Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике.

2017-11-28 633
Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Софисты считали, что о каждой вещи высказываются разные суждения, и все они, даже противоположные, чем-то обусловлены. След-но, никто не обладает знанием, а каждый только высказывает свое мнение.. Наиболее уважаемым из фил-фов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Сократ не оставил значительных фил-фских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, фил-ф-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою фил-ю и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами кот. были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро: зло; любовь; счастье; честность и т. Фил-ф был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общ-ва, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: способствовал распространению знаний, просвещению граждан; искал ответы на извечные проблемы чел-ва - добра и зла, любви, чести и т.д. открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее док-ва в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних фил-фов; воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ". В 5 вднэ на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Г. пришла власть демокр. Развитие созданых ею новых выборных учреждений - нар.собрания и суда, игравшего >. роль в борьбе партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. Однако нерасчлененность тогдашнего знания и >роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти новые мыслителиобычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали наз-ться те,кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения. Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания. Ф. течение соф. неоднородно. Наиболее хар-рно для всех представителей С. явл. тезис о относит-ности всех чел. понятий, эттических норм и оценок. Старшая группа: Протагор (481 - 411днэ). Он доказывал, будто каждому утверждению м/б с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Горгий. Ничто не сущ-вует. Если и есть нечто суще-вующее, то оно непознываемо. Если оно познваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. Старш. соф. были крупными спецами в вопр. права и общ-полит вопросах. Младшие софисты.(6 вднэ) В их учениях особенно выделяются этические и соц идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необх-сть классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.) Фразимах распространил учение об относительн. всякого знания на соц. этические отношения и утверждал, что справедливость это то, что полезно сильному. СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов. Фил. по С. - учение о том как следует жить. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание) Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо. Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская. КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслождение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент.

 

Исторические Формы и принципы диалектики. Диалектика (от греч.) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это ТЕОРИЯ И МЕТОД ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТ-СТИ, УЧЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ МИРА И ВСЕОБЩИХ З-НАХ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩ-ВА И МЫШЛЕНИЯ. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития фил-и. Эл-ты диалектики содержались в учениях фил-фов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить 3 ее исторические формы- стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической фил-и и материалистическую диалектику современности. СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в фил-и древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все сущ-вует и в то же время не сущ-вует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона "изобретателем диалектики" На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же 1ым и ввел термин "диалектика". Платон наз-л диалектикой логический метод, с помощью кот. идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Эл-ты диалектического мышления можно найти в фил-фских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними фил-фских учений и школ, но все это была стихийная диалектика. В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛ-И (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в фил-фской системе Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, кот. учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явл-й, вещей и процессов, кач-ные превращения, переходы от низшего к высшему ч/з отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира опред-ся саморазвитием "абсолютной идеи", мистического "мирового разума" в процессе рассуждения о самом себе. ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА - это движ-е и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания чел-ка, ни от сознания человечества. СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - это движ-е и развитие мыслей, понятий, кот. отражают в сознании объективную диалектику. Субъективная диалектика, след-но, вторична, объективная - первична. 1я зависит от 2, 2я не зависит от 1. Поскольку субъективная диалектика -отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам. Исходными принципами диалектики явл-ся: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной – рез-ат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник чел-к. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явл-ям. Важнейшим принципом диалектики явл-ся принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явл-й составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, сущ-ные связи, те, кот. имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, чел-к открывает з-ны объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих з-нов составляет непременное усл-е практической преобразующей деятельности, творчества. К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т.е. всеобщей причинной обусловленности явл-й, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др. Принципы диалектики м/б выражены и конкретизированы только ч/з ее основные понятия – з-ны и категории.

Философия Платона.

Философия Платона облечена в художественную форму. Среди произведений диалогического жанра, в цслом весьма характерного для древней философской литературы, его диалоги занимают особое место. По сравнению с индийскими и средневековыми европейскими философскими диалогами они скорее напоминают пьесы с яркими и психологически убедительными характерами, правда, без драматургического действия.

 

Как уже отмечалось, выразителем точки зрения Платона в диалогах является Сократ. Метод, используемый им, получил наименование майевтики. Этим словом в греческом языке называлось искусство повитух. Смысл этого образа заключается в том, что Сократ не выдвигает собственных утверждений, но, находя противоречия в рассуждениях собеседника, помогает тому самому “родить” истину, самому сформулировать правильный вывод.

 

Именно так строится разъяснение центральной концепции Платона — его учения об идеях. В качестве введения в него можно рассматривать диалог “Гип-пий Больший”. Гиппий — реальное историческое лицо, известный философ-софист. Платон, подобно Сократу, относившийся к софистам с глубокой неприязнью, представляет его как недалекого, но чрезвычайно самоуверенного человека. Сократ и Гиппий обсуждают вопрос, что такое прекрасное. Гиппий сначала недоумевает, как можно не понимать таких простых вещей. Прекрасное он отождествляет то с прекрасной девушкой, то с лошадью, а то и с кувшином. Сократ без труда показывает своему незадачливому оппоненту, что прекрасное — это качество, которое может быть присуще самым разным явлениям, в которых оно воплощено. Но Сократа интересуют не эти конкретные воплощения, а прекрасное само по себе. И он убеждает Гиппия, что если у разных людей — одно и то же представление о прекрасном, и если эта идея способна принимать различный вид, то единственным объяснением этого обстоятельства может быть вывод, что прекрасное — это идея, существующая сама по себе, независимо от человеческого сознания, и тем более — от отдельной вещи, в которой она находит свое воплощение.

 

С идеей прекрасного сходны другие идеи — прежде всего центральная для Платона идея блага. Идеи представляют собой образцы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, своеобразный эталон, в соответствии с которым он “изготовлен”. Например, стол существует потому, что есть идея стола, дерево — потому, что есть идея дерева, человек — потому, что есть идея человека. Но между вещью и ее образцом существует и принципиальное различие. Если первая существует лишь в течение определенного срока, то второй — вечен и не подвержен разрушению.

 

Однако с точки зрения Платона еще более существенно другое: такими же идеями-эталонами являются важнейшие этические принципы — благо, добро, справедливость. В окружающем нас мире могут попираться их конкретные и несовершенные воплощения, но не они сами. Идеи неподвластны никакому человеческому произволу.

 

Но что же представляют собой платоновские идеи? Платона принято считать основоположником объективного идеализма, т.е. философской доктрины, согласно которой мысли и понятия существуют объективно, самостоятельно, независимо от человеческого сознания. Но такое представление о древнем платонизме — не что иное, как модернизация, юга приписывание Платону убеждений, сложившихся значительно позже и в совершенно иной исторической и интеллектуальной обстановке. “Идеи” Платона — это совсем не то, что мы подразумеваем под идеями сегодня. Однако в другом, психологическом и моральном смысле слова, он безусловно был идеалистом, ибо самой важной проблемой для него был вопрос о соотношении идеала и действительности. Платону было очевидно, что мир, в котором возможны осуждение и казнь Сократа, не знает справедливости и не живет в согласии с ней. Идеи блага, прекрасного, справедливости не могут быть его порождениями. Но если они присутствуют в сознании людей, значит, этот мир не может быть настоящим, поистине реальным миром. Следовательно, кроме него должен существовать какой-то иной мир, мир подлинных ценностей и незыблемого порядка, не нарушаемого никаким человеческим произволом. Уверенность в существовании такого высшего, горнего мира являлась для Платона жизненной необходимостью. А потому нетрудно представить себе, какое раздражение вызывали у него те, кто отрицал саму возможность высшей реальности, недоступной зрению, слуху и осязанию.

 

Свою концепцию Платон иллюстрирует с помощью замечательного образа, который мы обнаруживаем в его позднем произведении “Государство”. Это знаменитая картина пещеры. В пещере сидят пленники, прикованные цепью и не имеющие возможности выйти наружу. Через небольшое отверстие в пещеру проникает свет, и люди видят на стенах тени. И так как ничего, кроме этих теней, они видеть не в состоянии, им кажется, будто это и есть подлинные вещи. В действительности же это только отражение того, что делается за пределами пещеры. Такой пещерой, темницей, Платон считал и обычное повседневное существование людей вообще, и существование человеческой души, заключенной в теле.

 

Философия Платона.

1. Аристотель (384 - 322 гг. до и. э.) – древнегреч-й фил-ф классическо­го п-ода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей фил-фской деятельности Аристотель прошел 3 основных этапа: • 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона); • 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле - столице Македонского гос-ва по приглашению царя Филиппа; воспитывал Ал. Македонского; • 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Механика", 2. Фил-ю Аристотель делил на 3 вида: • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная фил-я"); • практическую - о деятельности чел-ка, устройстве гос-ва; Считается, что фактически Аристотелем как 4ая часть фил-и была выделена логика. •3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой фил-и Платона, согласно кот. окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой -идеи". Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, кот. имеет и свои собственные хар-ки - протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: • не сущ-вует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением кот. явл-ся все вещи и предметы материального мира;• сущ-вуют только единичные и конкретно определенные вещи; • данные вещи наз-тся индивидуумы (в переводе - "неделимые"), • индивидуумы явл-ся первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов - вторичной.4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" и их материальное отражение, возникает вопрос: что такое бытие? Аристотель выделяет 10 категорий, кот. отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие. а 9 остальных дают его хар-ки. Данными категориями явл-ся: сущность (субстанция);кол-во;кач-во;отношение;место; время; положение; состояние; действие;страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие - это сущность (субстанция), обладающая св-ми кол-ва, кач-ва, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. ' Чел-к, как правило, способен воспринимать лишь св-ва бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без кот. немыслимо само бытие.. Носителем сознания, по Аристотелю, явл-ся душа. Философ выделяет 3 уровня души:• растительная душа;• животная душа;• разумная душа. Аристотель материалистически подходит к проблеме чел-ка. 7. Аристотель выделяет 6 типов гос-ва:• монархия;• тирания;• аристократия;• крайняя олигархия;• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).Подобно Платону Аристотель. разделяет "дурные" формы гос-ва (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой гос-ва,,по Аристотелю, явл-ся полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, гос-во "среднего класса" (идеал Аристотеля).8. Историческое значение фил-и Аристотеля в том, что он:• внес существенные коррективы в ряд положений фил-и Платона, критикуя учение о "чистых идеях";• дал материалистическую трактовку происхождения мира и чел-ка;• выделил 10 философских категорий; • дал определение бытия ч/з категории;• определил сущность материи;• выделил шесть типов гос-ва и дал понятие идеального типа – политики Действительно, 1я фил-я, согласно определению Аристотеля, это, во-первых, учение о высших, т. е. о самых общих, причинах или началах (в отличие от всех других наук, кот. изучают частные причины или начала); во-вторых, это теоретическая наука, изучающая бытие, а не деятельность. Первая фил-я, по Аристотелю, изучает бытие вообще, а «вторые фил-и» (напр. физика и математика) изучают лишь отдельные стороны бытия. 4. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, считал Аристотель. Логику он назвал «органической» наукой, т. к. она есть орудие («органон») для изучения бытия (впоследствии ученики Аристотеля назвали эту часть его учения «Органоном»). Метод доказательств из силлогизмов, т. е. из общих выводов — получение производных суждений, частных, он назвал дедукцией. 5. Важнейшее учение Аристотеля — о душе чел-ка. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество чел-ка — его разум, кот. нет у животного. Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его извне привнесенным в животную душу и развившим последнюю. По Аристотелю, в душе чел-ка есть как бы две совершенно различные части: животная и разум. Разум — нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. 6. В "Политике", исследуя формы гос-ного устройства, Аристотель пришел к выводу, что лучшей из правильных форм явл-ся "полития", ибо она должна объединять добродетель, богатство, свободу, выражать интересы богатых и бедных. Плохими формами гос-ва Аристотель считал тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политии). Аристотель отвергал спекулятивное «идеальное» гос-во Платона. Одной из основных задач гос-ва он считал удержание рабов в повиновении. Согласно учению Аристотеля, рабство существует "по природе", ибо одни люди предназначены повелевать, а другие - подчиняться и следовать указаниям первых. Теория гос-ва Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-гос-вах (полисах). Аристотель завершает классический п-од в развитии греческой фил-и. Фил-я Платона. 1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший фил-ф Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фил-фской школы - Академии, основоположник идеалистического направления в фил-и. Платон - 1ый древнегреческий фил-ф, оставивший после себя ряд фундаментальных фил-фских произведений, наиболее важными из кот. явл-тся -"Федон", "Гос-во",Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. 2. Платон явл-ся основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения явл-тся следующие: • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое сущ-ние;• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не сущ-ет как самостоятельная субстанция; • реально суще-вуют лишь чистые идеи; • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая сущ-ющая вещь явл-ся всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи • весь мир явл-ся отображением чистых идей.3. Также Платон выдвигает фил-фское учение о триаде, согласно кот. все сущее состоит из 3х субстанций:• "единого";• "ума";• "души"."Единое":•явл-ся основой всякого бытия;•не имеет никаких признаков(ни начала, ни конца,и т. д);•есть ничто; •выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; •первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явл-й, всех св-в."Ум": •происходит от "единого";•разделен с "единым";•противоположен "единому";• явл-ся сущностью всех вещей;• есть обобщение всего'живого на Земле. "Душа":• подвижная субстанция, кот. объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое", а также связывает м/д собой все вещи и все явления;• также согласно Платону душа м/б мировой и душой отдельного чел-ка; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу м/иметь также вещи и неживая природа;

4 Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:• поскольку материальный мир явл-ся всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи"; • "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса");• "• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, фил-фы, след-но, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи". 5. Особую роль в своей фил-и Платон уделил проблеме гос-ва (что было нетипично для предшественников - "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., кот. занимались поисками первоначала мира и объяснением явл-й окружающей природы, но не общ-ва).Платон выделяет семь типов гос-ва: идеальное "гос-во будущего", кот. пока не сущ-ет и в кот. отпадет необходимость в гос-ной власти и законах, и шесть типов ныне сущ-щих государств. Среди 6и сущ-вующих типов Платоном указываются: монархия - справедливая власть одного чел-ка; тирания.- несправедливая власть одного чел-ка; аристократия - справедливая власть меньшинства; олигархия - несправедливая власть меньшинства; демократия - справедливая власть большинства; тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами гос-ва, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами гос-ва м/б только аристократия и монархия. 6. Также Платон выдвигает собственный план гос-ного устр-ва, согласно данному плану:• все население гос-ва (полиса) делится на 3сословия – фил-фы, воины, работники;• работники (крестьяне) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага,;• воины занимаются физическими упражнениями, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях;• философы (мудрецы) - разрабатывают фил-фские теории, учат, управляют гос-вом;• философы и воины не должны иметь частной собственности;• жители гос-ва вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;• не существует брака, все жены и дети общие; • допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. 7. Историческое значение фил-и Платона в том, что: • были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, и др.); • была создана философская школа (Академия),'просущ-вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).- 3. Этика Платона (произведения «Федон» и «Гос-во») основана на понимании добра как высшей цели нашей деят-ти. В чем состоит осуществление добра на земле? Оно – не в достижении личного счастья, а в совершенном общ-ве. Этика Платона – не индивидуальная, а соц-ая, она органически связана с политической теорией гос-ва. Цель гос-ва, т.е. смысл его сущ-вования, состоит в обеспечении справедливости. Получается что цель его- этическая. Однако исторические причины возникновения гос-ва иные - экономические. Но т. к. смысл всего существующего - осуществление добра, то и смысл гос-ва - тот же. Если гос-во организуется вне нравственных целей, то оно не будет прочным. Платон, далее, предложил свое понимание гос-ного устр-ва соответственно цели- достижению справедливости. Граждане в нем д/б разделены на три сословия 1ое сословие - правители. Добродетель, присущая им мудрость, поэтому они и называются мудрецами, философами. 2ое сословие - воины, их добродетель- мужество, а обязанность -, помогать провителям управлять низшим сословием и охранять гос-во от внешних врагов. 3е сословие - люди, заботящиеся о материальном благе общества. Их обязанность - приобретать материальные блага и культивировать в себе добродетель умеренности. Это сословие земледельцев, ремесленников, и т. п., оно д/б в полном подчинении у правителей Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от него, они должны быть поставлены в особые условия. Отсутствие у них частной собственности, семьи и полное равноправие женщин. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна к накоплению. Есть одна добродетель, кот., по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям — это мера. Ничего сверх меры — принцип, общий для большинства греческих философов. Такова теория Платона о совершенном и справедливом государстве как высшем счастье.

 

Философия Аристотеля.

Важнейшее учение Аристотеля — о душе чел-ка. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество чел-ка — его разум, кот. нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом.основано наличие речи у чел-ка и отсутствие ее у животного. Далее, у чел-ка есть наука (т. е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие чел-ка, формирует его волю. Воля складывается из стрем- лений и предполагает готовность чел-ка к нравственному выбору (кот. в свою очередь основан на знании общего). 1. Физика Платона, как уже говорилось, включала в себя и учение о чел-ке, поскольку чел-к и его душевный мир рассматривались как часть природы. Физика (от греч. природа) буквально означает «касающееся природы», поэтому так называлось все фил-фское учение о природе. У Платона диалектика – это приемы научного мышления. Знанием для него явл-ся математика, а также – метафизика (а именно – учение об идеях, о душе). Учение же о природе, (т. е. все естественные науки) относятся к мнению (или к вере). До сих пор эта точка зрения Платона явл-ся наиболее критикуемой. 2. Интересные идеи Гераклит высказал и в обл-ти теории познания. Оно, по его учению, представляет собой прежде всего познание космоса в его вечном изменении. При этом Гераклит придавал большое значение как чувственному, так и рациональному познанию. Чел-к должен прислушиваться к природе, но в то же время в процессе познания обращаться к своему разуму. 3. Сократ был убежден, что люди от природы добры. Его учение можно назвать этическим интеллектуализмом, т.к. он считал знание пониманием добра, чисто интеллектуальным эл-ом, наиважнейшей частью нравственности. Более того, знание считал он самой нравственностью. Из учения Сократа следовали такие выводы:1,добродетели м/обучить при помощи умственного образования;2,знание одно, след-но, и добродетель одна (а разные добродетели – это разные части знания: справедливость – знание о том, как следует поступать с другими; благочестие – знание, как вести себя по отношению к богам; мужество – знание того, чего надо избегать и чего не следует страшиться и т.д.). Но в чем же состоит добро вообще, к знанию кот. сводится всякая добродетель? Сократ считал таким общим добром заботу о душе и о ее совершенствовании. Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было системетическим, т.к. Сократ ничего не писал, лекций не читал и ограничивался только беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял, усвоил и развил его учение – Платон. Интересные идеи Гераклит высказал и в области теории познания. Оно, по его учению, представляет собой прежде всего познание космоса в его вечном изменении. При этом Гераклит придавал большое значение как чувственному, так и рациональному познанию. Чел-к должен прислушиваться к природе, но в то же время в процессе познания обращаться к своему разуму. Интересны взгляды Демокрита и в теории познания.

 

В познании есть 2 вида, утверждал он: логическое рассуждение, а также чувственное познание: зрение, слух, запах, вкус, осязание. В то же время следует отметить: Демокрит склоняется к выводу, что истинное знание дает разум чел-ка, т.е. логическое рассуждение. 3. Этика Платона (произведения «Федон» и «Гос-во») основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности. В чем состоит осуществление добра на земле? Оно - не в достижении личного счастья, а в совершенном обществе. Этика Платона - не индивидуальная, а социальная, она органически связана с политической теорией гос-ва. Платон делит людей на 3 типа в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в них: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Им соответствуют и разные типы добродетели. Если преобладает разумная, то людям свойственна мудрость. Люди этого типа привержены к правде, справедливости и умеренности во всем, касающемся чувственных наслаждений. Их Платон называл фил-фами, мудрецами, и отводил им роль правителей в идеальном гос-ве. При преобладании аффективной части души чел-к отличался мужеством, умением подчинять страсти долгу. Эти кач-ва необходимы воину или «стражу», кот. охраняет гос-во. Люди же с душой вожделеющего типа д/заниматься физическим трудом, т. к. они слишком привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне, ремесленники, обеспечивающие материальную жизнь гос-ва. Платон считал, что в каждом чел-ке есть все 3 части души, но преобладает к-л 1 из 3х. Для полного развития добродетели справедливости, считал Платон, необходимо соединение людей в такое гос-во, в котором все было бы приспособлено к этой цели. Цель гос-ва, т.е. смысл его сущ-вования, состоит в обеспечении справедливости. Получается что цель его- этическая. Однако исторические причины возникновения гос-ва иные — экономические. Есть одна добродетель, кот., по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям — это мера. Ничего сверх меры — принцип, общий для большинства греческих фил-фов. Такова теория Платона о совершенном и справедливом гос-ве как высшем счастье. 6. Также Платон выдвигает собственный план гос-ного устр-ства, согласно данному плану: • все население гос-ва (полиса) делится на 3сословия – фил-фы, воины, работники; • работники занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, • воины занимаются физ-ми упражнениями, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; • фил-фы (мудрецы) - разрабатывают фил-фские теории, познают мир, учат, управляют гос-вом; • фил-фы и воины не д/иметь частной собственности; • жители гос-ва вместе проводят свободное время, вместе едят,;• не сущ-вует брака, все жены и дети общие;• допускается труд рабов, варваров, захваченных в плен.Академия Платона просущ-вовала значительно дольше всех философских школ (с 347 г.донэ., т. е. после смерти Платона, до 529 г.нэ.-более 8 столетий).


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.