Теоретические основы концепции человеческого капитала — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Теоретические основы концепции человеческого капитала

2017-11-17 364
Теоретические основы концепции человеческого капитала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научные истоки теории человеческого капитала. Работы Г. Беккера и Т. Шульца. Сущность человеческого капитала как экономической категории. Отличия категорий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «персонал», «человеческий капитал», «человеческие ресурсы». Общие и отличительные черты человеческого и физического капиталов. Классификация и виды человеческого капитала в инновационной экономике.

 

Основные положения современной теории человеческого капитала были обоснованы в работах известных американских экономистов Т. Шульца и Г. Беккера.

По мнению Шульца, одним из важнейших факторов, ответственных за экономический рост является образование. Уровень качества рабочей силы он считал естественным итогом вложений дополнительных средств в образование. Т. Шульц определял человеческий капитал как всё то, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, или того и другого вместе; любой актив - материальный или человеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов.

Беккер создал общую теорию формирования человеческого капитала посредством обучения в школе и на производстве. Его накопление подобно накоплению физического и финансового кап-ла, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. Виды ЧК: образование, подготовка на производстве, охрану здоровья, миграцию. Особое внимание Беккер уделял оценке экономической отдачи от образования. Он определил, что отдача от вложений в человека выше, чем вложения в физ.капитал.

Знания и способности человека нельзя считать капиталом, т.к они становятся таковыми только при включении их в систему общественно-экономических отношений. Капиталом становится реализация знаний и навыков в производственном труде в целях получения прибыли. Механизмом формирования ЧК являются инвестирования в человека. Эти инвестирования осуществляются с тем расчетом, что они будут компенсироваться высокой прибылью в будущем. Чк как и любой другой вид капитала имеет способность накапливаться. А производство ЧК в свою очередь-это процесс создания производительных способностей человека с помощью инвестиций в специфические процессы его деятельности: образование, повышение квалификации, переподготовку, укрепление физ или морального духа.

Рабочая сила- совокупность физ и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются им каждый раз в ход, когда он производит какие-либо потребительские стоимости

Трудовые ресурсы-трудоспособное население в масштабе региона, страны, отрасли, экономики, либо в рамках какой либо профессиональной группы.

Трудовой потенциал- возможная дееспособность работника, его ресурсные возможности в сфере труда

Персонал-личный состав организации, включающий всех наёмных работников, а так же работающих собственников и совладельцев

Человеческие ресурсы- персонал организации, характеризующийся достигнутыми уровнями компетенции, желаниями, мотивациями, устремлениями.

Сходства ЧК и ФК

1 Оба капитала повышают возможности общества производить товары и услуги

2 явл-ся резкльтатом производственного процесса

3 приносят доход обладателю

4 нуждаются в средствах на поддержание

Отличия

1 ФК имеет материальную природу, ЧК нематериальную

2 ФК -это то,что мы имеем за пройденный период,а ЧК имеет значение в дальнейшей деят-ти

3 Оценка ФК склад-ся из производственных затрат и выражается в стоимостных показателях. Оценка ЧК равна тому эффекту, кот мы получим от его использования.

4 ЧК владеют и сотрудники и собственники, ФК только собственники

5Человек может произвести намного больше вложенных в него средств

6 ЧК по сравнению с физ К, данный вид инвестиций выгоден, тк. Приносит более значимый по объёмы и продолжительности экономический и социальный эффект

7Чк не ощущаем и не видим, поэтому не подвержен износу

8 ЧК не может являться обеспечением при займе, т.к он не может быть продан

9 Индивид не может распределить свой риск, как это может сделать владелец физ.кап

 

Виды ЧК

Неотчуждаемые: капитал здоровья, культурно-нравственный, трудовой капитал, интеллектуальный капитал, организационно-предпринимательский

Отчуждаемые:социальный капитал, клиентский, структурный, организационный

 

Номенклатура дел

Сущность, значение и виды номенклатуры дел. Составление и оформление номенклатуры дел. Формирование дел. Группировка документов в дела. Хранение дел.

 

Номенклатура дел представляет собой систематизированный перечень наименований дел, заводимых по установленной форме в делопроизводстве организации, с указанием сроков их хранения.

Даже при большом опыте работы невозможно квалифицированно и четко организовать работу с документами, не имея номенклатуры дел.

Номенклатура дел – это многоцелевой документ: организатор документов, классификатор документов и справочник по документам.

Цели формирования номенклатуры дел:

- распределения исполненных документов в дела;

- систематизации дел;

- закрепления индексов дел;

- установления сроков хранения дел.

Кроме того, номенклатура дел:

- служит основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения;

- используется как основной учетный документ при сдаче в архив организациидел временного (до 10 лет включительно) хранения;

- является основой для составления актов на уничтожение дел;

- может быть использована как схема для построения справочной картотеки на исполненные документы.

Виды номенклатуры дел

Существует три вида номенклатуры дел: типовая, примерная и индивидуальная.

Типовая номенклатура дел устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом.

Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием индексов этих дел, и носит рекомендательный характер. Типовые и примерные номенклатуры дел используются для составления индивидуальных номенклатур дел.

Индивидуальная номенклатура дел конкретной организации – это систематизированный перечень конкретных заголовков дел, которые предположительно будут заведены в делопроизводстве организации (или ее структурного подразделения) в определенном календарном году, с указанием сроков хранения, оформленный в установленном порядке.

Разработка индивидуальных номенклатур дел на предстоящий год начинается в организации в последнем квартале – так, чтобы номенклатура была завершена в декабре и с января следующего года ее можно было бы ввести в действие.

 

Составление и оформление номенклатуры дел.

При составлении номенклатуры дел следует руководствоваться уставом или положением об организации, положениями о ее структурных подразделениях, штатным расписанием, номенклатурой дел организации за прошлый год, описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, регистрационными формами, ведомственными и типовыми перечнями документов с указанием сроков их хранения, типовыми и примерными номенклатурами дел.

Кроме текущих документов, необходимо изучить документацию прошлых лет. Вноменклатуру дел должны быть включенывсе документы, создаваемые в данной организации, поступившие в нее из других организаций; все регистрационно-справочные журналы и картотеки, электронные документы, базы данных, а также документы вычислительного центра, коллегиальных и общественных органов, кроме печатных изданий и технических документов.

В номенклатуру дел организации включаются дела временно действующих органов, документы которых служат правовым основанием для подтверждения полномочий организации или прекращения ее деятельности (например, дела ликвидационной комиссии организации включаются в номенклатуру дел ликвидируемой организации).

Основой для определения структуры номенклатуры дел является структура (штатное расписание) организации. Разделами номенклатуры дел являются названия структурных подразделений (например, канцелярия, бухгалтерия, отдел кадров и т.п.).

Если в организации нет структурных подразделений, то разделами номенклатуры дел могут быть направления деятельности организации.

Например, для номенклатуры дел учебного заведения можно предусмотреть такие разделы: 01 – дирекция, 02 – учебная работа, 03 – учебно-воспитательная работа, 04 – производственная практика, 05 – физическое воспитание и т.д.

Разделами номенклатуры дел могут быть и должности руководителей и специалистов, например: 01 – генеральный директор, 02 – заместитель директора, 03 – коммерческий директор и т.д.

Составляется номенклатура дел по установленной форме на общем бланке организации.

Последовательность расположения разделов номенклатуры дел соответствует утвержденной структуре организации.

В первой графе номенклатуры – «Индекс дела» – проставляется индекс (номер) каждого включенного в номенклатуру дела. Этот индекс закрепляется за делом навсегда. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами.

Индекс (номер) конкретного дела состоит из:

· условного обозначения (индекса) структурного подразделения;

· порядкового номера дела в пределах отдела или организации.

Во второй графе – «Заголовок дела, тома, части» – указываются заголовки дел.

По заголовку дела будет производиться поиск необходимого документа. Заголовки дел должны полностью раскрывать состав и содержание документов, включенных в дело, то есть указывать, какие виды документов и по какому вопросу могут быть подшиты в дело.

Третья графа – «Количество дел, томов, частей» – заполняется в конце года, так как в течение года под одним заголовком может быть заведено не одно, а несколько дел – томов (объем дела не должен превышать 250 листов).

В графе четвертой – «Срок хранения дела, тома, части и номера статей по перечню» – проставляют сроки хранения документов со ссылкой на номер статьи согласно типовому или ведомственному перечню документов. Если используют несколько перечней, то в графе «Примечания» нужно указать их названия.

Основным перечнем является Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (М., 2000).

Но данный перечень не охватывает полного состава документов, образующихся во всех отраслях (ведомствах) страны. Поэтому в ряде отраслей созданы ведомственные перечни, которые содержат заголовки дел, отражающих все участки деятельности системы органов, входящих в данное ведомство.

Пятая графа – «Примечания» – заполняется в течение года, если нужно сделать отметки:

· о заведении дел;

· о переходящих делах;

· о передаче дел в другое структурное подразделение или в другую организацию;

· о выделении дел к уничтожению;

· о лицах, ответственных за формирование дел в структурных подразделениях, и т.п.

При помещении в дело первого документа в графе «Примечания» номенклатуры дел делается отметка о заведении дела («Дело заведено»). Это позволит в конце года иметь точные сведения о количестве фактически заведенных дел.

По окончании календарного года в конце номенклатуры дел составляется итоговая запись о количестве заведенных дел постоянного и временного (отдельно) сроков хранения.

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛ.

Формирование дела – это группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел и систематизация документов внутри дела.

Исполненные документы должны иметь отметку об исполнении документа и направлении его в дело (реквизит 28) и помещаться в дела в день окончания исполнения. Строгое выполнение этого несложного правила исключит потерю документов и обеспечит их сохранность.

При формировании дела в него помещаются документы, которые по своему содержанию соответствуют заголовку дела, при этом запрещается группировать в дела черновые и дублетные экземпляры документов (за исключением особо ценных), а также документы, подлежащие возврату.

Дела формируются в организациях при централизованном ведении делопроизводства – службой документационного обеспечения управления (ДОУ) организации, при децентрализованном – как структурными подразделениями (лицами, ответственными за ДОУ), так и службой ДОУ организации. При этом формирование дел ведется под непосредственным методическим руководством архива организации, а при необходимости – и соответствующего государственного архива.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.