Мультимодальная модель психологического консультирования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Мультимодальная модель психологического консультирования

2017-11-17 10822
Мультимодальная модель психологического консультирования 5.00 из 5.00 8 оценок
Заказать работу

1. Установление консультативного контакта. Клиент не сможет творчески переосмыслить свою проблему, если психолог не создаст атмосферу душевного тепла и поддержки. В начале беседы необходимо установить взаимопонимание с клиентом. Иногда для этого требуется несколько встреч.

В установлении взаимопонимания с клиентом помогает краткое определение задач интервью. Структура беседы может быть предложена клиентом. Например: "Я здесь для того, чтобы улучшить отношения с женой, хотел бы об этом поговорить". План беседы может исходить и от психолога: "Работая со сходными затруднениями, я обычно делаю так: сначала я хотел бы выслушать вас и понять ваш взгляд на предмет разговора, а затем мы поищем решение. Вы согласны?"

Развитие раппорта и структура интервью должна всегда исходить из индивидуальности клиента, его исторических и культурных корней. Каждый человек имеет свой уникальный стиль принятия решений: быстро, не раздумывая или постепенно, шаг за шагом. Желательно распознать индивидуальные особенности стиля принятия решений вашего клиента. Клиент будет больше доверять психологу, если тот учтет его индивидуальную манеру реагирования.

Установление контакта может быть очень быстрым, а иногда – не возникнуть и через несколько месяцев.

2. Мультимодальное определение проблемы,. На данном этапе интервью задачей психолога является:

· выслушать изложение проблемы;

· помочь клиенту ясно сформулировать его затруднения;

· вывести определение задачи.

Реальной проблемой клиента может быть совсем не та, которую он осознает и с которой к вам обращается. Приняв первоначальное толкование проблемы, изложенной клиентом, психолог может пропустить важные факты. На этом этапе психолог выдвигает предварительные консультативные гипотезы о причинах затруднений клиента. Прежде чем что-то советовать, психологу следует расширить проблему и поискать возможные альтернативные варианты.

Пример: клиент рассказывает о трудностях на работе. Психолог может расширить ситуацию, спросив, как клиент проводит время после работы.

Однако не стоит пытаться решить все проблемы одновременно и сразу. На данном этапе достаточно определения одной проблемы. Остальные должны быть "проговорены", "обозначены" с тем, чтобы работать с ними в дальнейшем.

На этом этапе клиенты говорят в основном о трудностях, поэтому полезно поискать сильные черты характера клиентов. У клиента появляется возможность сравнить свои проблемы с прошлыми и настоящими успехами

Неизвестные клиенту резервы его личности может помочь обнаружить тестирование. Тесты на интеллект и способности могут продемонстрировать способности, личностные – те паттерны мышления и чувств, которые не были сразу замечены во время интервью. Но необходимо помнить о культурной, расовой и этнической ограниченности тестов.

3. Желаемый результат. С появлением четкого определения проблемы у психолога появляется соблазн тот час приняться за ее решение. Однако соображения психолога относительно идеального выхода могут не совпадать с мыслями клиента.

Определение цели может быть конкретным или носить общий характер. Важно, чтобы цель была относительно ясна. Вопросы, задаваемые клиенту, часто меняют направление беседы и терапевтического процесса. Иногда требуется переосмысление проблемы, что предполагает возвращение на вторую стадию с целью полного сбора информации.

Некоторые люди предпочитают вначале проговорить цели, а потом выделить проблему. Иногда четкое определение целей делает ненужным дальнейшее выделение проблемы.

4. Выработка альтернативных решений. Неопытные психологи склонны сразу "выдавать" клиенту готовое решение его проблемы. Но для того, чтобы не спроецировать свой личный опыт и переживания на проблему клиента, психологу (и клиенту) необходимо попытаться взглянуть на проблему с разных точек зрения. На этом этапе обычно возникают наибольшие трудности. Если психолог "решит" проблему, а клиент будет чувствовать, что ему не подходит такой вариант и нужно что-то другое, консультирование принесет мало пользы. Необходимо обеспечить процесс творческого поиска выхода из проблемной ситуации у клиента. Одним из способов может быть резюмирование психологом проблемы клиента, повторение формулировки желаемого результата и противопоставление реально существующей ситуации и идеального будущего.

Пример. Психолог: Таня, позволь мне обобщить. Ты рассказала мне о своих проблемах и трудностях … Ты бы хотела, чтобы … Тебе приходят на ум какие-нибудь способы, средства, с помощью которых ты могла бы достичь своих целей?

Усиление контраста между реально существующей идеальной ситуацией, данное в естественной, живой манере, помогает структурированию проблемы и облегчает творческое реагирование. Клиент, прежде всего, нуждается в том, чтобы его выслушали и вербализовали его ощущения. Как только вы выявите разницу между тем, что есть, и тем, чего хочет клиент, он сам начнет предлагать возможные выходы из положения.

Иногда можно поделиться с клиентом оптимальным, с вашей точки зрения, решением. Но клиент уже слышал много советов. Данный не во время, неверным тоном совет будет отвергнут.

В обычном диалоге психолог использует разные стили поведения: активно – директивный, нейтральный, поддерживающий и др. На этом этапе после высказывания и анализа новых мыслей, способов решения проблемы психологу лучше перейти к эмпатическому стилю слушания клиента.

Таким образом, основная задача консультанта на этом этапе – помочь клиенту выработать возможно больший набор стратегий поведения. Цель этапа – "повернуть" клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливают проблемы, к более гибкому и творческому реагированию. Новые стратегии могут исходить как от клиента, так и от творческого Я психолога.

5. Экологическая проверка. Известно, что можно проделать огромную работу по сбору фактов, определению целей, выработке и сортировке альтернатив, но, если не принято решение относительно изменения поведения, усилия психолога могут быть напрасны. Радикальный показатель: изменилось ли что-нибудь в жизни клиента после вашей беседы? Стал ли клиент вести себя по-другому в результате консультирования?

Клиент часто очень быстро теряет то, что он приобрел на консультации. Нужно предпринимать специальные шаги, чтобы ваши с клиентом конструктивные решения не пропали даром.

На начальном этапе интервью может помочь один очень простой метод: обращенный к клиенту вопрос: "Что вы собираетесь делать сегодня? Что собираетесь предпринять завтра, чтобы реализовать то, что вы наметили?" Это может оказать клиенту большую поддержку. В начале следующей встречи можно обсудить, что сделал клиент из намеченной программы действий и отметить факты, говорящие о его росте и развитии.

Чем более подробно как консультант вы распишете программу действий клиента, тем более вероятно, что ваше вмешательство в его жизнь принесет какое-то изменение.

Таким образом, модель принятия решений - обобщенная модель, последовательность стадий которой может быть изменена в зависимости от обстоятельств. Вы можете пропустить или объединить этапы беседы, в зависимости от особенностей вашего клиента. Использование различных теорий и подходов меняет акценты на определенных аспектах данной модели.

Консультативный контакт

 

Для эффективного психологического консультирования большое значение установление консультативного контакта (раппорта). Его качество зависит от многих факторов.

Консультативное пространство. Идеальная ситуация консультирования – когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном кабинете, где обеспечены уединенность, удобство и комфорт, ничто не отвлекает от беседы. Если нет специальной мебели и отдельного помещения, можно организовать какую-то часть пространства, лучше в углу, посадив клиента спиной к двери, чтобы ограничить его поле зрения, максимально сосредоточив его на консультанте.

При встрече клиента и знакомстве с ним следует придерживаться следующих правил: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Для создания атмосферы доверия и непринужденности психолог с первых минут должен быть вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно.

Оптимальный вариант посадки психолога и клиента – напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы, с одной стороны, с легкостью видеть лицо собеседника и, с другой стороны, без труда было можно отвести глаза в сторону. Лучше сидеть не слишком близко друг к другу, чтобы оставалось свободное пространство для ног. Хорошо, если между ними находится нечто вроде журнального столика, на который можно что-то положить, вести запись. Большой стол может восприниматься как помеха, барьер между психологом и консультантом. Атмосфера консультирования будет, скорее всего, официальной. В таком случае наиболее благоприятной будет позиция расположения клиента и консультанта за столом на одной стороне. Консультанту в такой ситуации будет доступна вся невербальная информация, а также он и клиент смогут менять расстояние между собой при изменении консультативного контакта. Такое расположение позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества.

Время консультирования. Время – важнейшая характеристика процесса консультирования. Желательно, чтобы уже первая встреча продолжалась столько же времени, сколько и последующие встречи. Если первая встреча затянется, она может создать у клиента иллюзии относительно продолжительности консультирования.

Обычно консультативная беседа длится от 50 минут до 1 часа. Менее продолжительная беседа оставляет и у клиента, и у консультанта чувство недостаточной глубины возникших во время консультирования вопросов. Более продолжительная беседа утомляет как клиента, так и консультанта.

Продолжительность беседы определяется консультантом в начале встречи, так как клиенту необходимо знать, каким временем он располагает. Когда продолжительность беседы не установлена, клиент постоянно нервничает, что прием может закончиться в любой момент. Временные пределы можно установить любыми способами:

"Вы могли бы рассказать о том, чего ждете от нашей встречи. У нас есть 50 минут времени".

"Как бы вы хотели использовать сегодняшнее время? У нас есть 50 минут".

Спустя 40 минут лучше напомнить клиенту, что встреча заканчивается, например: "У нас осталось 10 минут, что бы вы хотели еще обсудить?"

Время имеет огромное значение и для самого процесса беседы, у которого должны быть четко обозначены начало и конец. Именно поэтому часы на столе или на стене – важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий, что время идет, и нужно активно работать.

В начале консультирования нужно определить общую продолжительность совместной работы психолога с клиентом. Иногда в начале это трудно установить, поэтому можно заключить с клиентом контракт на 3-4 встречи, а затем принять окончательное решение относительно целесообразности процесса консультирования и его примерной продолжительности.

Необходимо также установить частоту встреч. Для установления продуктивного контакта достаточно одной – двух встреч в неделю. При более редких встречах гораздо труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.

Создание атмосферы взаимодоверия. Создавать атмосферу взаимного доверия является обязанностью консультанта. Успешность этого процесса обусловлена личностными качествами консультанта и его отношением к окружающему миру:

· во время консультирования все внимание надо уделять клиенту, не отвлекаясь на посторонние дела;

· предоставить клиенту максимальную возможность высказаться;

· не проявлять излишнего любопытства;

· соблюдать профессиональную тайну;

· помочь клиенту чувствовать себя непринужденно;

· относиться к проблеме клиента и к нему самому без осуждения.

Невербальное общение. Информация в общении передается выражениями лица, телодвижениями, установлением дистанции и др. В консультировании крайне важно, чтобы консультант умел "считывать" невербальные послания клиента с одновременным осознанием собственных невербальных посланий.

Газда с соавт. (1984) предложил классифицировать невербальные реакции по следующим четырем модальностям:

1.Невербальное поведение и структурирование времени (опоздание; приоритеты).

2.Невербальное общение с использованием тела (контакт глаз; глаза; кожа; поза; выражение лица; руки и жесты; манипулирование своим телом; монотонное поведение; прикосновение)

3.Невербальное общение посредством голоса (тон голоса, темп речи, громкость голоса, произношение)

4.Невербальное общение и структурирование окружения (дистанция; предметы обстановки и оборудование комнаты; одежда; позиция в пространстве).

Вербальное общение.

Важность вербального общения в практике психолога-консультанта наиболее кратко и емко отражена в короткой фразе William Osler "Выслушайте клиента, он говорит вам диагноз".

Более подробно о факторах, влияющих на установление консультативного контакта, написано в разделе, посвященном техникам консультирования. Для того, чтобы научиться устанавливать контакт с клиентом, нужно отработать на практике ряд навыков (см. "Практикум"). Перечислим наиболее важные технические приемы:

1. Необходимо согласовать свое поведение с поведением клиента путем подстройки к позе и движениям на начальных этапах консультирования.

2. Сохранение контакта при вербальном общении предполагает использование языка клиента.

1. Перечислите стадии консультирования по Б.Джилленд.

2. Перечислите стадии консультирования по В.В.Макарову.

3. Расскажите о ретроспективной модели процесса психологического консультирования.

4. Из каких стадий состоит модель принятия решений?

5. Какие факторы влияют на установление консультативного контакта?


 

Первая встреча с клиентом

 

Консультирование, даже если это единственная встреча, всегда имеет начало, середину и конец, то есть структурировано по определенным правилам. Особую важность имеет п ервая встреча с клиентом. В связи с тем, что психологическая культура населения является довольно низкой, первая встреча бывает единственной.

Первой встрече необходимо уделить особое внимание. Прежде всего, необходимо встретить и усадить клиента. С первых минут беседы следует проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником, поднявшись навстречу клиенту. Хорошо, если с самого начала психолог подбадривает клиента репликами типа: "Добрый день. Располагайтесь, пожалуйста, поудобнее", "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т. п. Важно не суетиться, не заигрывать с клиентом, не пытаться с первых минут вступить с ним в контакт, активно обещая свою помощь. Перед началом беседы лучше сделать паузу (45-60 секунд).

Важный момент беседы – знакомство с клиентом по имени. Вначале нужно предложить представиться клиенту, используя реплику типа: "Давайте познакомимся, как мне вас называть?". После того, как клиент назовет себя, психолог может назвать себя соответствующим образом. При разумной разнице в возрасте обычно используется принцип "равенства имен", например: клиент –Таня, психолог – Саша; клиент – Татьяна Ивановна, психолог – Александр Петрович.

Иногда в начале беседы возникает необходимость объяснить клиенту, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Объяснение процесса консультирования с особым подчеркиванием зависимости успеха от сотрудничества клиента и консультанта корректирует ожидания клиентов и уменьшает тревогу.

В начале первой встречи важно выяснить, пришел ли клиент сам или его кто-то направил к психологу. Если клиента направил другой специалист или психолог знаком с его историей болезни или располагает дополнительной информацией из других источников, он может сказать следующее: "Я уже кое-что знаю о ваших трудностях, но мне очень хочется услышать непосредственно от вас, как вы сами смотрите на все это" или "У меня еще будет возможность узнать о ваших трудностях от персонала, но пока я ничего об этом не знаю".

Такое введение позволяет перейти к рассказу клиента о своих проблемах и о том, что заставило его обратиться за помощью. Иногда клиенты начинают рассказ сами. Если этого не произошло, консультант может задать вопрос: "С чего бы вы хотели начать?", "Что привело вас сюда?", "О чем мы с вами будем говорить?", "Слушаю вас внимательно" и т.п. Если клиент неуверен, не знает, с чего начать, можно добавить: "Рассказывайте то, что считаете важным, а если мне понадобиться что-то уточнить, я спрошу вас об этом".

Необходимо помнить о том, что консультирование – прежде всего, вербальное взаимодействие. Не стоит часто использовать негативно окрашенные слова, например, слово "проблема", а также указания, несущие частицу "не": "не бойтесь", "не напрягайтесь", "даже если вам будет стыдно".

Клиент может сопротивляться процессу консультирования: перескакивать на политические темы, просить пригласить сюда партнера по браку и др. Психологу важно оставаться доброжелательным, сохраняя вненаходимость, позволяющую полно и дифференцированно воспринимать все нюансы состояния и поведения клиента. Нужно без предубеждения отнестись к его возможным "провокациям", к проявлениям недовольства и агрессивности в свой адрес, не включаясь в предлагаемую клиентом "игру".

Вторая стадия консультирования (сбор информации).

В том случае, когда контакт установлен, а клиент перешел к рассказу о себе, начинается вторая стадия консультирования ("В чем проблема?", 25-30 минут), на которой клиент должен как можно больше рассказать о себе и своей ситуации. На этой стадии лучше всего помогают открытые вопросы и реплики, максимально структурирующие рассказ. Пока клиент говорит, психолог: 1) поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент.

Обычно через 15-20 минут психолог уже должен хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента и быть готовым к формулированию и проверке консультативных гипотез. Каждая гипотеза – попытка консультанта понять ситуацию клиента. Гипотезы – это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Вербально выраженная гипотеза является интерпретацией.

Для проверки консультативных гипотез консультант задает уточняющие вопросы, точно их формулируя. Необходим анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, позволяющий проверить возникшие гипотезы. Прежде чем высказывать гипотезу, консультанту необходимо четко сформулировать для себя, что именно происходит в жизни клиента.

На второй фазе расспроса основное содержание работы психолога – проверка возникших гипотез. При этом используются в основном закрытые вопросы или вопросы, требующие точных ответов клиента. Основным средством проверки гипотез на данном этапе является анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, которые позволяют уточнить особенности его поведения в проблемных ситуациях, характерные паттерны поведения. Чем подробнее рассказ клиента, тем больше у консультанта возможностей для понимания тех аспектов ситуации, которые не осознаются клиентом.

Подробный рассказ о проблемной ситуации должен отражать следующие моменты:

· когда и в связи с чем возникла данная ситуация;

· где именно происходило событие;

· что говорил и делал клиент;

· что говорили и делали другие действующие лица;

· что думал и чувствовал клиент;

· что, с точки зрения клиента, думали и чувствовали другие участники ситуации;

· чем закончилась ситуация;

· какие она имела последствия;

· на что повлияла данная ситуация.

Для подтверждения (или опровержения) гипотезы одной конкретной ситуации недостаточно, необходимо описание двух – трех таких примеров. В том случае, если во всех этих ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся (или опровергнутой).

При выборе ситуаций необходимо руководствоваться следующими правилами:

· выбираемые ситуации должны быть напрямую связаны с содержанием жалоб клиента;

· ситуации должны быть типичными, часто повторяющимися в жизни клиента;

· ситуации должны быть достаточно подробно изложены для описания целостных паттернов поведения, чтобы выявить их негативные, нейтральные и позитивные моменты.

Иногда психологу приходится затратить много усилий на то, чтобы клиент подробно описывал ситуацию, ясно рассказывал о своих реальных действиях, чувствах и переживаниях. На этом этапе психолог занимает активную позицию и стимулирует клиента, подбадривая его ("Постарайтесь вспомнить"), задавая детализирующие вопросы. Если клиент затрудняется в описании своих чувств, психолог проявляет настойчивость, предлагает альтернативы ("Вы удивились или испугались, увидев его?").

Обсудив с клиентом две – три конкретных ситуации, психолог может понять, какая из его гипотез в большей мере соответствует действительности, что в мыслях, чувствах, поведении клиента ведет к возникновению проблем, как можно помочь ему изменить свое поведение и отношение к происходящему.

Третья стадия консультирования (желаемый результат).

На этом этапе консультанту необходимо еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе предъявленной проблемы, и попытаться ответить на вопрос: чего именно клиент хочет добиться своим поведением, какие потребности он пытается удовлетворить. Невротическое поведение, неадекватное ситуации, всегда на каком-то уровне выгодно клиенту. Оно удовлетворяет какие-то (зачастую неосознаваемые) потребности, которые клиент не может удовлетворить другим способом. Выгодность симптома – один из краеугольных камней современной психотерапии и консультирования.

Задачи этого этапа можно считать реализованными только в том случае, если и клиент, и консультант выстроили своеобразную "цепочку" событий. Понимание логики развития отношений, согласно которой клиент хочет чего-то добиться (любви, признания, власти), применяя для этого неадекватные способы и средства, приводит последнего к осознанию того, каким образом его поведение способствует усугублению проблемы. Но сам клиент зачастую испытывает затруднения при поиске позитивных вариантов поведения в проблемных ситуациях. Психолог может оказать клиенту большую помощь, не предлагая конкретных решений, избегая советов и рекомендаций. Только сам человек может решить, чего именно он хочет добиться.

Четвертая стадия консультирования (выработка альтернативных решений).

Главная задача данного этапа – выработка нескольких альтернативных решений, нескольких выходов из сложившейся ситуации, позволяющих добиться желаемого результата. Психолог помогает клиенту сформулировать возможные альтернативы, критически их осмыслить и выбрать идеальный, наиболее подходящий вариант поведения. Обсуждение можно начать с вопросов типа: "Как вы думаете, можно ли было вести себя в этой ситуации по-другому?" или "Если вы молча уйдете, это будет такое же поведение, как и сейчас?" Целью консультанта является помощь в формулировании как можно большего числа альтернатив (веера выборов). Далее, путем тщательного анализа, выбирается тот вариант, который максимально подходит в этой ситуации. Чем более подходит выбранный вариант к реальной жизни, особенностям личности клиента и ситуации, тем выше вероятность того, что клиент действительно изменится.

На этом этапе важно проанализировть имеющиеся клиента ресурсы, на которые клиент может опереться при решении проблемы.

Бывают случаи, когда на приеме не хватает времени, либо сама возможность другого отношения к ситуации вызывает сопротивление у клиента за счет своей необычности и новизны. В таких случаях не нужно настаивать на немедленной проработке позитивных паттернов поведения. Лучше всего проговорить с клиентом, что желательно встретиться еще раз и это будет материалом следующей встречи.

Пятая стадия консультирования (переход от обучения к действию). На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Необходимо отметить, что многие клиенты после консультирования ничего не меняют в своей жизни. Поэтому вначале необходимо выяснить у клиента, собирается ли он в действительности предпринимать шаги для изменений. В случае положительного ответа консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей.

На этом этапе клиенту необходима очень большая поддержка со стороны психолога. Клиент должен осознать, что частичная неудача – еще не катастрофа и нужно продолжать работать над планом решения проблемы, связывая все действия с конечной целью. Также могут вырабатываться промежуточные цели. Клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

На этой стадии психолог может использовать любые методы и техники: парадоксальные директивы, домашние задания, разговоры с клиентом по телефону, составление плана изменения поведения. Очень уместно на этой стадии использование техники предотвращения рецидивов, особенно популярных у психологов бихевиорального направления. А.Айви разделяет стратегии предотвращения рецидивов на следующие категории:

1. Предвидение трудных ситуаций. Эта стратегия позволяет выделить рискованные для клиента ситуации и работает как превентивная, упреждающая система.

2. Регулирующие ситуацию мысли и чувства. Клиент учится бороться со всплесками эмоций, которые могут нарушить его планы, путем ожидания таких эмоциональных всплесков и возможностью их осмыслить, отрегулировав таким путем ситуацию.

3. Выработка необходимых дополнительных навыков (например, тренировка настойчивости, четкое временное расписание и др.)

4. Выстраивание клиентом системы самопоощрений за желаемое поведение.

Методы предотвращения рецидивов могут принести пользу психологам не только бихевиорального, но и других направлений на стадии перехода от обучения к действию.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.