Коммерческое предпринимательство — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Коммерческое предпринимательство

2017-11-21 217
Коммерческое предпринимательство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание коммерческого предпринимательства — деятель­ность на товарной стадии оборота капитала, которая охватывает обмен, распределение и потребление произведенной продукции (услуг). Определяющую роль в этом виде предпринимательской деятельности играют товарно-денежные и торгово-обменные опе­рации и сделки по купле-продаже товаров (услуг). Коммерческое предпринимательство по своей природе более рискованно, нежели производственное, так как в данном случае деятельность пред­принимателя, во-первых, непосредственно зависит от потреби­тельского рынка, на котором конъюнктура очень изменчива, во-вторых, она связана с хранением и постоянным перемещением товаров на значительные расстояния, что создает определенные трудности с обеспечением их сохранности и соблюдением дого­ворных условий по срокам доставки, качеству товаров, своевре­менности расчетов.

Коммерческое предпринимательство может быть организовано в двух вариантах. В первом варианте деятельность осуществляет сам производитель товара. С этой целью он в производственной структуре организации создает соответствующие подразделения по реализации продукции; формирует их материально-техниче­скую базу путем строительства, покупки или аренды складов, дру­гих необходимых помещений и торговых точек; осуществляет на­ем персонала для выполнения различных коммерческих опера­ций; организует труд торговых работников. Здесь можно говорить о производственно-коммерческом характере предпринимательства. С одной стороны, ему свойственна высокая степень взаимосвязи и взаимодополнения в сферах производства и реализации това­ров, с другой — производитель продукции отвлекается от своих основных задач. Опыт показывает, что подобный вариант полу­чает широкое распространение при неотработанности рыночного механизма (прежде всего ценовых, правовых и налоговых его со­ставляющих). Примером тому может служить развитие отечест­венного предпринимательства в АПК в последнее десятилетие, когда сельскохозяйственные товаропроизводители, преследуя цель хотя бы частичного выравнивания условий в межотраслевых обменах, вынужденно организуют собственную переработку сель­скохозяйственной продукции и розничную торговлю, не имея для этого необходимых ресурсов.

В более благоприятных и стабильных социально-экономиче­ских условиях, а также при высокой правовой культуре общества коммерческое предпринимательство чаще всего осуществляется в другом варианте. Он предполагает выделение в качестве само­стоятельного субъекта предпринимательской деятельности осо­бой категории юридических или физических лиц — посредников, которые принимают участие в формировании каналов распреде­ления товаров и при этом представляют либо собственные инте­ресы, либо интересы производителя или потребителя (и в этом случае часто действуют от их имени), но сами таковыми не явля­ются. Следовательно, в этом случае предпринимательство приоб­ретает коммерческо-посреднический характер.

Предпринимательская активность посредника позволяет со­вместить в сжатые сроки экономические интересы производите­ля, потребителя и самого посредника. Посредник, во-первых, дает возможность производителю сосредоточить предприниматель­скую активность только на производственной стадии оборота ка­питала, освобождая его от функции по продвижению товара к по­требителю, во-вторых, сокращает срок оборачиваемости капитала и за счет этого повышает прибыльность производства.

Например, если производитель сам реализует товар в розницу, то срок оборота капитала составляет один год, из него период подготовки про­изводства — 2 мес, непосредственно процесс производства — 8 мес и вре­мя реализации товара — 2 мес. При этом его доход равен 100 тыс. руб. Вовлечение посредника в процесс товародвижения приведет к тому, что период оборота капитала производителя сократится до 10 мес (поскольку последний этап оборота перейдет к посреднику и производитель получит доход в момент оптовой продажи товара последнему), а за счет этого ка­питал в течение года совершит уже 1,2 оборота (12 мес: 10 мес). Естест­венно, доход, получаемый производителем в рамках одного оборота ка­питала, сократится в зависимости от разницы между розничной и опто­вой ценой производителя. Допустим, она составляет 10 % (то есть производитель предоставляет посреднику скидку с цены в таком разме­ре). В этом случае за один оборот капитала производитель получит уже не 100, а только 90 тыс. руб. Однако его годовой доход за счет ускорения оборачиваемости капитала возрастет до 108 тыс. (90 тыс. х 1,2 оборота). Таким образом, несмотря на передачу части потенциального дохода по­среднику годовой доход производителя увеличивается именно за счет действий этого посредника.

Потребитель благодаря вовлечению посредника в процесс дви­жения товаров и организации последним более эффективных ка­налов распределения получает возможность полнее, доступнее и быстрее удовлетворять собственные потребности. Сам же посред­ник за счет ускорения оборачиваемости своего капитала, как и производитель, получает дополнительную прибыль.

Если посредник реализует товар предположительно с той же скоро­стью, что и производитель, то, по данным вышеприведенного примера, он потенциально (при достаточном числе производителей-партнеров, ко­торым он может оказывать посреднические функции) может иметь до 6 оборотов своего капитала (12 мес: 2 мес) и получать годовой доход в раз­мере не менее 60 тыс. руб. (10 тыс. х 6 оборотов). С учетом влияния слож­ного процента (во второй оборот он может вкладывать уже не 10 тыс., а 11 тыс. с учетом прироста дохода, в третий — 12,1 тыс., в четвертый — 13,3 тыс. и т. д.) эта сумма теоретически может возрасти до 84,6 тыс. руб. Если посредник (крупный оптовик) распределяет партию товара между другими посредниками (допустим, розничными торговцами, закупающи­ми у него товар мелкими оптовыми партиями), устанавливает для них скидку в размере 4 % розничной цены (то есть из 10 % разницы между роз­ничной и оптовой ценами производителя 6 % оставляет себе) и добивается при этом удвоения оборачиваемости своего капитала (вместо 6 оборотов 12), его годовой доход уже составит не менее 72 тыс. руб. (6 тыс. х 12 обо­ротов), а с учетом влияния сложного процента — свыше 107 тыс.

В рыночной практике посредническо-предпринимательская деятельность осуществляется в различных формах, которые опре­деляются характером взаимоотношений посредников с произво­дителями и потребителями товаров (услуг), формами торговли, способами доставки товаров и другими признаками.

Одной из наиболее распространенных форм посреднической деятельности является агентирование, когда одна сторона агент за определенное вознаграждение совершает по поручению другой стороны — принципала (производителя или потребителя) различ­ные действия по продвижению товара. При этом агент (физиче­ское или юридическое лицо) не приобретает права собственности на товар, а только совершает порученные действия с ним либо от имени принципала, либо от своего имени, но всегда за счет и в интересах принципала.

Агенты, выступающие от имени и за счет принципалов, делятся на агентов производителей, представляющих интересы двух или нескольких производителей отдельных товаров, дополняющих друг друга; полномочных агентов по сбыту всей продукции какого-либо производителя; агентов по закупкам, занимающихся подбо­ром определенного товарного ассортимента для потребителя.

Правовой основой осуществления таких отношений служит агентское соглашение, представляющее собой договор между принципалом и агентом, согласно которому последнему поруча­ется на указанных условиях от имени нанимателя продать (или купить) товар. При этом права и обязанности по сделке с третьим лицом (покупателем) возникают непосредственно у принципала, минуя агента. Если агент занят продажей, то обычно цена в до­говоре обозначается по минимальному уровню (продать по цене не ниже, чем...), если занят покупкой — по максимальному уров­ню (купить по цене не выше, чем...). Поскольку размер агентско­го вознаграждения (плата агенту за выполняемые им посредниче­ские услуги), как правило, зависит от конечного результата, по­лучаемого принципалом в результате коммерческой операции (дополнительная выручка от продажи или экономия при покуп­ке), то агент стремится реализовать товар по максимально воз­можной при сложившихся условиях цене, а купить — по мини­мальной. Таким образом, экономические интересы агента и принципала в основном совпадают.

Специфической формой агентирования является брокерство. К нему принципал прибегает обычно при необходимости получе­ния посреднических услуг разового (эпизодического) характера. Брокер — это лицо, основная задача которого заключается в том, чтобы свести покупателя с продавцом и помочь им достичь дого­воренности. Брокер не участвует в совершении сделки ни от сво­его имени, ни от имени принципала. В этом состоит его главное отличие от других агентов. Как правило, брокеры специализиру­ются по определенным видам (группам) товаров, действуют в со­ставе бирж или самостоятельных посреднических организаций — брокерских контор, свою деятельность осуществляют за счет кли­ентов, получая от них специальное вознаграждение.

Особой формой агентирования является также комиссия (от лат. commissio — поручение). Комиссионные операции представ­ляют собой разновидность торгово-посреднических, суть которых заключается в том, что одна сторона (агент-комиссионер) прини­мает на комиссию товар другой стороны (принципала-комитента) и совершает с ним сделки от своего имени, но по поручению и за счет эмитента. Отношения сторон регулируются договором ко­миссии, согласно которому принятый на комиссию товар остает­ся собственностью принципала (комитента), а права на сделку и обязанности по ней приобретает агент (комиссионер) и передает их принципалу лишь после подписания сделки. Размер вознагра­ждения комиссионера устанавливается в виде определенного про­цента от суммы сделки либо в размере разницы между ценой, на­значенной комитентом, и фактической ценой продажи товара ко­миссионером.

В практике рыночных отношений применяются некоторые разновидности договоров комиссии в зависимости от дополнительных условий, принятых в отношениях между комиссионером и комитентом. Договор может, например, включать обязательство (ручательство) комиссионера гарантировать за дополнительное вознаграждение поступление оплаты принципалу от покупателя за проданный товар. Такой договор носит название делькредере (от итал. del credere — на веру).

К комиссионной продаже товаров относят и операции консиг­нации (от лат. consignatio — письменное доказательство, документ). В этом случае владелец товаров — консигнант — на основе дого­вора поручения передает их на ответственное хранение и для по­следующей реализации со склада комиссионера (консигнатора). Наибольшее распространение консигнация получила в сфере оп­товых поставок товаров розничным торговцам.

В продвижении товаров от производителей к потребителям на­ряду с различными агентами важную роль играет другая форма посредничества — оптовое купечество. Принципиальная харак­терная черта оптовых купцов состоит в том, что эти независимые коммерческие организации (или физические лица) приобретают право собственности на товар, с которым в дальнейшем соверша­ют торговые операции в своих интересах, от своего имени и за собственные средства. Предпринимательский доход у них скла­дывается за счет разницы между оптовыми ценами покупки и продажи товаров. Оптовые организации могут существовать в ви­де оптовых фирм, торговых домов и т. д.

Одна из форм оптовой торговли — дистрибьюторство (от англ. distribution — распределение), когда независимый посредник (ин­дивидуальный предприниматель или организация) осуществляет оптовые закупки продукции у крупных производителей и реали­зует (распределяет) ее своим постоянным клиентам (непосредст­венным потребителям или более мелким торговцам). Он же обыч­но обеспечивает хранение товара, его предпродажную подготовку и наладку. Дистрибьютор, обладающий исключительным правом на продажу какого-либо товара на определенной территории, на­зывается эксклюзивным.

К распространенным формам посреднических операций отно­сится также дилерство. Дилерами (от англ. dealer — торговец, по­средник) выступают юридические или физические лица, осуще­ствляющие операции по купле-продаже товаров (ценных бумаг, валюты) от своего имени и за свой счет. По договору с продавцами дилеры могут предоставлять им информацию о рынке, оказывать рекламные услуги, брать на себя послепродажное обслуживание реализованных товаров. Большая степень риска в осуществлении перепродажных операций и характер формирования дохода (за счет разницы в ценах приобретения и продажи товара) побуждают дилеров активно воздействовать на конъюнктуру рынка.

Предприниматели могут выполнять посреднические функции, выступая в качестве торговых представителей одного или нескольких принципалов в том или ином географическом районе (стране). К их услугам производственные и торговые фирмы при­бегают с целью оценки привлекательности и расширения своей деятельности в этом районе. При достижении значительных и ста­бильных объемов продаж они обычно учреждают собственные структурные подразделения.

Торговые фирмы в отдельных случаях прибегают к услугам разъездных представителей — коммивояжеров, которые занима­ются продажей товаров с одновременной их доставкой, обеспечи­вая удобство покупателям и достаточно эффективную рекламу фирмам.

Специфическая форма посредничества в деловой практике — биржевое предпринимательство. Биржа (от англ. purse — деньги, богатство) представляет собой регулярно функционирующий ор­ганизационно оформленный оптовый рынок однородных това­ров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий массовых товаров, ценных бумаг, валюты или рабочей си­лы. В зависимости от объекта торговли биржи подразделяются на товарные, фондовые, валютные биржы.

В коммерческом предпринимательстве (то есть на товарной стадии оборота капитала) главный биржевой посредник — товар­ные биржи, которые либо специализируются на продаже опреде­ленного вида (группы) товара (например, зерновая), либо имеют универсальный характер, обслуживая клиентов одного региона. Обычно продажа товаров на биржах осуществляется по товарным описаниям или образцам с заранее установленными размерами минимальных партий.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.