Предмет и метод конст-го права РФ как отрасли права. Место конс-го права РФ в системе права РФ. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Предмет и метод конст-го права РФ как отрасли права. Место конс-го права РФ в системе права РФ.

2017-11-17 212
Предмет и метод конст-го права РФ как отрасли права. Место конс-го права РФ в системе права РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и метод конст-го права РФ как отрасли права. Место конс-го права РФ в системе права РФ.

КП - это совокупность общих принципов всей правовой сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права. Предмет - круг общепринятых отношений, возникающие в связи с закреплением и регулированием: 1) основ конст-го строя РФ: суверенитета разделения властей, социального гос., идеологического многообразия, верховенства К. в гос.; 2) взаимоотношений между гос. и личностью, (лиц без гражд-ва и иностранных граждан, прав и свобод человека и гражд-на); 3) федеративного устройства России; 4) организации и функционирования системы органов федеральной гос. власти РФ, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общ-ва и гос-ва.

вывод, КП представляет собой совокупность правовых норм, установленных гос., в которых закреплены основы конст-го строя РФ, взаимоотношений между гос. и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности сист. органов гос. власти, местного самоуправления.

Конс.-правовые нормы, их особенности. Классификация и структура К-П норм.

Особенности К-П норм: 1) содержание, зависит от сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены; 2) источник, в которых они выражены. Основополагающие-в К. РФ; 3) своеобразие видов; 4) учредительным характером содержащихся в них предписаний; 5) особым механизмом реализации, для многих К-П норм связана с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражд-ве, состояние субъектов в составе РФ); 6) специфический хар-р субъектов; 7) особенности структуры: для К-П норм не характерна гипотеза, диспозиция и санкция.

классификации К-П норм: 1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту;

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма;

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей терр-ии РФ, на территории республики, области, иного субъекта Фед-ии, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление;

4) по хар-ру предписания. различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещ-ие.

5) по степени определенности предписаний: а) императивные нормы (однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах); б) диспозитивные нормы (возможности выбора варианта действия субъекта с указаниями условий и обстоятельств);

6) по назначению в механизме прав-го регул-ия: а)материальная норма (предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений); б) процедурная норма (определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована; устанавливает порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д.

Нормативно-правовой акт как источник конст-го права. Иерархия нормативно-правовых актов как источников конст-го права, их общая характеристика..

Роль актов Конституционного Суда, их влияние на конституционно-правовые нормы.

Понятие и сущность К. РФ. Содержание К. РФ. Юрид-е свойства К. РФ. Верховенство К. РФ на территории РФ. Высшая юрид-я сила К. РФ. Прямое действие К. РФ. Легитимность К.РФ. Особый порядок внесения изм. и доп-й в К. РФ. Особая охрана К. РФ. Толкование К. РФ.

Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция: 1. закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти; 2. обладает высшей юридической силой; 3. отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения; 4. является базой для текущего законодательства.

сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия.

Содержание Конституции РФ. Действующая К.РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную К.; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в РФ, основные права и свободы личности, федеративное устройство РФ, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра К. и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Юрид. свойства К. - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

1. Верховенство К. РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. РФ» - закрепляет ч. 1 ст. 15 К. РФ.

2. Высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства. Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории.;

3. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 К. РФ). Это означает, что нормы К. РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм.

4. Легитимность К. состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом гос. - парламентом или же органом, специально созданным для принятия к., - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота гос. власти.

5. Особый порядок принятия К. и внесения в нее изменений. Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта. Процедура изменения действующей К. РФ 1993 г., предусмотренная в главе 9 - "К. поправки и пересмотр К.". Согласно ст. 134 предложения о поправках и пересмотре положений К.и РФ могут вносить Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов СФ или депутатов ГД;

6. Особая охрана конституционных норм установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества. Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Конст-ое закрепление обязанностей. Сист. гарантий прав и Защита конст-х прав и свобод. Гос.защита прав и свобод. Институт уполн-го по правам человека в РФ. Способы самозащиты прав граждан. Международно-правовые формы защиты основных прав и свобод.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2): 1) права и свободы человека и гражданина принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; 2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме; 3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 4) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Институт уполномоченного по правам человека в РФ. В РФ защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в РФ. Субъекты РФ вправе учреждать должность Уполномоченного по правам человека в соответствующем субъекте РФ. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Гос. Думой ФС РФ.

Уполномоченный по правам человека для осуществления своей деятельности формирует аппарат Уполномоченного по правам человека, его финансирование производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

1) рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 2) рассматривает жалобы на решения или действия гос. органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия (кроме жалоб на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных органов); 3) принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Он не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными при осуществлении своих полномочий. Об итогах рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека извещает заявителя.

Принципы гражданства РФ.

Это основополагающие идеи, начала, выраженные и закрепленные в КПН, на основании ~ существует и развивается институт гражд-ва и регулирования соответствующих отношений в данной сфере (Конституция РФ (ст. 6, 61, 63), Декларация прав и свобод человека РФ, ФЗ РФ о гражданстве РФ (гл. 1); м/н политич. акты.

· Каждый человек имеет право на гражданство РФ.

· Гражданство РФ приобрет-ся и прекращ-ся только в соотв-вии с ФЗ о гражданстве.

· Гражданство РФ явл-ся единым и равным, независимо от основания его приобретения (либо от рождения, либо от признания, либо от восстановления все равны, например, в США такого рав-ва нет => если мы не от рождения американец, то мы не м.б. Президентом США).

· Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обяз-ти, предусмотренные Конституцией РФ.

· Гражданин РФ не м.б. лишен своего гражданства или права на изменение его.

· Гражданин РФ не м.б. выслан за пределы РФ или выдан др. гос-ву.

· РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровит-во за его пределами.

· Гражданин РФ м. иметь двойное гражданство, однако только в соотв-вии с ФЗ РФ и м/н договором.

· Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обяз-ть наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ РФ и м/н договорами РФ.

Основы теории гос. устройства. Административно-территориальное деление России. Общая хар-ка России как федерации, построенной по национально-территориальному принципу. Состояние и перспективы развития российского федерализма: принципы российского федерализма; нормативно-правовая база российского федерализма.

28. Принцип равноправия и самоопределения народов РФ. Принцип гос. целостности и единства системы органов гос. власти. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ. Принципы и порядок реализации полномочий по предметам совместного ведения. Порядок заключения договоров и соглашений. Автономия в РФ.

Принципы федер-го устройства РФ:Принцип равноправия народов включает в себя права народов на: 1) самоопределение; 2) использование земли и других природных ресурсов.; 3) сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития; 4) получение поддержки со стороны РФ.

Права народов России тесно связаны с правами каждого гражданина РФ: 1) на пользование родным языком; 2) свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; 3) исповедания любой религии; 4) права быть защищенным от дискриминации по нац-му признаку.

Самоопределение народов РФ - право нац-ых меньшинств РФ образовывать нац-ые общины.

РФ является суверенным и целостным гос., выход из ее состава по волеизъявлению субъектов РФ не допускается ни в каком случае, поэтому, если народность России желает выйти из состава РФ, это является незаконным и нарушает принцип территориальной целостности России.

Самоопределение может быть выражено в форме: 1) изменения статуса субъектов РФ (какой-либо субъект РФ может выделиться из состава другого субъекта); 2) принятия в состав РФ иностранного госу. или его части в качестве нового субъекта РФ; 3) образования нового субъекта РФ.

Гос. целостность РФ: 1) обеспеч. целостность и неприкосновенность терр-ии РФ; 2) действует единое гражданство РФ; 3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется верховенство К. РФ и федеральных законов; 5) единство систем гос. власти; 6) гос. образования - неразрывная часть терр-рии России; 7) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.

Единая система органов гос. власти: 1) органы гос. власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным; 2) сущ. вертикальная подчиненность федеральных органов гос. власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие гос. органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции.

Автономная область и автономный округв составе РФ – нац.-гос. образования РФ, обладающие ограниченной территорией в пределах РФ и осущ. полномочия, установленные К. РФ и ФЗ.

Черты правового статусаавтономного округа (области): 1) конституционно-правовое положение автономного округа (области) является одновременно совокупностью статуса части субъекта рФ и статуса самостоятельного субъекта РФ; 2) конституционно-правовая природа автономных округов (области) такая же, как и у других субъектов РФ, он равноправный субъект РФ; 3) автономный округ (область), как правило, входит в состав края, области, т. е. обладает единой территорией и населением с субъектом РФ, в состав которого входит автономное образование.

Порядок выборов Президента РФ и вступления его в должность. Основания прекращения полномочий Президента РФ. Компетенция. Акты президента РФ и их виды. Нормативно-правовые акты Президента РФ, виды, место в системе нормативно-правовых актов РФ.

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выбирать Президента РФ принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет, если это право не ограничено в силу закона.

Кандидатом на выборах Президента РФ может быть гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ признанное судом недееспособным или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Кандидатом в Президенты РФ не может быть гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено ФЗ.

Выборы Президента в РФ проходят не менее чем 1 раз в 4 года, если не назначены внеочередные выборы. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации ФС. Решение о назначении выборов принимается в пределах 100-90 дней до дня голосования. Это решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. С этого момента начинается регистрация кандидатов на должность Президента РФ.

Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца с 8 до 20 часов.

Голосование на выборах Президента РФ осуществляется гражданами по месту постоянного жительства. О дне, времени и месте голосования на выборах Президента РФ избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и осуществляется без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно. Об итогах подсчета извещаются все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей.

Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях: 1) истечения срока полномочий; 2) отставки по состоянию здоровья; 3) смерти Президента РФ; 4) отрешения Президента от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.

Моментом окончания срока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. В случае отставки Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.

Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты ФС. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения ГД обвинения против Президента РФ (измене или совершении иного тяжкого преступления). Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Обвинение ГД в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верх-о Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конст-го Суда РФ

Обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД РФ.

Во всех случаях прекращения полномочий (кроме за совершение гос. измены или тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется: 1) неприкосновенность за мнения и действия; 2) выплата установленной пенсии; 3) сохранение всей его личной собственности.

В случае смерти Президента РФ его семье гарантируется выплата пособия и пенсий.

Президент РФ по вопросам своего ведения принимает следующие нормативные акты: 1) указы Президента РФ – это нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.; 2) распоряжения Президента РФ – это акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т. е. по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить К. РФ, федеральным кон-м и федеральным законам; носят властный, прямой характер и обязательны на всей территории РФ.

Главное отличие указов и распоряжений Президента РФ: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение – по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться в ФС; могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом РФ.

Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие гос. тайну, или сведения конфиденциального хар-ра.

Федеральное собрание РФ: двухпалатная структура и разграничение компетенции между палатами. Формирование палат. Структура палат Федерального Собрания.

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (ГД РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Прекращения полномочий ГД. Основания роспуска ГД. Акты, издаваемые палатами Федерального Собрания, виды. Статус депутата ГД и члена Совета Федерации.

Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены: 1) личный досмотр; 2) задержание; 3) арест (заключение под стражу); 4) обыск как уголовно– и административно-процессуальная мера.

Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения.

К парламентариям могут быть применены меры принуждения: 1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления; 2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания.

Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации РФ.

Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях: 1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий; 2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого несовместимы с полномочиями парламентария; 3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ; 4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства; 5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания; 6) вступления в законную силу судебного решения об ограничения дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным; 7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; 8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия; 9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.

Система исполнительной власти в РФ. Единство системы исполнительной власти. Место и роль Правительства в системе органов гос. власти РФ. Состав, порядок формирования Правительства. Компетенция Правительства. Акты, издаваемые Правительством. Прекращение полномочий Правительства. Федеральные органы исполнительной власти.

Исполнительные органы государственной власти в РФ являются самостоятельными и независимыми от других ветвей власти. Их основной функцией является исполнение и проведение в жизнь федеральных законов.

В структуру системы исполнительной власти РФ входят: федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти состоят из: 1) федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ; федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам; 2) федеральных министерств, находящихся в ведении Правительства РФ; федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам.

Формирование органов государственной власти осуществляется на основании принципа вертикального подчинения, т. е. органы исполнительной власти субъектов РФ представлены аналогичной структурой, но они непосредственно подчинены соответствующим федеральным органам.

Характерные черты системы органов исполнительной власти РФ: 1) единство системы государственных органов; 2) централизованность этой системы.

Единство означает, что все органы, входящие в эту систему, должны быть сформированы и обладать полномочиями в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Централизованность системы исполнительных органов государственной власти означает, что во главе всей системы стоит Правительство РФ, которому подчинены и подотчетны федеральные органы исполнительной власти, которым в свою очередь подотчетны органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ направляет деятельность нижестоящих органов исполнительной власти РФ, утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание в пределах средств федерального бюджета, назначает на должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, подотчетных ему, а также создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц в субъектах РФ.

Правительство является непосредственным руководителем большинства других федеральных и региональных органов исполнительной власти, однако некоторые из них в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами подчиняются непосредственно Президенту РФ, например федеральные органы исполнительной власти, занимающиеся вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими особо важными для государства вопросами. Однако Президент РФ не входит в систему исполнительных органов власти.

Правительство РФ – высший исполнительный орган РФ.

Правительство – коллегиальный орган. В его структуру входят: 1) должностные лица (Председатель Правительства РФ (он назначается на должность Президентом РФ с одобрения Государственной Думы РФ, при этом Президент РФ вправе предлагать кандидатуру Председателя Правительства на одобрение Государственной Думы не более 3 раз, если же нижняя палата Федерального Собрания трижды отклонит эту кандидатуру, то после третьего отклонения Думой представленной Президентом кандидатуры Президент обязан назначить самостоятельно Председателя Правительства и распустить Думу с назначением новых ее выборов), заместители Председателя Правительства РФ (они назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ), федеральных министров (назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ)); 2) структурные подразделения (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства).

Срок полномочий Правительства РФ равен 4 годам и начинает течь (истекает) с принятием своих полномочий вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ): 1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; 4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 5) управление федеральной собственностью; 6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти – как федеральных, так и субъектов РФ – по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законопроекты в Государственную Думу РФ, подготовленные по поручению Президента РФ, и направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах.

Правительство в пределах своих полномочий выносит: 1) постановления (носят нормативный характер и принимаются по вопросам, затрагивающим основные вопросы деятельности Правительства РФ); 2) распоряжения (принимаются по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера).

Постановления и распоряжения Правительства РФ носят правовой и обязательный характер для исполнения на всей территории РФ.

Правовой статус судей в РФ.

Правовой статус судей – это особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как гос. деятеля. Правовой статус судьи устанавливается статьями 119 по 122 К. РФ, а также Федеральным законом «О статусе судей РФ», явл. основополагающим документом, регламентирующим все стороны осущ. судьями своих полномочий, гарантии их независимости.

Статус судей слагается из многих элементов, предусмотренных законом:

1. Судьями являются лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. В зависимости от стажа работы им присваиваются квалификационные классы с 5 по 1 и высший.

3. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения: а)соблюдать К. РФ и законы; б)избегать причинения ущерба репутации судьи; в)не может быть депутатом, третейским судьей или арбитром; г) не вправе принадлежать к полит. партиям и движениям; д) не вправе заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

4. Судьи независимы и подчиняются только К. РФ и ФЗ.

5. Требования и распоряжения судей при обязательны для исполнения.

6. Судьи несменяемы (не назначаются на др. должн-ть или переведены в др. суд без согласия).

7. Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Кроме предельного возраста– 70 лет.

8. Судьи неприкосновенны.

9. Имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности.

10. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией), (равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений).

Гарантии местного самоуправления в РФ. Конституционный запрет


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.