Основные направления юридико-психологической науки и практики. Роль психологических знаний в профессиональной деятельности юристов — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Основные направления юридико-психологической науки и практики. Роль психологических знаний в профессиональной деятельности юристов

2017-11-27 328
Основные направления юридико-психологической науки и практики. Роль психологических знаний в профессиональной деятельности юристов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психология в юридической деятельности играет очень большую роль. Потому как 75 % работы адвоката, следователя, прокурора или будь то просто юриста – это работа психолога. Это нужно для того, чтобы уметь правильно подойти к ситуации и правильно найти к определенному человеку подход.

Адвокат может использовать знания по психологии, не только общаясь с человеком, которого он защищает, но и в самом суде. В суде адвокат может просто читать человека на невербальном уровне и продумывая и предугадывая следующий шаг защитника второй стороны. В работе следователя психология играет, наверное, самую большую роль. Например, на допросе обвиняемого следователь должен не только найти правильный подход к обвиняемому, но и должен всячески воздействовать на него, заставлять нервничать, задавая быстро вопросы или же другими действиями, чтобы обвиняемый запутался, начал нервничать.

 

СИСТЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Явления, изучаемые в психологии составляют 12 классов:

1. Процессы – постоянно изменяющиеся:

· Познавательные (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание)

· Эмоциональные (отношения, чувства, состояние памяти)

· Мотивационные (мотивы, потребности, воля)

2. Состояния:

· По длительности:

- Оперативные

- Текущие(час-день)

- Длительные(месяц, год)

· По содержанию:

- Познавательные

- Эмоциональные(аффект, стресс, фрустрация, птср)

- Мотивационные

3. Свойства – устойчивые, стабильны:

· Темперамент

· Характер

· Способности

· Цели, мотивы

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

См. вопрос 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЩУЩЕНИЙ

Ощущения- это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на рецепторы. Для возникновения ощущений необходимо, чтобы сила раздражителя была определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение - нижний порог ощущения. Максимальная величина, при которой еще сохраняется данное ощущение - верхний порог ощущения.

Классификация:
1) Экстрацептивные (вкусовые, звуковые, тактильные)

2) Интероцептивные (ощущения от внутренних органов – кольнуло сердце)

3) Проприоцептивные (ощущения, получаемые благодаря рецепторам в мышцах, сухожилиях – благодаря им человек ходит)

Свойства:
1. Не стабильны, при длительном воздействии раздражителя происходит адаптация

2. Сенсепилизация (взаимодействие ощущений) – человек становится более чувствительным

3. Синестезия (перекрёстное ощущение) – способность реагировать ощущениями

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие – отражение в сознании человека целостных предметов, явлений мира, при непосредственном воздействии на органы чувств

К основным свойствам восприятия относят:

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности.

Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений.

Константность – обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот.

Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Виды:

· осязательное;

· слуховое;

· зрительное.

· обонятельное и др.

по формам существования материи:

· восприятие времени

· движения

· пространства

ВНИМАНИЕ

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Свойства:

1. Концентрированность - показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте.

2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом.

3. Устойчивость - способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека.

4. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3).

5. Переключение внимания - возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.

6. Распределение - способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно.

Виды:

1. Непроизвольное внимание - это непреднамеренная сосредоточенность на объектах. Например, на громкий шум.

2. Произвольное внимание - это целенаправленная сосредоточенность сознания на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка).

3. Послепроизвольное внимание - это внимание, возникающее из произвольного, но это направленная сосредоточенность сознания, без волевых усилий, в силу возникновения интереса к объекту

ПАМЯТЬ

Память – процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации.

Виды памяти:

а) образная память. Данный вид памяти основан на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах. Особой разновидностью образной памяти является двигательная память, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, перемещения человека в пространстве.

б) эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании эмоций, переживаний и чувств.

в) вербально-логическая память - это вид памяти, основанный на наших мыслях, выраженных в словесной форме; понятиях, наполненных смысловым содержанием; обобщенных сведениях. Ее роль велика в профессиональной деятельности юриста.

2. По целям деятельности:

а) непроизвольную память - она чаще всего сопровождает деятельность, которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства.

б) произвольную память - она опосредована целью и задачей запечатлеть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания.

3. По продолжительности:

а) Кратковременная память - недолгийпериодо сохранения следов воздействия раздражителя.

б) Долговременной памяти присуще длительное сохранение полученных знаний, приобретенных навыков.

в) Оперативная память - включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти.

Закономерности:

1.закон ассоциаций;

2. фактор края – первый и последний элемент запоминаются лучше;

3. эффект Зейгарник – незаконченные действия запоминаются лучше;

4. осмысленное запоминание в 10 раз эффективнее, чем запоминание бессмысленное.

5. интерес к материалу ивнимание к нем в несколько раз повышает эффективность запоминания.

6. распределенное во времени заучивание в несколько раз эффективнее, чем концентрированное.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, высокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент. Большое значение имеет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о ее закономерностях, является профессионально важным качеством юриста.

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – сложный и плохо изученный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Виды:

а) наглядное, действенное мышление. Этот вид мышления чаще проявляется в практической деятельности людей.

б) наглядно-образное мышление. При таком виде мышления субъект познания чаще прибегает к образному представлению окружающего мира, в большей мере мыслит образами.

в) вербально-логическое мышление. Всегда связано с языком, речью, с понятиями, которые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим словом.

Стереотипами и неэффективными привычками мышления являются:

- полярное мышление – склонность к преувеличению или преуменьшению значения происходящих событий

- чрезмерное обобщение - проявляется в выводах на основании единичного факта

- избирательное восприятие - выражается в концентрации внимания на определенных аспектах ситуации, факта, которые кажутся существенными, и пренебрежением других, кажущихся неважными.

- безосновательные выводы - строятся на основе недостаточного количества объективной информации и своих домыслов.

- необоснованные ожидания - это не только то, что человек предполагает увидеть зрительно, но и то, что он предвкушает, ожидает, предполагает увидеть в будущем.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.