Практическое обоснование проблемы исследования — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Практическое обоснование проблемы исследования

2017-11-17 397
Практическое обоснование проблемы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Данное исследование проводилось на базе школы №119, в 3-В классе. В классе 37 человек.

Чтобы установить уровень нравственной воспитанности школьника, надо выяснить степень понимания им тех нравственных норм, которые определяют то или иное нравственное качество личности.

Среди учащихся были проведены 3 методики:

- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

- Методика «Справедливость».

- Методика «Что мы ценим в людях»

 

· Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся (о чуткости, принципиальности, честности, справедливости).

Ход выполнения. Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:

. Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.

. Зла, сделанного тебе другими.

. Доброго дела, свидетелем которого ты был.

. Совершенно кем-то бесчестного поступка.

. Справедливого поступка твоего знакомого.

. Безвольного поступка известного тебе человека.

. Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.

Обработка полученных данных. Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах.

Оценка: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.

Результаты проведенного исследования таковы: в классе 20 % (7 чел.) детей показали низкий уровень сформированности понятий о нравственных качествах, 35 % (13 чел.) средний уровень и 45 % (17 чел.) высокий уровень

Вывод: Большинство учащихся имеют нечеткие представления о нравственных качествах.

 

· Методика «Справедливость».

Цель: выяснить правильность понимания учениками категории «справедливость».

Ход выполнения. Детям вслух читается рассказ «Чашка»: «В старшей группе детского сада было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, с золотыми каемочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стерлась, и краешек в одном месте был чуть-чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки, но она все равно кому-нибудь доставалась.

Хоть бы она скорей разбилась, противная чашка, - ворчали ребята.

Но вот что случилось. Дежурной была девочка Лена, и всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка?

Нет она не раскололась, не потерялась. Лена взяла ее себе. На этот раз чай пили тихо, без ссор и слез.

Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята. И с тех пор дежурные пили из старой чашки. Ее так и называли «наша дежурная чашка».

После чтения этого рассказа с учащимися проводится беседа по следующим вопросам:

. Как одним словом можно назвать поступок Лены?

. Выбери карточку со словом, которое наиболее точно говорит о поступке Лены. (На карточках написаны слова «вежливо», «смело», «справедливо», «скромно»).

. О каком еще справедливом поступке ты можешь рассказать?

Результаты проведенного исследования таковы: в классе 14 % (5 чел.) детей показали низкий уровень, 50 % (19 чел.) средний уровень и 33 % (13 чел.) высокий уровень.

На основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: у восьми учеников частично сформировано понятие «справедливость». Четверо учащихся (мальчики) не совсем точно отвечали на вопросы. А девочки смогли рассказать о каком-либо справедливом поступке и обосновать данный поступок.

 

· Методика «Что мы ценим в людях».

Цель: изучить ценностные ориентации и нравственные идеалы учащихся.

Ход выполнения. Наиболее благоприятное время проведения работы - классный час. Тематика его может быть разнообразной.

Обращение-инструкция: «Задание, к выполнению которого ты сейчас приступишь, поможет нашей общей работе.

Необходимо проявить серьезность, сосредоточенность и объективность. Из числа ребят, которых ты хорошо знаешь, выбери двоих; одного - настоящего друга, а другого - человека с отрицательными чертами. Укажи те качества в них. Которые тебе нравятся или не нравятся, и приведи три поступка того и другого, которые эти качества характеризуют».

Обработка полученных данных. Анализ результатов позволяет составить не только картину декларируемых ценностей личности, но и типов реальных поступков. Их достоверность основывается на указании совершенно определенных действий, а не на обобщенных характеристиках.

Результаты проведенного исследования таковы: в классе 50 % (19чел.) детей показали низкий уровень, 30 % (11 чел.) средний уровень и 20 % (7 чел.) высокий уровень.

% учащихся сумели назвать положительные качества (помогает товарищу, добрый, никогда не списывает, никого не обманывает (самостоятельность и честность)); отрицательные: обманывает, сваливает вину на других, обижает, не выполняет поручения.

% учащихся - называют по одному положительному и отрицательному качеству.

% учащихся - либо совсем не назвали, либо одно качество (лень)

Вывод: у большинства учащихся не сформированы ценностные ориентации.

В этом плане учителям, родителям есть, над чем думать.


5. Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения

 

Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности.

Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке думали над прочитанным, сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали их проблемы, соотносили их жизнь со своей жизнью, старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания роль и значение уроков литературы. Во-первых, на этих уроках происходит знакомство учащихся с нравственно-этическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, литература, как вид искусства, способствует глубокому, личностному усвоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.

Но не просто так духовно-нравственное содержание, а тем более социально-нравственный опыт «перетекает» из художественного произведения в душу ребенка. Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.

Выводы

За последние годы в методике обучения литературному чтению появилось немало подходов и идей. Они позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также формирование умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.

Процесс чтения должен стать привлекательным занятием, а литературное чтение – любимой учебной дисциплиной, знакомство с художественным произведением должно стать открытием не только для учащихся, но и для самого учителя.

На уроках литературного чтения самостоятельно устанавливают, с творчеством какого автора они познакомятся на данном уроке, определяют название нового произведения. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их память, внимание, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока.

Учитывая тему и используя заранее подготовленные учителем спорные фразы, школьники определяют дидактическую цель урока.

Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников на уроках литературного чтения, поддерживает интерес к работе с текстом на всех ее этапах.

Не содержащие конкретных указаний задания эффективно работают на углубление языковой грамотности учащихся. Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника.

Задачей учителей современной начальной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А. С. Пушкина, М. Цветаевой, Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова и других писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие.

Вопросы, адресуемые ученикам на уроках литературного чтения, наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от детей отождествления себя с другими.

От учителя зависит многое. Только его глубочайшая и искренняя взволнованность, сопереживание и душевная боль могут затронуть души учеников.

Таким образом, систематическая работа по нравственному воспитанию в процессе работы над литературным произведением позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать у них доброту, честность, чувство долга, ответственности; формировать чувство патриотизма; учить уважать людей.

 


Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. / Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конфер. // Светлана Дивногорцева.- Волгоград, 2004.- 30 сентября

2. Антология гуманной педагогики: Ушинский / сост. П.А. Лебедев. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. - 223 с.

3. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос. пед.ун-т: Издательство ОмГПУ, 1998.

4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание - М.: Просвещение, 1999.

5. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999.- № 4.- С.78-80

6. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г.Асмолов // Новое педагогическое мышление. - М.: Логос, 1986.- 99 с.

7.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций - М.: Просвещение. 2000.

8. Бабаян А.В. О нравственном воспитании / А.В. Бабаян, Н.Г. Дебольский // Педагогика. - 2005. - № 2. - С.67-78.

9. Божович, Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности: избр. псих. труды. Под ред. Д. И. Эльконина. – Воронеж,1995. - 277 с.// Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // вопросы психологии - М.: Просвещение, 2005.

10. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И Болдырев // М.: Просвещение,1979. – 216 с.

11. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.:ООО «Издательство АТС»: ООО «Издательство Астрель»,1999. - 1268 с.

12. Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и ситемах воспитания / Е. В. Бондаревская, С.В.Кульневич - Ростов-на-Дону, 1999. – 350 с.

14.Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М: Просвещение, 2001.

15. Бразговка, Л. П. Формирование нравственной установки в жизнедеятельности младших подростков / Л. П. Бразговка // Этическое воспитание, 2007.- № 8. – С. 53-60

16. Виноградова Н. А. Дошкольное образование: Словарь терминов / Н. А. Виноградова. - М.: Айрмс-пресс, 2005. - 400с.

17. Волкогонова О.Д.,. Основы философии: Учебник / О.Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. - М.: Форум, 2006. - 480с.

18. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод рекомендации/Ом. гос. пед. ин - т им Горького - Омск: ОГИПИ, 1977

19. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности/ Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа, 2008.- № 7. – С. 13

20. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка - М.: 1999, т.

21. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика, 2008. - № 9 –С. 63-88

22. Джежелей, О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа,1994. -№ 9. – С.98.

23. Дивногорцева, С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М.: Издательство ПСТГУ, 2008. – 240 с.

24. Ильин, И. О грядущей России. Избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. – М.: Логос, 1993. – 52 с.

25. Калюжный, А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. - М.: Просвещение, 1994.- 187 с.

26. Капрова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвещение, 2002.

27. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя / М.Г. Качурин.- М.: Просвещение, 1982. - 319 с.

28. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. М.: Просвещение, 2007 - 386 с.

29. Козлов Е.П. Воспитание нравственного сознания школьников. М.: Просвещение. 2003.

30.Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности. // Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - №11. - С.15-17.

31. Краткий словарь по философии: 1982

32. Леднев, В.С. Содержание образования / В.С. Леднев. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

33. Лихачев, Д.С. Письма о добром / Д.С. Лихачев. - Л.: Нотабене, 1994. - 420 с.

34. Макаренко, А.С. Сочинение в семи томах / А.С. Макаренко / Т.4: Книга для родителей // М.: Издательство Академии Педагогических наук, 1957. - 540. М.: Проблемы школьного советского воспитания. М.: Просвещение,1996.

35. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы. // А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 21-29.

36. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъект учебной деятельности и нравственного поведения. М.: 2001.

37. Мухина В.С. «Шестилетний ребенок в школе». М.: Просвещение, 2006.

38. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2 - издание: 1995.

39. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста». Под редакцией Эльконина Д.Б.: 1997

40. Организация педагогической практики в начальных классах: пособие для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. П. Е. Решетникова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с., с. 188

41. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.

42. Педагогическая энциклопедия / под ред. С.М. Леонтьева; Т.3. - М.: изд. Советская энциклопедия, 1965 - 1435 c.

43. Педагогический Энциклопедический словарь / гл. ред.Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких и др.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.-528 с.

44. Петракова, Т. И. Духовно-нравст­венное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекоменда­ции / Петракова Т.И., Евладова Е.Б. - М.: Дрофа, 2004.- 53 с.

45. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.; кн.2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. - М, 1999. - 320 с.

46. Пустовалов, В.М. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: теория и практика: автореф. дис. докт. пед. наук / Владимир Михайлович Пустовалов. - Оренбург, 2002. – 34 с

47. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. / Н. М. Сокольникова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с., с. 338

48. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: 1980, т. 2//. С.:. Сердце отдаю детям / В. А.Сухомлинский. - Киев - Радяньска школа, 1974. - 288 с.

49. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина.- М: Просвещение, 1988г.- 174 с.

50. Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М: 1985,т. 2

51. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам или маленькие истории из жизни моего класса / Н.Е. Фоменко // Классный руководитель. - 2003. - №3.- С. 78-91.

52. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций - М: Просвещение, 2000.

1. Шатохина,С.Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения http://mounoch8.ucoz.ru/load/programmy/shkola_rossii/literaturnoe_chtenie /

2. http://gmo.miass.edu.ru/nach/p9aa1.html / / Образовательные технологии. Современные концепции начального образования

3. http://nsc.1september.ru/2004/02/4.htm / / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская / Литература как предмет эстетического цикла

4. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова / Школа России. Часть 1 Литературное чтение

http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/5.html#_ftnref1/

5. http://ipk.admin.tstu.ru/ Официальный сайт Всероссийской школьной библиотечной ассоциации

6. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html/ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2.

7. http://festival.1september.ru/articles/620919/ Самый массовый открытый педагогический форум!

8. http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol12.html / "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. "Просвещение", Москва, 1978 г.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.