Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Виртуально он продолжает общаться с нами на своей странице вконтакте.

2017-11-17 30382
Виртуально он продолжает общаться с нами на своей странице вконтакте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Михаил Костоломов

26 ноя 2015

Действия

Сегодня 26 ноября - в этот день в 1858 году родилась Антония (Тони) София, урождённая Хаузен/ Хаусен, жена выборгского губернского агронома Акселя Класа Юльдена.

У этой выборжанки были талантливые дети. Её сыном был замечательный выборгский архитектор Аксель (Клас Аксель) Юльден. К сожалению, он мало прожил: в возрасте 36 лет от рака...

Жилой и конторский дом фирмы Хакман на улице Северный Вал, законченный осенью 1908 года, был построен по совместному проекту Акселя Юльдена и Уно Улльберга. Снимок беру с сайта hiiskuttua.utu.fi

Хаузен/ Хаусен, Антония (Тони) София
По-немецки и шведски: Antonia (Toni) Sofia Hausen.
Родилась 26 ноября 1858 года. Умерла 21 апреля 1922 года в Хельсинки.
Отец: Карл Густав Хаузен/ Хаусен. Мать: София Антония Хаузен/ Хаусен, урождённая Мартензон, Martensohn.
Вступила в брак 3 января 1877 года в Хельсинки. Муж: выборгский губернский агроном Аксель Клас Юльден (его первый брак).
Дети: выборгский архитектор Аксель Клас (Клас Аксель) Юльден; Матильда Тони Шарлотта Юльден; скульптор Эва Юльден.

Нравится11Показать список оценившихКомментироватьПоделиться1Показать список поделившихся

6 комментариев

Любовь Волкова

Михаил Николаевич, почему Юльден? Чаще (до Вашего поста на русском языке везде) в источниках пишется Гюльден.

НравитсяПоказать список оценивших

26 ноя 2015

Ответить

Любовь Волкова

  Виртуальный Выборг - Архитекторыvirtuaaliviipuri.tamk.fi

НравитсяПоказать список оценивших

26 ноя 2015

Ответить

Михаил Костоломов ответил Любови

Любовь Геннадьевна, я избегаю такого старого написания. В шведском языке начальное Gy произносится как "Ю". К сожалению, приходится быть "источником" самому себе, никаких регламентированных и однозначных рекомендаций по транслитерации финских и шведских имен нет (есть только устаревшие книжки советского времени).

НравитсяПоказать список оценивших

26 ноя 2015

Ответить

Любовь Волкова

Понятно. С Гюльденом (Юльденом) и с датами жизни все не так ясно, я встречала расхождение в два года, то есть он прожил то ли 36, то 38 лет.

Нравится 1 Показать список оценивших

26 ноя 2015

Ответить

Галина Буслаева

Скульптор Эва Юльден не автор ли медведей на старом здании вокзала?

Нравится 1 Показать список оценивших

26 ноя 2015

Ответить

Михаил Костоломов ответил Любови

Галя, совершенно верно! Вот составленная мной справка о ней: Юльден, Эва Мария
По-фински: Eva Maria Gyldén. Финляндский скульптор.
Родилась в Выборге 19 июля 1885 года. Умерла 1 января 1973 года.
Отец: губернский агроном Аксель Клас Юльден. Мать: Антония (Тони) София, урождённая Хаузен.
Брат: архитектор Аксель Юльден. Сестра: Матильда Юльден.
Скульптор, автор двух женских гранитных фигур и четырёх фигур медведей на здании Выборгского ж-д вокзала. Эти фигуры были выполнены по гипсовым моделям, сделанным Эмилем Викстрёмом для всемирной выставки в Париже 1900 года.
Начинала учебу в Рисовальной школе Выборгского Общества Друзей искусства в 1900-1903 и в 1907-1908 годах. После этого училась в Хельсинки, Берлине и Париже.
Редко участвовала в выставках.
Работала также чертежницей на стекольном заводе в Рийхимяки в 1927-1928 годах и хозяйкой Дома художника фонда Лаллукка в 1939-1946 годах.
Получила государственную пенсию как художница. В 1940-е годы получила известность в Северных странах как автор камей.

Викстрём, Эмиль

.

Эмиль Викстрём
швед. Emil Wikström
Э. Викстрём в 1890-е годы
Дата рождения: 13 апреля 1864
Место рождения: Або, ВКФ
Дата смерти: 26 сентября 1942 (78 лет)
Место смерти: Хельсинки, Хельсинки[d], Уусимаа, Финляндия
Подданство: Российская империя
Гражданство: Финляндия
Жанр: скульптор
Стиль: национальный романтизм, реализм

ЭМИЛЬ ВИКСТРЁМ

 

(швед. Emil Wikström; 13 апреля 1864, Або, Великое княжество Финляндское — 26 сентября1942, Хельсинки, Финляндия) — известный финский скульптор, значимая фигура «золотого века» финского искусства периода 1880—1910 годов.

Работал в стиле национального романтизма и реализма. Среди его работ — каменные исполины, держащие фонари (фин. Lyhdynkantajat), на железнодорожном вокзале Хельсинки, памятники Э. Лённроту и Й. В. Снелльману, гранитный медведь перед Национальным музеем Финляндии.

Галерея

Мальчик-рыбак с окунем (фин. Poika ja ahven), 1888.

 

·

Плотогон (фин. Tukinuittaja), 1890, Котка

 

·

Памятник Элиасу Лённроту, 1902

 

·

Фронтон на Доме сословий, 1893–1903, Хельсинки

 

·

Семейное надгробие Владимира и Тиры Юрвелиус

 

·

Памятник Микаэлю Агриколе, 1908

 

·

Исполины с фонарями (фин. Lyhdynkantajat), 1914

 

·

Памятник Й. В. Снелльману, 1916

 

·

Памятник Г. А. Серлахиусу, 1921.

____________________________________________________________

КОСОЛАПЫЕ
СТРАЖИ ВОКЗАЛА

 

В 1913 году в Выборге было завершено сооружение второго в истории города железнодорожного вокзала. Авторами его проекта стали финские архитекторы Элиэль Сааринен и Херман Гезеллиус.

Вокзальный комплекс состоял из трех корпусов. Два из них, обращенные фасадами к площади, соединяла невысокая, прорезанная арками стена. Третий же корпус был расположен между путями и связан с первыми посредством тоннелей: по двум тоннелям пассажиры выходили в город, ещё один служил для вывоза багажа.

Современники подчеркивали особую красоту главного фасада, облицованного красным гранитом. Широкая, полуциркульной формы, арка главного входа выделяла это сооружение среди окружающей застройки. Зодчие умело использовали синтез искусств, включив в композицию главного фасада скульптуру. Две пары гранитных медведей, поднятые на уровень второго этажа, стояли по обе стороны от входа. За ними располагались женские фигуры, символизирующие победу духа над материей.

Вокзал отличался совершенством в функциональном отношении и высокими архитектурно-художественными достоинствами. Возведенный по проекту основоположников финского модерна, вокзал в Выборге входил в число памятников мирового зодчества. Внешним обликом он очень напоминал вокзал в Хельсинки, отличие состояло в том, что Выборгский вокзал был транзитным, а столичный - тупиковым.

Судьба этого Выборгского вокзала оказалась трагичной: в конце августа 1941 года был взорван отступающими советскими войсками. До наших дней сохранились лишь одно крыло (подвергшееся некоторым переделкам) да грузовой тоннель. Работа в грузовом тоннеле продолжалась до апреля 1990 года, пока его эксплуатация не была запрещена. Он связывал четырехтонный лифт, выходивший на поверхность островной платформы, с багажным отделением, кстати, до сих пор расположенным в том самом уцелевшем крыле постройки 1913 года.

Уцелели также два из четырех гранитных медведей, украшавших фасад вокзала (скульптор Эва Гюльден). О них и пойдет речь.

Выборжанам и гостям города, вероятно, хорошо известен медведь, использованный в фонтанной композиции перед собором Св. Петра и Павла, расположенным практически в самом центре Выборга. Да и информация о таком местоположении мишки периодически кочует из одного современного путеводителя в другой. Удалось узнать, что фонтан этот строился в середине - второй половине 60-х годов прошлого века (предположительно по проекту архитектора В.Фогеля). Цель сооружения, безусловно, преследовалась в благоустройстве Пионерской площади, в те годы более напоминавшей плац. При строительстве фонтана был использован единственный целый из сохранившихся медведей разрушенного Выборгского вокзала. Интересен факт: непосредственно перед этим данный мишка имел другую "прописку" - в 50-х - начале 60-х годов он стоял в Торкельском парке на детской площадке. Именно оттуда медведя перевезли и установили у фонтана. Известно, что сооружением последнего занимались "суточники" (задержанные за мелкое хулиганство), и то ли это повлияло, либо какие-то иные факторы, но проработать после открытия фонтану суждено было всего несколько дней. Фонтан этот так и вошел в историю советского Выборга как неработающее и достаточно спорное в эстетическом плане сооружение. Как бы там ни было, но безусловной изюминкой его и по сей день остается финский медведь, по которому так любят полазить в часы прогулок самые молодые выборгские горожане.

Не менее интересна история и второго сохранившегося медведя. Вот что рассказал Станислав Семенович Новиков, в 70-х годах работник Выборгского приборостроительного завода, ныне - известный выборгский краевед:

- Нашему заводу под угольный склад была передана территория Певческого поля. Место это в свое время было приспособлено под проведение популярных у финнов песенных праздников - здесь выступали хоры, отсюда и название. В "красную субботу" 1974 года (традиционный апрельский субботник) меня, как и других сотрудников нашего предприятия, направили на уборку территории поля. Необходимо было расчистить место от хранившихся там финских надгробных памятников (вероятно, с Сорвальского кладбища). Памятники эти краном грузили на машины и увозили в другое место. Именно тогда и нашли там разбитого вокзального медведя, у которого частично были отколоты левые лапы и мордочка. Родилась идея сохранить скульптуру, установив мишку на детской площадке во дворе заводского жилого дома в Каменном переулке, что находился как раз поблизости. Приехавший на субботник директор завода Матвей Терентьевич Мелентьев поддержал нашу инициативу, разрешив перевезти туда медведя. Так и стоит по сей день вокзальный мишка рядом с домом № 1 по Каменному переулку, а постаментом для него служит бывшая могильная плита.

Но куда же делись еще два вокзальных медведя? Кто знает, вероятно, в будущем удастся обнаружить и их следы. Как известно, оставшиеся две гранитные скульптуры косолапых пострадали при разрушении вокзала гораздо больше. Говорят, остатки одной из них или даже обеих еще долго можно было наблюдать из окна электропоезда на берегу бухты Радуга, находящейся в нескольких минутах езды после отправления из Выборга в сторону Лазаревки. Такое местоположение не кажется случайным, поскольку известно, что в 1950 году при расчистке площадки для строительства нового вокзала в том числе и к Радуге свозили обломки вокзала взорванного. А элементы с гранитными украшениями еще долгое время можно было найти на берегу бухты. Позднее на этом месте были построены гаражи.

Пройдет пять лет, и скульптуры косолапых стражей Выборгского вокзала отметят свой первый столетний юбилей. Пережившие три войны медведи останутся доброй памятью для потомков о существовавшем ранее в Выборге прекрасном каменном вокзале архитекторов Сааринена и Гезеллиуса, дополняя впечатление от многочисленных черно-белых фотоснимков этого величественного сооружения.

 

Павел Дунаев,
октябрь-ноябрь 2007 года

___________________________________________________________

ВОКЗАЛ

reg_813

October 18th, 2010

Железнодорожный вокзал.
Здание выборгского железнодорожного вокзала (архитекторы Элиель Сааринен и Херман Гезеллиус, 1913 год) было построено из красного гранита и отразило черты югендстиля. Вокзал состоял из трёх корпусов, два - на площади, один - за железнодорожными путями.

Главный фасад имеет много общего с аналогичным зданием хельсинкского вокзала, автором проекта которого был также Элиель Сааринен и реализованного четырьмя годами раньше.

Выборгский железнодорожный вокзал стал одним из символов города, его визитной карточкой, наряду с Выборгским замком. Если последний являлся символом исторического прошлого, времени войн, крестовых походов и захвата земель, то Выборгский вокзал символизировал наступление новой эпохи, эпохи торжества технической и инженерной мысли. Недаром вид вокзала с разных ракурсов запечатлен на множестве фотографий и открыток первой трети двадцатого века.

Во время Зимней войны здание получило незначительные повреждения. В конце августа 1941 отступающие советские войска взорвали здание вокзала. Взрыв был осуществлен радиоуправляемым фугасом, когда финские войска уже вошли в оставленный Красной Армией Выборг.

Вот как об этом писала финская газета того времени:
«Вокзал это самое печальное зрелище, которое предстаёт перед нами. Я спрашиваю у своего проводника, где вокзал, и получаю ответ: «Это - те развалины». От бывшего шедевра Элиэл Сааринена осталось только гора кирпичей. Ещё пока стоят некоторые стены таварной станции. Подавляющее зрелище! Вокзал и прилегающая к нему территория изуродованы. Железнодорожные пути и мост взорваны, мост на Папулу взорван». Газета Ууси Суоми, воскресенье, 31 августа, 1941 г.
Руины вокзала:


Советские военнопленные на разборке руин вокзала. 1942 год.

Для советских людей вокзал был разрушен самими финнами.
До наших дней сохранилось лишь одно крыло, фасад и кровля которого подверглись существенным переделкам.


Оно используется как административное здание и контора багажного отделения. До последнего времени функционировал подземный тоннель, по которому к лифту доставлялись грузы, отправляемые багажом. Но отсутствие должного ухода привело его в аварийное состояние и в настоящее время тоннель закрыт. Багажное отделение после реконструкции:
Из украшавших фасад четырех фигур медведей (скульптор Эва Гюльден) сохранились только две. Об их судьбе подробнее можно узнать по адресу: http://perecheek.narod.ru/medvedi.html
Фотографии Выборгского железнодорожного вокзала, сделанные в разное время:








В Виипури приехали участники песенного праздника. Из фотоальбома "Rakas Entinen Karjala" (1947, из-во W.S.O.Y., Порво). Фото с сайта: http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=84645


Фотографии вокзала, сделанные в первый советский период 1940-41 годы:
План вокзала и компьютерная реставрация с сайта http://www.virtuaaliviipuri.tamk.fi/kortteli.php?lang=ru&block_id=160



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.