Закономерности хранения и воспроизведения информации — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Закономерности хранения и воспроизведения информации

2017-11-27 301
Закономерности хранения и воспроизведения информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Блок хранения, как и первый блок запоминания, имеет свои закономерности и детерминанты. Из житейского опыта известно, что не все то, что успешно запомнено, хорошо хранится. В то же время, не столь важное при запоминании вдруг неожиданно всплывает в актуальном воспоминании, или неосознанно влияет на другие когнитивные процессы (чувство языка на запоминание слов данного языка). Эта характеристика носит название продуктивности хранения. Другая характеристика называется длительностью хранения. И сюда же может быть отнесена интерференция (ретроградная и антероградная), из-за которой одна информация препятствует (затрудняет) хранение другой. Соответственно, при ретроградной интерференции затрудняется хранение предыдущей информации, при антероградной – последующей информации.

 

Воспроизведение. Блок воспроизведения отвечает за извлечение информации из блока хранения. Осуществляется его деятельность через «узнавание», «воспроизведение», «припоминание».

Узнавание генетически более раннее проявление памяти. Это воспроизведение образа какого-либо объекта, явления в условиях его повторного восприятия. Узнать – это опознать, то есть узнавание – это акт познания.

Его элементарная первичная форма – это более или менее автоматическое узнавание в действии - непроизвольное узнавание. Происходит при значительном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями и достаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. Проявляется непроизвольное узнавание в виде адекватной реакции на привычный раздражитель.

Узнавание становится произвольным и превращается в процесс припоминания при недостаточном совпадении новых впечатлений с прежними впечатлениями, а также при недостаточной прочности сохранения этих прежних впечатлений. В припоминании вначале возникает чувство знакомости предмета, которое, однако, еще не позволяет отождествлять его с чем-либо известным. И только в дальнейшем, находя общие черты с прежними впечатлениями, мы узнаем предмет. Было показано, что объем припоминания меньше объема узнавания. На основе чувства знакомости возникает ложное узнавание.

Противоположным ложному узнаванию является феномен утраты хорошо знакомого. Если имеется стойкий характер утраты знакомости – это агнозúя (нарушение предметов узнавания, явлений при ясном сознании вследствие поражения коры головного мозга).

Воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.

Воспроизведение может осуществляться непроизвольно, т.е. вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена на воспроизведение. Определяется в таком случае в основном ассоциативным механизмом. Толчком может быть предмет, человек, мысль. В связи с тем, что толчок идет из деятельности, то непроизвольное воспроизведение будет более направлено, если более логична деятельность, которая его вызывает. Будет меньше хаотичности тех ассоциаций, которые образовались в нашем прошлом опыте, то есть в основе будет логика того материала, который воспроизводится.

Произвольное воспроизведение происходит на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в процесс воспоминания или при затруднении припоминания.

 

Развитие памяти

Память у людей различается по таким параметрам, как скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Также у людей отмечается доминирование отдельных видов памяти – зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.д. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. Другому лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями.

Развитие памяти идет по нескольким направлениям.

Во-первых, в процессе развития психики ребенка механическая память постепенно дополняется и замещается логической.

Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.

В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

В развитии памяти выделяют две линии: ее совершенствование у всех людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации.

 

Мышление: понятие и виды.

Мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, в результате которого формируется представление о мире в отношениях и взаимосвязи объектов. Результатом мышления является новое знание о мире.

Мышление практически всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Мышление также понимается как особого рода теоретическая и практическая деятельность.

Виды мышления. По характеру решаемых задач мышление подразделяется на теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление предполагает, что человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Практическое же мышление связано со взаимодействием с окружающим миром, предполагает наличие орудийно-предметной деятельности.

В зависимости от используемых средств выделяют понятийное, образное, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Понятийное мышление опирается на понятия, логические единицы и осуществляется путем выстраивания умозаключений.

Образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Наглядно-образное мышление состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

 

Мыслительные операции

В структуре мышления выделяются следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение отражает схожие и различные признаки и свойства изучаемых объектов или явлений. Сравнение предполагает выделение определенных критериев, на основании анализа которых возможно сделать вывод о сходстве и различии.

Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Данная операция помогает составить первичное представление о предмете, вычленить его функционально значимые составляющие.

Синтез – операция, обратная анализу и предполагает построение целого из заданных частей. Позволяет рассмотреть предмет в совокупности всех его системных составляющих. Анализ и синтез – это операции, которые обычно осуществляются вместе, и способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче. Следует помнить, что абстрактное знание теряет смысл, если не существуют объекты или явления применительно к которым можно применить выделенные закономерности или свойства.

Обобщение предполагает выделение существенных признаков и объединение на их основе ряда объектов или явлений в соответствующие классы. Понятие является одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Логические операции являются непосредственным инструментом решения различного рода задач.

 

Развитие мышления

Мышление человека развивается на протяжении всей его жизни. Только характер этого развития меняется с возрастом. Если у детей важно развитие прежде всего динамической стороны мышления, то во взрослом возрасте развитие осуществляется за счет прироста его содержательной стороны.

Развитие мышления ребенка связано, прежде всего с развитием мыслительных операций Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж. Пиаже, получила название «операциональной». Операция, по Пиаже, представляет собой продукт преобразования внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость

В развитии операционального интеллекта у детей Ж. Пиаже выделил следующие четыре стадии:

1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.

2. Стадия операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.

3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.

4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое

Еще одной важной составляющей развития мышления является формирование понятий. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления.

Л.С.Выготский и Л.С.Сахаров в результате проведенных исследований выделили основные этапы формирования понятий.

1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, обозначаемого одним словом.

2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков.

3. Образование настоящих понятий. Здесь предполагаются умения ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат.

Таким образом, мышление направлено на решение задач. Успешность данного процесса будет определяться как сформированностью мыслительных операций, так и наличием опыта поиска разработки соответствующих алгоритмов. Задачи могут иметь творческий и репродуктивный характер. В первом случае требуется поиск алгоритма решения, а во втором воспроизведение уже имеющихся приемов.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.