Проблема научности и многообразия философского видения мира — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Проблема научности и многообразия философского видения мира

2017-11-28 218
Проблема научности и многообразия философского видения мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

1. Проблема научности и многообразия философского видения мира

2. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?

3. Философская картина мира. Бытие, материя, сознание

4.Диалектика как концепция связи и развития

5. Познание, его возможности и границы

6. Человек, общество, история

7. Человек, культура, цивилизация

8. Современность и будущее человечества

9. Заключение

Литература


Проблема научности и многообразия философского видения мира

 

Среди философов нет единой точки зрения на то, что должно быть предметом философии. Тому есть два рода причин:

1) Предмет философии менялся исторически, вместе с изменением мировоззрения людей. Философия зародилась в 7-6 в.в. до н.э. одновременно в в трех исторических областях: Древняя Индия, Др. Китай, Др. Греция.

В переводе с греческого философия означает любовь к мудрости. Философия возникла раньше всех других наук, далее от нее отделились другие: математика и др.

При изменениях предмета философии в ходе истории старые представления о предмете философии не отбрасывались, а присоединялись к новым представлениям о нем.

2) Философия, в отличие от других наук никогда не существовала в виде однолинейного учения. Это всегда была большая или меньшая группа различных философских учений, течений, школ, направлений. Причем представитель каждого такого направления или учения понимал предмет философии несколько по-своему, на свой лад.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия философия.


Категория бытия, ее смысл и специфика

Формирование научно-философского понятия материи

Основные формы существования материи

Отражение как всеобщее свойство материи. Качественные изменения форм отражения на различных уровнях развития материи

Возникновение сознания

Диалектика как концепция связи и развития

Основные вопросы темы:

Связь и развитие – основные принципы диалектики.

Исторические формы диалектики.

Познание как объект философского осмысления

Структура знания

Проблемы истины

Генезис науки

Специфика научного познания

Методология научного познания

Наука и общество

 

1. Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания и реальности, выявляются условия истинности познания.

В истории философии сложились две позиции относительно вопроса о возможности познания мира: познавательно-оптимистическая и агностическая (скептическая).

Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества (Д. Юм, И. Кант).

Гносеологическая проблематика зарождается в античной философии. В гносеологии европейской философии Нового времени было два направления: рационализм и эмпиризм. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц трактовали познание как преимущественно логический процесс. Представители эмпиризма (Ф. Бэкон, Д. Локк) считали, что единственным источником знания являются ощущения, получаемые в результате опыта, эксперимента.

Для материалистов XVII–XIX вв. были характерны ограниченные представления в понимании познания: созерцательность, метафизичность, механистичность.

И. Кант считал, что человек знает о мире только то, что является ему в ощущениях. Внутреннюю сущность («вещь в себе») – человеку знать не дано. Для Гегеля мир познаваем, но человек познает при этом не объективный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» абсолютной идеи.

Диалектико-материалистическая гносеология строится на основе теории отражения, диалектики, теории деятельности.

Познание – сложный противоречивый процесс активного творческого отражения реальной действительности, который осуществляется в ходе общественной практики. Практики – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию действительности. Функции практики в познании: является источником познания, его движущей силой и целью, служит критерием проверки истинности результатов познания.

2. Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Субъектами познания являются человек и человечество в его историческом развитии. Объект же – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельности субъекта. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления.

В процессе познания выделяют две степени: чувственную и рациональную. По вопросу о роли и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты абсолютизировали органы чувств в познании, а ощущения признавали единственным источником достижения и критерием истины. Рационалисты считали, что всеобщие и необходимые истины могут быть почерпнуты из самого мышления.

Любое знание есть единство двух противоположных сторон – чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств в трех формах: ощущение, восприятие, представление.

Рациональное познание наиболее полно выражено в абстрактном мышлении в формах понятий, суждений, умозаключений, теорий.

3. Цель познания в любой форме – истина. Категории истины и заблуждения – противоположные, но неразрывно связанные стороны процесса познания.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические и т.д. Заблуждение следует отличать от лжи.

В современной философии особенно отчетливо выделяются следующие концепции истины: соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматизма, конвенциализма, неотомизма и др.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме. Истина есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта в полном объеме.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина – это полное исчерпывающее знание о предмете. Под абсолютной истиной понимается:

 окончательное знание определенных аспектов действительности;

 полное, исчерпывающее знание о мире в целом.

Относительная истина – это неполное, незавершенное знание о предмете.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине: догматизм и релятивизм.

Истина всегда конкретна, т.е. любое истинное знание учитывает конкретные условия существования того или иного явления, условия места и времени и т.д.

В истории философии и науки выдвигались различные точки зрения о критерии истины.

Главным критерием истины является практика, взятая в процессе своего развития. Критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен.

4. Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука – сложное и многомерное явление. Большинство историков науки считают, что наука в современном смысле возникла в Европе в ХVI–ХVII вв. Рождение науки отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. Существуют различные подходы к объяснению причин появления науки. Два из них – экстернализм и интернализм.

Экстернализм утверждает, что появление науки обусловлено развитием социально-экономических отношений капиталистического общества.

Интернализм видит истоки науки в специфике духовной культуры эпохи, в ее саморазвитии, в изменении способа мышления.

5. Научное познание отличается от других форм познавательной деятельности. Основные особенности научного знания:

 направленность на познание объективных закономерностей действительности (природы, общества, человека, мышления и др.);

 рационалистическая обоснованность, доказательность полученных результатов;

 системность. Научное знание представляет собой систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, развивающуюся по определенным принципам и закрепленную в специальном языке.

Цель и высшая ценность научного знания – объективная истина. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

В процессе научного познания применяются специфические материальные средства (приборы, измерительные инструменты и др.) и специфические приемы и методы.

В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место, но там они не являются определяющими.

Научное познание есть целостная развивающая система знания, которая включает два уровня – эмпирический и теоретический. Они различаются друг от друга по трем основным критериям:

 характеру исследования;

 типу применяемых средств исследования;

 особенностям методов.

Эмпирический уровень познания – это процесс мыслительной переработки данных, полученных с помощью органов чувств. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, законов, теорий и других форм. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В истории философии существовали направления, которые абсолютизировали один из этих уровней в ущерб другому (эмпиризм и «схоластическое теоретизирование»). Все большее признание стала получать мысль о том, что есть еще и третий уровень научного познания, который выступает в качестве метатеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке (Т. Кун, М. Лакатос и др.).

6. Методология науки изучает структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы реализации знания в практике.

Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Основная функция метода – регулирование познавательной деятельности. В научном познании истинным должен быть не только конечный результат, но и метод.

Методы научного познания можно разделить на три группы: универсальные (философские), общенаучные, специальные.

Специальные методы применяются в рамках отдельных наук, общенаучные ‑ характеризуют ход познания во всех науках. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности. К этим методам относятся философские и, в частности, метод материалистической диалектики. Важнейшими принципами материалистической диалектики являются: объективность, историзм, всесторонность рассмотрения, конкретность, детерминизм, противоречивость, восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического.

По поводу методологической роли философии в научном познании существует две крайние тенденции: натурфилософская и позитивистская.

Диалектическая концепция показывает, что философия и наука взаимно дополняют друг друга. Воздействие философии на процесс развития науки выражается в основном в следующих моментах:

 философия влияет на научное познание на всех его стадиях, но особенно при построении теорий;

 философские принципы воздействуют на процесс познания опосредованным путем – через методы частных наук.

Научные методы разделяют на методы эмпирического и теоретического исследования.

7. Роль науки в жизни общества усиливается. Наука представляет социальную силу, оказывающую влияние на все происходящее в человеческом обществе. Главные функции науки: познавательная, объяснительная, практическая, прогностическая, социальной памяти.

Существуют две противоположные позиции в вопросе о роли науки в обществе: сциентизм и антисциентизм. Для представителей сциентизма наука – абсолютная ценность, с помощью которой можно решить все общественные проблемы. Антисциентисты считают, что наука не может обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей и вообще является разрушителем культуры.

Характерной чертой современного этапа развития науки является то, что в науку входит аксиологический (ценностный) момент. Ценность – это положительная значимость явления; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы.

Ценностная ориентация во многом определяла развертывание работ вобласти атомной энергетики, генной инженерии и других областях знания. С этой ориентацией связан вопрос о моральной ответственности ученых, о возможности и пределах регулирования этических предпосылок научных исследований.


6. Человек, общество, история

Основные вопросы темы:

Искусство

Моральное сознание

Религиозное сознание

Понятие личности

Научно-техническое развитие

Человек во Вселенной

Социальное предвидение

 

1. Греческое «techne» переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается. По-разному трактовалась техника в истории человеческой мысли: в марксизме – как система искусственных органов общественного человека, составная часть производительных сил общества, у Хайдеггера как корневое человеческое начало, способ самореализации человечества.

Существует узкое и широкое понимание техники. В узком смысле технику трактуют как совокупность предметных артефактов (т.е. искусственно созданных) для осуществления инженерной преобразовательно-кон-структивной деятельности. В широком смысле техника понимается:

 как совокупность технических устройств, артефактов;

 как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств;

 как совокупность технических знаний.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Современная техника неразрывно связана с развитием науки.

Существует несколько концепций исторического развития техники. В марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Изменения в этой истории обусловлены переносом на техническое устройство тех функций, которые ранее осуществлялись самим действующим человеком.

2. Влияние техники в современном обществе становится всеобъемлющим.

В ХХ в. техника превращается в фактор, определяющий будущее человечества. Философия техники как философская дисциплина появилась в 70-е гг.

Философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в общественном развитии, а также, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Исследование осуществляется под влиянием двух философских традиций: философии и методологии науки (анализ технического знания) и философской антропологии (нравственно-этическая и культурологическая проблематика техники, ее гуманистические и ценностные аспекты). Проблемное поле философии техники широко: рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой; роли человека в развитии техники и в ее использовании.

3. Сейчас нарастающими темпами развертывается новый этап научно-технической революции, который открывает необозримые перспективы ускорения развития общества. Ведущими направлениями нового этапа научно-технической революции стали: микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология и т.д. Нынешний этап ученые называют информационно-компьютерным. Информационно-компьютерная революция подготовила базу для глубоких социальных изменений. Интеллектуальная деятельность подвергается всесторонней «технологизации». Информационно-компьютерная революция ставит перед обществом много социальных проблем. Эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов – изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т.д.

4. Человек и человечество в целом ‑ сложные системные образования. Вселенная в философском смысле представляет собой «все существующее», мир во всем его системном многообразии. Человек является элементом Вселенной и реализует собой все многообразие законов Вселенной. Деятельность человека и человечества воздействует на функционирование Вселенной. Человек становится активнейшим фактором биосферы. В начале ХХ в. В.И. Вернадский отмечал, что «человечество превращается в основную геологообразующую силу планеты».

Французы Э. Ле-Руа и Т. де Шарден ввели понятие ноосферы. Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Расширяя сферу воздействия на природу, человек создает себе новые проблемы, часть которых носит глобальный характер.

5. Ускорение процессов развития человечества сопровождается понижением уровня его стабильности.

Так как человечество в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, то возникающие проблемы часто имеют глобальный характер. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации.

Они многообразны, к их числу относятся проблемы войны и мира, экологии, энергетических ресурсов и т.д.

Разрешение глобальных проблем представляется делом не простым. Суть в том, что человечество как часть ноосферы вступило в эпоху необратимого развития, а с последним связаны различного рода катаклизмы глобального характера.

Суть проблем следует искать не во внешних факторах, а во внутренних, именно в человеке, в его мировосприятии, совокупности ценностных установок, определяющих его поступки и способы реализации. Человечеству по существу необходимо сформировать новую цивилизацию, разработать новую стратегию человечества. Необходимы новые мировоззренческие установки и нравственные императивы.

6. Современная цивилизация не может развиваться без прогнозирования. Предвидение – это знание о будущем, т.е. о том, чего нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок.

Различают обыденное, интуитивное и научное предвидение. Кроме того, известны религиозные пророчества, оракульские предсказания и гадания.

Предвидение вышло на уровень научного прогнозирования. Научное прогнозирование имеет свою методологию и технику исследования.

Прогнозирование подразделяется на четыре типа: поисковое, нормативное, аналитическое и прогноз-предостережение.

Основные методы социального прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарий будущего, экспертные оценки. Экстраполяция – это распространение установленных тенденций на будущее. Историческая аналогия – это познание путем сравнения.

Компьютерное моделирование – это построение и изучение моделей социальных процессов в компьютерных системах.

Сценарий будущего – это упорядоченная совокупность исходных предположений, обосновывающих ту или иную версию о возможном будущем наблюдающейся тенденции.

Экспертная оценка – это изучение мнения специалистов по вопросу той или иной перспективы реального исторического процесса.

Предвосхищение будущего – это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного естественно-научного и научно-технического знания.


Заключение

Современный мир – сложная динамическая целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой – насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен в современном обществе крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая самостоятельная работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии в целом и ее важнейших методов.


Литература

 

1. Асмус А.Ф. Античная философия. 3-е изд. – М.: Высш. шк., 1998.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Знание, 1998.

3. Блинников Л.И. Великие философы: Учеб. слов.- справ. 2-е изд. – М.: Лотос/ М, 1999.

4. Вальяно М.В. Основы философии: Учебник для экон. вузов. – М.: ДИС, 1999.

5. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Владос, 1998.

6. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – М.: Феникс, 1999.

7. Ильин В.В. Философия. Ч.1, 2: Учебник для вузов. – М.: Академ. проект, 1999.

8. Квасова И.И. Философия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во РУДИ, 1999.

9. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 1998.

10. Островский Э.В. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998.

11. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 1999.

12. Тихонравов Ю.В. Философия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999.

13. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.

 

Содержание

 

1. Проблема научности и многообразия философского видения мира

2. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?

3. Философская картина мира. Бытие, материя, сознание

4.Диалектика как концепция связи и развития

5. Познание, его возможности и границы

6. Человек, общество, история

7. Человек, культура, цивилизация

8. Современность и будущее человечества

9. Заключение

Литература


Проблема научности и многообразия философского видения мира

 

Среди философов нет единой точки зрения на то, что должно быть предметом философии. Тому есть два рода причин:

1) Предмет философии менялся исторически, вместе с изменением мировоззрения людей. Философия зародилась в 7-6 в.в. до н.э. одновременно в в трех исторических областях: Древняя Индия, Др. Китай, Др. Греция.

В переводе с греческого философия означает любовь к мудрости. Философия возникла раньше всех других наук, далее от нее отделились другие: математика и др.

При изменениях предмета философии в ходе истории старые представления о предмете философии не отбрасывались, а присоединялись к новым представлениям о нем.

2) Философия, в отличие от других наук никогда не существовала в виде однолинейного учения. Это всегда была большая или меньшая группа различных философских учений, течений, школ, направлений. Причем представитель каждого такого направления или учения понимал предмет философии несколько по-своему, на свой лад.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия философия.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.