Личностные особенности детей дошкольного возраста. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Личностные особенности детей дошкольного возраста.

2017-11-16 472
Личностные особенности детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В личностном развитии можно наметить следующие линии:

1. Правила и нормы.

Младшие дошкольники. Для младших дошкольников правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка единственно верным ориентиром поведения. Затем, действуя в соответствии с правилами, ребенок приучается постепенно оценивать поведение сверстников и свое поведение. Незнание правил, несоблюдение их – наиболее частая причина конфликтов между детьми младшего возраста. Жизнь в обществе сверстников стимулирует усвоение правил, особенно если педагог помогает детям осознать разумность и необходимость их соблюдения. Важно, чтобы дети убедились, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношениях. Конкретность мышления младших дошкольников не позволяет им обобщать усваиваемые правила в норму. Попадая в новую ситуацию, дети как бы заново начинают осваивать правила отношений, затрудняются в выборе способа сотрудничества, общения, и кажется, что уже усвоенное правило вдруг перестает регулировать поведение. Это явление связано с неумением воспринимать правило как обобщенную форму, то есть понимать его объективный смысл. Однако накопление единичных фактов, разнообразие ситуаций, где нужно действовать по правилам – необходимый этап в освоении нравственной нормы, так как оно начинается не с осознания, а с практики поведения.

Старшие дошкольники. У детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил (всегда ли виноват тот, кто подкрался, всегда ли жалоба воспитателю - ябедничество). Очень важно, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Задание: Н.Н. Поддьяков «Особенности психического развития детей дошкольного возраста» - первый раздел, составьте методику воспитательной работы, направленной на усвоение нравственных норм поведения.

2. Идентификация с именем и полом.

Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок учится отделять себя от окружающего мира. При нормальных отношениях в семье ребенок любит свое имя и все его домашние варианты. Что касается пола, то Например, для мальчиков бесполезны долгие «нотации». Они быстро улавливают суть речи взрослого, реагируют сразу, а все наши долгие последующие нравоучения попросту не слушают и могут вдруг задать вопрос, совсем не относящийся к ситуации. Мама, воспитательница возмущены таким невниманием к воспитывающим воздействиям. А возмущаться не стоит. Просто нужно понимать, что и ругать, и хвалить мальчика нужно совсем не так, как девочку. Ученые доказали, что мальчикам на всех этапах развития не хватает положительных эмоций, ласкового слова, взгляда, поглаживания. Пытаясь «воспитать мужчину», мы воспитываем жесткого, иногда озлобленного, неудовлетворенного человека. И причиной тому – недостаток любви и форм ее выражения в детстве. И девочки, и мальчики любят похвалу. Но для мальчика значимо, за что его похвалили, а для девочки – кто и в присутствии кого похвалил. Конечно, бывает и наоборот, но все же определенная закономерность в реагировании на внешние воздействия существует. По-разному развиваются у детей разного пола и познавательные интересы. В одном и том же предмете или объекте их интересует разное. Мальчикам интересна марка машины, ее технические характеристики, а девочкам – внешний мир, возможность покататься, нажать на разные кнопки. Мальчиков интересуют выдающиеся поступки героев, а девочек – причины огорчений, страданий и т.д. Различий много, они проявляются во всем. Их нельзя игнорировать при изучении ребенка и при организации процесса воспитания и обучения. Например, мальчикам обязательно нужно рассказывать о тех психологических характеристиках, которые есть у мужчин: мужчины сильные, поэтому они помогают, берут на себя ответственность. Лучше если это будут не просто общие слова, а конкретные ситуации. Поручения, которые воспитатель или родитель дает мальчику или девочке, тоже должны отличаться. Хваля ребенка, можно сделать акцент на том, какие «рыцари» наши мальчики, как быстро они помогли очистить от снега горку.

3. Нравственное развитие.

Дошкольник осваивает категории добра и зла, то есть этические эталоны. Ребенок постигает значение таких эталонов через общение со взрослыми и сверстниками. Как это происходит? Для ребенка становится мучительным осознавать, что его поступки соответствуют модели «плохого поведения». Ребенок стремится к похвале взрослого, к его эмоционально-положительной оценке. Кроме того, на формирование нравственных эталонов оказывает влияние знакомство малыша со сказками, играми. В основе всего этого лежит эмоционально положительное отношение малыша к самому себе («Я хороший»). В норме в дошкольном возрасте у ребенка должна быть высокая самооценка – она является основой для нормального развития. Самооценка формируется под влиянием оценок взрослых. Самооценку можно изучить с помощью методики «Лесенка».

 

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Каков же механизм нравственного становления личности? Нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения этого качества. Появление мотива формирует социальные чувства. Но знания и чувства порождают потребность в поступках, поведении. Механизм нравственного воспитания:

знания и представления мотивы чувства и отношения навыки и привычки поступки и поведение нравственное качество.

Он проявляется всегда, при формировании любого качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доброту как нравственное качество и станем воспитывать у ребенка лишь представления о том, что такое доброта? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не создадим условия для проявления доброты?

Механизм носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества. Понятно, что опираться на понимание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения.

Для формирования нравственного поведения можно использовать такие средства:

· Атмосфера, окружающая ребенка.

· Художественная литература.

· Природа.

· Собственная активность детей.

· Общение.

· Пример взрослых.

· Организация педагогических ситуаций – подготовка подарков, уход за животными. Как бы ты поступил, если бы увидела плачущего?

· В старшем дошкольном возрасте - этические беседы с детьми. При подготовке к каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт человека, соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту; конкретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.

· Проявление своего личного отношения к поступку – не долго и правильно рассуждать, а сказать, например: «какой ты молодец – я просто залюбовалась тобой. Как ты заметил, что Алеша боится перепрыгивать».

У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании, так как именно этим видом труда ребенок в этом возрасте активно овладевает. Формы взаимопомощи у детей пятого года жизни более разнообразны. Дошкольники уже помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту. Более основательными становятся мотивы оказания помощи: дети способны проникать в суть некоторых явлений, обладают большой наблюдательностью, соотносят факты поведения с усвоенными нормами. Дети 4 лет уже пытаются обучать друг друга, воспитывать. Задача воспитателя – формирование представления о взаимопомощи. Например, проводили следующий эксперимент: воспитатель читает рассказ «Вот так помог!» - большинство детей отвечают утвердительно. Значите, задача педагога - учить дошкольников благодарно принимать помощь и вежливо от нее отказываться, самому оказывать помощь.

Коллективизм. – начнем с примера того, как влияет на детей коллектив – Мария, вновь поступившая в ясли, не умеет самостоятельно ходить на горшок. Воспитательница говорит: «Дети, посидите на горшочке рядом с Мари». В итоге две девочки сидят на горшках, улыбаются друг другу и вместе учатся. С этого момента Мари перестает ненавидеть горшок. В младшем дошкольном возрасте ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам: конечно, объект дружбы еще часто меняется. Нет длительных дружеских объединений. В среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга - «Мы вместе с ним играем», «Мы живем в одном доме», «Она мне всегда игрушки дает». Правда, подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер. В начале старшего дошкольного возраста дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба». «Дружба – это когда люди не ссорятся, он всегда поможет, и я ему помогу, с другом можно обо всем поговорить». Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они готовы защищать свои отношения, а друзей и их поступки считать лучшими даже вопреки справедливости. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по три-четыре человека, реже – по двое. И если уж образовалось содружество, они стараются не допускать к себе других детей и ревниво следят за этим. Задача педагога – сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности детей от всей группы.

4. Развитие чувств.

У младших дошкольников чувства яркие, но неустойчивые. Например, любовь к маме побуждает ребенка ее обнять, поцеловать, но не служит постоянным источником поступков – ребенок вряд ли сможет долго не шуметь, если мама работает. У старших дошкольников уже есть подлинные проявления заботы о близких, возможны поступки, направленные на то, чтобы их оградить от огорчений. В дошкольном возрасте у ребенка возникают чувство стыда, гордости, чувство юмора, чувство прекрасного и другие. Ребенок усваивает язык чувств (взгляды, жесты, позы, мимика, интонации), которыми ребенок овладевает через подражание. По отношению к сверстникам ребенок может проявить сочувствие, но чаще всего, в ситуации собственного успеха. При этом, например, в соревновательных играх дети часто проявляют злорадство, зависть. Поэтому взрослым нужно учить детей радоваться чужим успехам, поддерживать других, при этом не ругая за негативные чувства. Л.С. Выготский отмечал, что к 5 годам происходит «интеллектуализация» чувств: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека. Ребенок по своей природе оптимистичен и весел. Но к 5 годам, как показывают исследования, далеко не все дети обладают оптимистическим мироощущением. А это может быть связано и с неудовлетворением потребности в признании, в самоутверждении. Дошкольник остается открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивой формы.

 

5. Соподчинение мотивов.

Сначала поведение неопределенно: ребенок только что поделился гостинцами со сверстником и тут же отнимает у него понравившуюся игрушку. Это связано с тем, что разные мотивы сменяют друг друга и, в зависимости от изменения ситуации, ребенок руководствуется то одним мотивом, то другим. Но постепенно начинает возникать иерархия мотивов. Она придает направленность, последовательность поведению. Если главным становится мотив «для другого», соблюдение нравственных норм, ребенок будет действовать под их влиянием (постарается не лгать, не обижать). Но, конечно, это действует не во всех случаях. Часть мотивов выдвигается на первый план, становится наиболее значимой. Благодаря этому ребенок уже может сознательно добиваться цели, не поддаваясь отвлекающим влияниям, другим мотивам. Например, проводили следующий эксперимент: детям запрещали смотреть на привлекавшую их внимание игрушку. Младшие дошкольники не могут побороть желание посмотреть. Но большая часть детей четырех лет может не поддаваться искушению. В ситуации выбора игрушки трехлетние дети выбирают яркие, у четырех и пятилетних – «деловой» выбор – дети обосновывают свой выбор и берут то, чего у них нет в данный момент, и что они хотели бы иметь. Это показывает, что дошкольники в некоторой степени уже взвешивают свои побуждения, но только когда речь идет о выборе между однородными желаниями (одну игрушку или другую). Труднее для ребенка принять решение в ситуации, где сталкиваются нравственные нормы, с одной стороны, а с другой – ситуативные желания (хочется одного, но нужно делать другое).

6. Развитие воли.

Воля – это умение управлять своими действиями, внешними и внутренними, преодоление себя. Прежде всего, развивается произвольность движений, управление своим телом – ребенок учится координировать движения, становится более ловким. Кроме того, формируется произвольность познавательных процессов – памяти, восприятия, внимания. Например, около 4 лет ребенок ставит перед собой специальную цель – запомнить, взрослый обучает его первым приемам запоминания – например, повторению. Воля участвует и в процессе мышления, например, ребенок уже может прикладывать усилия, чтобы решить трудную мыслительную задачку, например, пробует разные варианты решения головоломки, может упорно ею заниматься.

7. Притязание на признание.

Потребность выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах. Ребенок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок. Также это проявляется в том, что малыш чаще начинает обращаться ко взрослому за оценкой результатов своей деятельности. Не стоит говорить ребенку: «Ты не сможешь этого сделать», «Ты не знаешь этого», «У тебя не получится», «Не мешай мне вопросами» и т.д. Совершая нравственный поступок, ребенок ждет положительной оценки со стороны взрослого, одобрения. При этом ребенок может специально демонстрировать свои достоинства, чтобы получить одобрение – это нормально. Но постепенно нужно сделать так, чтобы ребенок ориентировался не только на оценки взрослых, но и на сами поступки.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.