Социализация личности как социальный феномен — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Социализация личности как социальный феномен

2017-11-28 366
Социализация личности как социальный феномен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие социализации. Личность подчиненного прибывает в организации не с неведомых галактик и планет. Она рождается и развивается в определенной социальной макро- и микросреде. Она приходит в организацию из конкретных семей, организаций, кампаний сверстников и несет в се­бе особенности этого своеобразного социального окружения. Хотим мы того или нет, но наш подчиненный - не чистый лист бумаги, а вполне сложившийся человек, имеющий свои взгляды, убеждения, пот­ребности, желания, идеалы.

Личность, группа, общество представляют собой диалектическое единство. Личность также немыслима вне общества, вне группы, как общество и группы не существуют без личностей. В основе единства этих трех слагаемых, в основе преломления и закрепления в личнос­ти требований общества, группы лежит процесс социализации личнос­ти.

Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А.Парка, Д.Доллэрда, Дж.Кольмана, А.Бандуры, В.Уолтерса и др. Интерес к проблеме социализации у нас возник несколько позже, чем за рубежом - во второй половине 60-х годов. Первые редакции понятия "социализация" указывали, прежде всего, на то, что это - процесс усвоения социальных норм и ценностей, процесс вхождения в социальную среду. Значительно позднее в определение понятия "социализация" были внесены существенные поп­равки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот сложный и многомерный процесс рассматривать односторонне, только как ус- воение индивидом социальных норм и ценностей. Социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий и активное воспроизводство индивидом общественных отношений.

Таким образом, социализация (от лат. socialis - обществен­ный) - это двусторонний процесс, включающий, во-первых, усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей путем вхождения в социальную среду, и, во-вторых, активное воспроиз­водство индивидом системы социальных связей в процессе деятельности. В результате этого процесса индивид становится пол­ноправным членом общества. Социализация личности, являясь центральной проблемой социаль­ной психологии, призвана гармонизировать взаимоотношения в звене "личность - общество". С первых часов жизни человека начинается этот процесс, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Социализацию нельзя сводить к воспитанию. Наряду с разнообразными организованны­ми воздействиями общества по формированию личности, то есть воспита­нием, социализация включает элементы стихийного, неорганизованно­го влияния среды. Существенно отличается процесс социализации и от процесса развития индивида. Для развития, то есть процесса непрерывных изме­нений в психике и организме человека, как и для социализации, большую роль играет влияние социальных факторов, среды, обучения, воспитания. Это то, что сближает эти процессы. Однако имеются и существенные отличия. Во-первых, развитие, наряду с социально-личностными изменениями, включает и психофизиологические изменения, происходящие с индиви­дом. Во-вторых, в процессе развития личности на первый план выступают внутренние силы самодвижения, саморазвития; процесс социализации предусматривает доминирование внешних факторов при активной роли индивида.

Процесс социализации включает четыре периода: детство, отро­чество и юность, зрелость и старость. Важным периодом социализа­ции является детство, включающее три стадии:

· первое детство, включающее младенчество (с момента рождения и до одного года) и преддошкольное детство (от одного года до трех лет). На этой стадии развивается функциональная независимость и речь;

· второе или дошкольное детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием и становлением личности ребенка, а также когнитивных процессов;

· третье детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответс­твует младшему школьному возрасту и включению ребенка в принципи­ально отличную от семьи и дошкольных учреждений социальную группу - школьный класс.

Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество.

Отрочество и юность включает две стадии:

· собственно отрочество или подростковый возраст, соответс­твует половому созреванию и продолжается с 12 до 15 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка форми­руется новое представление о самом себе;

· юность, продолжающуюся с 15 до 21 лет (первый период - с 15 до 17 лет и второй период - с 17 до 21 года), соответствует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе, среде своих сверстников. Юность представляет собой переходный период от отро­чества к зрелости; юности свойственно чувство психологической не­зависимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких со­циальных обязательств.

Зрелость как период социализации включает две стадии:

· стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;

· зрелый возраст, продолжающийся с 40 до 60 лет, характери­зуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональ­ном и социальном отношении.

Заключительный период социализации - старость продолжается с 60 до 90 лет чаще всего сопровождается отходом человека от актив­ной жизни. После 90 лет человека относят к долгожителям.

Несколько слов об осознании возраста, о психологическом вре­мени личности. Само понятие "возраст" многопланово. Выделяют че­тыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст связан, прежде всего, с тем, как человек оценивает свой возраст во внутреннем мире. Существует определен­ная закономерность в оценке своего возраста людьми разных воз­растных групп. Так, в процессе эксперимента оценивали свой воз­раст молодые люди (от 20 до 40 лет) и люди старшего возраста (от 40 до 60). Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется и также, с переоценкой возраста, он воспринимает других. После 40 лет наблюдается обратная тенденция - люди обычно воспри­нимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожале­нию, биология напоминает человеку о его возрасте.

Процесс социализации охватывает ряд сфер, среди которых - деятельность, общение и самосознание.

Социализация в сфере деятельности проявляется в расширении видов деятельности; в освоении и осмыслении каждого вида деятель­ности. В творческой профессиональной деятельности существуют два профессиональных пика. Первый пик приходится на возраст 30-35, когда "умы свежи", человек делает открытия, изобретения, предла­гает что-то совершенно до него неизвестное. Второй пик связан с мудростью, зрелостью человека, имеющего большой жизненный опыт - возраст 50-60 лет; такой человек способен на обобщения, создание своей школы, может быть мудрым организатором и руководителем.

Социализация в сфере общения включает развитие навыков общения; расширение круга общения; обогащение его содержания. Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаи­модействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.

Социализация в сфере самосознания заключается в формировании образа собственного "Я" как активного субъекта деятельности; осмысление своей социальной принадлежности, своей со­циальной роли; формирование самооценки.

В наиболее обобщенном виде самосознание выражено в "Я" кон­цепции представителей гуманистической психологии. Среди главных идей этого подхода следующие. В центре всех социальных процессов стоит Че­ ловек. Он должен иметь право быть самим собой, сохранять свою це­лостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, тво­рить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистичес­кого подхода характерна ориентация на саморазвитие личности, глу­бокое уважение к ее индивидуальной позиции.

Необходимо выделить два самостоятельных вида воздействия на личность в процессе ее социализации: воздействия на макро- и микроуровнях. Социально-психологические воздействия общества на макроуров­не по целенаправленному формированию личности, регулированию ее поведения и деятельности происходит через средства массовой ком­муникации, печать, радио, телевидение, искусство, литературу, му­зыку, различные виды идеологического воздействия и т.д.

Больший интерес представляют социально-психологические воз­действия на микроуровне, то есть на уровне непосредственного бли­жайшего окружения индивида. Эти неорганизованные воздействия сре­ды называют социально-психологическими механизмами социализации. Под ними понимают различные стихийные воздействия среды, ближай­шего окружения, благодаря которым внешние регуляторы, групповые нормы и предписания переводятся во внутренний план, становятся внутренними поведенческими регуляторами. Социально-психологичес­кие механизмы социализации играют роль "переходных мостиков" меж­ду внешними регуляторами, групповыми нормами и обычаями, традици­ями, ролевыми предписаниями, одобрением и осуждением и внутренни­ми регуляторами, диспозициями, психологическими состояниями го­товности к определенным поведенческим реакциям.

Существует несколько социально-психологичес­ких механизмов социализации:

· идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. При­мером идентификации является полоролевая типизация - процесс при­обретения индивидом психических особенностей и поведения, харак­терных для представителей определенного пола;

· подражание является сознательным или бессознательным воспро­изведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и др.);

· внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех лю­дей, с которыми он общается;

· социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения од­них людей на деятельность других, в результате которого их дея­тельность протекает свободнее и интенсивнее (фасилитация означает "облегчение");

· конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении;

Для процесса социализации крайне важны определенные институ­ты, то есть те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта (хотя под институтами в общем смысле слова чаще всего понимаются исторически сложившиеся устой­чивые формы организации совместной деятельности людей). В качест­веинститутов социализации чаще всего рассматриваются семья, дош­кольные детские учреждения, школа, трудовой и воинский коллекти­вы, политические партии и организации, неформальные объединения, группы "по интересам", общества сверстников, средства массовой коммуникации и др.

Традиционные институты социализации складывались стихийно, а функции их многократно изменялись и накладывались друг на друга. Все они полифункциональны, а предъявляемые к ним нормативные тре­бования не всегда соответствуют их реальным возможностям. Кроме того, каждый из этих институтов находится в процессе сложной и противоречивой эволюции.

Роль разных институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова. Семья, играющая главную роль на ранних ста­диях социализации, постепенно уступает свое место школьным, тру­довым, воинским коллективам, различным неформальным группам. В более позднем возрасте, в послетрудовой стадии, семья снова выхо­дит на первое место по своей значимости для индивида. Чтобы коор­динировать усилия этих институтов, руководителю нужно четко представлять себе возможности и тенденции развития каждого из них.

Семья - важнейший институт социализации. Однако современная семья не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претен­довала в предшествующую эпоху. Сказы­вается как развитие общественного воспитания (дошкольные учрежде­ния, детские сады, школы), так и изменение самой семьи: уменьше­ние стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли от­ца, трудовая занятость женщины и др.

Меняется и стиль внутрисемейных отношений. Крушение автори­тарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мяг­че, интимнее, индивидуально и эмоционально важнее для обеих сто­рон. Сегодня речь идет уже не о родительской власти, а о моральном авторитете родителей. Такой авторитет поддерживать гораз­до труднее, чем власть, опирающуюся на силу. Индивидуализация от­ношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется.

Радикальные сдвиги происходят в системе мужских и женских социальных ролей в семье, происходит низвержение их традиционной дифференциации. Испокон веков мужчина считался главой семьи, кор­мильцем и добытчиком, тогда как женщина-мать вела домашнее хо­зяйство, воспитывала детей и поддерживала в семье определенный эмоциональный тонус. Сегодня распределение обязанностей в семье все чаще зависит не столько от пола, сколько от индивидуальных особенностей супругов. В принципе это прогрессивно. Но в резуль­тате этих изменений особенно сложной и проблематичной стала роль современного отца. Это не могло не сказаться на молодежи, среди которой много слабых духом, инфан­тильных, не способных на лидерство.

Существенно изменилось и положение школы. В начале Нового времени учитель "присвоил" себе часть родительских функций. Неко­торые его функции стали проблематичными. Авторитет учителя сегод­ня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон интересов учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своего рода конкуренцию. Го­родская школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни старшеклассников. Весьма сложна в современных условиях и проблема индивидуализации воспитания и обучения в рамках массовой школы, работающей зачастую в две смены.

По мере того как увеличивается время, проводимое детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих случаях перевешивает влияние учи­телей и родителей. Однако и оно неоднородно. С одной стороны, это руководимые и направляемые взрослыми учебные, производственные, спортивные и иные организации. С другой стороны, разнообразные стихийные неформальные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении. Чем сильнее заорганизованы старшими официальные молодежные организации, тем важнее и притя­гательнее становится неформальное общение. Отказ от систематического изучения неформальных юношеских групп и молодежной субкуль­туры - одна из главных причин неэффективности работы с подростка­ми.

Понятие о психосоциальных кризисах. Социализация личности - процесс сложный и противоречивый, в нем приходится постоянно преодолевать многочисленные препятствия и кризисы. В соответствии с теорией психосоциального развития американского психолога Э.Эриксона, развитие человека складывает­ся из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: сомати­ческого развития, изучаемого биологией, развития сознательного "Я", изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.

Основной закон развития - "эпигенетический принцип", соглас­но которому на каждом новом этапе развития возникают новые явле­ния и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процес­са. Переход к новой фазе развития протекает в форме "нормативного кризиса", который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход на новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного про­тиворечия, свойственного предыдущей фазе.

В целом человек на протяжении жизни переживает восемь гло­бальных психосоциальных кризисов, специфических для каждого воз­раста (причем шесть из них приходятся на период жизни до 20-25 лет). Суть кризиса составляет внутриличностный конфликт между противоположными состояниями сознания и психики. Благоприятный исход этих кризисов определяет возможность дальнейшей социализа­ции и последующего расцвета личности. Неудачное разрешение одного из этих кризисов приводит к тому, что, разрешая следующий кризис, человек вынужден разрешать противоречия, свойственные не только для данного кризиса, но и для предыдущего. Однако это дается го­раздо труднее. Это затрудняет процесс социализации и, например, объясняет такое социально-психологическое явление, как позднее взросление, социальная пассивность и др.

Первый кризис(доверие - недоверие) человек переживает в младенчестве - на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетво­ряются или нет основные физиологические потребности ребенка уха­живающим за ним человеком. В случае удовлетворения потребности в общении и других жизненно важных потребностей, взаимной привязан­ности у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру. В случае плохого обращения матери с ребенком, игнори­рования, пренебрежения им, лишения любви, слишком раннего или резкого отлучения ребенка от груди у ребенка формируется недове­рие к окружающему миру. Таким образом, развитие ребенка определя­ется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В процессе разрешения первого кризиса уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстраненности от них.

Второй кризис (самостоятельность - сомнения в себе и стыд) переживается в раннем детстве - в возрасте от 1 года до 3 лет. Он связан с первым опытом обучения, особенно с развитием простейших двигательных навыков (например, хождении), с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему, не лишая его возможности проявлять самостоятельность, ребенок полу­чает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непос­ледовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка сты­да или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом. Ребенок чувствует свою неп­риспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения. Слабо развита речь, сильное желание скрыть свою ущерб­ность от окружающих.

Третий кризис (инициатива, активность - чувство вины, пас­сивность) соответствует второму детству (с 3 до 6 лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка ("Я - сам"), активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло­ролевое поведение (например, напоминания мальчикам "Ты же мужчи­на, а мужчины не плачут", зачастую, помогают гораздо больше дру­гих воспитательных средств). Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и бе­зответственности могут привести его к пассивности и чувству вины.

Четвертый кризис (трудолюбие - чувство собственной неполно­ценности) происходит в младшем школьном возрасте (от 6 до 11 лет). В школе ребенок учиться работать, готовясь к выполнению бу­дущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и приня­тых методов обучения и воспитания у ребенка развивается вкус к работе, чувство долга, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собс­твенного статуса среди товарищей; избегание сложных заданий, си­туаций соревнования.

Пятый кризис (жизненное самоопределение - путаница ролей) переживают подростки обоего пола в период половой зрелости (11 - 16-18 лет). Этот период характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. Типичная черта этого периода - "ролевой мораторий" (от лат. moratorium -отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, при­меряет их к себе. В этот же период происходит поиск идеалов и примеров для подражания, строительство планов на будущее, самооп­ределение в вопросах: каким быть? Кем быть? Этот процесс предпо­лагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. При успешном разрешении кризиса подросток формирует мировоззрение, заявляет о себе как об индивидуальности, осуществляет четкую половую поляри­зацию в формах поведения. Неспособность подростка к идентификации или связанные с нею трудности могут привести к ее "распылению" или же путанице ролей, которые подросток играет или будет играть во всех сферах жизнедеятельности. Может наступить выраженное стремление разобраться в себе в ущерб отношениям с внешним миром (в частности, непонимание форм поведения, соответствующих данному полу), застревание на прошлом, вместо мыслей о будущем и др.

Шестой кризис (близость к людям - изоляция от людей) свойс­твен молодым взрослым людям в возрасте 18 - 25 лет. Он связан с поиском душевной и интимной близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит прожить семьей продолжительное время. Главные проблемы этого кризиса - любовь, рождение и воспитание детей, работа, удовлетворенность личной жизнью. При успешном раз­решении кризиса выражено стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям. Отсутствие подобного опыта приводит к избеганию людей, особенно близких интимных отношений с ними, изоляции человека и его замыканию в самом себе, к состоянию оди­ночества. При неразрешении шестого кризиса характерны первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влия­нием якобы существующих угрожающих сил

Седьмой кризис (творчество, жизненная активность - застой, сосредоточенность на себе, на своих проблемах) переживается чело­веком в возрасте 40 - 45 лет, а иногда и позднее. Его успешное разрешение характеризуется продуктивной и творческой работой над собой и другими людьми, удовлетворенностью семейными отношениями, гордость за своих детей. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. В случае неразрешения этого кризиса у человека выражен эгоизм, эго­центризм, непродуктивность в работе, исключительная забота о са­мом себе.

В свою очередь Пекк выделяет в этом кризисе четыре подкризи­са. Во-первых, степень развития у человека уважение к мудрости, сменяющее примат физической силы и храбрости. Во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социа­лизации (что естественно приводит к ослаблению сексуальных ро­лей). В-третьих, надо уметь не податься аффективному, чувственно­му обеднению, связанному с потерей и смертью близких или с обо­соблением детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствую­щую эмоциональному обогащению в иных формах. Наконец, в-четвер­тых, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведе­ния, вместо того, чтобы придерживаться старых привычек и пребы­вать в некоей психической ригидности.

Восьмой кризис (полнота жизни - отчаяние) переживается во время старения, особенно с выходом человека на пенсию. Он знаме­нует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разреше­ние зависит от того, как этот путь был пройден. Человек постоянно раздумывает о прошлом, но может приходить к различным итогам. Достижение человеком цельности основывается на подведении им ито­гов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в ко­тором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, если он приходит к выводу, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро, то он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново, но вместе с тем стремясь получить от жизни больше, чем было получе­но. Особенно остро в этот период ощущение отсутствия в мире по­рядка, доброго, разумного начала.

Пекк и в этом кризисе выделяет три подкризиса. Во-первых, человеку приходится переоценить собственное "Я", помимо своей профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Во-вторых, человек должен осознать и свыкнуться с фактом ухудшения здоровья и старения тела, что поз­воляет ему выработать в этом плане необходимое равнодушие. Нако­нец, в-третьих, человек переживает период озабоченности, с исчезновением которой он уже без ужаса может принять мысль о смерти.

Таково видение процесса социализации личности через систему последовательно сменяющих друг друга восьми кризисов. Каждый из этих кризисов является своеобразной ступенью в восхождении к иде­алу - гармонично развитой личности. Успешное преодоление этих кризисов определяет гармоничность процесса социализации личности.

3.3. Характеристика процесса адаптации подчиненного к ус­ловиям организации

Понятие адаптации и ее основные виды. Существенное влияние на процесс социализации подчиненных оказывают особенности их адаптации (приспособления) к условиям организации. Адаптация - сложный процесс, затрагивающий различные стороны жизнедеятельности. Адаптацию можно рассматривать и как составную часть социализации и в качестве ее механизма. Под адаптацией (от лат.adapto -приспособляю) понимают процесс взаимодействия личности и социальной среды, про­цесс активного приспособления личности к изменившейся среде, ос­воения относительно стабильных условий среды. Различают три взаи­мосвязанных вида адаптации: психофизиологическую, социально-пси­хологическую и профессиональную.

В процессе психофизиологической адаптации происходит освое­ние всех условий, оказывающих различные психофизиологические воз­действия на подчиненного в процессе нахождения его в организации. К этим условиям следует отнести физические и психические нагруз­ки, уровень стрессогенности конкретной деятельности, эргономичес­кие условия овладения специальностью и др.

В ходе социально-психологической адаптации происходит вклю­чение подчиненного в систему взаимоотношений организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями и др. В ходе такой адаптации подчиненный получает информацию о системе деловых и неформальных отношений, о микрогруппах, о социальных позициях отдельных членов организации. Эту информацию он воспринимает ак­тивно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями.

Профессиональная адаптация характеризуется раскрытием и освоением воз­можностей подчиненного как конкретного специалиста, формированием положительного отношения к своей дея­тельности. Как правило, удовлетворенность своей деятельностью в организации как профессией наступает при достижении определенных реальных результатов, а последние приходят по мере освоения под­чиненным специфики деятельности на конкретном участке.

Характеристика социально-психологической адаптации. Этот вид адаптации представляет собой процесс овла­дения личностью своей ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адапта­ция бывает позитивной и негативной; по механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий.

В процессе первой стадии – ознакомлении, происходит освое­ние индивидом норм, ценностей, установок, представлений, стерео­типов и т.д. на когнитивном и эмоциональном уровне. Когнитивный уровень позволяет внешние нормы и требования сделать внутренними, "своими". Это освоение получило название интернализация (интерио­ризация) (от лат. internus, interior - внутренний). Эмоциональный уровень ознакомления позволяет эмоционально подкрепить и активно усвоить нормы, ценности, стереотипы данной группы, а значит, и быть в нее включенным. Это подкрепление получило название иденти­фикация (от лат. identificare - отождествлять).

В процессе второй стадии – ролевой ориентации, происходит принятие сложившихся форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, соседских, партнерских, семейных отношений и др.) принятие форм предметной деятельности (способов профессионального выполнения работы). В ходе второй стадии социально-психологическая адаптация призвана привести к формированию социально и профессионально значимых средств обще­ния, поведения и деятельности, принятых в группе, с помощью кото­рых личность могла бы реализовать себя, свои потребности, склон­ности, умения и т.д.

В процессе третьей стадии – самоутверждении, происходит первоначально индивидуализация, а затем интеграция адаптирующего­ся сотрудника.

Процесс индивидуализации предусматривает совмещение усвоен­ных личностью социальных требований, норм, предписаний, ожиданий со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индиви­дов, то есть персонифицированная форма реализации социальных функ­ций. Этот механизм порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом на прежней стадии ("я стал таким же, как все") и не удовлетворяемой потребностью индивида в максимуме пер­сонализации ("я не такой, как все, я - личность"). Все это неиз­бежно ведет к конфликту между социальной ролью, отведенной груп­пой данной личности и уже усвоенной ею, и осознанием своего "Я". На фоне этого конфликта начинает действовать процесс интег­рации, то есть процесс, призванный обеспечить принятие и одобрение группой образа личности, созданного в процессе индивидуализации; процесс, устанавливающий оптимальные связи между группой и лич­ностью, представленной в единстве ее особенностей и характерных черт.

Интеграция порождается противоречиями между сложившимся в процессе индивидуализации образом личности и способностью группы принять и одобрить те демонстрируемые им особенности, которые со­ответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятель­ности. Другими словами, группа как бы понижает представления человека о собственном "Я" до пределов, необходимых для совместной деятельности и вместе с тем позволяет ему самоутвердиться в рам­ках потребностей конкретной группы. На этом этапе самооценка лич­ности во многом способствует продолжительности и успешности раз­решения возникшего противоречия.

Главным результатом стадии самоутверждения является установ­ление соответствия между самооценкой личности и оценкой ее груп­пой по значимым (с точки зрения ведущей деятельности) способнос­тям и качествам личности. Если противоречие между индивидом и группой не устраняется, возникает дезинтеграция или вытеснение личности из группы, или ее фактическая изоляция в ней. В рамках интеграции у индивида складываются новообразования личности, ко­торых у него ранее не было (как положительные, так и отрицатель­ные). Таким образом, процесс самоутверждения зависит от самооцен­ки личности и от требований, предъявляемых группой к этому инди­виду.

При чрезмерно высокой самооценке, человек переоценивает себя и сталкивается со скептическим отношением группы к его претензи­ям, озлобляется, проявляет подозрительность или высокомерие и может, в конце концов, вообще утратить межличностные контакты, замк­нуться. При чрезмерно низкой самооценке развивается "комплекс не­полноценности", устойчивая неуверенность в себе, отказ от инициа­тивы, безразличие, тревожность.

Показателями успешной социально-психологической адаптации являются:

· адекватный (то есть удовлетворяющий как индивида, так и группу) социальный статус индивида в данной социальной среде, группе. Статус является интегральным показателем расположения ин­дивида в данной системе социальных отношений;

· психологическая удовлетворенность индивида этой средой, группой и ее наиболее важными элементами.

При неудовлетворительной адаптации происходят перемещения индивида в другую социальную среду, группу, учащаются проявления отклоняющегося поведения и др.

Что способствует быстрой и успешной адаптации? Прежде всего, такие качества, как

· коммуникабельность (то есть способность к общению, к быстрому установлению контактов и связей), позволяющая легко входить в новые коллективы;

· быстрое определение своего места в совместной деятельности, своей роли в коллективе;

· умение быть правильно понятым;

· самокритичное отношение к себе, в частности, знание и учет своих слабых и сильных черт при выборе стиля деятельности;

· собранность и цельность личности, умение планировать свои действия и поведение и неукоснительно этот план выполнять;

· умение в разнообразных условиях (зачастую, нестандартных) находить возможности для проявления своей организованности, уверенности, активности.

Таким образом, основная задача адаптации - обеспечение само­определения личности в обществе, в группе на основе наиболее су­щественных особенностей индивидуальности. Причем взаимоотношения в цепи "группа-личность" находятся в органической взаимосвязи. С одной стороны, группа, зная сильные и слабые стороны своих чле­нов, способна поддержать человека в различных ситуациях, а с дру­гой стороны, в коллективной деятельности и общении индивид ут­верждает свою индивидуальность и интегрируется с группой.

Сформированные в процессе жизнедеятельности адаптивные меха­низмы переходят в область автоматизированных навыков, привычек, подсознательных регуляторов поведения, причем переход в область подсознания происходит без снижения регулирующей функции.

Несмотря на различие между различными видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управ­ления адаптацией подчиненных требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.

К основным условиям, обеспечивающим эффективное управление процессом адаптации новичков необходимо отнести:

· дифференцированный подход к распределению новичков по подразделениям организации;

· объективность деловой оценки новичков;

· престиж и привлекательность специальности, подразделения, организации в целом;

· организация жизнедеятельности, позволяющей реализовывать мотивационные установки новичков;

· гибкость и эффективность системы обучения новичков;

· благоприятные социально-психологический климат и взаимоотношения, сложившиеся в данном коллективе;

· всемерный учет личностных свойств адаптирующегося подчиненного, связанных с его псих


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.