Распределение ОПР по странам-реципиентам — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Распределение ОПР по странам-реципиентам

2017-11-16 216
Распределение ОПР по странам-реципиентам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первоначально ОПР предоставлялась преимущест­венно странам Дальнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии. В отношении одних стран экономичес­кий эффект оказался невысоким. Но другие страны, включая Южную Корею и Тайвань, опираясь на круп­ные льготные займы и субсидии, сумели добиться со­циально-экономического прогресса. Достигнув опреде­ленного уровня развития, страна, некогда получавшая крупные средства в рамках ОПР, практически переста­ет пользоваться этим источником и переключается на заимствование средств в международных валютно-кредитных и финансовых институтах и на рынке ссудных капиталов.

Как заемщики развивающиеся страны делятся на три группы.

К первой группе относится примерно 60 стран, у которых государствен­ные кредиты и субсидии составляют не менее 2/3 об­щей суммы полученных внешних ресурсов. Преимуще­ственно это страны с низким уровнем экономического развития.

Во вторую группу входит около 30 среднеразвитых стран, которые привлекают не менее 23 де­нежных ресурсов на рыночных условиях.

К третьей группе принадлежат страны, которые достато­чно широко прибегают к кредитам мирового рынка ссудных капиталов, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам, получать также льготные креди­ты. Состав этой группы неустойчив.

Наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения раз­вивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако Израиль получает более 1/20 льгот­ных кредитов и субсидий, хотя его население состав­ляет лишь 0,1% населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и политических факторов.

Официальное финансирование развития на многосто­ронней основе

На долю ОФР на многосторонней ос­нове в начале 90-х годов приходилось около 1/4 ссуд­ного капитала и субсидий, поступивших в развива­ющиеся страны. Они были получены от группы МБРР, региональных Банков развития, МВФ, из различных многосторонних фондов в рамках ООН и ЕС.

Важную роль в ОФР на многосторонней основе играет группа МБРР, которая с 60-х годов кредитует только развивающиеся страны, выступая как посредник между ними и мировым рынком ссудных капиталов. МБРР размещает свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке, выпла­чивая примерно по 7% годовых, и взимает по своим кредитам 7,5 — 8,5%, т.е. меньше, чем частные между­народные банки. Основная задача МБРР - кре­дитование конкретных объектов (обычно инфраструк­туры). При этом МБРР берет на себя только расходы в конвертируемых валютах, а затраты в местной валюте несет кредитуемая страна. С 1980 г. МБРР стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию под программы экономических реформ, на­правленные на стимулирование частного предпринима­тельства, рыночных отношений.

Международная ассоциация развития - MAP является филиалом МБРР. Кредитует только страны с низкими доходами (менее 650 долл. на душу населения) на льготных условиях. МБРР и МАР предоставляют кредиты только на межправительственной основе или под гарантию правительства.

Международная финансовая корпорация - МФК осуществляет инвестиции в частный сектор наименее развитых стран, приобретая и продавая акции предприятий. МФК содействует притоку частных инвестиций. На каждый вложенный ею доллар МФК удавалось при­влекать пять долларов с других источников.

Многосторон­нее инвестиционно-гарантийное агентство - МИГА предоставляет инвесторам гарантий против некоммерческого риска. МИГА оказывает со­действие в ре­ализации инвестиционной политики.

Развивающиеся страны получают кредиты также в региональных банках развития - Межамериканском банке развития, Африканском банке развития и Ази­атском банке развития. Эти банки уделяют особое внимание региональному сотрудничеству, осуществляя первоочередное кредитование региональных объектов. Они разрабатывают стратегию развития с учетом реги­ональной специфики и дают развивающимся странам соответствующие рекомендации.

МВФ выдает кредиты (сроком до 3—5 лет) на по­крытие дефицитов платежных балансов. Первоначально Фонд кредитовал преимущественно западные страны. В середине 70-х годов промышленно развитые и развиваю­щиеся государства получали от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот поворот в значитель­ной степени обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в основном связано с принятием определенных обязательств в области макроэкономической политики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытие дефицита платежного баланса на мировом рынке ссудных капиталов.

Мировой рынок ссудных капиталов и развивающиеся страны.

Развивающиеся страны участвуют в операциях мирового рынка ссудных капиталов, заимствуя экс­портные кредиты, банковские ссуды, кроме того, они размещают свои ценные бумаги на мировом финан­совом рынке. Экспортные кредиты, предоставляемые экспортером импортеру, выделяются в особый вид кредитования, который не относится ни к официальному, ни к частному. Эти «смешанные» кредиты формируются за счет частных и государственных средств. Поскольку экспортные кре­диты, как правило, связаны с поставками машин и оборудования и имеют среднесрочный характер, то они не могут быть предоставлены экспортером. По­этому источником экспортного кредита, служат креди­ты банков или государственных фондов либо. Участие банков в экспортных кредитах определяет зависимость их условий от тен­денций на мировом рынке ссудных капиталов. Но участие государства в экспортных кредитах позволяет смягчать их условия, используя эти кредиты в качестве средства завоевания рынков сбыта.

В 70-х годах активизировалось кредитование развивающихся стран. В начале 70-х годов доля развивающихся стран на рынке син­дицированных среднесрочных банковских кредитов была крайне низкой, а десять лет спустя превысила половину этих кредитов. Банковское кредитование раз­вивающихся стран возрастало ежегодно примерно на 20% под влиянием следующих факторов:

1) повысился спрос на кредиты со стороны развивающих­ся стран - импортеров нефти из-за резкого повышения цен на жидкое топливо;

2) образовались зна­чительные излишки нефтедолларов, которые рециклировались через банковскую систему. Аккумулировав крупные средства, банки в поисках сфер их вложения пошли на риск кредитования даже недостаточно на­дежных клиентов;

3) промышленно развитые страны только приступили к структурной перестройке экономики, и спрос на ссудный капитал был невелик.

Выход наиболее развитых развивающихся стран на мировой рынок ссудных капиталов - явление закономерное. Но в настоящее время этому препятствуют продолжающийся долговой кризис и не­доверие западных банков ко многим периферийным заемщикам. В отличие от официального кредитования банковское кредитование основывается на общепринятых в мировой практи­ке принципах. Среднесрочные и долгосрочные кредиты выдаются на условиях возобновления. Плавающая процентная ставка пересматри­вается обычно через 1/2 года. В качестве ее базы обычно используется ЛИБОР. Сверх этой ставки взи­мается «спрэд», уровень которого зависит от платеже­способности заемщика. Для клиентов с сомнительной репутацией устанавливается высокий «спрэд»; благо­надежным заемщикам из числа развивающихся стран на том же уровне, что и для западных клиентов.

Мировой рынок ценных бумаг в отличие от ми­рового кредитного рынка в послевоенный период не являлся важным источником внешних ресурсов раз­вивающихся стран. У развивающихся стран мало шансов стать активными участниками этого рынка, так как на нем предъявляются высокие требования к заемщику. До дол­гового кризиса (82 г.) ценные бумаги на мировом финан­совом рынке размещали главным образом наиболее развитые латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Мексика). В течение последующего деся­тилетия на нем активно выступали семь быстроразвивающихся азиатских стран (Гонконг, Сингапур, Ко­рейская Республика, Тайвань, Индонезия, Малайзия и Таиланд). В 1990 г. на их долю пришлось около 3/4 суммы средств, полученных от размещения ценных бумаг развивающимися странами.

С 1991 г. на данный рынок вновь выходят латино­американские страны. Наблюдается рост эмиссии ценных бумаг. Это было обусловлено реор­ганизацией внешнего долга, в ходе которой долговые обязательства банкам и официальным кредиторам переоформлялись в ценные бумаги. Восстановление бы­лого положения развивающихся стран на мировом рынке ссудных капи­талов зависит от укрепления их платежеспособности и возврата доверия к ним со стороны международных банков.

 

Внешний долг развивающихся стран. Кризис платежеспособности

До 70-х годов развивающиеся страны привлекали преимущественно средства из официальных источни­ков, в том числе безвозвратные субсидии в значитель­ных размерах. Поэтому их внешний долг рос медленно. Однако за 70 – е г.г. долг увеличился почти 12 раз, поскольку многие развивающиеся страны вы­шли на мировой рынок ссудных капиталов. В условиях долгового кризиса рост внешнего долга несколько за­медлился, поскольку мировой рынок ссудных капита­лов стал недоступен для многих развивающихся государств. С 1987 г. прирост внешнего долга суще­ственно снизился. Это было связано с широким применением различных методов частичного списания долга и увеличением платежей по его погашению. В списке крупнейших должников числятся как страны, которые многократно пересматривали график своих долговых платежей (Бразилия, Мексика, Аргентина, Нигерия, Филиппины, Венесуэла, Марокко, Перу), так и госу­дарства, которые соблюдают взятые обязательства. В их числе страны с высокой репутацией на мировом рынке ссудных капиталов (Корея, Таи­ланд). Следовательно, размер внешнего до­лга и платежей по его погашению не может рассмат­риваться в качестве единственного показателя плате­жеспособности.

Платежеспособность зависит прежде всего от нали­чия ресурсов, которыми располагает страна-должник, т.е. от объема ее ВНП, а также экспортной базы. Исходя из этих критериев, международные финансовые институты используют следую­щие показатели для анализа платежеспособности развивающихся стран.

 

Внешний долг/ ВНП

 

График платежей по обслуживанию долга может быть равномерно растянут на длительный период. Но иногда платежи концентрируются на коротком отрезке времени. В связи с этим ситуация в странах с одинаковыми значениями этого критерия может в конкретный момент существенно различаться.

 

Платежи по обслуживанию долга/ВНП

 

Считается, что если стране приходится направлять на обслуживание долга 5% и более ВНП, то долговое бремя на данный момент является тяжелым.

 

Внешний долг/экспорт

НОД = платежи по обслуживанию внешнего долга/экспорт

Последние два показателя обеспечивают учет экспортных возможностей страны-должника при анализе долга. Так как платежи по обслуживанию внешнего долга производятся в СКВ норма обслуживания внешнего долга (НОД) считается главным показателем при анализе платежеспособности. Если НОД пре­высила 20%, то возникает угроза срыва графика пла­тежей по обслуживанию долга. Особое внимание уделяется анализу процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым наци­ональным продуктом, так и с экспор­том.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.