Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Б 42.методы научного исследования

2017-11-28 274
Б 42.методы научного исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Методы научного исследования подразделяют на эмпирические, теоретические и общелогические приёмы и процедуры.

Эмпирические методы исследования.

Наблюдени е – это целенаправленное восприятие предметов и явлений, постижение их смысла и значения, непосредственное или с помощью приборов, в их естественном виде. Наблюдение опирается не только на работу органов чувств, но и на выработанную наукой способность истолковывать чувственные данные. Различают наблюдение внешнее (со стороны) и включённое (наблюдатель является участником наблюдаемого).

Измерение – это установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры.

Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Используется тогда, когда необходимо изучить некое состояние, в естественных условиях не всегда присущее предмету. Воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно вызывает нужное ему состояние предмета, а затем наблюдает его.

Средства теоретического научного познания.

Теория – высшая форма организации научного знания. Она является системой знания, содержание которой логически выводится из исходного базиса.

Теория строится аксиоматическим или гипотетико-дедуктивным методом. Аксиоматический метод предполагает, что сначала задаётся набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами или постулатами. Затем из них по определённым правилам строится система выводных положений.

В исходный базис теории, построенной гипотетико-дедуктивным методом, входит гипотеза, из которой выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Термин гипотеза используется в двух смыслах: 1) форма знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью; 2) метод предположения, ведущий к установлению законов, принципов, теорий.

Теория развёртывается «сверху вниз» от гипотез к фактам. Сначала создаётся гипотетическая конструкция, которая дедуктивно разворачивается, образуя систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.

Идеализация – мысленное образование абстрактных (идеальных, идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно чёрное тело» и т. п.) и выступающих носителями существенных для исследователя свойств.

Формализация – отображение содержательного знания при помощи формализованного языка. Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Рассуждения об объектах заменяются операциями со знаками. Так создаётся обобщённая знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая рельефнее представить структуру явлений и процессов при отвлечении от их качественных характеристик. Формализация позволяет уточнить, прояснить, систематизировать содержание теории, взаимосвязи различных её положений, выявить и сформулировать ещё не решённые проблемы.

Мысленный эксперимент – воображаемые действия с идеализированными объектами, которые должны вести себя согласно приписанным им свойствам и законам логики. Мысленный эксперимент является теоретическим, а не эмпирическим методом исследования, поскольку он не имеет дела с реальным объектом. Экспериментом его можно называть лишь условно.

Исторический метод – это описание реального процесса возникновения и развития объекта, осуществляемое с максимальной полнотой. Задача такого исследования – раскрыть условия, обстоятельства и предпосылки различных явлений, их последовательность и смену одних стадий развития другими.

Логический метод фиксирует объективную логику развития событий, отвлекаясь от их случайных, конкретно-исторических особенностей. В ходе логического анализа более поздних форм процесса даётся ключ к пониманию и изучению более ранних его форм.

Общелогические средства научного познания.

Анализ – мысленное или фактическое разделение предмета на его составные части и исследование их по отдельности.

Синтез – реальное или мысленное объединение частей предмета в единое образование (систему) для исследования общего функционирования объекта.

Индукция – движение исследования от частного к общему.

Дедукция – движение исследования от общего к частному.

Абстрагирование – отвлечение от непосредственно воспринимаемой действительности, создание некоторой абстракции, где исследуемые объекты (объект) существуют и действуют в «чистом» виде, в идеальных условиях.

Движение мысли от абстрактного к конкретному – переход от абстракции к объективной реальности, воссоединение выделенных в процессе абстрагирования понятий в нечто единое целое.

Обобщение – логический приём, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

В реальном процессе научного исследования методы и приёмы эмпирического, теоретического и общелогического характера применяются комплексно. Их разделение в данной лекции представляет собой абстракцию.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.