемы прогнозирования. - М.: 1991.-№3

7. Прогноз социально – экономического развития российской федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий (Минэкономразвития РФ от 18.04.07): [Электронный ре­сурс http//www. economy.gov.ru]

 

4. Балльно - рейтинговый регламент дисциплины

Блок 1 Результаты текущего контроля знаний (работа в семестре) Максимальное количество 50%
Тема Вид контроля Количество баллов (%)
Тема 1. Введение в экономическую теорию Опрос    
Тема 2. Механизм функционирования рынка. Теория потребительского поведения Опрос Самостоятельная работа  
Тема 3. Конкуренция и монополия Опрос  
Тема 4. Предприятие (фирма) в системе рыночных отношений. Предпринимательство. Формирование предпринимательского капитала Опрос Самостоятельная работа  
Тема 5. Издержки производства и прибыль Опрос  
Тема 6. Рынки факторов производства Опрос Самостоятельная работа  
Промежуточная контрольная работа  
Тема 7. Национальная экономика. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция Опрос  
Тема 8. Общее макроэкономическое равновесие Опрос Самостоятельная работа  
Тема 9. Товарный рынок Опрос  
Тема 10. Денежный рынок. Денежно-кредитная политика Опрос Самостоятельная работа  
Тема 11. Бюджетно-налоговая политика. Экономический рост Опрос  
Промежуточная контрольная работа  
Тема 12. Экономические основы развития мирового хозяйства Опрос Самостоятельная работа  
Тема 13. Переходная экономика Опрос  
Итоговый тест  
Итого  
Если студент в течении семестра набрал менее 25,5%, то он не допускается к экзамену  
Блок 2 Результаты зачетно-экзаменационной сессии    

 

Шкала соответствия рейтинговых оценок:

91% и более – «отлично»;

81%-90% - «очень хорошо»

71%-80% - «хорошо»

61%-70% - «удовлетворительно»

51%-60% - «посредственно»

50% и менее – «неудовлетворительно»

5.1.БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

 

  1. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 640 с.

 

5.2.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

2. Алексеева В.Е. и др. Макро- и микроэкономика: задачи, упражнения, математическое обеспечение: Сборник. В 2-х т. Т.2 - СПб.: Изд. Михайлова В.А. - 1997.

  1. Антипина В.И., Белоусова И.Э., Бубликова Р.В. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, ТК Велби. – 2007. – 576 с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория Учебник для студентов, обучающихся по эконом. специальностям. 10-е изд., испр. – Новосибирск: Сиб. согл., Омега-Л. – 2007. – 732 с.

5. Бартенев С.А. Экономическая теория и школы (история и современность): Курс лекций - М.: Бек. - 1998.

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Практикум. - М.: Проспект, ТК Велби. – 2007. – 288 с.

7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник - М.: Юристъ. - 2000.

  1. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: Учебное пособие. - М.: ДИС. – 2006. – 352 с.
  2. Бродская Т.Г., Видяпин В.И., Добрынин А.И., Дятлов С.А., Журавлева Г.П., Селищев А.С., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР. – 2007. – 127 с.
  3. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: Учебник. 1-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 672 с.
  4. Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика, Спб.: Изд-во С-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2003.

12. Гальперин В.М и др. Макроэкономика. Учебник. СПб.: Эко­номическая школа, 2000.

13. Гальперин В.М и др. Микроэкономика. Учебник. СПб.: Эко­номическая школа, 2000.

  1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. Общая редакция Гальперина В.М. Изд. 2-е, испр. СПб.: Экономическая школа, 1996.
  2. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: 3-е изд.,доп. и испр.- СПб: ГУЭФ, Питер. – 2007. – 544 с.
  3. Ефимова Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах: Учебное пособие. 3-е изд., испр. – М.: Флинта, МПСИ. – 2006. – 156 с.
  4. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2: Мезоэкономика: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К. – 2007. – 934 с.
  5. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. М.: Дело, 2001.
  6. Камаев В.Д., Борисовская Т.А., Ильчиков М.З. Экономическая теория. Краткий курс: учебник. 2-е изд., стер. – М.: Камерон, КНОРУС. – 2007. – 384 с.
  7. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. М.: МГУ, 1997.
  8. Лизогуб А.Н., Симоненко В.И. Экономическая теория (конспект лекций в схемах) Пособие для подготовки к экзаменам – М.: А-Приор. – 2007. – 160 с.
  9. Селищев А.С. Микроэкономика. СПб: Питер, 2002.
  10. Сидоров В.А. Общая экономическая теория Учебник для вузов. – М.: ЭЛИТ. – 2006. – 528 с.
  11. Симкина Л.Г. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник. 2-е изд. – СПб: Питер. – 2007. – 384 с.
  12. Слагода В.Г. Экономическая теория: Рабочая тетрадь. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, ФОРУМ. – 2006. – 160 с.
  13. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. образов. – 2007. – 654 с.
  14. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. М.: ТЕИС, 1999.

28. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник - М.: Инфра-М. - 1997.

 

5.3.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.

2. Вехи экономической мысли. Рынки факторов производства. Т.3. под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000.

3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: учебник для вузов/Пер. с англ. Под ред. Н.Л.Фроловой.

4. Гайгер Л. Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: Инфра-М, 1996.

5. Долан Эд., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: «Автокомп», 1999.

6. Кларк к. Распределение богатства. – М.: Экономика,1992.

7. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. / Пер. с англ. – М., издательская группа «Прогресс», 1993.

8. Менгер К., Визер Ф., Бём-Баверк Е. / Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.

9. Теория потребительского поведения и спроса. / Под ред. В.м. Гальперина СПб.: Экономическая школа, 1993.

10. Теория фирмы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб: Экономическая школа, 1995.

11. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992.

12. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. / Пер. с англ. М., Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.

 

6. Методические рекомендации.

 

 

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это совокупность самостоятельной деятельности студентов, направленной на глубокое изучение учебного материала и выработку навыков использования знаний в ходе решения учебных задач и последующей экономической деятельности.

 

6.1. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

 

При подготовке к этим занятиям студент, кроме рекомендованной литературы, должен обязательно использовать периодическую печать, статистические данные и другие новейшие материалы в целях характеристики тех или иных современных экономических процессов и явлений. Доклады на семинарских занятиях должны содержать план выступления (введение, основная часть из двух-трех разделов, заключение, список использованных литературы и источников), определения терминов, применяемых в выступлениях, и содержать два принципиально важных раздела – теоретический и практический. В практической части необходимо с помощью анализа найденного самостоятельно фактического статистического материала подтвердить те или иные теоретические положения первого раздела. Умение подобрать материал для исследования, способность проанализировать его и сделать самостоятельные выводы – важнейшая часть работы по подготовке выступления на семинарском занятии. Во время доклада на занятии студент может использовать различные средства наглядного оформления своего выступления - графики, диаграммы, таблицы, формулы и другие иллюстративные материалы, которые могут быть показаны на доске, розданы участникам семинара на бумажном носителе либо доведены до слушателей техническими средствами. В ходе семинарского занятия преподаватель определяет уровень самостоятельной подготовки студента и оценивает его знания в соответствии с балльно-рейтинговой системой.

Высший бал получают студенты, показавшие глубокое знание предмета, свободно владеющие терминологией, умеющие довести свою информацию до слушателей (без чтения доклада безотрывно по тексту), использующие при этом различные наглядные средства.

В период самостоятельной подготовки к практическому занятию студент должен подробно изучить соответствующую теоретическую тему по различным учебникам и периодической печати, самостоятельно решить несколько задач и тестов с использованием задачников и методических материалов, усвоить необходимые формулы, уравнения, зависимости, определения, понятия и т.п. В ходе практического занятия преподаватель с помощью решения студентами задач, тестов, конкретных учебных ситуаций определяет уровень самостоятельной подготовки студента к практическому занятию и оценивает его знания в соответствии с балльно-рейтинговой системой.

Таким образом, семинарские и практические занятия являются важным средством промежуточного контроля успеваемости студентов.

 

6.2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

РЕФЕРАТОВ

Реферат по экономической теории является важной формой учебной работы и научно-исследовательской деятельности. Написание реферата предполагает основательную самостоятельную работу студентов, которая способствует более глубокому усвоению наиболее сложных теоретических проблем курса. Реферат можно определить как доклад на заданную тему, сделанный на основе изучения учебной, монографической, периодической, статистической литературы и других источников. Процесс подготовки реферата состоит из следующих этапов; выбор темы на основе предложенной тематики; изучение литературы по теме реферата; написание и защита реферата. Для студентов очной формы обучения - это выступление на семинаре или конференции.

Студенты-заочники представляют рефераты согласно учебному плану для их рецензирования и оценки преподавателем.

Реферат должен включать следующие разделы: оглавление, введение, основную часть (изложение основного содержания темы), заключение и список использованной литературы.

Оглавление - это логическая основа работы, которая позволит правильно определить ее структуру, содержание, соподчиненность категорий и причинно-следственные связи между явлениями. Желательно, чтобы план был предварительно согласован с преподавателем, ведущим занятия по данной дисциплине. В план должны включаться основные вопросы темы в определенной автором логической последовательности. Следует избегать излишней детализации плана.

Введение. В этой части работы необходимо аргументированно показать актуальность темы. Кроме того, необходимо сформулировать основную цель и задачи, которые ставятся в реферате.

Основная часть. Данный раздел реферата имеет собственную структуру, которая состоит из двух параграфов. В этой части работы основное внимание должно быть уделено теоретическому анализу темы. Рекомендуется решить эту проблему в первом параграфе. Во втором параграфе анализ должен вестись в практической плоскости. Другими словами, теоретические положения должны быть обоснованы хозяйственной практикой новейшего периода российской экономики. Здесь на основе периодической и статистической литературы исследуются состояние, динамика и перспективы экономического явления.

Заключение должно содержать выводы по задачам (определенным во введении), которые автор сформулировал на основе проведенного анализа. Основной упор должен быть сделан на практическую значимость полученных результатов.

Реферат должен быть написан ясным литературным языком. Он не должен содержать повторений, не общепринятых в экономической теории аббревиатур и сокращений.

Оформление реферата. Правильное оформление реферата предполагает наличие на титульном листе следующих реквизитов: название вуза, факультета, кафедры, наименование изучаемого курса и темы, индекс группы, фамилия и инициалы студента, ученая степень и звание научного руководителя.

На следующем листе приводится оглавление реферата с указанием страниц соответствующих разделов.

Текст реферата должен быть напечатан. Приводимые в работе цитаты из экономической литературы, а также статистические данные должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы и страниц.

Страницы реферата должны быть пронумерованы. Объем реферата 10-15 страниц текста, написанного на компьютере через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman, размер 14.

В конце реферата приводится список использованной литературы, который оформляется по правилам библиографического описания в следующей последовательности:

1. Официальные материалы (законы, указы, постановления).

2. Монографическая литература и другие источники в алфавитном порядке.

Студенты, не представившие реферат в соответствии с учебным планом или получившие отрицательную рецензию, к зачету или экзамену по макроэкономической теории не допускаются.

 

6.3.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ

Учебными планами предусматривается выполнение студентами курсовой работы по экономической теории.

Значение курсовой работы. Курсовая работа является важной формой учебной деятельности и подготовки высококвалифицированных специа­листов.

Выполнение курсовой работы преследует следующие цели:

во-первых, научить студентов самостоятельно, творчески работать с экономической литературой, находить и критически оценивать положения, касающиеся исследуемых явлений и процессов экономической действительности;

во-вторых, выработать умение экономически грамотно, логически четко и последовательно излагать свои мысли в письменной форме при анализе теоретических проблем и умело применять положения экономи­ческой теории при решении практических задач;

в-третьих, углубить знания студентов в области экономической тео­рии.

Важно отметить, что курсовой проект - это одна из ступеней к написа­нию дипломного проекта.

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя. Поло­жительно оцененная работа рекомендуется к защите. Неудовлетворитель­но выполненные работы подлежат переработке в соответствии с замеча­ниями, содержащимися в рецензиях.

Переработанную курсовою работу студент сдает вместе с первым вариантом работы и рецензией на нее.

Структура работы. Курсовая работа по своей структуре должна со­стоять из четырех основных частей: введения, основной части, заключе­ния и списка использованной литературы.

Во введении автор обосновывает актуальность выбранной темы, опре­деляет степень ее разработанности (т.е. проводит анализ литературных источников), а также формулирует основную цель и задачи, которые будут решаться в работе. Объем введения не должен превышать 2-3 страниц.

В основной части излагается содержание исследуемой проблемы. Эта часть должна состоять из 3-4 вопросов (разделов).

Логика изложения материала может быть следующей: в первом разделе рассматривается теория исследуемой проблемы, даются определения ос­новных понятий, анализируются общие тенденции развития изучаемого явления.

Во втором разделе раскрывается состояние экономических процессов, дается их характеристика. Показываются достижения в решении той или иной проблемы, приводятся количественные показатели и т.д. Этот раздел строится на основе исследования реальной российской экономики но­вейшего периода.

В третьем разделе автор анализирует факторы, которые оказывают влияние на динамику хозяйственных процессов в России, определяет на­правленность их действия и формулирует практические рекомендации, ка­сающиеся характера принимаемых экономическими субъектами решений.

Заключение. В этой части работы дается краткая формулировка основ­ных теоретических и практических выводов и результатов, к которым автор пришел в результате исследования проблемы.

Объем заключения - 2-3 страницы. Общий объем работы должен со­ставлять 30-35 страниц текста, набранного на компьютере через 1,5 меж­строчных интервала шрифтом Times New Roman, размер 14.

Последняя часть работы - это список использованной литературы, по­сле которого следуют Приложения.

Основные требования к курсовым работам

Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы, каждый студент должен изучить требования, которые предъявляются к письмен­ным работам по экономической теории. Они следующие:

· использование в работе теоретических и методологических достиже­ний отечественных и зарубежных экономических школ;

· обязательное использование официального статистического и факти­ческого материала по экономике России новейшего периода, публикуемо­го в периодической печати и статистических ежегодниках, других источ­никах;

· изложение материала должно носить дискуссионный, а не деклара­тивно-описательный характер;

· наличие четкой авторской точки зрения на состояние и перспективы развития исследуемых процессов;

· раскрытие связей исследуемой темы с практикой переходных про­цессов в российской экономике.

Порядок выбора темы, написания и оформления курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы осуществляется студентом самостоя­тельно из рекомендованной тематики. В некоторых случаях студенту пре­доставляется право предложить тему, не включенную в рекомендованную тематику. В этих случаях студент согласовывает формулировку темы кур­совой работы с преподавателем.

При выборе темы курсовой работы следует исходить из следующих положений:

во-первых, выбрать тему необходимо из тех разделов курса экономи­ческой теории, которые являются наиболее сложными для понимания или вызывают у студента научный интерес;

во-вторых, желательно, чтобы выбранная тема была связана с произ­водственной работой студента или близкой к профилю будущей специальности.

Порядок выполнения курсового проекта после выбора темы может быть разделен на следующие этапы:

· подбор и изучение литературы;

· составление плана работы;

· сбор и обработка фактического и статистического материала;

· написание курсовой работы;

· защита курсовой работы.

Оформление курсовой работы предусматривает выполнение следую­щих требований:

наличие титульного листа; оформление первой страницы работы; оформление списка использованной литературы, в котором в начале приводятся официальные материалы, а потом в алфавитном порядке (по фамилии авторов книг, статей или названий книг, статей авторских коллек­тивов) другие литературные источники; страницы курсового проекта должны быть пронумерованы.

Курсовая работа должнан быть снабжена научным аппаратом: на все ци­таты и статистические данные, приводимые в тексте, даются ссылки на источники, из которых они взяты.

Подготовка и защита курсовой работы

Готовую курсовую работу студенты сдают преподавателю в установ­ленные сроки для рецензирования. Сроки сдачи работы устанавливаются с таким расчетом, чтобы его автор в соответствии с рецензией мог осущест­вить переработку темы и подготовиться к защите. В целях повышения эффективности защиты в рецензии на курсовую работу должны быть отражены следующие моменты:

· общая характеристика работы и ее положительные стороны;

· характеристика степени самостоятельности исследования;

· анализ недостатков в отношении структуры, содержания, полноты и глубины раскрытия темы;

· конкретные рекомендации по устранению замечаний;

· предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к за­щите» или «Работа не допускается к защите».

Таким образом, подготовка к защите курсовой работы предполагает устранение недостатков, изучение новых источников, дополнительное ос­мысление содержания работы, способность объяснить любые сформулированные в работе положения и использованные термины.

Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы преподавателем и кафедрой на конкурс студенческих научных работ.

 

7. Программно - информационное обеспечение дисциплины.

Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ: www.economy.gov.ru

 

 

Приложение 1

к программе дисциплины

Введение в экономическую теорию

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Зарождение экономической теории: меркантилизм и физиократия

2. Классическая школа

3. Марксистская политэкономия

4. Маржинальная революция и австрийская школа

5. Неоклассика как синтез классической политэкономии и маржинализма

6. Историческая школа

7. Институциональная школа и неоинституционализм

8. Учение Дж. М.Кейнса и неокейнсианство

9. Современные неоклассические направления

10. Неолиберальное течение в экономике

11. Экономическая мысль России

12. Предмет и функции экономической теории

13. Методология и методы экономической теории

14. Экономические агенты и экономические блага

15. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей

16. Экономические интересы, цели и средства

17. Выбор оптимального решения. Кривая производственных возможностей

18. Компромисс между эффективностью и равенством, потреблением и досугом

19. Фактор времени и дисконтирование. Потоки и запасы

20. Виды величин

21. Кругооборот благ и доходов

22. Общественное производство и его основные стадии

23. Факторы производства. Производительные силы и производственные отношения

24. Производственная функция. Закон возрастания дополнительных затрат и убывающей производительности

25. Собственность как экономическая категория. Право собственности

26. Экономические системы

27. Товарное производство: условия возникновения и основные типы

28. Товар и его свойства. Альтернативные теории стоимости товара

29. Сущность и функции денег. Теория денег

30. Виды денег. Денежное обращение

31. Рынок: сущность и функции

32. Элементы рыночной экономики. Инфраструктура и структура рынка

33. Конкуренция и ее виды. Совершенная конкуренция

34. Несовершенная конкуренция. Антимонопольное регулирование

35. Спрос на товар и его эластичность

36. Предложение товара и цена равновесия

37. Теория цены товара. Функции и виды цен

38. Теория потребительского поведения

39. Метод бюджетных линий и кривых безразличия

40. Предпринимательство, его виды и формы организации

41. Фирма как экономический агент. Теории фирмы

42. Экономическое равновесие фирмы на рынке

43. Теория управления фирмой. Маркетинг

44. Теории капитала. Формирование предпринимательского капитала

45. Кругооборот капитала. Основные и оборотные фонды предприятия

46. Сущность и виды издержек

47. Виды прибыли и факторы ее образующие

48. Экономические основы заработной платы

49. Земельная рента как доход с земли. Цена земли

50. Модель макроэкономического оборота

51. Система национального счетоводства

52. Резидентные и нерезидентные единицы

53. Макроэкономические показатели. Методы исчисления ВНП. Национальное богатство

54. Доходы населения и их перераспределение

55. Совокупный спрос и совокупное предложение

56. Потребление, сбережение и инвестиции

57. Сущность, типы и факторы экономического роста

58. Цикличность экономического развития

59. Рынок труда и его функции

60. Занятость и безработица.

61.Сущность и функции финансов. Финансовая система

62. Государственный бюджет и бюджетная система. Государственный долг

63. Сущность и виды налогов. Кривая Лаффера

64. Инфляция: сущность, виды, социально-экономические последствия

65. Кредит: сущность и формы. Кредитная система

66. Финансовый рынок и рынок ценных бумаг

67. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики

68. Методы и направления государственного регулирования экономики

69. Мировое хозяйство, его содержание и структура

70. Международные валютные отношения и валютная система

 

 

Приложение 2

к программе дисциплины

Введение в экономическую теорию

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.

 

1 Общественное производство - основа жизни человеческого общества.

2 Мотивы и стимулы производственной активности человека.

3 Ограниченность ресурсов и проблемы организации производства.

4 Проблемы эффективности использования ограниченных ресурсов.

5 Становление и развитие современного рыночного хозяйства.

6 Деньги: происхождение, функции и их роль в экономике.

7 Теория предельной полезности и ее место в экономическом анализе.

8 Спрос и предложение в системе рыночного механизма.

9 Связь эластичности спроса с конкуренцией между производителями.

10 Механизм рыночного равновесия.

11 Механизм рынка и его функции.

12 Объяснение поведения потребителя с позиции теории предельной по­лезности.

13 Анализ поведения потребителя в условиях экономической динамики.

14 Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества.

15 История развития предпринимательства в России.

16 Основные цели, задачи и функции предпринимательства в современ­ной экономике России.

17 Основные формы организации предпринимательства.

18 Фирма в системе рыночных отношений.

19 Издержки фирмы: сущность, структура и классификация.

20 Предельные издержки и их роль в формировании стратегии фирмы.

21 Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

22 Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

23 Предельная производительность. Закон убывающей отдачи.

24 Сущность, источники и функции прибыли.

25 Содержание экономической и бухгалтерской прибыли.

26 Сущность и источники монопольной прибыли.

27 Сущность и структурные уровни собственности в современной экономике.

28 Социально-экономические основы многообразия форм и видов собст­венности.

29 Классификация форм и видов собственности в современной экономи­ке России.

30 Приватизация и ее социально-экономические последствия в отечественной экономике.

31 Пути минимизации издержек производства.

32 Степень развитости конкурентных отношений и структура рынка.

33 Несовершенная конкуренция и рыночная власть.

34 Содержание рыночной власти и ее источники.

35 Сущность и содержание антимонопольной политики государства.

36 Производный характер спроса на факторы производства.

37 Спрос и предложение труда. Равновесие на рынке труда.

38 Безработица в современной экономике России.

39 Необходимость и содержание государственного регулирования рынка труда.

40 Сущность заработной платы и ее динамика в современной экономике России.

41 Рынок капитальных благ и процент.

42 Взаимосвязь чистой производительности капитала с процентным до­ходом.

43 Собственность на землю и земельная рента.

44 Сущность дифференциальной и абсолютной ренты.

45 Внешние эффекты (экстерналии) и их роль в экономике.

46 Государственное регулирование экономики России.

47 Сущность общественных благ и их производство в современной эко­номике России.

48 Предмет и метод макроэкономического анализа.

49 Основные показатели социально-экономического развития государст­ва.

50 Методы исчисления валового внутреннего продукта (ВВП).

51 Понятие рыночного равновесия на макроуровне. Модель AD-AS.

52 Анализ макроэкономического равновесия Дж. М. Кейнса.

53 Взаимосвязь между инвестициями, сбережениями, нормой процента и национальным доходом. Модель IS.

54 Спрос и предложение денег в рыночном хозяйстве.

55 Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Экономическая интерпретация модели LM.

56 Роль денежного рынка в трансформации сбережений в инвестицион­ные ресурсы.

57 Денежный рынок: структура и механизм его функционирования. Современное состояние денежного рынка в России.

58 Сущность, показатели и типы экономического роста.

59 Экономический рост и проблемы сохранения среды обитания челове­ка.

60 Новое качество экономического роста.

61 Цикличность как всеобщая форма экономического развития.

62 Характеристика экономического цикла: классификация, фазы, периодичность.

63 Содержание государственной антициклической экономической политики.

64 Особенности экономического кризиса в России.

65 Причины инфляции, основные ее виды и социально-экономические последствия.

66 Содержание антиинфляционной политики государства и основные методы ее реализации.

67 Безработица и проблемы социальной защищенности населения.

68 Особенности рынка труда в современной России.

69 Сущность и методы индексации доходов населения в условиях ин­фляции.

70 Необходимость и сущность государственного регулирования рыноч­ной экономики.

71 Цели и методы государственного регулирования экономики.

72 Кредитно-банковская система России и ее современная структура.

73 Кредитно-денежная политика Центрального банка России и инструменты ее реализации.

74 Сущность финансов общества и их роль в обеспечении экономическо­го роста.

75 Государственный бюджет: принципы построения и его функции.

76 Доходы и расходы государственного бюджета и их влияние на дина­мику экономических процессов.

77 Налоги: сущность, функции и место в системе государственного

78 Фискальная политика России на современном этапе. Мультипликатор государственных расходов.

79 Мировое хозяйство: основы возникновения, основные черты и структура.

80 Факторы развития международного разделения труда.

81 Международное разделение труда как фактор интегр


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.296 с.