Поведение людей в стрессовых ситуациях — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поведение людей в стрессовых ситуациях

2017-11-27 354
Поведение людей в стрессовых ситуациях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стихийные бедствия и эпидемии по определению являются событиями тревожными и зачастую неожиданными. Внезапно мир переворачивается с ног на голову, и привычные механизмы нормальной жизнедеятельности вдруг становятся недействующими. Когда перед человеком возникает проблема или угроза, его естественной реакцией на такое изменение в привычной обстановке является стресс – состояние физического и/или психического возбуждения (см. Приложение 1: Терминология, относящаяся к стрессу и его преодолению).

Реакции на стресс бывают разные в зависимости от сложности ситуации. Кроме того, эти реакции могут быть более глубокими или более длительными под воздействием таких предрасполагающих факторов, как личностные особенности человека или подверженность психическим расстройствам в прошлом. Стрессовые реакции происходят на физическом, когнитивном (то, как мы воспринимаем или относимся к событиям), эмоциональном и поведенческом уровне. Человек, подвергшийся глубокому стрессу, может испытать четыре стадии стрессовых реакций:

 

§ Острая фаза (длится несколько минут, часов или дней)

§ Фаза реакции (длится от одной до шести недель)

§ Фаза восстановления (длится от одного до шести месяцев)

§ Фаза переориентации (длится шесть и более месяцев)

Состояние пострадавшего постепенно переходит из одной фазы в другую в зависимости от длительности и тяжести начальной фазы. Однако важно отметить, что не всегда проявляются все эти фазы и не обязательно именно в такой последоватльности. Они скорее представляют собой типичную модель реагирования нормального человека на неординарное событие.

 

Острая фаза

Обычно на сильный источник стресса человек реагирует так: «борьба-бегство». Такая реакция подготавливает тело к физической активности и напрямую связано с такими физическими изменениями, как выброс адреналина, учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное артериальное давление и потовыделение. Стрессовыми реакциями организма также могут быть подрагивание губ и рук, кишечные расстройства, тошнота и озноб.

 

Реакция «борьба-бегство» влияет на мысли, ощущения и действия человека. Ограничивается мыслительная активность, снижается способность мыслить рационально. Зачастую тяжело сконцентрироваться, когда мысли стремительно проносятся в голове, в результате первая, пришедшая в голову мысль, кажется правильным решением проблемы. Человеку, подвергнутому стрессу, тяжелее общаться с окружающими и запоминать информацию, может возникнуть дезориентация во времени и месте нахождения. В состоянии стресса, факты, которые человек, казалось бы, слышал и понял, могут быть мгновенно забыты, скоре всего их надо будет повторить.

 

Спонтанная эмоциональная реакция зачастую проявляется в недоверии к окружающим или оцепенении, как в кошмарном сне. Человек может выглядеть отстраненным от происходящего, однако отсутствие реакции и отчужденность следует рассматирвать, как признаки шокового состояния. Другими распространенными шоковыми реакциями являются озлобленность, страх или горе. (см. Приложение 2: Глоссарий типичных эмоциональных реакций на стресс).

 

Стрессовые реакции также могут влиять на манеру поведения людей. Вызванная стрессом ограниченность мышления делает поведение человека более жестким. Потеря гибкости может привести к повышенной раздражительности, агрессивности или, в некоторых случаях, к чрезмерно приподнятому настроению. Раздражительность и агрессивность порождают подозрительность и потребность найти «козла отпущения», чтобы обвинить его во всех несчастьях. Жесткое поведение также осложняет общение с другими людьми и может привести к отчужденности. Беспокойство могут также вызывать ощущения бесполезности и беспомощности. Паника бывает нечасто, но если она возникает, необходимо сразу же принять меры, так как она может быть заразительной и опасной для самих паникующих и для тех, кто их окружает[8].

 

Фаза реакции

Эта фаза характеризуется тем, что здесь начинают проявляться эмоции, которые ранее подавлялись или игнорировались. Эти чувства могут быть такими сильными, что человек не в состоянии ими управлять. Важно дать этим чувствам выйти наружу, перестрадать их (см. Модуль 3: Поддержка через общение). Характерными стрессовыми реакциями этой фазы являются:

§ Страх возвращения на место событий

§ Сновидения и ночные кошмары

§ Чувство тревоги, беспокойства, бессонница

§ Мышечное напряжение, дрожь и повышенная возбудимость

§ Повышенная раздражительность, уединение, депрессия

§ Беспокойные мысли о том, что выжил, смог ли помочь, что виноват, о горе[9].

 

Фаза восстановления

Стрессовые реакции этой фазы практически идентичны предыдущим. Разница в том, что чувства здесь менее интенсивны и ошеломляющи, так как человек начинает справляться с наиболее сильными и тревожными ощущениями.

 

Характерные стрессовые реакции этой фазы:

§ Чувство боли осталось, но с ним уже можно справляться

§ Появляется интерес к жизни, к ежедневным событиям

§ Человек начинает строить планы на будущее[10]

 

Фаза переориентации

В идеальной ситуации, через шесть месяцев после кризиса у человека не должно быть никаких стрессовых реакций. Это значит, что пострадавший в состоянии спокойно возвращаться мыслями к пережитому событию, что он переосмыслил произошедшее, принял этот опыт и может жить с ним дальше, готовый справиться с очередными жизненными трудностями, когда они возникнут[11].

 

Большинство перечисленных реакций постепенно сойдут на нет, настолько же, насколько произошедшее постенно уйдет в историю жизни человека. То, как будет протекать этот процесс, в большой степени зависит от возможностей самого человека и от предложенной ему социальной поддержки. Чтобы определить, нужно ли продолжать оказывать помощь пострадавшему или нет, необходимо понаблюдать за ним: есть ли у него осмысленное занятие, заботится ли он о себе, или же ведет себя необычно, совершает поступки, несвойственные ему ранее. (см. раздел 2.4: Значение травмы).

Преодоление стресса

Все вышеперечисленные стрессовые реакции считаются нормальными рекациями человека на стресс, тем не менее, они могут влиять на процесс возвращения к нормальной жизни. Давая пострадавшим эмоциональную поддержку, мы уменьшаем воздействие стресса и тем самым способствуем более быстрому переходу к восстановлению.

 

Преодоление стресса – это усилия, предпринимаемые людьми для того, чтобы побороть негативное воздействие стрессовых ситуаций. Преодолеть стресс – значит, предотвратить, приостановить, избежать или взять его под контроль.

 

Различают три категории механизмов преодоления стресса:

 

Воздействовать на источник стресса – эмоционального или физического Человек стремиться изменить ситуацию до того, как возникнет стресс, таким образом, избегает попадания в опасное положение.
Измененить отношения к ситуации Человек пересматривает свое отношение к ситуации и приходит к выводу, что нет причин для беспокойства, и что все могло быть гораздо хуже.
Перетерпеть раздражающий фактор до тех пор, пока он не исчезнет совсем либо не ослабит своего негативного влияния. Человек приспосабливается к стрессу, не позволяет обстоятельствам подавить себя и делаелт это через отрицание, уклонение, пассивное принятие, чрезмерный оптимизм, или даже упование на чудо[12].

 

Чтобы эффективно преодолевать критические события, необходимо понимать, где можно изменить ситуацию, борясь с ней или избегая ее, а где лучше приспособиться к обстоятельствам, которые изменить невозможно.

 

Примеры преодоления кризисных ситуаций:

 

§
Слайд2-9
Обратиться за помощью к окружающим или предложить свою помощь другим людям;

§ Рассказать о своем опыте другим людям и попытаться осмыслить, что произошло;

§ Спрятаться от опасности, пока она не пройдет;

§ Разыскивать информацию о благополучии родных и близких;

§ Собирать уцелевшее имущество и вещи, принадлежавшие близким;

§ Ремонитровать повреждения;

§ Принимать участие в похоронах или кремации погибших

§ Соблюдать религиозные обряды;

§ Формулировать цели и составлять планы по их реализации;

§ Использовать защитных механизмов, такие как отрицание, для того, чтобы уменьшить негативное воздействие;

§ Сохранять чувства страха и настороженности по отношению к другим возможным опасностям;

§ Долго и сосредоточенно думать о событии для того, чтобы сделать выводы и извелчь уроки.

 

Каждый из вышеперечисленных способов в какой-то степени является попыткой снизить беспокойство, вызванное стрессом, или изменить ситуацию, чтобы уменьшить продолжение стрессовых реакций.

 

 
Упражнение 2А: Стратегии преодоления стресса
Индивидуальная работа. Предложите участникам представить себя в одной из следующих ситуаций: § В вашем населенном пункте произошло наводнение. Доход Вашей семьи связан с сельскохозяйственной деятельностью. Вы потеряли все запасы продовольствия и домашний скот. § В Вашей стране действует несколько сильных политических фракций. Ваш отец принимает активное участие в сопротивлении. Он исчезает после очередной вспышки политической борьбы. Вы ничего не слышали о нем в течение последних трех недель. § После трех лет стабильной работы Вы ее теряете в связи с ликвидацией организации. У Вас нет отчетливых перспектив нового трудоустройства в Вашем районе. Дайте участникам 10 минут для того, чтобы записать три (или более, по желанию) действия, мысли, убеждения, личностные характеристики или преимущества, которые помогли бы им преодолеть, разрешить или пережить сложившуюся ситуацию.   Задача упражнения: § Закрепить знания по теме Преодоление стресса; § Расширить представление отдельных членов групп о методах преодоления стресса; § Показать, каким образом знание людьми методов преодоления стресса могут быть обращены на оказание эффективной помощи этим людям.

 

Вопрос для обсуждения Попросите участников поделиться с другими членами группы своими методами преодоления стресса. Попросите каждого участника объяснить, почему они выбрали ту или иную ситуацию (перекликается с личным опытом? представляет особый интерес?). Предложите группам обсудить некоторые из ответов, обращая внимание на сходства и различия между ними.  

Утрата и горе

В большинстве кризисных ситуаций людям приходится сталкиваться с утратой. Это связано не только с гибелью родных и близких, но и с потерей собственности, работы и т.д. Чувства утраты и горя всегода присутсвуют в программах по оказанию помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД, в которых добровольцы часто сталкиваются с целой цепочкой потерь: по мере развития ВИЧ-инфекции, люди торяют способность передвигаться, утрачивают некоторые физические возможности, способность выполнять свою работу и заниматься общественными делами. Они теряют физическую привлекательность и сексуальный потенциал, а потом и саму жизнь.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.